За последние 10 лет на вершине нашего рейтинга произошло немало масштабных событий — за этот сравнительно короткий срок лицо крупного бизнеса в Татарстане заметно изменилось. Такие титаны, как Роберт Мусин, Владимир Бусыгин, Ринат Губайдуллин, Вагиз Мингазов и многие другие, по разным причинам отошли на второй план. В юбилейном обзоре, который открывается этой публикацией, мы подводим итоги не только года, но и всего бурного десятилетия.
Еще 10 лет назад Путин не мог запомнить фамилию рулевого КАМАЗа Сергея Когогина, по всей видимости, потому, что контакт шел через его патрона Сергея Чемезова. Как видим, с тех пор поменялось очень многое...
когогину помог путин, маганов развернул «татнефть» лицом к народу
Сегодня мы начинаем публиковать серию материалов на основе нашего традиционного топ-100 деловой элиты Татарстана — проекта, который наша газета ведет в ежеквартальном режиме с 2009 года. На этот раз мы не только подводим итоги за последние три месяца 2019-го, но и анализируем самые важные изменения, случившиеся за 10 лет. Перемены, произошедшие в нашем топ-100, отражают не только судьбы конкретных топ-менеджеров, но и в целом изменения в экономической жизни Татарстана. Анализ позволяет увидеть, что они очень велики: исчезли одни, появились другие группы влияния, ушли в небытие целые секторы и финансово-промышленные группы.
Но начнем мы традиционно с итогов текущих. На этот раз оценки наших экспертов по итогам последнего квартала 2019 года вывели на первое место гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина (1). Для челнинского автогиганта прошедший год был сложным: с одной стороны, был введен в строй крупный проект — завод каркасов кабин, с другой — продажи шли не лучшим образом, финансовые показатели работы компании также выглядели далеко не блестяще. Однако скучные проблемы КАМАЗа в 2019-м внешне перекрыло празднование 50-летнего юбилея. Дата отмечалась по усеченному варианту: например, так и не был построен камазовский музей. Но при этом празднование стало событием федерального масштаба — главным образом потому, что на приглашение приехать откликнулся президент России Владимир Путин. В этом смысле нужно отметить эволюцию отношений главы государства и Когогина — 10 лет назад лидер страны не мог запомнить фамилию рулевого челнинского автозавода, читал по листочку. По всей видимости, потому, что контакт шел опосредованно через патрона Когогина, Сергея Чемезова. Как видим, с тех пор поменялось очень многое, Когогин даже стал сопредседателем избирательного штаба Путина на последних президентских выборах. Теперь он для него даже не Сергей Анатольевич, а просто Сергей. И это стоит подороже тех 50 млрд, которые они с Чемезовым то ли выпросили у президента, то ли нет.
«Татнефть» под руководством Наиля Маганова работала стабильно весь прошлый год. Из новшеств можно отметить то, что компания планирует сделать крупные вливания в социальные проекты
«Татнефть» под руководством Наиля Маганова (2) работала стабильно весь прошлый год. Из новшеств можно отметить то, что компания совершила своего рода «социальный разворот» — в частности, Маганов в интервью нашему изданию рассказывал о планируемых крупных вливаниях в социальные проекты. Ближе к концу года он провел в Альметьевске расширенный общественный совет, посвященный развитию медицины юго-востока, — пообещал построить роддом, подарить новые помещения медколледжа и вывести на иной уровень собственную медсанчать компании, открыв ее двери для всех жителей.
В этом смысле политика нефтяников радикально отличается от того, что мы видим у двух других китов экономики Татарстана. Напомним, что в декабре на итоговой пресс-конференции президент РТ Рустам Минниханов высказался в том духе, что у властей республики есть вопросы к ТАИФу в связи с тем, что компания сократила участие в социальных программах, ссылаясь на финансовые трудности. Это при том, что предприятия группы в прошлом году выплачивали рекордные дивиденды акционерам. Аналогично и с КАМАЗом — основная часть проектов, приуроченных в Челнах к его юбилею, финансировалась за счет различных уровней бюджета, а не на средства самого автогиганта.
Отметим выбытие из первой десятки Равиля Зиганшина (справа) — так эксперты оценили тот круг проблем, который возник у него в минувшем году (на фото с главой «Роскосмоса» Дмитрием Рогозиным на космодроме Восточный)
Из других изменений в первой десятке отметим выбытие из нее шефа ПСО «Казань» Равиля Зиганшина (11) — таким образом наши эксперты оценили тот круг проблем, который возник у него в минувшем году, в частности многочасовые обыски в офисе ПСО в рамках дел о хищениях бюджетных средств при строительстве космодрома Восточный.
Также важное изменение в первой десятке — появление в ней Николая Колесова (8), чье влияние растет в геометрической прогрессии. По сути, он, начав с консолидации ряда предприятий в рамках концерна «Радиоэлектронные технологии» и имея суперподдержку со стороны все того же Чемезова, стал самым влиятельным человеком в татарстанской оборонке.
Также на этот раз в топ-10 вошел Радик Шаймиев, на росте оценок его влиятельности сказался в первую очередь контракт с бывшим тренером сборной России Леонидом Слуцким. В последнее время многие эксперты уже было списали «Рубин», который скатился на дно турнирной таблицы, но теперь это смотрится как этакий «кутузовский» маневр. Заметим, что в новой конфигурации клуба официальной должности «президент» нет, но ясно, что без Шаймиева-младшего ни одно серьезное решение не обходится.
Вячеслав Зубарев улучшил свое место в рейтинге — ТТС ввел в эксплуатацию крупнейший в Татарстане автоцентр по продаже автомобилей с пробегом, на церемонии открытия которого побывал Рустам Минниханов
юбилей зубарева и азербайджанский завод миннахметова
О других изменениях в рейтинге. На одну позицию улучшились экспертные оценки влиятельности гендиректора «Татспиртпрома» Ирека Миннахметова (14). Главная причина — выкуп его структурами подземелий на улице Баумана и анонс создания в них крупного фуд-корта совместно с московским ресторатором Дмитрием Васильчуком. Кроме того, «Татспиртпром» под управлением Миннахметова продолжает оставаться лидером на российском водочном рынке, а также открыл осенью завод в Азербайджане.
Гендиректор «ТрансТехСервиса» Вячеслав Зубарев (16) улучшил свое место в рейтинге сразу на пять позиций — ТТС ввел в эксплуатацию крупнейший в Татарстане автоцентр по продаже автомобилей с пробегом, на церемонии открытия которого побывал Минниханов. Повлиял на экспертов и 60-летний юбилей Зубарева, на котором собрался весь элитный бомонд республики.
Поднялся на 6 строк Раузил Хазиев, гендиректор «Татэнерго», которому идет в зачет пролоббированный-таки компанией проект реконструкции Заинской ГРЭС на сумму свыше 39 млрд рублей.
Рафкат Кантюков (слева) после потери своего поста продолжает свой поход к низу рейтинга. Такая же история происходит с Талгатом Абдуллиным, который сейчас занимает пост замгендиректора в СИНХе
погружение газовиков и потери андрея григорьева
Отметим нескольких «неудачников» нашего рейтинга. В топ-100 продолжают терять позиции сразу несколько топ-менеджеров, имевших прежде очень большой политический вес. Так, сразу на 8 строк снизилась оценка влиятельности Рината Ханбикова (28), что связано с выходом подконтрольных ему структур из числа бенефициаров АО «Аммоний» — таково было одно из условий госкорпорации «ВЭБ.РФ», с которой власти Татарстана сейчас решают судьбу предприятия.
Другой влиятельный газовик, Рафкат Кантюков (49), после его замены на уфимца Рустема Усманова (55) также продолжает свой поход к низу таблицы, потеряв 18 позиций. Такая же история происходит еще с одним топ-менеджером шаймиевского призыва, Талгатом Абдуллиным (56), — его место в топ-100 ухудшилось на 6 пунктов. Напомним, что бывший могущественный создатель ГЖФ при президенте РТ сейчас занимает пост замгендиректора в СИНХе.
Утратил пять строк в рейтинге Роберт Миннигалиев (31). Его позиции ослабевают в связи с тем, что после успешного дебюта «Казань Экспо» как площадки для проведения WorldSkills ничего не слышно о том, как выставочный центр будет развиваться дальше. Скорее всего, некие планы есть, но концепция развития публично пока не представлена, что вызывает вопросы экспертов.
Несколько снизились позиции и у елабужского тандема Леонид Барышев (35) – Вадим Махеев (99): эксперты связывают подобное с тем давлением, которому подвергается их розничный бизнес со стороны федеральных сетей. Впрочем, страдают в этом плане не только «Эссен» («Камилла» уже закрыта), но и все оставшиеся на рынке татарстанские игроки продуктового ретейла.
Наш топ-100 покинул Андрей Кузьмин (справа), карьера которого как тележурналиста начиналась в империи Андрея Григорьева, который также потерял четыре строки в рейтинге
Владелец телекомпании «Эфир» Андрей Григорьев (44) также потерял четыре строки. Основная причина заключается в том, что он потерял двух важных и давних союзников. По итогам выборов ушел в Госсовет с поста руководителя агентства «Татмедиа» Айрат Зарипов, который находился в партнерстве с Григорьевым еще с тех времен, когда являлся пресс-секретарем Камиля Исхакова в бытность его мэром Казани. Пост гендиректора АО «Татмедиа» (а также и наш рейтинг) покинул Андрей Кузьмин, карьера которого как тележурналиста начиналась в империи Григорьева.
Особо отметим появление в рейтинге Дмитрия Еремеева. Он создал с нуля IT-бизнес с миллиардными оборотами, заметный на федеральном уровне
новые лица: от IT-ВУндеркинда до ВЛИЯТЕЛЬНЫХ НЕФТЯНИКОВ
В нашем топ-100 есть несколько новичков. Особо отметим появление в рейтинге Дмитрия Еремеева (93), основателя группы Fix. Он создал с нуля IT-бизнес с миллиардными оборотами, заметный на федеральном уровне. Не так давно Еремеев анонсировал создание инновационного банка под названием «131» — по номеру лицея, где он учился. Весной кредитная организация получила лицензию ЦБ, а возглавил ее один из бывших топов «Яндекса».
Еще один новый участник топ-100 — генеральный директор челнинского КБК Андрей Фомичев (92). После смерти легендарного основателя предприятия Сергея Титова его преемники находились несколько в тени. Сначала КБК в течение четырех лет возглавлял Владимир Бестолков, но в 2015 году он неожиданно скончался. У руля организации тогда встал Фомичев. При нем предприятие переживает новый скачок в своем развитии — в минувшем году КБК ввел новые крупные производственные мощности в Московской области. Также он осенью вновь стал депутатом Госсовета РТ.
В рейтинг также вошел назначенный в сентябре генеральным директором ТАНЕКО Илшат Салахов (слева)
В рейтинге есть и другие новые лица. В частности, упомянутый уже выше гендиректор «Газпром трансгаз Казань» Усманов, а также назначенный в сентябре генеральным директором ТАНЕКО Илшат Салахов (91). Особо отметим Гюзель Хабутдинову (69), которая в минувшем году стала руководителем УК «Татнефть-нефтехим» и теперь фактически возглавляет шинный комплекс «Татнефти». Ее рекомендовал сам легендарный дядя Коля — ушедший из жизни в прошлом году экс-директор «Нижнекамскшины» Николай Зеленов.
Оставили свои посты генералы из 90-х — глава НКНХ Владимир Бусыгин (слева) и шеф «Казаньоргсинтеза» и ТАНЕКО Леонид Алехин (справа)
кто за 10 лет побывал на олимпе
Наконец, об итогах десятилетия. Сегодня мы расскажем о том, как изменилась первая двадцатка рейтинга. В наглядом виде перемены можно посмотреть в двух таблицах. Сразу отметим, что должности и названия компаний в них указаны на момент подготовки рейтингов, то есть на конец 2009 и 2019 годов.
В первой таблице вы можете увидеть верхнюю двадцатку нашего рейтинга, опубликованного в январе 2010 года, и нынешний топ-20 на основе топ-100, который мы публикуем сегодня по итогам октября – декабря 2019-го. Как видим, лишь семерым из 20 удалось остаться в верхней части рейтинга. Так, волной банковского кризиса в Татарстане из него выбросило Роберта Мусина, потерял собственный сельхозбизнес его бывший соратник Ринат Губайдуллин, оставили свои посты генералы из 90-х — главный шинник Радик Ильясов, «водочный король» Рашит Шайхутдинов, глава НКНХ Владимир Бусыгин.
Ильшат Фардиев (справа) за 10 лет успел несколько раз поменять свое амплуа — сейчас он руководит Сетевой компанией (на фото с Хамзой Багмановым — бывшим гендиректором ТАНЕКО)
Некоторые участники за 10 лет успели поменять свое амплуа — например, Ильшат Фардиев. 10 лет назад он находился в двадцатке нашего рейтинга в качестве гендиректора «Татэнерго», позже вообще выбыл из топ-100 в связи с тем, что стал чиновником — возглавил министерство энергетики (ныне не существует). В последние годы руководит Сетевой компанией, в свое время созданной в результате раздела «Татэнерго» на генерацию, сети и продажи.
При этом чудеса стабильности показывают рулевой КАМАЗа Когогин, присутствующий в нашем рейтинге все эти годы на 1–2-х местах и работающий на своем посту уже почти 18 лет. Не меняли должности и место работы создатель ТТС Зубарев, Рафинат Яруллин, Айрат Хайруллин.
Вторая таблица включает в себя всех, кто побывал или находится в топ-20 за все эти 10 лет. Она также получилась по-своему любопытной. Через горнило верхней части рейтинга за эти годы прошли ровно 50 бизнес-генералов. 30 из них не сумели добраться до финишной черты десятилетия и выбыли из двадцатки, в том числе 13 вовсе исключены из топ-100. В большинстве случаев это связано с возрастом — например, ушел на отдых бывший шеф «Казаньоргсинтеза» и ТАНЕКО Леонид Алехин или шеф челнинского «КамГЭСэнергостроя» Александр Евдокимов. В ряде случаев участники топа выбыли из двадцатки по причине перехода на другой пост — куда менее влиятельный. В частности, Абдуллин, в свое время создавший Ак Барс Банк, а затем Госжилфонд при президенте РТ, фактически на почетной пенсии. Также из топ-20 и топ-100 исчез бывший глава «Таттелекома» Лотфулла Шафигуллин, по итогам сентябрьских выборов перешедший на пост руководителя комитета по экономике в Госсовет РТ.
Из топ-20 и топ-100 исчез бывший глава «Таттелекома» Лотфулла Шафигуллин (справа), по итогам сентябрьских выборов перешедший на пост руководителя комитета по экономике в Госсовет РТ
И особая статья — крах бизнеса, приведший к исчезновению его руководителя из двадцатки, а в некоторых случаях и топ-100. Такая ситуация у уже упомянутых Мусина и Губайдуллина, у Евгении Даутовой, угодившей под каток уголовного преследования после крушения ее банка «Спурт». Сюда же можно отнести бывшего главного молочника Татарстана Вагиза Мингазова, чей бизнес рухнул под грузом банковских кредитов. Он, некогда постоянный участник первой десятки, сейчас лишь на 79-м месте.
Из-за проблем с кредитами внизу рейтинга оказался бывший главный молочник Татарстана Вагиз Мингазов (слева), а бывший «водочный король» Рашит Шайхутдинов (справа) и вовсе покинул свой пост и наш топ
Наконец, отдельная тема — спад влиятельности, который отмечается у руководителей, ранее входивших в топ-20, как постоянно, так и эпизодически. Например, бросается в глаза резкое снижение позиций у гендиректора телекомпании «ТНВ» Ильшата Аминова — некогда он входил даже в топ-10, но сейчас мы видим его лишь на 83-м месте.
* * *
Подводя итог, отметим, что сравнение нашего рейтинга 10-летней давности с результатами свежего исследования преподносит немало интересных результатов. В общих чертах можно сказать, что деловая элита республики вовсе не железобетонна, как может казаться. 10 лет — не такой уж большой срок, но мы видим, что за это время многое поменялось: по сути, ушло целое поколение топ-менеджеров, закалившихся еще в 90-е, потерпели крах не только отдельные крупные бизнесы, но и даже целые отрасли. В ближайшее время мы расскажем о других итогах наших исследований.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.