У силовиков РТ борьба с коррупцией медленно, но верно уходит на второй план, а на первом месте — вновь набирающие силу ОПГ. Их возрождение неслучайно, полагают наши собеседники в погонах, ведь новое 10-летие правоохранительная система встречает в несколько подвешенном состоянии: кто-то — как слуги Фемиды — уже меняет себя сам, другие — например следком — ждут «реформаторов» извне. «БИЗНЕС Online» предлагает проголосовать за наиболее значимое, на ваш взгляд, событие — одно или несколько.
На первом месте — вновь набирающие силу ОПГ. Сначала МВД пыталось доказать, что это единичные случаи, но когда президент РТ обещал посвятить данной теме заседание совбеза, риторика изменилась
лихие 20-е?
2019 год, как и уходящее с ним 10-летие, подтверждает цикличность истории — 20-е мы встречаем пока непровозглашенной войной с организованной преступностью. В повседневный оборот вернулась, казалось бы, умершая бандитская терминология, массовые драки юношей крепкого телосложения еще вызывают возмущение, но уже не противоречат образу действительности, а стрельба в центре вполне благополучной Казани не кажется фантастикой.
Все это пришло незаметно. В первую очередь, и это всячески подчеркивают силовики, сказалась экономическая ситуация — заниматься уличным мордобоем и зарабатывать «дележом асфальта» вновь становится выгоднее, чем работать честно.
Татарстан называли центром российского обнала. Хватило нескольких крупных операций (к примеру, в Челнах судят местного «короля обнала» Дениса Окуня (на фото), а в Казани — группу ребят, якобы обналичивших 6 миллиардов)
Во-вторых, как ни парадоксально, в объятия ОПГ толкает и… эффективная работа силовиков. Еще 5–7 лет назад Татарстан считался центром российского обнала. Что же сейчас? Хватило нескольких крупных операций (к примеру, в Челнах судят местного «короля обнала» Дениса Окуня, а в Казани — группу ребят, якобы обналичивших 6 млрд), и неофициальная такса за обнал в РТ взлетела до космических 15%, число «клиентов» обнальщиков заметно сократилось, а те, что остались, уже обращаются в другие регионы, например в Марий Эл. Ушли в историю и страховые мошенники. Сначала им перекрыли канал по взысканию компенсации по подставным ДТП, теперь выдавливают из ниши «потребительского экстремизма» — подставных взысканий по страховке на бытовую технику. Впрочем, это скорее не заслуга силовиков, а последствия изменения судебной практики. Снижаются обороты и у игорного бизнеса. В общем, средств легкого заработка все меньше, вот и добрались до школьников и АУЕ.
Потеряло самостоятельность управление по борьбе с организованной преступностью — теперь оно входит в состав уголовного розыска РТ, а бывший шеф УБОП Ильнар Залялов (справа) и вовсе находится под стражей
Третий фактор связан с серьезными изменения в структуре МВД. К примеру, в Татарстане потеряло самостоятельность управление по борьбе с организованной преступностью — теперь оно входит в состав уголовного розыска РТ (а бывший шеф УБОП Ильнар Залялов и вовсе находится под стражей по громкому коррупционному скандалу). В казанской полиции ликвидировали отдел по борьбе с групповой преступностью, замначальника которого Рустем Гарипов два года был под следствием, но в итоге оправдан. Все это умножается на ежегодное сокращение штата в МВД.
Одновременно федеральное МВД неформально посылает в регионы месседж: оргпреступность побеждена. Оттого в пресс-релизах и не найти упоминаний о преступных формированиях, а массовые драки превращаются в «бытовые конфликты». Поэтому новости о зачистке школьных и подростковых ОПГ в Набережных Челнах и вызвали такой резонанс — явление банально замалчивали. При этом, по данным ФСБ и следкома, с ОПГ так или иначе связаны до двух третей подростков автограда. Сначала МВД пыталось доказать, что это единичные случаи, но когда президент РТ Рустам Минниханов взял ситуацию с подростковой преступностью под контроль и обещал посвятить этой теме заседание совбеза РТ, риторика изменилась.
Кляксу на мундире поставил только конец года, когда история с учениями по разгону митингов вылилась в федеральный скандал и «неполный стакан» для Артема Хохорина (на фото). Исход мог бы оказаться иным, если бы МВД по РТ сразу признало ошибку
СЛЕДКОМ ЗАЖДАЛСЯ НОВОГО ШЕФА, А СУДЕБНАЯ СИСТЕМА МЕНЯЕТ САМА СЕБЯ
МВД по РТ почти весь год показывало себя прямо-таки островком стабильности: за год в полиции не произошло ни одного по-настоящему серьезного скандала. Да, на взятке, по версии СКР, попался безопасник МВД Максим Майоров, а в конце года арестовали оперативника Нурлатского ОВД, который якобы несколько недель продержал в рабстве местного жителя, но это, считают наши собеседники в погонах, скорее единичные случаи, а не системные ошибки, как, например, в случае с подростковой преступностью. К тому же министр Артем Хохорин, продемонстрировав лоббистский талант, отстоял позицию по поводу своего ключевого заместителя: ушедшего на почетную пенсию, а формально в совбез, Рафаиля Гильманова сменил ставленник Хохорина Алексей Соколов, хотя, рассказывали наши источники, Москва очень хотела видеть на этом месте своего человека.
Кляксу на мундире поставил только конец года, когда довольно нелепая история с учениями по разгону митингов вылилась в федеральный скандал и «неполный стакан» для Хохорина. Исход мог бы оказаться иным, если бы МВД по РТ сразу признало ошибку, а не пыталось выгородить провинившихся.
Весь год штормило местное управление следственного комитета. Почему Павел Николаев (справа) попал в немилость у Александра Бастрыкина (слева)? Вряд ли мы это узнаем, но сам факт считается общепризнанным
Зато весь год штормило местное управление следственного комитета. В январе Владимир Путин принял отставку руководителя управления Павла Николаева, срок полномочий которого подошел к концу. Ему прочили большое будущее на федеральном уровне, но прогнозы пока не сбылись — Павел Михайлович до сих пор в Казани. «Руководит „Батыром“», — отзывается один из наших высокопоставленных источников. Николаев до сих пор не нашел работу, но остается президентом федерации дзюдо РТ. Почему Николаев попал в немилость у Александра Бастрыкина? Вряд ли мы это узнаем, но сам факт считается общепризнанным.
Николаев планировал передать дела своему ключевому заместителю Владимиру Циоме, но последний, ко всеобщему удивлению, уволился из СК и сейчас возглавляет отдел в прокуратуре РТ
Предположительно, сам бывший глава СКР по РТ планировал передать дела своему ключевому заместителю Владимиру Циоме, но последний, ко всеобщему удивлению, уволился из СК в расцвете сил (41 год). Заявление он написал по собственному желанию, однако этому предшествовал серьезный разговор в Москве, куда за месяц до этого с папкой документов, как рассказывают, слетал один из коллег Циомы. Сейчас Владимир Николаевич возглавляет отдел в прокуратуре РТ.
В опале оказался и другой приближенный Николаева — начальник челнинского отдела СКР Камиль Халиев. В отношении него возбудили уголовное дело: якобы его подчиненные незаконно не привлекли к ответственности турецкого повара, которого местная официантка обвинила в изнасиловании. Позиция Халиева проста: врачи установили — дама была девственницей. Сегодня высокопоставленный следователь находится на больничном.
В неприятную историю попал и Марат Зарипов (слева) — по итогам проверки московской комиссией ему, по данным наших источников, вынесли выговор, хотя в целом для системы посчитали весьма ценным кадром
В неприятную историю попал и и. о. руководителя управления Марат Зарипов — по итогам проверки московской комиссией ему, по данным наших источников, вынесли выговор, хотя и оставили на посту. Тем не менее вопрос с новым главой управления не решен. Утверждают, что Бастрыкин видит на этом месте исключительно варяга. Якобы в Казань рекомендован Валерий Липский — первый замглавы следкома Башкортостана.
«Слегка качнуло» в 2019-м судебную систему РТ. Во-первых, впервые за много лет вынесен приговор судье, пусть и мировой: Эльмира Зиганшина получила 4 года колонии за взятки. Завершилось громкое расследование над федеральной судьей Мариной Фирсовой, которую также обвинили во взяточничестве, она написала обращение на имя Владимира Путина — просит, чтобы ее судили в другом регионе, якобы татарстанским коллегам не доверяет. В обоих случаях свое согласие на привлечение к уголовной ответственности давала квалифколлегия судей Татарстана. Второй важный момент — вступила в силу реформа судов общей юрисдикции: теперь апелляции на приговоры будет рассматривать не ВС РТ, а специальный апелляционный суд в Самаре, а кассацию отправили в Нижний Новгород. Да, в командах этих судов будут и республиканские представители, но центр тяжести все равно смещен.
В СИЗО попали бывший временный шеф фонда соцстрахования Камиль Фатыхов (на фото) и его экс-подчиненный Марат Сагиров — им вменяют мошенничество с компенсациями
ПОСАДОК МЕНЬШЕ, ПРИГОВОРЫ — ЖЕСТЧЕ
Борьба с главным бичом 2010-х — коррупцией и экономическими преступлениями — несколько снижает обороты. Такой вывод напрашивается, если посмотреть на резонансные уголовные дела. Антикоррупционная кампания достигла пика в 2017–2018 годах, когда громкие аресты следовали один за другим. Думалось, неприкасаемых больше нет, но время показало, что это ощущение было обманчивым. К примеру, громкое «дело врачей» после смены руководства министерства перенацелилось на преследование сотрудников смежных минздраву организаций. Скажем, УБЭП вскрыл схему, по которой любой желающий мог купить инвалидность I группы. Еще один связанный с инвалидами скандал произошел в декабре: в СИЗО попали бывший временный шеф фонда соцстрахования Камиль Фатыхов и его экс-подчиненный Марат Сагиров — им вменяют мошенничество с компенсациями: якобы карманные фирмы ФСС продавали инвалидам дешевые коляски под видом дорогостоящих.
Ильдусу Касымову припомнили грехи времен мэрства в Бугульме: якобы контракт на строительство фонтана в центре города он выдал за взятку в 5 млн рублей. Касымов уверяет, что денег не брал. Он избежал СИЗО и даже успел выйти из-под домашнего ареста. Его дело сейчас рассматривает суд. В схожей ситуации оказался Ильдус Зарипов, в сентябре переехавший управлять районом (формально — пока исполкомом) Лаишевского района. Предприниматели из Тюлячей, которыми раньше руководил Зарипов, дали против него показания — за взятку предоставил им земельный участок. Зарипов уверяет, что это оговор, и продолжает управлять районом. Возможно, сыграла роль позиция его покровителей, в числе которых наши источники называют замглавы аппарата президента Ильнура Гарипова и отчасти строителя Равиля Зиганшина.
У самого гендиректора ПСО «Казань» тоже все непросто. Он попал-таки в водоворот строительства второй очереди космодрома Восточный. Но пока этот контракт на 38 млрд рублей приносит больше головной боли, чем дивидендов. В ноябре благовещенский следком возбудил уголовное дело о мошенничестве, к которому причастен субподрядчик Зиганшина — казанское ООО «ПСП». Якобы компания получила порядка 250 млн рублей по госконтрактам и должна была доставить на Восточный строительную технику, но этого не сделала. Силовики обыскали офис ПСО, но более ничего о данном деле неизвестно, а недавно ПСО приступило к монтажу стартового стола, что однозначно говорит: дела у Равиля Хабибулловича, судя по всему, налаживаются.
Многих шокировал жесткий приговор фигурантам дела о мошенничестве с лизинг-грантами минэкономики РТ. Бывший президент ассоциации МСБ РТ Хайдар Халиуллин получил 7 лет колонии, его супруга Марина — 6 лет. Суд признал виновными всех 24 фигурантов дела, один из которых — досудебник. Кто-то отделался условным сроком, кто-то последует за Халиуллиным в колонию, если приговор признают законным… Таковым уже признан другой строгий приговор — по делу о пожаре в ТЦ «Адмирал». Суд признал всех 12 фигурантов виновными в трагедии, и они получили в сумме 85 лет тюрьмы (но по пересчету им осталось «коллегиально» отсидеть 23 года, при этом четыре человека уже освобождены).
В 2019 году суды приступили к долгожданному для вкладчиков империи ТФБ делу банкиров. Без срока и штрафа вышли из здания суда экс-предправления ИнтехБанка Марсель Зарипов и его первый зам Елена Наумова
В 2019 году суды Казани приступили к долгожданному для вкладчиков империи ТФБ делу банкиров. Впрочем, пока потерявшие деньги клиенты недовольны. Например, без срока и штрафа вышли из здания суда экс-предправления ИнтехБанка Марсель Зарипов и его первый зам Елена Наумова, которым не назначили наказание в связи с истечением срока давности преступления. Но, безусловно, главный банковский процесс только набирает обороты: Вахитовский суд слушает свидетелей по делу Роберта Мусина. Ему «шьют» злоупотребления на 53 млрд рублей, в числе которых — и незаконное кредитование сети магазинов DOMO, и «бессмысленный» обмен активами с Бинбанком, и подмена залога по кредиту ЦБ, и вывод средств через выдачу кредитов подконтрольной фирме «Аида и Д». Интересная деталь: дело рассматривает федеральный судья Наиль Камалетдинов, который выносил строгий приговор по делу о мошенничестве с лизинг-грантами.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 120
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.