Вторые постпраздничные выходные не могут похвастать разнообразием событий, хотя без вариантов досуга никто не останется. Продолжается фестиваль татарской музыки «Мирас», на котором прозвучат премьеры молодых композиторов, певица Ильсия Бадретдинова представит новую программу, а на арене цирка соединят искусство сумо с моң Салавата Фатхетдинова. В КДК им. Ленина презентуют социальный проект «Школа для всех», а в ГСИ расскажут о проекте Ярославского художественного музея.
КОНЦЕРТЫ
1. V фестиваль татарской музыки им. Жиганова «Мирас» в ГБКЗ
18 января
На втором концерте фестиваля, который получил название «Яшьлек» («Молодость»), прозвучат произведения Луизы Хайрутдиновой, Аллагиара Валиуллина, Анатолия Луппова, Алмаза Монасыпова, Светланы Зорюковой, а также премьерные сочинения молодых композиторов Татарстана: Ляйсан Абдуллиной, Ильдара Камалова, Эльмира Низамова, Эльмиры Галимовой. Солистами выступят Адиля Ибушева (скрипка), Дина Закирова (кыл-кубыз), Руслан Закиров (баритон). За дирижерским пультом — Айрат Кашаев.
12+
Билеты: 150–600 рублей
ГБКЗ им. Сайдашева (пл. Свободы, 3), начало — в 17:00
2. Ильсия Бадретдинова в «УНИКСе»
18–19 января
Известная татарская певица представит программу «Атказанмаган» («Незаслуженная»). Ею артистка показывает, как гордится тем, что у нее нет государственных наград, званий. Как говорит Ильсия Бадретдинова, для нее важна любовь зрителя, а сама она — одна из самых кассовых исполнителей. Программа включает в себя такие хиты, как «Гафу ит, энкэй» («Прости, мама»), «Юри генэ» («Понарошку»), и другие, а также песни на русском и башкирском языках.
6+
Билеты: 600–1000 рублей
КСК «УНИКС» (ул. Профессора Нужина, 2/27) начало — в 17:00
3. Органная музыка в церкви Святой Екатерины
19 января
Концерт органной музыки «Орган в четыре руки». Исполнители — Паоло Девито (Италия) и Мария Каневская (Казань). В программе прозвучат известные сочинения выдающихся европейских композиторов: Иоганна Кельнера, Георга Фридриха Генделя, Вольфганга Амадея Моцарта, Антонио Вивальди.
12+
Вход: 250 рублей. VIP-места: 650 рублей (четыре места).
Евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины (ул. Карла Маркса, 26), начало — в 17:00
4. Вадим Курылев в «Фабрике Алафузова»
19 января
Культовый петербургский музыкант-мультиинструменталист, лидер группы «ЭлектропартиZаны» презентует в Казани сольный электроакустический альбом «Небо над Чевенгуром».
18+
Билеты: 400 рублей.
Лофт «Фабрика Алафузова» (ул. Гладилова, 55а), начало — в 19:00
5. Церемония вручения спортивно-музыкальной премии «Манзара» в цирке
18 января
На арене Казанского цирка состоится ежегодная церемония вручения спортивной и музыкальной премии «Манзара». В этом году там впервые выйдут борцы сумо, абсолютные батыры сабантуев Татарстана 2019 года и лучшие спортсмены будут бороться за чемпионский пояс «Манзара-2020» по корэш в весовой категории до 130 килограммов. Кроме того, в спонсорских поединках померятся силами чемпион мира Ренас Калимуллин и победитель Кубка мира Булат Мусин. Главным событием вечера станет состязание между обладателями чемпионских поясов Раилем Нургалиевым и Мусой Галлямовым. Они являются многократными чемпионами мира и победителями других турниров. На сцене выступят популярные эстрадные артисты Салават Фатхетдинов, Илсаф, Римма Никитина, Айсылу Габдинова, Алина Сафиуллина, Рамиль и Рамиля Хайрутдиновы, Динара Ряхимова и др.
18+
Билеты: 800–1200 рублей
Казанский цирк (пл. Тысячелетия, 2), начало — в 13:00
#АДИЛЯПРОКИНО
Как обычно, о том, на какой фильм сходить в кино, какой ни в коем случае нельзя пропускать, а какой не стоит вашего внимания, рассказывает на «БИЗНЕС Online» казанский киновед и педагог Адиля Хайбуллина.
Во-первых, фильмы, которые я однозначно рекомендую посмотреть.
1. «Маяк» (режиссер Роберт Эггерс)
Роберт Эггерс — молодой режиссер-постановщик, блеснувший в 2015 году своим дебютным фильмом «Ведьма». Его новая лента «Маяк» поставлена по оригинальному сценарию (текст к фильму он написал вместе со своим братом Максом) и рассказывает о двух смотрителях маяка конца XIX столетия, живущих на острове вдали от цивилизации, где-то неподалеку от побережья Новой Англии.
Молодой человек Ифраим Уинслоу приезжает на отдаленный остров работать новым помощником смотрителя маяка, хромоногого и бородатого Томаса Уэйка. Тот обращается с парнем как с личным рабом и запрещает ему подниматься на сам маяк и управлять светом. Ифраима не отпускает собственное прошлое, и вскоре на каменистом острове — то ли ему мерещится, то ли в самом деле — начинает происходить всякая чертовщина.
Визуально картина стилизована под черно-белые немые ленты начала прошлого столетия — «Маяк» снят на черно-белую 35-миллиметровую пленку в формате 1.19:1. Благодаря этому, а также работе художников-постановщиков и оператора Джарина Блашке («Я верю в единорогов») «Маяк» выглядит жутко завораживающе и пугающе привлекательно. Эггерс снял стилистически безупречный сюрреалистический фильм с многослойным сюжетом и аллюзиями.
«Маяк» — это некий гармоничный микс древнегреческих легенд, экспрессионизма, символизма, фрейдизма, киноязыка Фридриха Мурнау, Фрица Ланга, Альфреда Хичкока, а также литературного изящества Эдгара Аллана По. В итоге получается кино, открытое к миллиону различных интерпретаций. Сводить фильм до одного единственно правильного вывода — идти наперекор задумке автора.
Еще одна важная составляющая «Маяка» — игра Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона. Первый выглядит тут еще эксцентричнее, чем в недавнем «Ван Гоге» (режиссер Джулиан Шнабель), а второй, кажется, играет свою лучшую роль в карьере. Их актерский дуэт поистине блистательный перформанс — здесь и гротесковые диалоги, и чувственные монологи, и внутренняя борьба, и откровенное личное противостояние друг другу. Высочайший уровень актерского мастерства.
Очевидно, что «Маяк» — один из самых ожидаемых фильмов января, который из-за особенностей визуального ряда необходимо смотреть на широком экране.
18+
2. «Сквозь снег» (режиссер Пон Чжун Хо)
«Сквозь снег» — первый англоязычный проект южнокорейского режиссера Пона Чжун Хо («Паразиты», «Воспоминания об убийстве», «Мать»). Фильм основан на французском графическом романе Жака Лоба Le Transperceneige. Недалекое будущее. 17 лет назад на планете произошла техногенная катастрофа. Там, где раньше росли леса и цвели сады, теперь лежат снег и лед, и жизнь сохранилась лишь в гигантском поезде, без остановки мчащемся по трансевразийской магистрали. В первых вагонах состава живет правящая элита, в последних — простые люди. Жизнь в хвосте поезда напоминает концлагерь: болезни, нищета и беспредел надсмотрщиков. Именно здесь из среды униженных и оскорбленных поднимается человек, жаждущий восстановить справедливость. Однако у каждой благородной идеи есть своя темная сторона и любая революция пожирает своих детей.
Фантастический триллер «Сквозь снег» — интереснейший калейдоскоп, способный удивить, увлечь зрителя и визуальным, и смысловым содержанием. Режиссер называет свое полотно «„Спартаком“ в поезде», но в его картине можно найти отсылки к «Матрице» Вачовски, монументальным библейским сюжетам, марксистской теории и даже творчеству Виктора Пелевина. Это фильм о социальной структуре общества, борьбе за справедливость. Казалось бы, классическая антиутопия, но здесь важно то, как она воплощена на экране: с азартом, драйвом, в бешеном ритме и с мощной энергией. Возможно, Чжун Хо и лишил свое кино знаменитой азиатской визуализации ультражестокого насилия, но в любом случае этот фильм — эффектное и эмоциональное авторское высказывание, пусть и не такое смелое, как от него ожидали.
18+
3. «Особенные» (режиссер Оливье Накаш, Эрик Толедано)
Они живут среди нас, встречаются на улицах, в вагонах метро и подъездах многоэтажек. Мы не замечаем их существования или просто боимся заметить. Это мог бы быть сюжет фильма о супергероях, но такие люди не парят над землей и не стреляют молниями. Потому данная история о людях, которым отчаянно нужна помощь, и о человеке, подарившем им всю свою жизнь.
Режиссерами и авторами сценария фильма выступили популярные Эрик Толедано и Оливье Накаш, которые работали над такими картинами, как «1 + 1» и «Праздничный переполох». Кинолента, основанная на реальных событиях, была показана на последнем Каннском фестивале.
Журнал Paris Match назвал «Особенных» «нежным, бесконечно трогательным и иногда забавным кино», а на кинофестивале в Сан-Себастьяне картина получила приз зрительских симпатий за лучший фильм.
Работа хороша тем, что в ней нет ярко выраженной назидательности и примитивной манипуляции темы аутистов и трудных подростках. Зритель становится сторонним наблюдателем происходящего, постепенно знакомясь и погружаясь в мир и окружение особенных детей. И этот мир оказывается непонятным и странным, но в то же время таким теплым и добрым, что невольно начинаешь эмоционально сопереживать героям и участвовать в сюжете. В такого рода фильмах высочайшее мастерство — донести спекулятивную тему таким образом, чтобы была соблюдена пропорция: достоверность темы — кинематографичность. Режиссерам в «Особенных» это удалось. Отдельно следует упомянуть замечательную актерскую работу Венсана Касселя. Психологически точно сыгранная им роль говорит о его выходе на новый уровень своего актерского типажа, что не может не радовать.
12+
4. «Проксима» (режиссер Алис Винокур)
Сара — астронавт, которая проходит подготовку в России для последней экспедиции перед полетом на Марс. Ее партнер по полету Майк помогает ей справиться с запредельными нагрузками и поддерживает эмоционально перед расставанием с дочерью. Старт миссии «Проксима» должен состояться на космодроме Байконур.
«Проксима» — не фильм про женщину, добивающуюся успеха в «мужском» ремесле. Это история об отчаянии взрослого, который пытается быть другом своему ребенку, но сталкивается с невозможностью объяснить ему, чем он зарабатывает на жизнь и почему подобное важно для него. Французский режиссер Алис Винокур («Магический Париж», «Августина», «Телохранитель») таким образом переосмысляет собственный жизненный опыт. «Проксима» — это ее личная история, она растит 10-летнюю дочь и параллельно снимает серьезные фильмы.
Главную роль в картине исполняет Ева Грин. Режиссер объясняет данный выбор так: актриса, судя по последним ролям у Тима Бертона, в любом костюме и в любых обстоятельствах выглядит инопланетянски — по ней заметно, что космос ее любит и ждет.
И все же снять фильм о космосе, но визуально почти без него — любопытная концепция, выбранная, возможно, ради того, чтобы подчеркнуть общую безрезультатность сегодняшнего покорения космических пространств, где человечество никто уже не ждет. И в этой интерпретации темы космоса в кинематографе и есть главное достоинство фильма, на мой взгляд. Картину с успехом показали на фестивалях в Торонто и Сан-Себастьяне. Съемки «Проксимы» проходили в Звездном городке в России, а некоторые сцены, снятые от первого лица на Байконуре, придают фильму почти документальную убедительность. Но по-настоящему выразительным его найдут именно российские зрители, поэтому надо смотреть.
12+
А вот то, на что не стоит тратить время и деньги.
5. «(НЕ)идеальный мужчина» (режиссер Марюс Вайсберг)
Свете не везет с отношениями: она вечно подстраивается под парней, унижается и терпит измены. После расставания с очередным непутевым бойфрендом девушка идет работать в компанию по продаже роботов. Те уже стали частью обычной жизни, их не отличить от людей, но не в пример своим создателям роботы чутко реагируют на характер человека, его потребности, привычки и слабости. Когда у одного из них обнаруживается программный сбой и его хотят вернуть производителю, героиня упрашивает продать ей, так как… влюбляется в него, приняв технический дефект за проявление личности. Более того, она хочет связать свою жизнь с чутким, внимательным и заботливым роботом, что приводит к самым неожиданным последствиям…
Это желание продюсеров заработать на медийности Егора Крида (исполнитель главной роли). А для него лишний повод польстить своей звездности и потешить себя иллюзиями о том, что он якобы еще и актер (что бесконечно далеко от действительности). Ярко, пестро и бессмысленно.
12+
КИНОПОКАЗЫ
1. Презентация социального проекта «Школа для всех» и показ фильма «Особенные» в КДК им. Ленина
18 января
Средняя школа №1 и НКО «Центр социальной поддержки» презентуют проект под названием «Школа для всех». На мероприятии обсудят, как помочь ребенку с особенностями развития адаптироваться в современном мире, какие практики существуют в мире и успешно применяются у нас, и другие важные вопросы. Цикл мероприятий «Школа для всех» откроется показом фильма «Особенные» с Касселем в главной роли. Картина основана на реальных событиях. По сюжету Бруно и Малик — специалисты, работающие с детьми с аутизмом уже 20 лет. Они разработали свой собственный метод общения с особенными детьми и подростками, которым делятся с родителями, помогая им найти контакт со своим ребенком. Во многих ролях снялись настоящие аутисты.
После просмотра фильма аудиторию ждет дискуссия с киноведом Хайбуллиной, психологами, директором и ресурсным педагогом СОШ №1, которая стала одной из пилотных площадок Казани, а также со специалистами, имеющими опыт взаимодействия с детьми с аутизмом. Планируется, что мероприятия в рамках данного цикла будут проходить регулярно.
12+
Вход: 100 рублей по регистрации
КДК им. Ленина (ул. Копылова, 2а), начало — в 15:00
2. «Эхнатон» в казанских кинотеатрах
19 января
Заключительная опера «портретной трилогии» американского композитора Филипа Гласса посвящена масштабным персонажам мировой истории, захваченным собственными идеями и повлиявшим с их помощью на человечество. Но, если предыдущие части трилогии — легендарный «Эйнштейн на пляже» (1976) и «Сатьяграха» (1979) — рассказывают о жизни и концепциях героев сравнительно недавнего прошлого (Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди), то «Эхнатон» отправляет нас на 3,5 тыс. лет назад. История древнеегипетского фараона Эхнатона, завороженного богом Солнца и пытавшегося ввести культуру поклонения исключительно тому в политеистическом Египте. Начав писать оперы в 1970-е, Гласс сумел предложить новый тип организации оперного материала. От сюжета как двигательной силы он в известном смысле вообще отказывается: скажем, при написании «Эйнштейна на пляже» композитор сочинял музыкальные иллюстрации к эскизам, созданным режиссером Робертом Уилсоном. Любители кино легко узнают во вступлении к «Эхнатону» музыку из «Левиафана» Андрея Звягинцева. В рамках проекта TheatreHD будет показан спектакль Фелима Макдермота, перенесенный в Метрополитен-оперу из Английской национальной оперы и удостоенный в 2017-м премии Лоуренса Оливье.
16+
Билеты: 600 рублей.
Кинотеатры: «Родина» (ул. Баумана, 44/8), начало — в 15:00, «Киномакс» (ТЦ «Тандем», пр. Ибрагимова, 56), начало — в 15:00
3. «Все о Еве» в «Каро 6»
19 января
Еще одна работа бельгийского театрального режиссера, лауреата премий Лоуренса Оливье и «Тони» Иво ван Хове, которую можно посмотреть на этой неделе в кино в рамках проекта TheatreHD, — «Все о Еве». Он поставил на сцене не пьесу, а переосмысление одного из шедевров кинематографа — оскароносную драму «Все о Еве», которая укрепила мегапопулярность актрисы Бетт Дэвис и явила миру Мэрилин Монро. Это история о стареющей бродвейской диве Марго Ченнинг (Джиллиан Андерсон), которая сталкивается с дерзкой энергией, хитроумием и амбициями своей фанатичной поклонницы, молодой актрисы Евы Харрингтон (Лили Джеймс). Андерсон идеально играет роскошную, яркую, но смертельно напуганную старением и тем, что она теряет контроль над своей жизнью, и оттого неуверенную женщину.
18+
Билеты: 450 рублей.
Кинотеатр «Каро 6» (ТРК «Кольцо», ул. Петербургская, 1), начало — в 15:00
ЛЕКЦИИ И ВЫСТАВКИ
1. Лекция «Дом в разрезе»: порталы, сериалы, посвящения» в ГСИ
17 января
«Дом в разрезе» — проект Ярославского художественного музея и победитель X грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» благотворительного фонда Владимира Потанина. Как рождается и развивается музейный проект? Как воплощается мечта музейного педагога: сложное превратить в простое, серьезное — в веселое, академическое — в актуальное? Как рассказать друзьям о великих художниках как о ровесниках? Как войти в картину и превратить ее в портал или путеводитель? Как из 80 тыс. произведений выбрать именно то, с которым можно построить многоэтажный долгоиграющий проект?
На эти вопросы ответит завотделом ЯХМ «Культурно-выставочный центр Русского музея», музейный проектировщик, эксперт Марина Полывяная.
12+
Билеты: 50 рублей
Галерея современного искусства ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 57), начало — в 14:00
2. «Иван Шишкин. Живопись, графика» в «Хазинэ»
С 26 декабря
На выставке представлены хорошо известные произведения Ивана Шишкина «На покосе в дубовой роще», «Швейцарский пейзаж», «Полянка», «На даче» и др. У каждой из картин художника своя история, подчас драматическая. «На даче» была написана в 1894 году и вместе с «Полянкой» (1897) экспонировалась на второй выставке картин при Казанской художественной школе в 1898-м. За несколько часов до смерти Иван Иванович телеграфировал городу о своем согласии передать эти произведения казанскому музею.
Богатство собрания позволяет музею знакомить зрителя с различными гранями творчества мастера, представляя его и как виртуозного рисовальщика на пленэре, и как творца-экспериментатора в своей офортной мастерской.
0+
Билеты: 130–250 рублей
Национальная галерея «Хазинэ» ГМИИ РТ (Казанский кремль, подъезд №3)
3. «Шум города KZN 20.20» в ГСИ
24 декабря — 19 января
Галерея современного искусства ГМИИ РТ дала дорогу современным казанским художникам. В работах Alesha, Neji201, Мидата Валиева, Лили Долбиной, Катерины Конюховой визуально оживает голос улиц, домов, человеческих потоков. Они разные — по эмоциям, темпераменту, цвету, темам, но в них кипят энергия и витальность городского сообщества.
Современные авторы используют возможности разных медиа. Так, художник улиц Alesha представил свой документальный мини-фильм «Зачем я это делаю», ставший лауреатом казанского международного фестиваля мусульманского кино. Куратором выставки выступила Конюхова. «„20.20“ — год, время, шкала, календарь, хронометраж, то есть то, что однозначно не объяснишь словами, но можно уловить как шум в единицах измерения жизни большого города», — считают художники.
0+
Стоимость билетов: 150–350 рублей.
Галерея современного искусства ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 57), начало — в 12:00
4. «Нити жизни» Рустема Кильдибекова в «Хазинэ»
по 14 февраля
Рустем Кильдибеков — художник-монументалист, живописец, график, заслуженный деятель РТ и России, народный художник Татарстана, лауреат государственной премии РТ им. Тукая. На его счету — оформление фасада гостиницы «Волга» в соавторстве с Василом Маликовым и Сергеем Бубенновым, росписи в интерьере здания пригородного вокзала, банкетного зала гостиницы «Татарстан», оформление нового здания Татарского академического театра им. Камала.
Интересно, что до приезда Кильдибекова и его жены в Татарстан в республике не существовало создание гобеленов как вид декоративно-прикладного искусства. Они вместе выработали для татарского искусства этот вид творчества. Темы народных праздников, сказок и обрядов, сюжеты из жизни и истории воплотились в гобеленовых композициях, которые украсили общественные здания города. На выставке представлены живопись и гобелены, созданные Кильдибековым за последние пять лет, из собрания ГМИИ РТ и коллекции художника.
0+
Стоимость билетов: 130–250 рублей.
Национальная галерея «Хазинэ» ГМИИ РТ (Казанский кремль, подъезд №3), начало — в 10:00
5. «Глаз видящий, глаз знающий» — выставка произведений Павла Филонова и его учеников в ГСИ
27 ноября — 23 февраля
Павел Филонов — один из лидеров русского авангарда, основатель и теоретик аналитического искусства. На выставке представлено 114 произведений, 64 из них — работы самого художника, а остальные принадлежат кисти его учеников. «Треть всех экспонатов — живопись мастера, а остальное — его великолепная, оригинальная графика. Филонов редко возникает в формате таких моновыставок, и Русский музей, который является основным держателем его работ, очень щедро поделился с нами. И хотя художника почти не знают на Западе, я считаю, что он сильно недооценен. В России это совершенно отдельная фигура эпохи авангарда первой половины ХХ века, заслуживающая особого внимания благодаря созданному им новаторскому „аналитическому“ искусству. Казанцам может быть дорого и то, что мастер тесно сотрудничал с поэтом Велимиром Хлебниковым. Его выставка — не менее грандиозное событие для художественной жизни города, чем привоз Матисса, Пикассо, Шагала в „Эрмитаж-Казань“», — рассказала «БИЗНЕС Online» советник директора ГМИИ РТ по национальному искусству Дина Ахметова.
12+
Стоимость билетов: 200–250 рублей.
Галерея современного искусства ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 57), начало — в 12:00
6. «Харис Якупов. Человек-эпоха» в «Хазинэ»
21 ноября — 31 января
К 100-летию со дня рождения одного из наших крупнейших художников XX века — Хариса Якупова — в галерее «Хазинэ» открылась выставка, посвященная творчеству автора. В его работах отражена история советского народа, страны начиная с тех лет, когда в России еще только вспыхивали первые революционные выступления («Пролог», «1887 год. Казанские студенты»). На выставке представлены произведения из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ и частных коллекций.
6+
Стоимость билетов: 130–250 рублей.
Национальная галерея «Хазинэ» ГМИИ РТ (Казанский кремль, подъезд №3), начало — в 10:00
7. «Золотые сны Ильдара Зарипова»
по 14 февраля
К 80-летию со дня рождения народного художника России в национальной галерее открылась ретроспективная выставка, где представлены знаковые произведения Ильдара Зарипова из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ, составившие золотой фонд живописи Татарстана. «Картины мастера заключают в себе особое, словно продолжающееся в нашем воображении пространство, в них течет время, заполненное добрыми делами, и до зрителя доходит своеобразная, эмоционально насыщенная атмосфера духовной жизни», — пишет искусствовед Дина Валеева.
6+
Стоимость билетов: 130–250 рублей.
Национальная галерея «Хазинэ» ГМИИ РТ (Казанский кремль, подъезд №3), начало — в 10:00
8. After the future в «Смене»
18 декабря — 26 января
«Смена» совместно с московской галереей «Триумф» представляет групповую выставку современных российских и зарубежных художников, вдохновленную темой призракологии. Произведения живописи, фотографии, скульптуры, а также инсталляции и видеоработы объединены стремлением зафиксировать моменты и сущности, выходящие за пределы нашего повседневного пространственно-временного континуума и опыта. Эти сущности могут приобретать любую форму: начиная от пришельцев и заканчивая странными химерами.
В экспозицию вошли работы Александра Бавара, Озиана Женера, Виктории Кошелевой, Динары Сатаевой, Ло Си, Алексея Таруца, Дмитрия Хворостова и Юры Шуста. Также на выставке впервые будет показано видео «Думаешь, мы сможем измениться вместе?», которое сняли за 6 недель в Марокко и Лондоне молодые британцы Горан Чантер и Айзек Литго. Куратор выставки — Софья Симакова.
18+
Стоимость билетов: 150–350 рублей.
ЦСК «Смена» (ул. Бурхана Шахиди, 7), начало — в 12:00
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.