В Казани в эти выходные прошел финал Кубка России — первый этап сотрудничества между правительством Татарстана и федерацией компьютерного спорта России. Дальше в столице планируют организовать центр подготовки киберсборных, проводить этапы школьных и студенческих лиг, а еще внедрить компьютерный спорт в федеральную программу ГТО. Как республика собирается всех «нагибать» в виртуальной реальности, разбирается «БИЗНЕС Online».
В Казани в эти выходные прошел финал Кубка России — первый этап сотрудничества между правительством Татарстана и федерацией компьютерного спорта России
«Сфера киберспорта является важной для развития Российской Федерации»
«Главный киберспортсмен республики», — не без иронии представила себя Лейла Фазлеева в конце ноября на подписании соглашения с федерацией компьютерного спорта (ФКС) России. Многих могло удивить, что вместо представителя профильного министерства спорта на церемонии присутствовал заместитель премьер-министра республики, но объясняется это просто: работу по киберспорту в Татарстане рассматривают больше в социальной плоскости, чем в спортивной, потому данную деятельность поручили Фазлеевой.
«Сфера киберспорта является важной для развития Российской Федерации, значимой для работы с молодежью, — заявила она. — Вместе мы должны провести [финал Кубка России] достойно и получить позитивный результат».
Эти слова стали итогом переговоров между правительством и федерацией, которые длились почти год. Причина затяжки — предложение о финале Кубка появилось слишком поздно, когда в республике уже был сформирован план по мероприятиям на 2019 год. Тем не менее киберспортивному турниру удалось найти место в графике. В него вошло четыре дисциплины — стратегия Dota 2, шутер Counter-Strike: Global Offensive, мобильная игра Clash Royale, а также симулятор полета на дронах.
Президент ФКС России Дмитрий Смит: «Мы были удивлены, что в Татарстане так много людей поддерживают киберспорт»
С самим форматом Кубка казанцев познакомили весной прошлого года. Тогда федерация киберспорта Татарстана организовала региональный отбор: сначала состоялись этапы в районах республики (Мамадышском, Лаишевском, Тетюшском и Азнакаевском), затем лучшие отобрались на финал в столицу РТ, а оттуда отправились уже на гранд-финал, который и пришел в город сейчас.
«Мы были удивлены, что в Татарстане так много людей поддерживают киберспорт, — сказал президент ФКС России Дмитрий Смит. — Мы не были ограничены одним министерством спорта и получили всестороннюю поддержку».
Турниры такого рода проводились и ранее — во времена президентства Ильсура Метшина в «Рубине» Казань принимала Кубок мэра по киберфутболу; «Татнефть Арена» организовывала киберспортивный фестиваль
Турниры такого рода проводились и ранее — во времена президентства Ильсура Метшина в «Рубине» Казань принимала Кубок мэра по киберфутболу; «Татнефть Арена» организовывала киберспортивный фестиваль. Но ни одно из мероприятий не сопровождалось долгосрочными планами — не только по дальнейшим турнирам, но и по системной подготовке киберспортсменов на манер их коллег из олимпийских видов.
«Ни мы, ни руководство республики не заинтересованы в одноразовом мероприятии, — отметил Смит, сам в прошлом киберспортсмен и второй номер в мировом рейтинге стратегии Starcraft. — Киберспорт — это массовое явление, которое уже нельзя игнорировать. Наша задача — постройка системы».
И как же будет выстроена такая система?
Уже сейчас, как стало известно «БИЗНЕС Online», в республике обсуждается проект центра киберспорта для подготовки спортсменов по основным соревновательным дисциплинам — Counter-Strike, Dota 2, FIFA и другим
ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КИБЕРСПОРТСМЕНОВ
Уже сейчас, как стало известно «БИЗНЕС Online», в республике обсуждается проект центра киберспорта для подготовки спортсменов по основным соревновательным дисциплинам — Counter-Strike, Dota 2, FIFA, Mortal Kombat и др. За его основу возьмут оборудование, которое закупили под завершившийся финал Кубка России.
Финального решения по размещению центра пока нет, но называются три варианта. Школа либо окажется в специально построенном для нее объекте, либо распределится по казанским вузам со студенческими киберспортивными клубами в основе, либо же перейдет на территорию компьютерных клубов, уменьшив в них время для платного посещения любителей.
Самым вероятным выглядит второй вариант, учитывая социальную направленность киберспорта в Татарстане и планы на организацию целой студенческой лиги в республике. Они, надо признать, логичные, ведь целевая аудитория игр — как раз студенты. В 2018-м 38,9% посетителей одного из старейших компьютерных клубов Казани Artcore были в возрасте от 18 до 24 лет, как нам сообщили в заведении. Следующая по численности категория — от 25 до 34 (31,1%).
Ребят младше 18, проще говоря, школьников — 17,2%. Для этой возрастной категории в новом центре планируются турниры уже существующей школьной лиги. «Важное уточнение — мы можем работать только с детьми 14 лет и старше», — говорит президент ФКС России. Таково требование министерства здравоохранения РФ. С 16 лет ребята могут участвовать в международных соревнованиях, так что у федерации есть только два года, чтобы всесторонне подготовить своих спортсменов. Поэтому, как и в обычном спорте, здесь важен тренерский вклад.
Смит вспомнил финал Кубка по Clash Royale, где татарстанский участник Адель Баширов с никнеймом Паша вел 3:0, но затем упустил инициативу и проиграл 3:4, по итогу заняв второе место. «Ему не хватило турнирного опыта и мудрого наставника», — заключил Дмитрий. И то и другое будущие звезды киберспорта смогут получить в новом центре, если его одобрит правительство республики.
Федерация, подчеркивает президент, активно работает со многими регионами (Тюменская область, Нижегородская, Свердловская), но только с Татарстаном у нее планы на такое долгосрочное сотрудничество.
Аудиторию киберспорта в России можно оценить по трансляциям из Казани во время финала Кубка. За первым днем соревнований наблюдали 1,1 млн пользователей «ВКонтакте», за вторым — 1,2 млн
КИБЕРСПОРТ В ГТО
ФКС России основана в 2001 году, когда направление еще не было популярно, как сейчас, а большинство стран не зарегистрировало свои федерации. Киберспорт, однако, признан в России как вид указом министерства спорта только через 15 лет. Сейчас у ФКС есть представительства в 71 регионе. 56 из них, в том числе Татарстан, аккредитовали свои федерации и получили государственную поддержку на организацию различных турниров. Международная федерация, в свою очередь, появилась в 2008-м.
Аудиторию киберспорта в России можно оценить по трансляциям из Казани во время финала Кубка. За первым днем соревнований наблюдали 1,1 млн пользователей «ВКонтакте», за вторым — 1,2 миллиона. Всего в киберспорт в стране вовлечены более 10 млн человек, согласно исследованию Nielsen Sports для РБК, а уровень вложений сложно даже оценить. Кажущийся большим призовой фонд казанского турнира в 3,5 млн рублей не такой крупный на фоне конкурентов. Только в этом году в мире прошли два турнира с призовыми выше $30 миллионов.
Проще говоря, рынок достиг таких размеров, что игнорировать его уже невозможно, а способов использовать популярность первого не сосчитать. Свой придумали и в Татарстане. По нашей информации, в эти выходные казанская сторона организовала переговоры между представителями ФКС России и федеральными операторами ГТО. Обсуждали включение киберспорта в программу комплекса. По планам желающий получить аттестат после основных тестов (бег, подтягивания и т. д.) может выбрать в качестве дополнительного норму по Dota 2 или Counter-Strike. Отстрелялся на компьютере — получил знак готовности к труду и обороне.
Помогает ли киберспорт молодежи или нет, Татарстану предстоит выяснить. Сейчас известно одно — масштаб
Организаторы ГТО одобрили идею и даже выразили готовность включить киберспорт в программу уже в следующем году. Татарстан, само собой, выступит пилотным регионом. Логика такая — комплекс ГТО должен фиксировать не только физическое развитие человека, но и интеллектуальное, а один из способов протестировать его — игры. Они развивают реакцию и требуют стратегического мышления. На аргумент, что, помимо этого, игры вызывают зависимость и как минимум портят зрение и осанку, ФКС России парирует исследованием, заказанным ею самой. По его результатам, увлеченные киберспортом люди занимаются традиционными видами спорта в 1,5 раза чаще, чем остальные.
Помогает ли киберспорт молодежи или нет, Татарстану предстоит выяснить. Сейчас известно одно — масштаб. Если футболом в республике занимались на 1 января 2019-го 46,4 тыс. человек, по данным минспорта РТ, волейболом — 37,9 тыс., баскетболом — 32,4 тыс., то общий трафик одного только компьютерного клуба Artcore за год составил 224 тыс. людей с лучшим результатом в сентябре (24 тыс.).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.