«МЛАДШИЕ БРАТЬЯ» ПОГИБШЕГО КОРАБЛЯ - «ТАТАРСТАН» И «ДАГЕСТАН» - СЛУЖАТ НА КАСПИЙСКОМ МОРЕ

Истребители-бомбардировщики Tornado ВВС Великобритании на минувшей неделе нанесли удар по ливийской военно-морской базе Триполи. В ходе операции был поражен, а, возможно, и пущен на дно фрегат Al Ghardabia. Он был спроектирован и построен в Зеленодольске. «БИЗНЕС Online» связалась с одним из создателей корабля, работавшим с фрегатом непосредственно в Ливии.

ТО ПОВСТАНЦЫ, ТО БРИТАНЦЫ

В ночь с 8 на 9 августа 2011 года истребители-бомбардировщики Tornado Королевских ВВС Великобритании нанесли удар по ливийской военно-морской базе Триполи. Среди прочего, управляемой авиационной бомбой Paveway IV калибра 500 фунтов был поражен и, видимо, окончательно выведен из строя фрегат Al Ghardabia, сообщает блог bmpd.livejournal.com (создан по инициативе Центра анализа стратегий и технологий). Дело в том, что этот сторожевой корабль уже попадал под удар Tornado — 19 мая в него угодила управляемая ракета Brimstone.

По некоторым данным, в нанесении финального удара участвовали экипажи 9 и 617 эскадрилий Королевских ВВС. Занятно, что 12 ноября 1944 года именно эти эскадрильи окончательно потопили германский линейный корабль Tirpitz. «Мельчают объекты и войны!» - усмехаются авторы блога.

Ирония еще и в том, что Al Ghardabia не выходил в море с 2007 года. Международные санкции в отношении Ливии не лучшим образом сказались на состоянии Военно-морских сил Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, в конце 80-х весьма внушительных по мощи. За 10 лет изоляции корабли ливийского флота (подавляющее большинство — советского производства) пришли в негодность.

В 2007 году сообщалось о том, что Рособоронэкспорт готовит контракт с Ливией на сумму более $2,2 миллиардов. Среди прочего Триполи намеревался оплатить ремонт двух фрегатов. Но до дела, видимо, так и не дошло. К началу 2011 года в ходовом состоянии оставался лишь однотипный с Al Ghardabia фрегат Al Hani, чьи орудия могли причинить антиправительственным силам немало хлопот. Но базировавшийся в Бенгази корабль попал в руки повстанцев. В СМИ появлялись фото Al Hani с прикрепленным на кормовой надстройке монархическим флагом Ливии, используемом повстанцами, сообщает портал flot.com.

ЭКСПОРТНЫЙ ПРОЕКТ

Оба фрегата были самыми ходовыми кораблями ВМС Ливии. Возможно, это объясняется тем, что они были созданы специально для этой страны.

В конце 60-х в СССР было решено создать экспортный сторожевой корабль, работа была поручена Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро (ныне — ОАО «ЗПКБ») и судостроительному заводу «Красный металлист» (ОАО «Зеленодольский завод им. Горького»). Проект получил шифр 1159 «Ягуар». В 1975 году на воду был спущен головной корабль. А всего до 1987-го построили 6 кораблей проекта 1159, столько же - 1159-Т и два — 1159-ТР. Последние предназначались как раз для Ливии и были «значительно переработаны» относительно своих систершипов. Они отличались увеличенным водоизмещением, конструкцией надстроек и наличием двух спаренных пусковых установок для противокорабельных ракет П-20М.

Изначально все «ягуары» временно входили в состав ВМФ СССР и только потом передавались на экспорт. Три корабля в 1978-79-85 годах получила ГДР (названы Rostock и Berlin и Halle), два – Югославия (1980-82; Split, Kopar), три – Алжир (1980-82-85; Mourad Rais», Rais Kellich, Rais Korfou), три – Куба (1981-84-88; Mariel, б/н 356, Monkada). Головной корабль использовался в ВМФ СССР только для обучения зарубежных экипажей и специалистов, в 1991 году он был передан Болгарии и переименован из «Дельфина» в Smeli.

О ливийских "ягуарах" скажем отдельно. СКР-201 (заводской номер — 255) был заложен 22 августа 1982 года, спущен на воду 27 апреля 1985-го, переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда - в Черное, для прохождения сдаточных испытаний. Вступил в строй 30 декабря того же года, временно вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота, а 28 июня 1986-го продан ВМС Ливии (Al Hani; номер — 212). СКР-195 (заводской номер — 256) заложили 18 апреля 1985 года, спустили на воду 27 апреля 1986-го, ввели в состав ЧФ 25 декабря, а 24 ноября 1987 года продали Ливии (Al Ghardabia; 213).

«ПОКУПАТЕЛЕЙ» РАССТРЕЛЯЛИ, А КОРАБЛЬ ЗАТОПИЛИ

«БИЗНЕС Online» попросила вспомнить, как создавались ливийские корабли, заместителя директора по военному судостроению завода им. Горького Юрия Пузырькова.

- Юрий Павлович, слышали о том, что британцы разбомбили один из ваших кораблей?

- Ох ты!.. Нет, ничего не слышал, хотя стараюсь следить за новостями из Ливии. Сам там был в конце 80-х - вместе с тремя инженерами главного инженерного управления (аналог нынешнего Рособоронэкспорта) ездил «закрывать» закончившуюся гарантию на один из этих кораблей.

- Чем ливийские «ягуары» отличались от своих собратьев?

- Для Ливии устанавливали сразу пять холодильных машин, а не две (для хранения продуктов), как обычно, - три машины обеспечивали работу механизмов, которые изначально приспособлены под наши умеренные температуры... Насекомые в тропиках кабели сжирали только так, а на 1159-ТР резина была другая — помню, эти кабели выпускали только на одном заводе, в Армении... И корабли у ливийцев много ходили. Они, правда, их переделали по-своему. Например, из кубриков сделали кафе. Баранов, кстати, на борту резали. На борту не жили, а приходили на время сборов. Моряки-то они, прямо скажем, не очень.

- Как показали себя корабли?

- Претензий почти не было. Тем более групповой зип на них включал широкий ассортимент запасных частей, и ливийский техупр обходился самостоятельно.

- Как вам показалась Ливия?

- Тогда как раз американцы обстреливали Триполи. Нам показали место, где упала одна ракета — рядом с дворцом Муаммара Каддафи... Ливия произвела хорошее впечатление. Во-первых, дороги. Мы же думали — куда едем? В страну «третьего ранга». Прилетели, из аэропорта едем — дороги широченные, развязки солидные! И кактусы! Диаметром метров пять-семь! Жарища страшная. И очень приятный запах кофе, по всей Ливии, нигде больше такого не встречал. И очень хороший ливийский чай: пачки — по килограмму, для нас это было диковинкой.

Как раз тогда перестройка началась. А в гостинице в то время телевизоров не было, и мы ходили в посольство слушать и смотреть, что дома происходит. Возле посольства, помню, была высоченная пальма, и так странно было увидеть на ней воробья. Вроде бы, Африка — а нет, и здесь «старый знакомый». Похоже, везде они есть... И очень много тараканов — ужас! Прямо по дорогам чуть ли не строем ходят.

Средиземное море там очень мелкое — можно по колено чуть ли не несколько километров пройти. И вот, купаясь, повстречали наших, русских, которые давно в Ливии живут. И они нам рассказали интересную историю. Каддафи послал в Англию военных покупать боевой корабль. Купили. Но англичане ливийцев обманули — подсунули какую-то рухлядь, но хорошо покрашенную. Когда все это открылось, Каддафи вывел в море этот корабль, построил на палубе покупавших его людей, их расстреляли, а корабль затопили. Было это в паре километров от того места, где мы купались.

- Получается, на ливийских кораблях «ягуары» и закончились...

- В общем, да, хотя мы ведь позже начали строить три корабля такого же класса для Индии, но потом все это дело пошло насмарку. Так что «ягуары» - «близкие родственники» служащих ныне на Каспии фрегатов «Татарстан» и «Дагестан» (ими стали два из заложенных в 1988 году кораблей, третий «корпус» - до сих пор на заводе. - Авт.), «платформа» та же.

Тимур Латыпов

Справка

Тактико-технические данные проекта 1159ТР.

Водоизмещение (стандартное/полное) — 1550/1705 т, длина — 96,51 м, ширина - 12,5 м, осадка — 3,28 м, скорость полного хода — 28 узлов, дальность плавания на максимальной скорости - 3800 миль, автономность – 10 суток. Вооружение: две сдвоенные пусковые установки противокорабельных ракет П-20М «Термит», сдвоенная пусковая установка ЗИФ-122 зенитно ракетного комплекса «Оса-М», две спаренных 76-мм артиллерийских установки АК-726, две спаренных 30-мм автоматических артиллерийских установки АК-230, четыре 400-мм торпедных аппарата, два бомбосбрасывателя. Экипаж — 112 чел.