«Думаю, что у него все-таки была некоторая психологическая неустойчивость и кто-то ею воспользовался», — рассуждают сегодня эксперты о случившейся накануне в центре Москвы перестрелке у здания ФСБ. В результате происшествия погибли двое — нападавший и сотрудник спецслужбы, еще пятеро ранены. Злоумышленником оказался бывший охранник ЧОПа, живший с матерью и увлекавшийся стрельбой. О том, что могло подвигнуть 39-летнего бизнесмена взять в руки автомат и бомбу, — в материале «БИЗНЕС Online».
У дверей здания ФСБ на Лубянке мужчина устроил стрельбу, в результате которой пятеро ранены и один сотрудник спецслужбы убит
ЛУБЯНСКАЯ ПЕРЕСТРЕЛКА
Изрядно подпортил профессиональный праздник всем российским чекистам инцидент, произошедший накануне в центре Москвы. Там у дверей здания ФСБ на Лубянке мужчина устроил стрельбу, в результате которой пятеро ранены и один сотрудник спецслужбы убит. Самого нападавшего, вооруженного до зубов, ликвидировали в ходе перестрелки. Что стало мотивом для дерзкого нападения — все еще остается загадкой.
События на Лубянке накануне развивались весьма стремительно. Информация о стрельбе возле здания ФСБ на Кузнецком мосту появилась около 18 часов — изначально сообщалось, что неизвестный в темной одежде, с рюкзаком и автоматом Калашникова наперевес попытался проникнуть в приемную здания спецслужбы. При этом сначала говорилось везде об одном нападавшем, а потом уже о троих — информация поступала стихийно, публикуемые ежеминутно посты в соцсетях от горожан из центра Москвы вносили свою лепту в развитие событий. В частности, утверждалось, что двоих нападавших удалось ликвидировать сразу, а третий сбежал, и именно он устроил дальнейшую заварушку. Позже сведения о том, что в нападении участвовали трое человек, официально опровергли в самом ФСБ, причем несколько раз меняя официальные комментарии.
Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, вооруженный мужчина, зайдя в здание спецслужбы на Кузнецком мосту, увидел, что ему придется проходить через досмотр, запаниковал и выбежал из здания, двигаясь в сторону центрального здания ФСБ неподалеку на Лубянке, попутно отстреливаясь от преследователей. В результате пострадал сотрудник спецкомендатуры ФСБ, получивший тяжелейшие ранения. После этого, как отметили потом эксперты, действуя как опытный «боец», мужчина, прячась за машинами и колоннами здания, некоторое время отстреливался по своим преследователям и прохожим. Ему удалось убить одного сотрудника ФСБ и ранить еще пятерых, включая как минимум одного прохожего в ногу. В конечном итоге спустя почти час поступили данные о ликвидации злоумышленника снайпером — видеокадры этого тут же облетели все телеграм-каналы и СМИ. На видео отчетливо видно, как несколько пуль попадают в вооруженного автоматом человека за колоннами, от чего тот падает на землю.
Пока разворачивались все эти трагические события, в Кремле проходило торжественное мероприятие в честь Дня работника органов безопасности с участием президента России Владимира Путина и всех высокопоставленных силовиков. По словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, российскому лидеру тут же сообщили об инциденте и он знал о развернувшейся перестрелке совсем недалеко от Кремля. При этом День чекиста отмечается сегодня, 20 декабря, накануне отмечался другой праздник — День военной контрразведки. Из-за происшествия силовики объявили план «Крепость», по которому все объекты ФСБ и МВД, не только в Москве, вооружались и приходили в полную боеготовность. Объявлялся ли план «Крепость» в Казани — неизвестно.
Весь вечер журналисты по многочисленным сообщениям и постам в соцсетях восстанавливали полную хронологию событий. В интернете можно найти множество записей с камер видеонаблюдения с соседних зданий и непосредственные кадры, снятые самими очевидцами, которые оказались в оцеплении на все время спецоперации. Зачастую на эмоциях они путались в своих показаниях — даже заявляли, что могла действовать целая группа террористов. Выводить людей стали только после ликвидации нападавшего. Установленное оцепление пришлось расширить из-за того, что был найден рюкзак нападавшего, в котором могло быть что угодно: боеприпасы, гранаты и самодельное взрывное устройство. Некоторое время ждали саперов со специальным роботом, действительно обезвредившим в итоге взрывное устройство. Боялись силовики и того, что тело нападавшего также могло быть заминировано. Именно робот-сапер сделал первые фотографии убитого нападавшего — на нем было худи с изображением волка и Луны. По снимку спецслужбы тут же приступили к идентификации мужчины.
Из-за происшествия силовики объявили план «Крепость», по которому все объекты ФСБ и МВД, не только в Москве, вооружались и приходили в полную боеготовность
ЖИЛ С МАМОЙ, РАБОТАЛ В ОХРАНЕ, УВЛЕКАЛСЯ СТРЕЛЬБОЙ
Через несколько часов, уже глубокой ночью, стала известна личность злоумышленника. По данным Mash, им оказался 39-летний житель Подольска Евгений Манюров, который занимался бизнесом, правом, а также консультированием в области управления коммерческой деятельностью. Также сообщается, что он неплохо стрелял, неоднократно участвовал в стрелковых соревнованиях. Ходил на открытые лекции в ВШЭ и заканчивал Российскую академию правосудия.
Корреспонденту Bazа, как следует из их сообщений, еще до прибытия следователей по месту жительства Манюрова удалось побеседовать с его матерью, с которой тот и проживал. Та рассказала, что ее сын долгое время работал на охранных предприятиях, в том числе связанных с ветеранами спецподразделений, в частности с охранной компанией «Вымпел-резерв». «Он просто ненавидел этих кагэбэшников. Он сам мне это говорил. Почему? Я не знаю, он мне не объяснял», — приводит слова матери Baza. По словам женщины, Манюров не служил в армии, еще в детстве занимался боксом и рукопашным боем, а в последнее время активно увлекался стрельбой в качестве хобби. Незадолго до нападения на здание ФСБ он уволился с последнего места работы в ЧОПе. По данным Mash, у Манюрова не было друзей, он ни с кем не общался, жил с матерью, отец Фатих Манюров ушел из семьи еще в детстве. Мужчина держал траур по умершей летом бабушке, с которой был очень близок. Пил таблетки — имелись проблемы с давлением. Не курил и не употреблял алкоголь, «только чай с лимоном, заваренный шиповник и клюкву». В телеграм-каналах, со слов отца, также упоминалось о том, что Манюров мог работать в посольстве ОАЭ охранником, но позже эти данные не нашли своего подтверждения.
После беседы корреспондента Baza с матерью Манюрова журналиста задержали силовики и продолжительное время удерживали — отпустили только сегодня утром. Во время обыска в квартире Манюрова нашли травматический пистолет и четыре винтовки, в том числе две «Сайги» и карабин «Вепрь», и очень много патронов к ним. При себе, напомним, у нападавшего было еще и взрывное устройство, подключенное к мобильному телефону, и гранаты.
В настоящий момент по факту произошедшего следственными органами возбуждено уголовное дело по ст. 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов»), тут же ст. 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия»), а скорее всего, еще и добавят ст. 30 и ст. 105 УК РФ («Убийство»). Хотя спецслужбы не оставляют надежд на квалификацию случившегося как теракт, и не исключено, что дело переквалифицируют по ст. 205 УК РФ («Терроризм»). По иронии судьбы, на днях директор ФСБ Александр Бортников заявлял, что в этом году не было в стране ни одного теракта. Руководитель СК России Александр Бастрыкин поручил передать дело в центральный аппарат. Настоящие мотивы, из-за которых Манюров устроил перестрелку в центре Москвы, до сих пор до конца не ясны.
Эксперты разошлись во мнениях, можно ли считать действия «лубянского стрелка» терактом или это лишь следствие «психического расстройства»
«НА МОЙ ВЗГЛЯД, ЭТО ВСЕ-ТАКИ ТЕРАКТ»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты разошлись во мнениях — можно ли считать действия «лубянского стрелка» терактом или это лишь следствие «психического расстройства».
Виктор Литовкин — военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке:
— Я не думаю, что это нападение могло быть кому-то выгодно. Просто человек или ненормальный, или чем-то разозленный на ФСБ. Вот такое у меня предположение. На самом деле за этим может стоять месть ФСБ за что-то. Поживем, как говорится, увидим.
Не думаю, что то, что он якобы работал в посольстве Арабских Эмиратов, может о чем-то говорить. Ну работал и работал. Неужели вы думаете, что сотрудники посольства ОАЭ могли его натравить на ФСБ? Почему на ФСБ, почему не на министерство обороны, не на Государственную Думу, не на Совет Федерации и так далее, и тому подобное? Вопросов много, но ответ на них смогут дать только те люди, которые будут заниматься расследованием.
Алексей Филатов — подполковник ФСБ в отставке, вице-президент международной антитеррористической ассоциации «Альфа»:
— На мой взгляд, это все-таки теракт. И хотя исполнитель — одиночка, но, судя по тому, как он долго готовился, и тому, что он произвел свои действия в таком месте и в такое время, у него были кураторы, которые его инструктировали. Сейчас выясняется, что он несколько месяцев жил без работы, при этом спокойно передвигался, занимался стрелковой подготовкой, на что нужны деньги. Есть также данные, что он поддерживал какие-то связи по интернету с какой-то из стран Ближнего Востока и говорил по-английски. Тот эффект, который он в итоге произвел, тоже говорит о том, что можно квалифицировать как теракт. Стрелок явно не был душевно больным. Можно также сказать, что в его действиях был элемент подражательства. Его мотивировали «подвиги» его предшественников и в США, и у нас. Но думаю, что у него все-таки была некоторая психологическая неустойчивость и кто-то ею воспользовался, так же, как и его желанием прославиться.
Что касается ОАЭ, то я их не отношу к странам, потенциально опасным с точки зрения терроризма. Это не радикальная страна, скорее лояльная. Но думаю, что даже на территории Эмиратов есть рекрутеры террористических организаций, с которыми лубянский стрелок мог связываться и которыми он мог быть ведомым.
«Возможно, у него были обостренные чувства неприязни к сотрудникам ФСБ и правоохранительных органов»
«Я ДУМАЮ, ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК БЫЛ НЕМНОЖКО НЕ В СЕБЕ…»
Александр Михайлов — генерал-майор ФСБ в запасе, экс-руководитель управления правительственной информации РФ:
— Начнем с того, что сейчас все это вообще очень непонятно и загадочно. Дело в том, что место, где он находился и где стрелял, — достаточно безлюдное. Это, по сути, стоянка между двумя зданиями: Домом делегаций и Домом-2 (тыльной части того здания, которое выходит на Лубянку). Поэтому, что он там делал и какую цель преследовал — сложно сказать. Тем более из его биографии не следует каких-либо предпосылок для совершения данного преступления.
Тут можно строить разные версии. Меня уже спрашивали, не завербован ли он, не является ли он сторонником чего-то… Но пока следствие идет, пока мотив не определен, сложно что-то говорить. Моя точка зрения заключается в том, что все-таки это была какая-то психопатическая личность, которая действовала, с одной стороны, как бы и подготовлено, а с другой — абсолютно спонтанно. Потому место, в котором Манюров находился, не было точкой, где можно нанести большой ущерб людям. Там мало пешеходов, людей, поэтому, что он там делал — сложно сказать. Тем более что, как я уже сказал, из его биографии, по предварительной информации, которая уже опубликована, сложно понять его мотивы и цели.
Я слышал про «арабский след», но думаю, что все равно эту информацию надо проверять. Все надо проверять. А на данный момент мы имеем только то, что имеем. У нас есть факт, но нет пока мотива. А мотив должен появиться в процессе следствия.
Понимаете, это не тот теракт, который бы мог привести к таким последствиям, что прямо «ах!» Это не взрыв в метро, не угон самолета… Стрелял он не в таком уж и публичном месте… Да и вся эта его стрельбы была, на первый взгляд, какая-то спонтанная. Когда мы имеем дело с террористами, то видим, что их основная задача — нанести максимальный ущерб, создать огромный общественный резонанс. А в данном случае он, конечно, определенный резонанс создал, но не такой уж большой. Поэтому следствие сейчас будет разбираться, но я думаю, у него сейчас много вопросов возникнет по всей этой ситуации.
Сергей Гончаров — президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»:
— По последней информации, которую мы имеем, ФСБ подтвердила, что это был один человек. Он занимался в стрелковом клубе, имел при себе полуавтоматическое оружие «Сайга», и не подтверждается, что у него имелись пособники. Я не склоняюсь к тому, что это спланированное нападение. Я думаю, что этот человек немножко не в себе. Возможно, у него были обостренные чувства неприязни к сотрудникам ФСБ и правоохранительных органов. Но я не исключаю, что его подвергли какой-то агитации, вербовке со стороны исламских экстремистов. Но то, что он был один, и говорить о том, что это спланированное вооруженное нападение, я не могу.
Целей у него было несколько. Первое — это то, что все произошло накануне Дня чекиста. Второе — в тот же день президент выступал в Кремлевском дворце перед сотрудниками госбезопасности, и почти 2 тысячи корреспондентов после пресс-конференции Путина остались в Москве. Думаю, эти три причины послужили поводом для того, чтобы устроить данную трагическую акцию.
Говорить о каком-то арабском следе рано, пока следствие не выявит все пути. Если существовало какое-то психологическое давление либо вербовка ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) — это одно, если этот человек был нездоров и, как говорят его знакомые, со странностями, это другое. Но сейчас мы можем только предполагать. Однако для окончательных выводов должна быть четкая, ясная позиция следственных органов и психологической экспертизы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.