КОНЦЕРТЫ


1. «Мумий Тролль» в «Пирамиде»

15 января


Популярная рок-группа представит специальную акустическую программу «Вечерний чай» (без симфонического оркестра) — это редко исполняемые на концертах песни, хиты в неожиданных аранжировках, романтические баллады и премьеры. Здесь музыканты «Мумий Тролля» выступают в необычных для себя амплуа: Олег Пунгин играет на рояле, за клавишные партии отвечает басист Павел Вовк, а Артем Крицин берет в руки акустическую гитару. Впрочем, на концерте в Казани они могут не только поменяться ролями, но и пригласить на сцену «инопланетных гостей» — кто знает каких.

12+

Билеты: 3500–6500 рублей

КРК «Пирамида» (ул. Московская, 3), начало — в 19:00


2. Открытие V фестиваля татарской музыки «Мирас» в ГБКЗ

15 января

Фото предоставлено пресс-службой ГСО РТ

Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского открывает V фестиваль татарской музыки им. Жиганова «Мирас». Концерты мероприятия, приуроченного к празднованию 100-летия Татарской АССР, пройдут 15, 18 и 22 января. На них прозвучит музыка известных татарских композиторов разных поколений, чьи произведения связаны с историей и современной культурой Татарстана.

Открытие фестиваля состоится в день рождения татарского композитора, крупного деятеля татарской музыкальной культуры, инициатора создания в Татарстане симфонического оркестра Назиба Жиганова. В программу концерта «Туган җирем — Татарстан» («Родина моя — Татарстан»), посвященного родному краю, вошли сочинения классиков татарской академической музыки Жиганова, Александра Ключарева, Шамиля Шарифуллина, Фарида Яруллина и ведущих современных композиторов Татарстана: Резеды Ахияровой, Рашида Калимуллина, Бориса Трубина. В концерте принимает участие Государственный камерный хор под управлением Миляуши Таминдаровой. Солистка — Айсылу Сальманова. Дирижер — заслуженный артист РТ Василий Валитов.

6+

Билеты: 150–600 рублей

ГБКЗ им. Сайдашева (пл. Свободы, 3), начало — в 18:30


3. Габдельфат Сафин в КДК им. Ленина

17 января

Фото: «БИЗНЕС Online»

Народный артист РТ представит новую сольную концертную программу.

6+

Билеты: 500–1800 рублей

КДК им. Ленина (ул. Копылова, 2а), начало — в 18:30


4. Финал Татарской лиги КВН в ТЮЗе им. Кариева

15 января

Фото: «БИЗНЕС Online»

Финал Татарской лиги КВН «Әйдә, ШаяРТ!» должен был состояться в декабре минувшего года, однако из-за трагической смерти основателя юмористического шоу Фариды Таштабановой и одного из редакторов лиги Ильяса Хасанова его перенесли. Но команда директора лиги Рамиля Агдеева уверена, что шоу должно продолжаться.

12+

Билеты: 200–350 рублей

ТЮЗ им. Кариева (ул. Петербургская, 55б), начало — в 18:00


5. Сергей Зыков и Государственный оркестр народных инструментов РТ в филармонии

16 января


Баритон Сергей Зыков и Государственный оркестр народных инструментов РТ под управлением маэстро Анатолия Шутикова представят программу – ретроспективу по страницам отечественного и зарубежного кино. Зыков — известный исполнитель романсов и народных песен, победитель престижных конкурсов песен и романсов «Весна романса» и «Романсиада».

6+

Билеты: 300–1000 рублей

Татарская филармония (ул. Павлюхина, 73), начало — в 18:00


6. «Тихий концерт под елкой» в КДК им. Ленина

13 января

Фото: «БИЗНЕС Online»

Государственный камерный хор РТ и театр песни ДК им. Ленина под руководством Таминдаровой приглашает встретить Старый новый год с музыкой. На концерте прозвучит новогоднее попурри «В лесу родилась елочка», спиричуэл Swing low, татарская народная песня «Талла тала», «Сирень» Сергея Рахманинова, «Щедрик» из репертуара группы Pentatonix и другие произведения.

0+

Вход свободный

Фойе второго этажа КДК им. Ленина (ул. Копылова, 2а), начало — в 19:00


#АДИЛЯПРОКИНО 


Как обычно, о том, на какой фильм сходить в кино, какой ни в коем случае нельзя пропускать, а какой не стоит вашего внимания, рассказывает на «БИЗНЕС Online» казанский киновед и педагог Адиля Хайбуллина.

Во-первых, фильмы, которые я однозначно рекомендую посмотреть.

1. «Маяк» (режиссер Роберт Эггерс)


Роберт Эггерс
 — молодой режиссер-постановщик, блеснувший в 2015 году своим дебютным фильмом «Ведьма». Его новая лента «Маяк» поставлена по оригинальному сценарию (текст к фильму он написал вместе со своим братом Максом) и рассказывает о двух смотрителях маяка конца XIX столетия, живущих на острове вдали от цивилизации, где-то неподалеку от побережья Новой Англии.

Молодой человек Ифраим Уинслоу приезжает на отдаленный остров работать новым помощником смотрителя маяка, хромоногого и бородатого Томаса Уэйка. Тот обращается с парнем как с личным рабом и запрещает ему подниматься на сам маяк и управлять светом. Ифраима не отпускает собственное прошлое, и вскоре на каменистом острове — то ли ему мерещится, то ли в самом деле —  начинает происходить всякая чертовщина.

Визуально картина стилизована под черно-белые немые ленты начала прошлого столетия — «Маяк» снят на черно-белую 35-миллиметровую пленку в формате 1.19:1. Благодаря этому, а также работе художников-постановщиков и оператора Джарина Блашке («Я верю в единорогов») «Маяк» выглядит жутко завораживающе и пугающе привлекательно. Эггерс снял стилистически безупречный сюрреалистический фильм с многослойным сюжетом и аллюзиями.

«Маяк» — это некий гармоничный микс древнегреческих легенд, экспрессионизма, символизма, фрейдизма, киноязыка Фридриха МурнауФрица ЛангаАльфреда Хичкока, а также литературного изящества Эдгара Аллана По. В итоге получается кино, открытое к миллиону различных интерпретаций. Сводить фильм до одного единственно правильного вывода — идти наперекор задумке автора.

Еще одна важная составляющая «Маяка» — игра Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона. Первый выглядит тут еще эксцентричнее, чем в недавнем «Ван Гоге» (режиссер Джулиан Шнабель), а второй, кажется, играет свою лучшую роль в карьере. Их актерский дуэт поистине блистательный перформанс — здесь и гротесковые диалоги, и чувственные монологи, и внутренняя борьба, и откровенное личное противостояние друг другу. Высочайший уровень актерского мастерства.  

Очевидно, что «Маяк» — один из самых ожидаемых фильмов января, который из-за особенностей визуального ряда необходимо смотреть на широком экране.

18+


2. «Сквозь снег» (режиссер Пон Чжун Хо)


«Сквозь снег» — первый англоязычный проект южнокорейского режиссера Пона Чжун Хо («Паразиты», «Воспоминания об убийстве», «Мать»). Фильм основан на французском графическом романе Жака Лоба Le Transperceneige. Недалекое будущее. 17 лет назад на планете произошла техногенная катастрофа. Там, где раньше росли леса и цвели сады, теперь лежат снег и лед, и жизнь сохранилась лишь в гигантском поезде, без остановки мчащемся по трансевразийской магистрали. В первых вагонах состава живет правящая элита, в последних — простые люди. Жизнь в хвосте поезда напоминает концлагерь: болезни, нищета и беспредел надсмотрщиков. Именно здесь из среды униженных и оскорбленных поднимается человек, жаждущий восстановить справедливость. Однако у каждой благородной идеи есть своя темная сторона и любая революция пожирает своих детей.

Фантастический триллер «Сквозь снег» — интереснейший калейдоскоп, способный удивить, увлечь зрителя и визуальным, и смысловым содержанием. Режиссер называет свое полотно «„Спартаком“ в поезде», но в его картине можно найти отсылки к «Матрице» Вачовски, монументальным библейским сюжетам,  марксистской теории и даже творчеству Виктора Пелевина. Это фильм о социальной структуре общества, борьбе за справедливость. Казалось бы, классическая антиутопия, но здесь важно то, как она воплощена на экране: с азартом, драйвом, в бешеном ритме и с мощной энергией. Возможно, Чжун Хо и лишил свое кино знаменитой азиатской визуализации ультражестокого насилия, но в любом случае этот фильм — эффектное и эмоциональное авторское высказывание, пусть и не такое смелое, как от него ожидали.

18+  


3. «Особенные» (режиссер Оливье Накаш, Эрик Толедано)


Они живут среди нас, встречаются на улицах, в вагонах метро и подъездах многоэтажек. Мы не замечаем их существования или просто боимся заметить. Это мог бы быть сюжет фильма о супергероях, но такие люди не парят над землей и не стреляют молниями. Потому данная история о людях, которым отчаянно нужна помощь, и о человеке, подарившем им всю свою жизнь.

Режиссерами и авторами сценария фильма выступили популярные Эрик Толедано и Оливье Накаш, которые работали над такими картинами, как «1 + 1» и «Праздничный переполох». Кинолента, основанная на реальных событиях, была показана на последнем Каннском фестивале.

Журнал Paris Match назвал «Особенных» «нежным, бесконечно трогательным и иногда забавным кино», а на кинофестивале в Сан-Себастьяне картина получила приз зрительских симпатий за лучший фильм.

Работа хороша тем, что в ней нет ярко выраженной назидательности и примитивной манипуляции темы аутистов и трудных подростках. Зритель становится сторонним наблюдателем происходящего, постепенно знакомясь и погружаясь в мир и окружение особенных детей. И этот мир оказывается непонятным и странным, но в то же время таким теплым и добрым, что невольно начинаешь эмоционально сопереживать героям и участвовать в сюжете. В такого рода фильмах высочайшее мастерство — донести спекулятивную тему таким образом, чтобы была соблюдена пропорция: достоверность темы — кинематографичность. Режиссерам в «Особенных» это удалось. Отдельно следует упомянуть замечательную актерскую работу Венсана Касселя. Психологически точно сыгранная им роль говорит о его выходе на новый уровень своего актерского типажа, что не может не радовать.

12+


4. «Проксима» (режиссер Алис Винокур)


Сара — астронавт, которая проходит подготовку в России для последней экспедиции перед полетом на Марс. Ее партнер по полету Майк помогает ей справиться с запредельными нагрузками и поддерживает эмоционально перед расставанием с дочерью. Старт миссии «Проксима» должен состояться на космодроме Байконур.

«Проксима» — не фильм про женщину, добивающуюся успеха в «мужском» ремесле. Это история об отчаянии взрослого, который пытается быть другом своему ребенку, но сталкивается с невозможностью объяснить ему, чем он зарабатывает на жизнь и почему подобное важно для него. Французский режиссер Алис Винокур («Магический Париж», «Августина», «Телохранитель») таким образом переосмысляет собственный жизненный опыт. «Проксима» — это ее личная история, она растит 10-летнюю дочь и параллельно снимает серьезные фильмы.

Главную роль в картине исполняет Ева Грин. Режиссер объясняет данный выбор так: актриса, судя по последним ролям у Тима Бертона, в любом костюме и в любых обстоятельствах выглядит инопланетянски — по ней заметно, что космос ее любит и ждет.

И все же снять фильм о космосе, но визуально почти без него — любопытная концепция, выбранная, возможно, ради того, чтобы подчеркнуть общую безрезультатность сегодняшнего покорения космических пространств, где человечество никто уже не ждет. И в этой интерпретации темы космоса в кинематографе и есть главное достоинство фильма, на мой взгляд. Картину с успехом показали на фестивалях в Торонто и Сан-Себастьяне. Съемки «Проксимы» проходили в Звездном городке в России, а некоторые сцены, снятые от первого лица на Байконуре, придают фильму почти документальную убедительность. Но по-настоящему выразительным его найдут именно российские зрители, поэтому надо смотреть.

12+


А вот то, на что не стоит тратить время и деньги.

5. «(НЕ)идеальный мужчина» (режиссер Марюс Вайсберг)


Свете не везет с отношениями: она вечно подстраивается под парней, унижается и терпит измены. После расставания с очередным непутевым бойфрендом девушка идет работать в компанию по продаже роботов. Те уже стали частью обычной жизни, их не отличить от людей, но не в пример своим создателям роботы чутко реагируют на характер человека, его потребности, привычки и слабости. Когда у одного из них обнаруживается программный сбой и его хотят вернуть производителю, героиня упрашивает продать ей, так как… влюбляется в него, приняв технический дефект за проявление личности. Более того, она хочет связать свою жизнь с чутким, внимательным и заботливым роботом, что приводит к самым неожиданным последствиям…

Это желание продюсеров заработать на медийности Егора Крида (исполнитель главной роли). А для него лишний повод польстить своей звездности и потешить себя иллюзиями о том, что он якобы еще и актер (что бесконечно далеко от действительности). Ярко, пестро и бессмысленно.

12+


ВЫСТАВКИ


1. «Иван Шишкин. Живопись, графика» в «Хазинэ»

С 26 декабря

Фото: «БИЗНЕС Online»

На выставке представлены хорошо известные произведения Ивана Шишкина «На покосе в дубовой роще», «Швейцарский пейзаж», «Полянка», «На даче» и др. У каждой из картин художника своя история, подчас драматическая. «На даче» была написана в 1894 году и вместе с «Полянкой» (1897) экспонировалась на второй выставке картин при Казанской художественной школе в 1898-м. За несколько часов до смерти Иван Иванович телеграфировал городу о своем согласии передать эти произведения казанскому музею.

Богатство собрания позволяет музею знакомить зрителя с различными гранями творчества мастера, представляя его и как виртуозного рисовальщика на пленэре, и как творца-экспериментатора в своей офортной мастерской.

0+

Билеты: 130–250 рублей

Национальная галерея «Хазинэ» ГМИИ РТ (Казанский кремль, подъезд №3)


2. «Шум города KZN 20.20» в ГСИ

24 декабря — 19 января

Фото: «БИЗНЕС Online»

Галерея современного искусства ГМИИ РТ дала дорогу современным казанским художникам. В работах Alesha, Neji201, Мидата Валиева, Лили Долбиной, Катерины Конюховой визуально оживает голос улиц, домов, человеческих потоков. Они разные — по эмоциям, темпераменту, цвету, темам, но в них кипят энергия и витальность городского сообщества.

Современные авторы используют возможности разных медиа. Так, художник улиц Alesha представил свой документальный мини-фильм «Зачем я это делаю», ставший лауреатом казанского международного фестиваля мусульманского кино. Куратором выставки выступила Конюхова. «„20.20“ — год, время, шкала, календарь, хронометраж, то есть то, что однозначно не объяснишь словами, но можно уловить как шум в единицах измерения жизни большого города», — считают художники.

0+

Стоимость билетов: 150–350 рублей.

Галерея современного искусства ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 57), начало — в 12:00


3. «Нити жизни» Рустема Кильдибекова в «Хазинэ»

по 14 февраля

Фото: © Елена Сунгатова, art16.ru

Рустем Кильдибеков — художник-монументалист, живописец, график, заслуженный деятель РТ и России, народный художник Татарстана, лауреат государственной премии РТ им. Тукая. На его счету — оформление фасада гостиницы «Волга» в соавторстве с Василом Маликовым и Сергеем Бубенновым, росписи в интерьере здания пригородного вокзала, банкетного зала гостиницы «Татарстан», оформление нового здания Татарского академического театра им. Камала.

Интересно, что до приезда Кильдибекова и его жены в Татарстан в республике не существовало создание гобеленов как вид декоративно-прикладного искусства. Они вместе выработали для татарского искусства этот вид творчества. Темы народных праздников, сказок и обрядов, сюжеты из жизни и истории воплотились в гобеленовых композициях, которые украсили общественные здания города. На выставке представлены живопись и гобелены, созданные Кильдибековым за последние пять лет, из собрания ГМИИ РТ и коллекции художника.

0+

Стоимость билетов: 130–250 рублей.

Национальная галерея «Хазинэ» ГМИИ РТ (Казанский кремль, подъезд №3), начало — в 10:00


4. «Глаз видящий, глаз знающий» — выставка произведений Павла Филонова и его учеников в ГСИ

27 ноября — 23 февраля

Фото: «БИЗНЕС Online»

Павел Филонов — один из лидеров русского авангарда, основатель и теоретик аналитического искусства. На выставке представлено 114 произведений, 64 из них — работы самого художника, а остальные принадлежат кисти его учеников. «Треть всех экспонатов — живопись мастера, а остальное — его великолепная, оригинальная графика. Филонов редко возникает в формате таких моновыставок, и Русский музей, который является основным держателем его работ, очень щедро поделился с нами. И хотя художника почти не знают на Западе, я считаю, что он сильно недооценен. В России это совершенно отдельная фигура эпохи авангарда первой половины ХХ века, заслуживающая особого внимания благодаря созданному им новаторскому „аналитическому“ искусству. Казанцам может быть дорого и то, что мастер тесно сотрудничал с поэтом Велимиром Хлебниковым. Его выставка — не менее грандиозное событие для художественной жизни города, чем привоз Матисса, Пикассо, Шагала в „Эрмитаж-Казань“», — рассказала «БИЗНЕС Online» советник директора ГМИИ РТ по национальному искусству Дина Ахметова.

12+

Стоимость билетов: 200–250 рублей.

Галерея современного искусства ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 57), начало — в 12:00


5. «Харис Якупов. Человек-эпоха» в «Хазинэ»

21 ноября — 31 января

Фото: © Елена Сунгатова, art16.ru

К 100-летию со дня рождения одного из наших крупнейших художников XX века — Хариса Якупова — в галерее «Хазинэ» открылась выставка, посвященная творчеству автора. В его работах отражена история советского народа, страны начиная с тех лет, когда в России еще только вспыхивали первые революционные выступления («Пролог», «1887 год. Казанские студенты»). На выставке представлены произведения из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ и частных коллекций. 

6+

Стоимость билетов: 130–250 рублей.

Национальная галерея «Хазинэ» ГМИИ РТ (Казанский кремль, подъезд №3), начало — в 10:00


6. «Золотые сны Ильдара Зарипова»

по 14 февраля

Фото: «БИЗНЕС Online»

К 80-летию со дня рождения народного художника России в национальной галерее открылась ретроспективная выставка, где представлены знаковые произведения Ильдара Зарипова из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ, составившие золотой фонд живописи Татарстана. «Картины мастера заключают в себе особое, словно продолжающееся в нашем воображении пространство, в них течет время, заполненное добрыми делами, и до зрителя доходит своеобразная, эмоционально насыщенная атмосфера духовной жизни», — пишет искусствовед Дина Валеева.

6+

Стоимость билетов: 130–250 рублей.

Национальная галерея «Хазинэ» ГМИИ РТ (Казанский кремль, подъезд №3), начало — в 10:00


10. After the future в «Смене»

18 декабря — 26 января

Фото: «БИЗНЕС Online»

«Смена» совместно с московской галереей «Триумф» представляет групповую выставку современных российских и зарубежных художников, вдохновленную темой призракологии. Произведения живописи, фотографии, скульптуры, а также инсталляции и видеоработы объединены стремлением зафиксировать моменты и сущности, выходящие за пределы нашего повседневного пространственно-временного континуума и опыта. Эти сущности могут приобретать любую форму: начиная от пришельцев и заканчивая странными химерами.

В экспозицию вошли работы Александра Бавара, Озиана Женера, Виктории Кошелевой, Динары Сатаевой, Ло Си, Алексея Таруца, Дмитрия Хворостова и Юры Шуста. Также на выставке впервые будет показано видео «Думаешь, мы сможем измениться вместе?», которое сняли за 6 недель в Марокко и Лондоне молодые британцы Горан Чантер и Айзек Литго. Куратор выставки — Софья Симакова.

18+

Стоимость билетов: 150–350 рублей.

ЦСК «Смена» (ул. Бурхана Шахиди, 7), начало — в 12:00