Адиля Хайбуллина — казанский киноведФото:«БИЗНЕС Online»


1. «Дылда» (Кантемир Балагов)


История двух молодых женщин-фронтовичек, которые возвращаются в послевоенный Ленинград и пытаются обрести новую мирную жизнь, когда и вокруг, и, главное, внутри них — руины. 

Вторая режиссерская работа Кантемира Балагова «Дылда» получила приз за режиссуру в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля – 2019. Фильм при всей своей искусственности и правильной режиссерской и операторской выстроенности производит, однако, сильнейшее эмоциональное впечатление. «Дылда» Балагова — новый изощренный, очень красивый и модный способ манипулирования зрительским вниманием через отстраненную, но очень реальную интерпретацию, казалось бы, конкретной истории. Очевидно, что Балагов становится одним из самых интересных авторских режиссеров сегодня, укрепляя свои позиции подобными фестивальными фильмами.


2. «Верность» (Нигина Сайфуллаева)


Лена — талантливая акушер-гинеколог, ее муж Сережа — артист провинциального драмтеатра. Близость и нежность у них есть, секса нет. Лена подозревает, что Сережа завел роман на стороне, но она мучается молча и не выдает свою ревность. Вместо того чтобы выяснить отношения с мужем, Лена сама начинает изменять ему со случайными мужчинами. Она, конечно, не думала, что ее параллельная жизнь окажется не менее подлинной, чем основная, и не менее реальной, и настолько опасной. 

Один из главных фильмов «Кинотавра» 2019 года — «Верность» Нигины Сайфуллаевой — классическая по жанру эротическая драма филигранной выделки, что является редкостью для российского кинематографа. Героиня открывает для себя новые грани своей чувственности и обретает новую свободу, делает подобное смело и откровенно. «Верность» — это не просто красивая и тонкая пикантная мелодрама об угасших и вновь вспыхнувших чувствах, а психологически точное и удивительно глубокое препарирование темы верности себе и партнеру, которое к тому же визуально изящно воплощено на экране.


3. «Сторож» (Юрий Быков)


Размеренную жизнь сторожа заброшенного санатория нарушает приезд странной пары, которая просит остановиться в одном из номеров. Всем троим есть что скрывать и от чего прятаться в снежной глуши. 

Новая драма от автора «Майора» и «Дурака» оказалась скорее притчей и отнюдь не социальной зарисовкой, которую все привыкли ожидать от Юрия Быкова. «Сторож» — личное произведение режиссера, в центре которого находится человек. Не случайно Юрий Анатольевич сам является и исполнителем главной роли — это словно попытка побеседовать и наконец договориться с собой. Возможно, подобное разочаровало поклонников режиссера, ожидающих от него новых жестких высказываний о том, как все у нас в России несправедливо устроено, однако Быков едва ли не впервые позволяет себе просто снимать кино — и такой жест оказывается более радикальным, чем очередное обличение пороков нашего общества. По-новому сильная работа режиссера, его новый авторский уровень. 


4. «Большая поэзия» (Александр Лунгин)


Виктор и Леха живут в небольшом городе и работают инкассаторами: охраняют чужие деньги, сочиняют стихи, ходят на петушиные бои и ищут лирику среди фальшивой пестроты огромных новостроек, но вместо рифм и панчей молодые люди находят способ изменить жизнь — и это ограбление. 

О том, что Александр Лунгин снял новую версию балабановского «Брата», высказались практически все, кто видел данный фильм, но все же режиссеру удалось переосмыслить это культовое кино и сделать свое независимое авторское высказывание. По словам Лунгина, его картина говорит не столько о посттравматическом синдроме, сколько о состоянии войны в человеке. «Большая поэзия» показывает и создает особенный мир, где этот синдром есть едва ли не у всех действующих лиц, причем не только у тех, кто когда-то воевал, но даже у невинных младенцев. Очень актуальное и точное наблюдение, которое, увы, отзеркаливает нашу действительность по сей день.


5. «Давай разведемся» (Анна Пармас)


Успешный врач Маша поглощена работой и не сразу замечает, что от нее уходит муж. Жизнь переворачивается вверх дном: на работе аврал, дети требуют постоянного внимания, а привыкшая побеждать Маша не готова уступить любимого мужа красотке фитнес-тренеру. Маша призывает на помощь полный боевой арсенал, включая потусторонние силы, но новая жизнь открывает новые возможности… 

Картина получила звание лучшего фильма по мнению зрителей 30-го «Кинотавра». Автор нашумевших клипов для группы «Ленинград» («Экспонат», «Экстаз», «ЗОЖ», «В Питере — пить» и др.) Анна Пармас в своем дебютном фильме «Давай разведемся» изучает душу обычной женщины. 

Житейская история о том, как успешной представительнице прекрасного пола пережить развод и продолжать верить в лучшее, рассказана режиссером в легкой, смешной и жизнеутверждающей манере, примерно такой же, как ее известные клипы. Яркие, запоминающиеся проработанные характеры персонажей (включая эпизодические роли), их живые и искренние диалоги — одно из главных достоинств картины, к которому можно добавить еще хороший сценарий и забавный музыкальный ряд. Благодаря подобным кинолентам есть надежда, что жанр российской коммерческой комедии жив и продолжает развиваться.


6. «Он жить не может без космоса» (Константин Бронзит)


Это история о матери и ее единственном сыне, а также о судьбе и предназначении. 

Главная анимационная национальная премьера года, дважды номинант на премию «Оскар» и безусловный шедевр Константина Бронзита просто и очень душевно раскрывает общечеловечную тему взросления. Картина «Он не может жить без космоса» отрицает политику и историческую подоплеку и оставляет зрителю только экзистенциальный символизм космоса: снаружи отчего дома — открытый космос, съехать от мамы — все равно что выйти в него, там удастся найти свое предназначение, а затем обнаружить, что взросление было ловушкой. Прекрасное, грустное, пронзительное и понятное всем и каждому кино. 


7. «Одесса» (Валерий Тодоровский)


Одесса, август 1970 года. Самая жара. Город забит курортниками. В гости к тестю с тещей, Григорию Иосифовичу и Раисе Ировне Давыдовым, прилетают из Москвы их зять Борис, журналист-международник, и его 8-летний сын Валерик. Но именно в день их прибытия в Одессе объявляют холерный карантин, город закрывают. Приехавший на пару дней московский зять погружается в мир, измененный серьезной опасностью. Вскроются семейные тайны, произойдут невероятные события, случится большая запретная любовь. 

Несмотря на некую телевизионность проекта, неидеальную структуру фильма и его общую неровность, в «Одессе» присутствует цельный, очень личный и трепетный взгляд автора на эпоху. И подобное не случайно, ведь фильм — давняя мечта Валерия Тодоровского, сплошное воспоминание об одесском детстве. Но Тодоровский — один из тех немногих наших режиссеров, кто снимает много о себе, но не только для себя. Лента получилась очень зрительской, отлично стилизованной и удачно актерски реализованной.


8. «Сорокин трип» (Илья Белов)


Документальный фильм о писателе Владимире Сорокине, в котором герой впервые рассказывает о собственной жизни с предельной откровенностью. Детство в подмосковном рабочем поселке, жизнь в мастерских подпольных художников, преследования со стороны КГБ и прокремлевских молодежных организаций, любовь к русской литературе и космическому холоду. 

Первый документальный фильм о самом значительном русском писателе современности, соединившем в своих произведениях подрыв устоев, сатиру, мистику и пророчество. «Сорокин Трип» — байопик, потребность в котором созрела уже довольно давно. Картина выполнена под стать сорокинскому творчеству: специфическая съемка и неудобный монтаж. В этой гармонии и заключается одно из главных преимуществ ленты. Но, как бы ни хотели авторы медитативной по своей подаче документалки отстраниться от политических дискуссий и заявлений о пророческом даре писателя, в фильме сорокинские тропы звучат как нельзя остро. 


9. «Амбивалентность» (Антон Бильжо)


Два друга (молодых психиатра) очень по-разному воспринимают жизнь: один хочет поступать правильно, второй — ставить эксперименты; один — прилежный ученик, второй — нарушитель спокойствия. Но выдержит ли их дружба испытание страстью к одной женщине? Это интригующая история о необычном любовном треугольнике и о том, что безумие ближе, чем кажется. 

Картина хороша тем, что смотрится на одном дыхании, не ослабляя накала страстей, едва ли не шекспировских, хотя по структуре «Амбивалентность» — не пикантная история об одной интрижке и не насыщенная психологизмом драма, а возвышенная и работающая вполне по древнегреческим законам трагедия о неизбежном. Но авторы рассказывают об экстремальных отношениях дружбы, любви, ревности, ненависти чрезвычайно умело — это ощущается и в построении драматической композиции, и в точной разработке характеров, и в хорошо написанных диалогах.


10. «Керосин» (Юсуп Разыков)

История о простых матерях и их семьях, которые выживают в сложнейших жизненных обстоятельствах, об их любви, преданности и красоте. 

В «Керосине» пожилая женщина оказывается главным героем и предстает активным, чувствующим человеком, пусть и с сильно ограниченными возможностями. Фильм не только реанимирует пожилых людей как созидающую часть общества, но и лишний раз напоминает о том, что в любом возрасте есть свои переживания. «Керосин» выглядит как сильное социальное высказывание о современных проблемах. Картина получилась очень эмоциональной и честной, несмотря на свою малобюджетность. Отличный пример настоящего, живого кино.