На новогодние праздники многие казанские фитнес-клубы устроили для потенциальных клиентов дни открытых дверей и запустили скидки и акции на клубные карты. Как работают инструкторы и отдел продаж, чтобы раскрутить клиента, каких занимающихся не любят сами тренеры и в чем отличия элитных фитнес-клубов от дешевых качалок, «БИЗНЕС Online» рассказал тренер одного из топовых заведений.
Больше трех лет наш герой работает инженером в оборонной промышленности и все это время подрабатывает в фитнес-индустрии
ОБ ИНСАЙДЕРЕ
Нашему герою чуть меньше 30 лет, он работает в одной из элитных сетей фитнес-клубов России тренером в бассейне. С детства занимался плаванием, стал кандидатом в мастера спорта, но высшее образование получил в техническом вузе. Больше трех лет он работает инженером в оборонной промышленности и все это время подрабатывает в фитнес-индустрии.
О ЗАРПЛАТЕ
- В фитнесе три категории специалистов — инструктор, персональный тренер и мастер-тренер. У них разная цена для клиентов — 1200 рублей в час, 1500 и 1700 соответственно. Есть еще элитная категория тренеров. Их единицы, и там уже ценник в районе 2,5 тыс. рублей. Внутри каждой категории, кроме элитной, есть еще три ступеньки. Для клиента цена одинакова, а процент для тренера разный: 26%, 28% и 30%.
- У меня персоналка стоит полторашку, и я получаю с нее 400 рублей. Я должен предоставить такую услугу, чтобы за нее человек был рад выложить эту полторашку. Кормят нас, прямо скажу, слабенько.
- План нашего водного подразделения — порядка 600 тыс. рублей в месяц. Каждому инструктору надо «заносить» по 43 тыс. рублей в месяц, персональному тренеру — 60, мастеру-тренеру — 100–120. В тренажерном зале цифры другие из-за того, что трафик людей больше. Если у нас общий план около 600 тыс., то у тренажерки — 2,5 миллиона.
- Тренеры, которые трудятся на постоянке, видят в клиентах источник заработка. Я работаю на полставки, кроме фитнеса, у меня есть обычная работа — пять дней по 8 часов. На первой работе у меня выходит в районе 40 тысяч. Средняя зарплата по бассейну получается под 30 тыс., когда идет сезон; 20 — когда булки расслаблены. Тренеры, которые работают полный день, зарабатывают около 50 тысяч. Хорошие специалисты, у которых много клиентов, — 60–70 тысяч.
- У нас в тренажерке есть чувак, который делает 150 тысяч! Но он просто машина — в месяц проводит, не соврать, 280 персональных тренировок. Это 280 часов. У обычного работяги на заводе, если работать 5 по 8, в месяц получается примерно 170 часов.
Есть народ, с которым тебе приятно работать, потому что он очень старается. А есть люди, с которыми тебе неприятно заниматься. Либо на тебя забивают болт, либо не стараются
О КЛИЕНТАХ
- Для меня главный показатель клиента — это то, как быстро он схватывает информацию и как скоро у него получается. Есть народ, с которым тебе приятно работать, потому что у него все получается. Есть люди, с которыми тебе очень приятно заниматься, потому что они очень стараются. А есть народ, с которым тебе неприятно работать. Либо на тебя забивают болт, либо не стараются. Если ты чувствуешь, что человек тебе неприятен, то скрыть это очень тяжело. Но решается все просто. Из-за взаимной неприязни клиент у тебя дальше просто не купит персоналку.
- У меня была одна клиентка, у которой было пять подарочных тренировок с картой. И за пять этих тренировок мы не научились абсолютно ничему. Я уже не знаю, сколько через меня прошло народу, все ушли с каким-то результатом. Кроме этой клиентки. Она не смогла освоить даже плавание с досочкой. Когда так об стену долбишься и не получаешь результата, это самый отстой.
- С детьми очень круто и просто. Потому что не ребенок решает, продолжить ли ему заниматься, а взрослый. Хотя родители сейчас тоже хороши — спрашивают: «Ну что, ты хочешь ходить?» Блин, у него не должно быть выбора! (Смеется.) Он ребенок, еще не совсем осознанно принимает такие решения. Понятно, что он хочет залипать в компьютер, а не плавать.
Когда новый клиент появляется в клубе, он проходит тестирование у врача. Тот говорит, какие есть болячки, что рекомендуется, а что — нет. Конечно же, врач заряжает на все
КАК ПРИВЛЕКАЮТ КЛИЕНТОВ
- Когда новый клиент появляется в клубе, он проходит тестирование у врача. Тот говорит, какие есть болячки, что рекомендуется, а что — нет. Конечно же, врач заряжает на все. У тебя кривая спина — тебе по-любому надо плавать. Слабые мышцы — обязательно нужно в тренажерку. Негибкое туловище — еще и на йогу надо. Ну и, скорее всего, групповые занятия для тебе будут слишком тяжелыми, поэтому тебе лучше позаниматься индивидуально. Если у человека хотя бы зачатки мозга, он сразу понимает, что его элементарно «намазывают». Но он уже попал в базу, деваться некуда.
- Дальше доктор, который провел тестирование, скидывает контакты клиента и его проблемы в чат тренажерного зала в WhatsApp. Каждому тренеру присваивают номер, чтобы он мог связаться с клиентом в порядке очереди. Допустим, настал мой черед — я звоню клиенту и говорю: «Слушай, у тебя есть бесплатная вводная тренировка в пакете, приходи в бассейн». Он приходит — я показываю, насколько плавание офигенное и как можно быстро научиться плавать. Ему нравится, и он записывается ко мне.
- Этот вариант приобрести клиента стреляет нечасто. Процент тех, кто покупает персональные занятия после вводной тренировки, небольшой. Другой способ — тебе спускают клиента напрямки из отдела продаж. Но здесь надо очень круто общаться с работающими там людьми. У меня была лишь пара таких случаев.
- Еще один вариант — сарафанное радио, но обычно это работает только среди VIP-клиентов. Кто-то позанимался, ему понравилось, он порекомендовал тренера другу.
КАК РАБОТАЕТ ОТДЕЛ ПРОДАЖ
- Во время каких-нибудь праздников бывают вбросы: дни открытых дверей, возможность бесплатно попасть в бассейн. Ты такой: «Йо-хо, сейчас приду в бассейн, в сауне потусуюсь, в тренажерку схожу, людей посмотрю и себя покажу!» Но, чтобы попасть в клуб, ты проходишь через отдел продаж. Он берет у тебя контактные данные, выдает временный пропуск, ты тусуешься целый день в клубе, а у них уже остался твой номер.
- Клиентам, попавшим на какую-то акцию, уже не отделаться от навязчивости клуба. Он будет присылать СМС-ки каждый месяц, а отдел продаж станет звонить постоянно. Два года назад я сходил в один клуб в Казани на новогодние праздники, и мне до сих пор приходят предложения! За это время клуб прислал мне порядка 30 сообщений.
- Отдел продаж иногда помогает, но в целом там работают неграмотные люди. Они в принципе не представляют, какой комплекс услуг может предоставить бассейн, не умеют заряжать, что происходит в бассейне, как это кайфово. Человек приходит с очень сильным стереотипом, что сейчас он пойдет в тренажерный зал и станет Синди Кроуфорд или Брэдом Питтом. Но отдел продаж не раскрывает ему, что у нас есть отличный бассейн с комплектом тренеров — разрядников и мастеров спорта.
Карта — это по умолчанию полный безлимит. Тренажерка, бассейн — все в открытом доступе. И все групповые тренировки бесплатны. Базовый пакет сейчас стоит в среднем 40–45 тыс., а полный — в районе 60
КУПИЛ АБОНЕМЕНТ — ХОДИШЬ НЕЧАСТО
- Интересный феномен — люди, которые покупают карты и не ходят в клуб. Их реально много. Общее количество клиентов у фитнес-клубов в среднем — 4–5 тысяч. Конечно, они все одновременно не могут появиться в зале, потому что кто-то ходит с утра, кто-то — вечером, кто-то — в обед. В среднем в один и тот же период времени в фитнесе могут находиться человек 100. Из этих пяти тысяч моментально забивают минимум две. Кто-то переезжает, кто-то — в командировках, кто-то заболел.
- Вот недавно ко мне подошли две женщины, говорят: «Слушай, нам сейчас на новую карту скидку предложили, а мы спросили, сколько мы по старой карте отходили». И получилось так, что за год — 365 дней плюс два месяца заморозки — всего-то 30 раз. Хотя каждое их посещение клуба стоило 1–1,5 тыс. рублей, они все равно продлили карты.
- Карта — это по умолчанию полный безлимит. Тренажерка, бассейн — все в открытом доступе. И все групповые тренировки бесплатны. Базовый пакет сейчас стоит в среднем 40–45 тыс., а полный — в районе 60. Год назад у меня была клиентка, которая купила карту по какой-то дикой скидке за 25 тысяч. Это получается 2 тыс. рублей в месяц. Для сравнения: я две недели назад выступал на соревнованиях в одном бассейне и посмотрел, сколько там стоит разовое посещение — 690 рублей за один час. То есть три посещения обычного бассейна стоят как месяц в клубе, если брать по акции.
- В целом посещаемость очень сильно завязана на осень. Летом все разъезжаются по отпускам, и где-то с октября идет приток. Это все связано со школьным циклом. У родителей начинается дисциплина: чтобы дети не кисли, их отдают в секции — например на плавание. Пока ребенок плавает, родитель ходит в тренажерку или тоже в бассейн. И получается так, что учебный цикл совпадает с периодом наплыва народа.
Там, где есть месячные абонементы, очень большая текучка, прямо зверская. Контингент, соответственно, очень опасный
ОТЛИЧИЕ ДЕШЕВОГО ФИТНЕСА ОТ ДОРОГОГО
- Ни у одного премиального клуба нет месячных абонементов. У нас нет даже полугодовых — минимум год. Там, где есть месячные абонементы, очень большая текучка, прямо зверская. Контингент, соответственно, очень опасный.
- Взять месячную карту за 1,5 тыс. может позволить себе любой. Купил, подкачался и ушел — людей становится много. В зале очень душно, вонюче, народ — весьма быдлоганистый. У меня есть клиент, очень интеллигентный, который живет в 20 км от нашего клуба. Но все равно ездит, потому что тот, который у него под боком, не устраивает из-за быдла. Ему некомфортно. Здесь тоже не супершик, но хотя бы нет людей, которые в раздевалке феном сушат то, что не должны.
- Я работал и в обычном фитнесе. Бассейн — лужа, абонементы — супердешевые, тренировки — только групповые. Чтобы устроиться туда, я просто показал паспорт. Жесть творилась. Я работал с детьми, а они имеют свойство ходить по нужде. Ну и нередко это происходило с ними в бассейне. Проблема бывает, если дети не в плавках, а в семейках — тогда это почти 100-процентная авария. По идее, после такого воду надо сливать. Но если никто не видел…
- Иногда это действительно может остаться незамеченным. Один раз плывет у меня девочка, а там на дне бассейна перфорационные отверстия для фильтрации, затягивающие воду. И девочка плывет: «О, на дне что-то». Я такой: «Да, что там?» Пластилин какой-то. Я говорю: «Ладно, не трогай его».
Жир во время плавания не горит. Потому что вода холодная, кровяные сосуды в кожных покровах сужены, чтобы сохранить тепло, соответственно, жир не топится. Он мог бы топиться, если бы ты создавал дефицит калорий
ПЛАВАНИЕ И МИФ О ПОХУДЕНИИ
- Насчет похудеть — я не видел какие-то впечатляющие результаты. Если сохранить тот же режим питания, что был до плавания, то да, ты похудеешь. Но обычно с началом тренировок ты начинаешь жрать больше — пропорционально тому, сколько наплыл.
- Жир во время плавания не горит. Потому что вода холодная, кровяные сосуды в кожных покровах сужены, чтобы сохранить тепло, соответственно, жир не топится. Он мог бы топиться, если бы ты создавал дефицит калорий. Ел ты 2 тыс. калорий, из них 600 стал сливать только за счет плавания — у тебя создался дефицит калорий. Если остался на том же уровне питания, тогда постепенно из организма начнет уходить жир. Но мало у кого так получается.
- Вообще, чтобы похудеть за счет плавания, нужно наплывать такие объемы, с которыми работают профессионалы. Будешь плавать часов 20 в неделю — тогда похудеешь, потому что сожрать столько калорий не сможешь в обычной жизни.
Ко мне сейчас ходит молодая девушка, тоже суперсимпотная. И я говорю другому тренеру, что сейчас она закончит у меня тренировки и передам ее ему. Ну он смеется, что это развяжет мне руки, потому что я уже не буду ее тренером
ФЛИРТ НА РАБОТЕ
- Не без этого. Ко мне один раз пришла настоящая модель. Я провел тренировку, потом мы зацепились, начали болтать. Пять минут мы проболтали, она все это время была в воде, я смотрю: она уже немного дрожит. У нее оказался парень, но мы все равно с ней встретились. Периодически виделись и до сих поддерживаем общение. Ко мне она не пошла плавать, потому что у нее была как раз та самая подарочная карта на 45 дней. Такой флирт с прикольными девчонками всегда в работе есть, но не переходящий за рамки.
- Ко мне сейчас ходит молодая девушка, тоже суперсимпотная. И я говорю другому тренеру, что сейчас она закончит у меня тренировки и передам ее ему. Ну он смеется, что это развяжет мне руки, потому что я уже не буду ее тренером. В итоге я решил прощупать почву, спросил ее «Инстаграм», чтобы пересылать ей видео упражнений. Она скидывает мне «Инстаграм», и я понимаю, что она замужем. Но общению на тренировке это не вредит.
- Может быть, не в тему, но есть проблема женских купальников. Если вы решили поплавать, то лучше выбирайте закрытый. Иногда треугольнички, которые закрывают грудь, съезжают — и вот девушка плывет на спине, а мы, тренеры, смотрим и ржем. Сказать об этом как-то неудобно, делаем вид, что ничего не происходит. Пока девушка-тренер не заметит и не подскажет, что надо бы одеться.
Многие тренеры не знают, как реагировать после первого этапа работы с клиентом. Если в групповых секциях на развитие техники может уйти год, то в персональном тренинге — тренировок 5–10
ТРЕБОВАНИЯ К ТРЕНЕРУ
- У нас нет каких-то особенно диких критериев. Приходишь с желанием, и этого достаточно. Если посмотреть на тренеров, которые работают в топовых фитнес-клубах в небольших городах, там бывают ребятки с третьим юношеским разрядом. Даже не взрослым. То есть достаточно иметь элементарные представления о плавании или тренажерке — и ты можешь стать фитнес-тренером. Но успеха в этом деле добиваются только профи, те, кто реально пришел из спорта.
- Образование? Около 90% тренеров — с педагогической физкультурной вышкой. Из наших 10 человек, работающих в бассейне, только у двоих нет педагогического физкультурного образования — у меня и еще одного человека. Но он чемпион евразийских игр, рекордсмен и мастер спорта, так что это немного компенсирует отсутствие корочки.
- Многие тренеры не знают, как реагировать после первого этапа работы с клиентом. Если в групповых секциях на развитие техники может уйти год, то в персональном тренинге — тренировок 5–10. В крайнем случае — 20. Все подстраивается под каждого, поэтому начальный этап — очень клевый. А дальше начинаются проблемы. Как только человек познал технику, делает все четко, он уже не видит, куда развиваться. И что делают большинство тренеров? Придумывают всякую хрень, чтобы клиент продолжал отдавать бабло.
- Например, тренер может заставить плавать с блинами от штанги. То есть подопечный берет в каждую клешню по блинчику и гребет ими как лопатками. Это клевое упражнение для какого-нибудь мастера спорта для удержания руки под водой. Для любителя со слабой силовой подготовкой оно превращается в задачу — просто выжить и доплыть. Такая нагрузка моментально ломает технику.
Любой тренер в фитнес-индустрии нацелен на результат. Если его не будет, смысла в работе нет
КАК НАЙТИ СВОЕГО ТРЕНЕРА
- По тому, как вы понимаете друг друга. Либо диалог клеится, либо нет. Либо заходят задания, либо нет. Если тренер указывает на огрехи в технике, а ты поражаешься, как он это увидел, значит, все хорошо. Это твой тренер.
- Кому-то объяснять надо пожестче, кому-то — помягче, кому-то достаточно простого инструктажа. А кого-то надо сначала похвалить, прежде чем указать на ошибки. Если пазл взаимоотношений собирается, тогда это твой тренер.
- Любой тренер в фитнес-индустрии нацелен на результат. Если его не будет, смысла в работе нет. Клиент по прошествии полугода подумает: «Блин, я отдал 60 кусков, а че-то в зеркало смотрю и не вижу результата». Поэтому каждый тренер ставит перед собой цель — дать максимальный результат, не утаивая что-либо. Чем быстрее и лучше ты это делаешь, тем лучше к тебе относится клиент. Он видит в тебе профессионала, понимает, за что отдает деньги. И, соответственно, включается «сарафанчик».
Самые главные халявщики — триатлонисты и айронменовцы. Айронмен — это когда ты 5 км плывешь, 180 едешь на велике и 40 бежишь — все за один подход
ГЛАВНЫЕ ХАЛЯВЩИКИ — ТРИАТЛОНИСТЫ
- Самые главные халявщики — триатлонисты и айронменовцы. Айронмен — это когда ты 5 км плывешь, 180 едешь на велике и 40 бежишь — все за один подход. И чтобы в этом выжить, надо очень много тренироваться — по два-три часа в день велосипеда и бега. Ну и несколько тренировок в неделю плавания. Практически все ребята, кто занимается этим, — бизнесмены, у них более-менее лайтовый график, который позволяет им тренироваться каждую неделю по два-три часа. И они никогда не купят у тебя персональную тренировку.
- Эти ребята заходят издалека. Подходят и спрашивают: «Вот я делаю так и так, а как лучше?» Ты ему накидываешь все, он прыгает в воду и опять плывет по-своему. Проходит день, он спрашивает у другого тренера, как плыть, потом — у второго, третьего и т. д. У всех спросил, опять приходит к тебе. Короче, искатели советов и воплотители их в жизнь. У них очень закостенелая дурацкая техника, которая требует огромных усилий и, соответственно, не дает большого продвижения.
- Ты им говоришь, как увеличить эффективность гребка и скольжения. А любое ломание техники — это откат назад. Как только они видят откат результата назад, бросают все изменения и возвращаются к старому. Они не понимают, что должна опять сработать мышечная память, которая зафиксирует новую технику, и тогда прогресс пойдет. Они нетерпеливые и постоянно просят советов. Чтобы попасть в их сознание, нужно самому быть триатлонистом. Когда ты даешь им совет, как улучшить технику плавания, они думают: «Пфффф, если я начну круто плавать, то это нанесет ущерб моему бегу или велосипеду! Не-не-не-не, профессиональный пловец в вопросах плавания для триатлона некомпетентен, мне нужен совет от какого-нибудь крутого триатлониста. И я попрошу у него, чтобы он написал мне тренировки на воде онлайн, ну, скажем, 10 тренировок за 5 тысяч рублей».
- И они получают пять заданий — четыре по 200 на руках, 400 метров на ногах, 300 метров упражнения, четыре по 100 на координацию. То есть кто-то накидывает вот такое задание за 500 рублей разовое, и триатлонисты ему доверяют. Триатлонисты верят, потому что он триатлонистский чемпион. А что этот тренер по плаванию? Он стопудово мудак, сейчас научит меня быстро плавать, а я потом уже ничего не смогу.
Есть пункт договора для клиентов, в котором написано, что крайняя дорожка — для персонального тренинга. И в случае, если дежурный тренер попросит ее покинуть, вы обязаны это сделать
«ДУШНЫЕ» КЛИЕНТЫ
- Есть пункт договора для клиентов, в котором написано, что крайняя дорожка — для персонального тренинга. И в случае, если дежурный тренер попросит ее покинуть, вы обязаны это сделать. Но есть парочка типов, которые принципиально тусуются на такой дорожке во время персональной тренировки. И вот картина: тренер говорит такому кадру, чтобы он свалил, потому что 6 детей персонально занимаются на этой дорожке. Тот говорит: а че такое? Короче, слово за слово, начинаются терки. Клиент пошел и настучал управляющему фитнес-менеджеру, что его выгоняют. Тот звонит старшему тренеру, который вынужден объяснять, что он руководствуется правилами. У каждой лояльности есть какая-то степень, и она в нашем региональном фитнесе зашкаливает. Клиент может быть кругом неправ, но пойти и пожаловаться. В Москве за такое тебя могут просто лишить карты, и все. Вернут деньги, и иди на фиг, ты больше не член клуба.
- Был у нас случай. Ходит к нам бабка одна — скандалистка, ей 100 лет в обед. Жизнь ей уже не особенно улыбается, и она ходит в бассейн просто поскандалить, до кого-нибудь докопаться. Тут она то ли ногу подвернула, то ли сломала, когда поскользнулась, или что. Короче, этого никто не заметил, и она была очень зла на весь мир. После реабилитации пришла и плавает с кислой миной. И на той неделе клиент одного тренера, обгоняя ее, задел за стопу. Эта тетка орала на весь бассейн: «Все, ноге моей конец!» Медик забинтовал ей стопу, но даже через час она сидела на ресепшен и ждала скорую. Так себе ситуация. Если бы у нее была персональная тренировка у тебя и ты не уследил, что кто-то ее задел, она бы докопалась и сказала, что, наверное, хочет судебных разбирательств.
- Или вот если вспомнить ту тренировку с блинчиками по 1,25. На той неделе у меня занималась клиентка, а она пока плавает очень плохо, поэтому вдоль бортика — получается, что она через раз оказывается на встречке. К концу тренировки ко мне подходит новая клиентка со своим сыном, чтобы договориться о проведении тренировок для него. Я отвлекаюсь от своей тренировки и разговариваю с женщиной. И в этот момент происходит страшное — девушка, плывущая кролем, заряжает по голове моей клиентке блином. Прорезиненным, конечно, но мало приятного. И это на фоне того, что я отвлекся и не уследил за ситуацией. Если бы клиентка была крайне нелояльна, у меня начались бы проблемы. Если смотреть по букве закона, то в договоре прописано, что тренер несет ответственность за жизнь и здоровье и все на свете во время персональной тренировки. По идее, могут и в суд подать.
Если вам тоже есть что рассказать о роде своей деятельности на условиях анонимности, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу: info@business-gazeta.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 177
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.