«Этот закон не должен ущемлять отношения в родной республике. Вот наша цель. Поправки нужно внести до 8 января», — призвал председатель комитета ГС РТ по экономике и инвестициям Лутфулла Шафигуллин. Так, ТАИФ просит особый налоговый режим для целого предприятия, инвестирующего более 40 млрд рублей, на 25 лет. «У завода появились проблемы с санкциями, и инвесторы начинают задумываться», — печалится о своем Ренат Мистахов. О том, чего ждут от закона в Татарстане, — в материале «БИЗНЕС Online».
Ключевой темой сегодняшнего обсуждения комитета Госсовета РТ стал законопроект «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации»
Пул инвестпроектов в Татарстане оценивается в 5 трлн рублей
Ключевой темой сегодняшнего обсуждения комитета Госсовета РТ стал законопроект «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации», к которому нашлось множество вопросов сначала у помощника президента РФ Андрея Белоусова, назвавшего его сырым, затем у главы Сбербанка Германа Грефа, а сегодня — и у татарстанских парламентариев. Нормативный акт, с легкой руки главы РСПП Александра Шохина прозванный «Инвестиционным кодексом», уже принят в первом чтении Госдумой, он предусматривает возможность реализации инвестпроектов в рамках общего инвестиционного режима (обеспечивая равное право на получение господдержки) и проектного инвестиционного режима. Однако выяснилось, что он не отвечает на запросы крупнейших татарстанских предприятий и некоторых министерств.
Но перед тем как перейти непосредственно к изучению законопроекта, замминистра промышленности РТ Герман Лернер рассказал о проблемах и перспективах реализации в республике крупных инвестиционных проектов в нефтегазохимическом, машиностроительном и энергетическом комплексе республики. Он напомнил, что основу экономики Татарстана составляет промышленное производство, в республике работают 119 социально значимых предприятий. Кроме того, как следует из материалов к заседанию, сформирован пул из 48 перспективных инвестиционных проектов, как производственных, так и инфраструктурных, на общую сумму около 5 трлн рублей. Причем 29 из них — проекты, реализуемые частными инвесторами, на общую сумму около 4 трлн рублей.
Лернер подчеркнул, что локомотивом роста традиционно являются предприятия нефтегазохимического комплекса. Так, объем инвестиций в проекты группы компаний «ТАИФ» оцениваются в сумме до 2 трлн рублей. К 2023 году запланировано строительство нового олефинового комплекса на НКНХ и производных, а также комплекса переработки тяжелых остатков. Проекты «Татнефти» на общую сумму около 1 трлн рублей включают развитие нефтехимического и газохимического направления, а также уплотнение сетки скважин Ромашкинского месторождения. «В 2020 году ТАНЕКО планирует ввод установки каталитического крекинга мощностью 1,1 тысячи тонн в год и опытно-промышленной установки гидроконверсии гудрона мощностью 50 тонн в год. Также ведется работа по созданию ОЭЗ „Алма“», — сказал он, пояснив, что для эффективной реализации всех этих проектов требуется расширение мер поддержки путем внесения изменений в законодательство.
Он также обратил внимание на модернизацию объектов энергосистемы, которая, по его словам, имеет первостепенное значение. За последние пять лет уже было модернизировано четыре крупных объекта, что позволило увеличить мощность энергосистемы на 1,2 ГВт, также продолжается проработка проекта модернизации Заинской ГРЭС путем строительства двух ПГУ мощностью 1700 мегаватт. У ТАИФа намечено строительство двух установок мощностью до 495 МВт на «Нижнекамскнефтехиме», а также до 250 МВт — на «Казаньоргсинтезе».
В рамках инвестпрограммы КАМАЗа на рынок будут выведены новые грузовики поколения К5, на заводе двигателей запущен силовой агрегат нового типа, а на «Даймлер Камаз Рус» завершено строительство завода каркасов кабин. «Проект КАМАЗа и „Даймлер Рус“ реализуется в рамках заключенного в 2018 году специального инвестиционного контракта, но есть риски неисполнения обязательств из-за изменений нормативно-правовых оснований господдержки автомобильной промышленности РТ», — констатировал Лернер. Зато автогигант вместе с еще 13 предприятиями Татарстана вошли в корпоративную программу повышения конкурентоспособности — они смогут получить доступ к финансированию экспортных проектов.
Герман Лернер: «Проект КАМАЗа и „Даймлер Рус“ реализуется в рамках заключенного в 2018 году специального инвестиционного контракта, но есть риски неисполнения обязательств»
Что не так с инвестиционным кодексом?
Обрисовав итоги и планы по инвестициям, Лернер отметил, что проект федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» требует ряда уточнений. Так, в области нефтедобычи, по его словам, необходимо закрепить гарантии сохранения действующих дифференциальных режимов, а также нужны механизмы возмещения затрат на создание объектов инфраструктуры.
Индира Киреева, замминистра экономики РТ, выступавшая с содокладом, сообщила, что законопроект был принят в первом чтении и в течение месяца к нему можно прислать поправки. Во-первых, она предложила доработать понятийный аппарат, включив в него определение частных инвестиций; во-вторых, предоставить субъектам более широкие полномочия по вопросам регулирования инвестиционной деятельности. В-третьих, необходимо гарантировать сохранность успешно применяемых в республике дифференциальных режимов в ОЭЗ и ТОСЭРах. Четвертое — уточнить меры господдержки на федеральном уровне, в частности, включить дополнительные механизмы стимулирования в виде вычетов налога на прибыль в размере стоимости инвестиций, а также изучить целесообразность снижения требования к объемам инвестиций по ряду отраслей. Вместе с тем законопроект, по ее словам, содержит ограничения на применение проектного режима к инициативам, прямо или косвенно связанным с добычей сырой нефти и природного газа (в том числе попутного).
Замгендиректора НКНХ Алла Евстафьева, выступавшая от лица всей группы компаний ТАИФ, попросила парламентариев внести целый ворох изменений в законопроект. Например, по ее мысли, нужны корректировки, которые бы увеличили сроки предоставления льгот с 7 до 13 лет для проектов дороже 10 млрд рублей. Кроме того, она выступила за механизм инвестиционного налогового вычета, установив налоговую ставку, подлежащую уплате в бюджет, на уровне 5%. Третья корректировка от ТАИФа касалась механизма работы: по ее словам, вначале надо определить, какие инвестпроекты могут претендовать на заключение соглашения, и утвердить сроки. Механизм, как она считает, должен действовать на проекты, начатые с 1 января 2018 года — когда был подписан указ президента о стратегических целях. Датой начала реализации проекта она предложила брать дату получения разрешения на строительство. Необходимо определить перечень налогов, по которым будут предоставляться льготы, размер льгот и субсидирование выпадающих доходов.
«Для проектов масштабом более 200 миллиардов рублей и объемом собственных вложений не менее 40 миллиардов рублей предлагается рассмотреть возможность применить особый налоговый режим ко всей деятельности предприятия, а не только в части реализации отдельно взятого проекта. Максимально увеличить сроки действия соглашения до 25 лет, с учетом существующей действительности пересмотреть порог максимального отклонения в размере 40 процентов от установленных соглашением параметров реализации проекта», — перечисляла Евстафьева.
Представитель минтранса РТ тоже не согласился с принятием законопроекта в данной редакции. «Тут смешались все понятия промышленных и инфраструктурных инвестиций, ухудшив положение инвесторов инфраструктурных проектов», — говорит он.
Марат Галеев: «Белоусов, помощник президента России, прямо говорит, что закон сырой, но аппарат президента одновременно торопит, говорит: срочно принимайте»
«экономика не будет стабильной, но надо понимать, когда инвестиции вернутся»
Председатель комитета Госсовета РТ по экономике Марат Галеев предложил создать по этому вопросу рабочую группу. «Пожеланий очень много, огромное количество замечаний. Белоусов, помощник президента России, прямо говорит, что закон сырой, но аппарат президента одновременно торопит, говорит: срочно принимайте. Потому что, как сегодня отмечали, триллион рублей не использован, частные инвесторы не вкладываются, потому что ждут повышенных гарантий. Не совсем ясен целый ряд положений: будут ли преференции субъектов по действующему законодательству на весь срок сохранены. Это прямым текстом нигде не написано, все говорят, что вроде как-то предполагается», — отметил Галеев.
— Хорошо, добро, я об этом скажу, — кивнул Шафигуллин и призвал задавать вопросы.
Зампред Госсовета Марат Ахметов поинтересовался у Киреевой, можно ли в той форме, в которой законопроект согласован в первом чтении, его практически приложить к какой-нибудь инвестпрограмме. «Если у тебя миллиард — сумма инвестпроекта, насколько этот закон облегчит твою нагрузку?» — задался он вопросом.
Киреева сообщила, что ТАИФ и «Татнефть» провели определенные расчеты. «Но условия, которые есть в законопроекте, не учитывают потребности наших компаний. У ГК ТАИФ есть запросы по акцизам», — отметила она. Евстафьева подхватила, что действующий механизм возвратного акциза является концессионной мерой для нефтехима и отсутствие оговорки о стабилизации этого возвратного механизма приведет к тому, что в любое время он может быть исключен. «Соответственно, предприятие выпадает из обоймы и вся инвестпрограмма, будь она на середине пути, может не завершиться», — переживает она.
Генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов сообщил, что за 9 лет завод им. Горького провел капитализацию на 6 млрд рублей. «Наши инвесторы вкладывают деньги, ожидая стабильность и уверенность в завтрашнем дне, а ее не имеют. Мы провели замену оборудования, но по факту имеем снижение объема производства на 20 процентов, и в следующем году она тоже просматривается. У завода появились проблемы с санкциями, и инвесторы начинают задумываться. Мы осознаем, что экономика не будет стабильной, но надо понимать, когда инвестиции вернутся», — заявил он.
«Проект закона говорит: инвестиции предполагают прибыльность. Есть инфраструктурные проекты, где прибыльность необязательна: дороги, ВСМ. Там сроки окупаемости настолько длинные, что на ноль выйдешь, и то хорошо. Поэтому эксперты предлагают, чтобы концессионные вопросы в этом году не трогали, потому что они не попадают под действие этого закона», — предложил Галеев еще одну поправку.
Лутфулла Шафигуллин: «За столь непродолжительное время сделано, я считаю, немало: проведено пять заседаний комитета, рассмотрены три законопроекта, ряд законодательных инициатив»
«руководство России хочет вытащить 30 трИЛЛИОНОВ рублей и привлечь к промышленности»
«Для инвестиций в промышленные активы условия улучшаются, а для инвесторов в инфраструктуру — ухудшаются», — резюмировал Шафигуллин, призвав изучить все поправки от компаний и министерств. Он пояснил, что законопроект направлен на решение трех ключевых вопросов: он формирует основы законодательства РФ об инвестиционной деятельности, создает правовую основу для частного инвестора и юридически закрепляет договоренности между публично-правовыми образованиями и организациями, реализующими проекты, вводя институт соглашений. «Однако, по нашему мнению, законопроект задачи не решает, не содержит прямого регулирования мер господдержки при общем инвестиционном режиме. К нему имеется большое количество замечаний и у инвесторов, и у органов исполнительной власти, которые совпадают с замечаниями других субъектов. […] Этот закон не должен ущемлять наши отношения в республике нашей родной. Вот наша цель. Поправки нужно внести до 8 января. Вопрос в том, что руководство России хочет вытащить 30 триллионов рублей и привлечь к промышленности. А каким образом — другой вопрос», — заключил он.
Успели депутаты переговорить и о внесении изменений в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства. Он не вызвал расхождений, разве что президент ассоциации МСБ Рафик Шайхутдинов отметил, что если в развитых странах доля малого и среднего бизнеса составляет 50–60%, в Татарстане — только 26%. Хотя по Стратегии-2030 запланировано около 30%. «Мы совместно с омбудсменом республики проводили опрос предпринимателей, с чем оно связано. Одна из причин в том, что у наших предпринимателей из 42 муниципальных образований только в пяти — нормальные отношения с администрацией. В субботу был конкурс на лучший общественный совет предпринимателей. Только 22 муниципальных образования выставили свои общественные советы, в остальных они либо не существуют, либо не действуют», — пожаловался он.
«Коллеги, прошло три месяца нашей совместной работы. Это первый отчет комитета в этом созыве. За столь непродолжительное время сделано, я считаю, немало: проведено пять заседаний комитета, рассмотрены три законопроекта, ряд законодательных инициатив», — подвел итоги заседания Шафигуллин. Он также отметил, что принятие законопроекта потребует приведения в соответствие и республиканского законодательства. Но депутаты с подачи Галеева пока решили отложить разработку республиканского законопроекта и бросить все силы на подготовку правок к федеральному нормативному акту.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.