Константин Гаазе: «Зачем из Медведева делать Шойгу, если Медведев четыре года был Верховным главнокомандующим и довольно успешно армию реформировал?» Константин Гаазе: «Зачем из Медведева делать Шойгу, если первый четыре года был верховным главнокомандующим и довольно успешно армию реформировал?» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОНИ ИЗ МЕДВЕДЕВА ШОЙГУ БУДУТ ДЕЛАТЬ, ЧТО ЛИ, В СОВБЕЗЕ? ЭТО НЕСЕРЬЕЗНО»

— Константин, вчерашнее послание президента РФ Владимира Путина и отставка кабмина, очевидно, застали всех врасплох. Первое удостоилось эпитетов «самое сильное», «сенсационное», «беспрецедентное», «бескровная революция», «перестройка по-андроповски», а вторая вообще вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Политологи явно были растеряны, некоторые просто перестали брать трубки. Зато теперь, наверное, должен потирать руки Валерий Соловей, который заранее предсказывал политическую турбулентность и то, что минувший год в России последний из спокойных.

— Соловей знает главное железное правило российской политэкспертизы: всегда ставь на «черное». Я, кстати, в целом тоже этому правилу следую, но коллег очень хорошо понимаю.

— Как думаете, почему все-таки и послание, и отставку устроили в один день?

— Во-первых, я считаю, что Медведев устранился сам. Этого не было в плане Путина.

— То есть это сюрприз от Дмитрия Анатольевича?

— Не то чтобы это было сделано прямо день в день, но незадолго до послания — это точно. В том смысле, что, мол, Володь, давай уже как-то без меня. Они из Медведева Шойгу будут делать, что ли, в совбезе? Это несерьезно. Зачем из Медведева делать Шойгу, если первый четыре года был верховным главнокомандующим и довольно успешно армию реформировал? Отставка правительства сразу после послания была единственным шансом не сделать ее политическим жестом и сохранить возможность кремлевским политологам отыграть подобное в качестве хитрого плана. Конечно, это не хитрый план.

Я напомню сюжет февраля 2004 года. Путин хочет отключить белорусам свет, газ — все на свете. [Михаил] Касьянов говорит: мол, Владимир Владимирович, братский народ, как же так? Нехорошо, не по-христиански. И внезапно Михаила Михайловича поддерживает министр иностранных дел Игорь Иванов, а на следующей день первого отправляют в отставку. После этого появляется [Михаил] Фрадков, все делают хорошую мину при плохой игре, говорят, что у президента выборы и надо показать народу премьера, с которым он на них пойдет, чтобы курс был понятен. После этого показывают гражданам Фрадкова, про которого никто не знает ровным счетом ничего, как примерно сейчас про [Михаила] Мишустина. Почему тогда случилась отставка правительства? Потому, что у Путина был великий план, или потому, что он вдруг увидел, что в совете безопасности премьер-министр и министр иностранных дел образовали против него коалицию? Поэтому сейчас политическая история если нас чему-то учит, то только тому, что Медведев не захотел, а не тому, что был мудрый план с самого начала. 

«Владимир Владимирович обозначил, что он-таки согласен, спасибо ему большое, подумать о том, чтобы уйти с поста президента. Очевидно, что он готовит для себя пост председателя Госсовета» «Владимир Владимирович обозначил, что он-таки согласен (спасибо ему большое) подумать о том, чтобы уйти с поста президента. Очевидно, что готовит для себя пост председателя Госсовета» Фото: kremlin.ru

«ТЕПЕРЬ ЕЩЕ ОДНИМ «СУДОМ» БУДЕТ ПОСТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОССОВЕТА»

— К Медведеву мы еще вернемся. Сначала хотелось бы разобраться с поправками в Конституцию. Можно ли говорить, что президент дал официальный старт трансфера и обозначил его контуры или варианты?

— Владимир Владимирович обозначил, что он-таки согласен (спасибо ему большое) подумать о том, чтобы уйти с поста президента. Очевидно, что готовит для себя пост председателя Госсовета.

ГС теперь должен быть конституционным органом, где заседают губернаторы. У него будет председатель. Скорее всего, им станет нынешний президент Владимир Владимирович Путин. Через этот орган президент контролирует губернаторов. А кто у нас формально назначает половину членов Совета Федерации? И другую половину — уже через законодательные собрания своих регионов?

— Губернаторы.

— А кто теперь согласовывает силовиков? Совфед. То есть Путин как председатель Госсовета сохраняет руку в силовиках. Первый ключ. Будущий председатель ГС контролирует экономическую повестку через регионализацию всех федеральных программ. Второй ключ. Он сохраняет руку в судьях, смотри предложение президента про отзыв судей через Совфед. Третий ключ. То есть он забирает у будущего президента какое-то количество полномочий…

— А усиление Думы за счет формирования правительства?

— Это сделано, чтобы отобрать немножко полномочий у будущего премьера, чтобы тот все время смотрел на спикера Государственной Думы. Я сейчас очень грубо скажу: Путин внутри системы создает второй пост арбитра. Сейчас арбитр — только президент. В России суть полномочий главы государства не в том, что он объявляет чрезвычайное положение, может куда-то ввести войска, а в том, что является инстанцией конечного арбитража. Создавая пост председателя Госсовета как органа с конституционным статусом, Путин организует вторую инстанцию арбитража. Этим самым он добивает государство как таковое. Даже то плохое суперпрезиденское государство, которое есть сейчас, будет уничтожено в тот момент, когда у всех появится возможность выбрать арбитра. Помните, в недавнем интервью мы с вами говорили ровно об этом в контексте истории Кромвелевской революции: суд Адмиралтейства, суд канцлера, камердинеры Большой спальни… В России создается еще один дополнительный «суд». Теперь таким «судом» будет пост председателя Госсовета. 

«Они только обещают председателю правительства, что легкой жизни у него больше не будет. Не важно, какая у него будет фамилия: Мишустин, Собянин, Кириенко… Это уже совершенно неважно» «Они только обещают председателю правительства, что легкой жизни у того больше не будет. Неважно, какая у него фамилия: Мишустин, Собянин, Кириенко… Это уже совершенно неважно» Фото: © Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«У ПРЕЗИДЕНТА ОСТАНЕТСЯ ФОРМАЛЬНЫЙ НАБОР СИЛОВЫХ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ»

— Прозвучали мнения, что новые политические реформы расширяют Путину коридор возможностей: он может занять не только пост председателя Госсовета, но и премьера, председателя Госдумы, даже остаться президентом. А вероятно, он вообще станет «аятоллой Путиным»?

— В принципе можно себя и богом назначить… Были такие прецеденты в древней истории. Нет-нет, мне кажется, он все-таки не хочет грубо нарушать Конституцию, бахать ее об стол и говорить, что будет вечным президентом, допускает, что главой государства может быть другой человек. Во всяком случае, пока. Мы не знаем, что Владимир Владимирович будет допускать через год. Он готов внести в дизайн системы некоторые изменения, которые ему позволят позицию второго арбитра. И будет два арбитра. Это же, по сути, означает, что, во-первых, часть полномочий уходит от президента, а во-вторых, у нас правительство больше не второй этаж власти, а третий. То есть первый — президент, второй — Госсовет, третий — правительство.

— А Совет Федерации становится четвертым, а Госдума — пятым?

— Да.

— А как же все разговоры по поводу перетекания власти к законодательной ветви (за счет всех этих процедур: там согласовали, тут утвердили)?

— Ну Медведев и в 2018 году всех «согласовывал» на совете Думы за закрытыми дверями. Они не голосовали тогда, а сейчас будут.

— Просто по той же процедуре утверждения премьера такие туманные формулировки Путина.

— А данные формулировки специально такими туманными сделаны, чтобы они никому ничего не обещали. Только обещают председателю правительства, что легкой жизни у того больше не будет. Неважно, какая у него фамилия: Мишустин, Собянин, Кириенко… Это уже совершенно неважно.

— А фамилии Путин в данном списке в дальнейшем не будет? Ему это уже не надо?

— Зачем же ему спускаться с первого этажа на третий, если он на второй может пересесть?

— Получается, что первый этаж власти будет у нас как в Германии?

— А первый постепенно, потихонечку будет как в Германии, да. Смотрите, у президента есть, грубо говоря, три группы полномочий. Первая (самая сильная) — кадровая. Вторая — внешнеполитическая и силовая. Третья — социально-экономическая. Теперь от президента отходят почти все социально-экономические полномочия, потому что вся экономика или в правительстве, или в регионах. В правительстве — премьер, а над регионами теперь Госсовет. От главы государства частично отходят кадровые полномочия, потому что теперь его силовики должны быть согласованы с Совфедом, а Совфед — это губернаторы, как я уже сказал, а губернаторы — Госсовет. И что остается у президента? Формальный набор силовых и внешнеполитических полномочий. Формальный. Да, войну объявить он еще может, но не более. 

«Понятно, что зампред Совбеза — это какой-то промежуточный пост для Медведева. Если бы Путин хотел окончательно решить его судьбу, он бы назначил его председателем Конституционного суда. И Медведев бы согласился» «Понятно, что зампред совбеза — это какой-то промежуточный пост для Медведева. Если бы Путин хотел окончательно решить судьбу Дмитрия Анатольевича, он бы назначил его председателем Конституционного суда. И Медведев бы согласился» Фото: kremlin.ru

— То есть будущий президент хоть формально и на первой роли, но все более второстепенной?

— Да, это все больше бабушка-королева.

— А кто сегодня больше всего подходит на эту роль? Все тот же Медведев?

— Я не знаю. Это же вопрос, захочет он или нет, что для него окажется важным… То, что он чисто физически вернется в Кремль? Но это будет уже совсем не тот Кремль. Я бы здесь не стал спекулировать по данному поводу. Понятно, что зампред совбеза — какой-то промежуточный пост для Медведева. Если бы Путин хотел окончательно решить судьбу Дмитрия Анатольевича, он бы назначил его председателем Конституционного суда. И Медведев бы согласился. Это то, что он любит, в чем разбирается. Он не лучший менеджер, но очень неплохой юрист. Подобное является правдой. А вот так, когда ты вроде бы президент, но какой-то уже не такой, как был в прошлый раз? Опять же а каких силовиков будет утверждать Совфед? Начальника генерального штаба тоже?

— Ну он подчиняется главе минобороны…

— Хорошо, а начальники ГУ МВД регионов кем будут утверждаться? Сейчас они назначаются указом президента.

— Кто-кто с учетом должности в совбезе уже поспешил назвать Медведева вице-президентом.

— Ну он заместитель Путина по совбезу. Если использовать метафору Минченко, то имеется несколько Политбюро: войны и мира — это совбез; больших бабок — путинский двор; экономики — президент, премьер, председатель Центрального банка, министр финансов, главы крупнейших госбанков. То есть видим набор неких панелей. Их можно по-разному перетасовать. Обратите внимание: Путин дал Медведеву не отдельную панель, а кусочек руля в ней, где остается первым номером.

— Но при этом Медведев остается лидером «Единой России».

— Я всех коллег из «Единой России», которые хотели сделать из этой партии нормальный политический институт, «поздравляю». Глава правящей партии — заместитель председателя совбеза… С Лебедя начали, им же закончили. Только его теперь Медведев зовут.

— Хочется процитировать самого Медведева: «Какой-то компот».

— Именно так. Какой-то компот. Все на грани абсурда. Это игры с Основным Законом страны, которые проходят на грани с абсурдом. У некоторых ходов в данной игре просто смысла никакого нет. Они предпринимаются только потому, что надо что-то делать. 

«Они [Кириенко и Володин] оба заинтересованы в том, чтобы в 2021 году победить и победить с разгромным счетом» «Они [Кириенко и Володин] оба заинтересованы в том, чтобы в 2021 году победить, причем с разгромным счетом» Фото: duma.gov.ru

«ТЕПЕРЬ ПОНЯТНО, ЧТО НИКАКОГО КОНФЛИКТА МЕЖДУ КИРИЕНКО И ВОЛОДИНЫМ НЕ БУДЕТ» 

— То есть нельзя утверждать, что будущие изменения могут привести к парламентской республике, о чем тоже говорили после послания?

— Парламентская республика — когда парламент голосует за премьера и его никто не может снять, кроме парламента. Если же начинается конституционный конфликт между президентом и премьером, то этот конфликт решает Конституционный суд.

— А у Госдумы нет таких полномочий.

— Нет и не будет. Президент предложил только поменять согласование на утверждение. Ну и что? Конечно, у спикера Госдумы теперь как бы больше вес.

— Володин на послании выглядел очень довольным.

— Пока Дмитрий Анатольевич дремал, Володин, мне кажется, взорвался от счастья… Конечно, на него до 2021 года теперь все сведено. И теперь понятно, что никакого конфликта между Кириенко и Володиным не будет, потому что они оба заинтересованы в том, чтобы в 2021 году победить, причем с разгромным счетом. То есть Путин решил данную проблему, цена этого, правда, чудовищная, но конфликт двух своих подчиненных он так вот «красиво» урегулировал.

«Это не значит, что губернаторы станут более независимыми от Кремля. Это значит, что у губернаторов появляется выбор: какую лоббистскую струну или клавишу они хотят нажать» «Это означает не то, что губернаторы станут более независимыми от Кремля, а то, что у губернаторов появляется выбор: какую лоббистскую струну или клавишу они хотят нажать» Фото: kremlin.ru

 «ГУБЕРНАТОРЫ ТЕПЕРЬ ЧУТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОДНОЖНЫЙ КОРМ ДЛЯ СПЕЦСЛУЖБ»

— Повысится ли действительно статус губернаторов, на которых предлагается возложить больше ответственности и которые должны будут отвечать в регионах абсолютно за все?

— Во-первых, они становятся как бы формально кремлевскими сотрудниками, через Госсовет. Во-вторых, им дана отмашка на уничтожение муниципального самоуправления (МСУ). Теперь они могут делать что угодно. Если МСУ должно стать частью вертикали исполнительной власти, это значит, что такое самоуправление вы можете разгромить. Кто как хочет, тот так и разгромит: как может и как умеет. Третье: появляется дополнительный канал влияния через Госсовет. Увеличивается вес поста члена Совета Федерации. Это так. Совершенно не факт, что так будет, но подобное следует из того, что президент сказал. Это значит не то, что губернаторы станут более независимыми от Кремля, а то, что у губернаторов появляется выбор: какую лоббистскую струну или клавишу они хотят нажать.

— А кто-то трактует так, что должность губернатора теперь по-настоящему станет расстрельной?

— У нас все формальные чиновничьи должности станут расстрельными. И всем юношам, замышляющим политическую карьеру, я бы рекомендовал избираться в Государственную Думу, становиться членом Совета Федерации, а вот занимать какую-то формальную государственную должность никому теперь не посоветую. Мы же не забываем еще про этот блочок, по которому им в Конституции надо все запретить. По поводу второго гражданства…

— Вида на жительство…

— Да. По-хорошему тут надо 2-ю главу Конституции переписывать — про права граждан (они граждане все же) — или, по крайней мере, принять какой-то жесткий ФКЗ. Там же речь идет не о законе о государственной службе, а о госдолжностях, а это другое дело. То есть министр — госдолжность. Для подобного нужно еще раз ужесточить ФКЗ, по идее.

— И что будет происходить в региональных элитах?

— Я бы сказал так: «Ребята, если есть пока чего продать, делайте это, берите деньги и валите». Вы представляете себе вообще силу такой будущей связки? Хорошо, у тебя большой бизнес, ты крепко стоишь в регионе, у тебя нормальные отношения с силовиками и судейским корпусом. Потом у тебя конфликт с губернатором — и суды решают в твою пользу. Судью снимают через Совфед. Все — тебе конец. Приходит другой судья и все пересуживает в пользу губернатора, в пользу той финансово-промышленной группы, которая стоит за региональным начальником.

— То есть роль губернаторов все-таки увеличивается?

— Не роль, а вес немножечко увеличивается. Губернаторы теперь чуть больше, чем подножный корм для спецслужб. 

— Будет ли перед запуском перемен проведена еще одна чистка губернаторского корпуса, чтобы отсеять слабые и непопулярные фигуры?

— Я слабо знаю, что происходит в регионах в контексте грядущего ЕДГ. Мне кажется, что уже до осени лучше бы ничего и не менять.

— Просто минувшей осенью анонсировалось много разных региональных отставок, но потом большинство из них не состоялось.

— Только Иркутск выстрелил по большому счету…

— Потом говорили, что все переносится на весну…

— Это уже вопросы, которые даже не Путин будет решать, а Кириенко. Исходя из того, как он оценивает перспективы каждого конкретного губернатора организовать «голосование» вот это самое за новую фактически Конституцию...

— Чем объясняется ценз оседлости для президента, ограничения по виду на жительство, второе гражданство когда бы то ни было? Может, это сделано для превентивной нейтрализации Алексея Навального иже с ним?

— Если Навальный оформлял такие документы (мне об этом ничего не известно), то да… Но даже если так, не ради него одного подобное делается.

— А каков масштаб бедствия по поводу двойного гражданства, вида на жительство?

— Это зависит от того, будут ли даны спецслужбам некоторые мандаторные, обязательные полномочия применять такую норму. Сейчас же по большому счету вся информация есть. Она имеется у Росфинмониторинга, ФСБ. Понятно, что когда человек вылетает в какую-то страну, а потом возвращается обратно и штампа влета в данное государство в российском паспорте (неважно, обычном или служебном) нет, то на влете он показал какой-то другой документ. И не так сложно за пятью сотнями людей проследить, которые к тому же сами любят летать не через обычную границу, а через VIP-зал. То есть, у кого что есть, думаю, известно досконально. Вопрос в том, дана ли теперь спецслужбам отмашка вскрывать это самостоятельно и, не согласовывая с Кремлем, применять. Или речь только о проверке при найме на работу? Либо подобное по-прежнему будет решаться в Кремле от случая к случаю? 

«Кудрин (справа), Набиуллина (слева), Шувалов, Чемезов. Еще Кириенко, Собянин. Вот это премьерская лига» «Кудрин (справа), Набиуллина (слева), Шувалов, Чемезов. Еще Кириенко, Собянин. Вот это премьерская лига» Фото: © Екатерина Штукина, РИА «Новости»

«ФРАДКОВ ТОЖЕ БЫЛ КАК БЫ «ТЕХНИЧЕСКИЙ», А ПРОСИДЕЛ ТРИ ГОДА»

— Что касается Мишустина... в нашем предварительном разговоре вы сравнили его с Виктором Зубковым.

— Кто-то говорит, что Зубков, кто-то — Фрадков. Ситуация типологически похожа и на того и на другого.

— То, что он технический, понятно. Как надолго? До следующих выборов?

— До новой Конституции, до следующих президентских выборов, неизвестно. Фрадков тоже был как бы «технический», а просидел три года.

— Не до парламентских?

— У президента нет формального обязательства после внесения изменений в Конституцию формировать правительство по новым правилам. Он может до собственных выборов держать правительство как есть, оно же складывает полномочия перед новым президентом, а не перед новым парламентом.

— Именно поэтому и не были назначены более сильные фигуры?

— А кто бы согласился на техническую роль? Шувалов? Кудрин? Если для Медведева эта работа негожа уже, то для них в не меньшей степени. К тому же все устроены, тепло сидят, у всех свои анклавы. И зачем им работа, которая полурасстрельная, полубессмысленная? Этим же люди не нравится работа такого рода. Они в общем-то любят деятельность осмысленную, которая приносит какой-то результат, какими бы они ни были — хорошими или плохими. Сечин или Шувалов — неважно. И тот и другой любят видеть, что у них что-то получилось. А что может получиться у этого премьера? Сколько он будет сидеть? Четыре года, три месяца? Путин по правилам этой игры не обязан открывать им карты: вызывать, рассказывать, какой план, как все пойдет. Он вызывает и говорит, что, дескать, вот принято решение, предлагаю. И все. И вперед: согласен или не согласен, как с ним самим было в августе 1999 года.

— Кстати, Сечин, говорят, должен быть доволен, учитывая некоторые обстоятельства биографии Мишустина.

— Там есть некоторое количество людей, которые должны быть довольны. Но они довольны надолго ли?

— Ну на определенном этапе.

— А завтра вдруг премьером будет Кудрин. И тут Игорь Иванович Сечин будет очень недоволен, учитывая долгую-долгую-долгую историю их отношений.

— Значит, премьерских перспектив Кудрина исключать нельзя. А у кого еще они есть?

— Кудрин, Набиуллина, Шувалов, Чемезов. Белоусов скорее нет.

— А Козак?

— Как премьер — нет. Еще Кириенко, Собянин — они да. Вот это премьерская лига. Причем все вышеуказанные люди за право реформировать экономику, перераспределить потоки серьезно (не на три месяца) готовы стерпеть унижение, поражение в статусе и полномочиях, то есть перевод со второго этажа власти на третий.

— Как думаете, в ближайшие дни будут какие-то интересные сюрпризы по правительству?

— Президент уже сказал, что вызовет всех по одному. Это означает, что правительство сейчас будет назначаться по-старому, а не по-новому. То есть Мишустин поговорит с каждым, президент поговорит с каждым, а дальше через посредников, как в 2018 году, или напрямую они решат, кто куда пойдет. 

«Будет ли массовой протест вокруг Конституции? Я бы очень надеялся, что будет, но, учитывая, что первая часть послания — это по сути взятка населению, не знаю» «Случится ли массовой протест вокруг Конституции? Я бы очень надеялся, что будет, но, учитывая, что первая часть послания — это, по сути, взятка населению, не знаю» Фото: Victor Kruchinin / Sopa Images/Zuma/TASS

«ЕСЛИ ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ ВВЕДут НЕ РЕФЕРЕНДУМОМ, ВСЕ СЛЕДУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ БУДУТ НЕЛЕГИТИМНЫМИ»

— А возможно ли в силу новых обстоятельств, что и Госдума, и Путин тоже сложат полномочия заранее и пройдут досрочные выборы? И президентские, и парламентские?

— Да. Если они решили обыграть всех на темпе, за счет акселерации скорости событий, то тогда такое возможно. И подобное было бы в традициях политсистемы. Кремль всегда должен играть на опережение. Это закон. Он должен быть быстрее всех. Не обязан быть эффективнее всех, лучше всех, но должен быть быстрее всех. Проигрывает, когда тащится за повесткой.

— И следовательно, мы можем получить либо в следующем, либо даже в нынешнем году досрочные выборы, а может быть, те и другие? И референдум по Конституции, который Путин назвал народным голосованием?

— Если подобное не будет называться референдумом, то это неконституционно. Такое просто незаконно.

— Тем не менее Элла Памфилова уже трубит по данному поводу…

— После того что в Москве случилось прошлым летом, она, по-моему, уже вообще на все готова. Я, конечно, не думаю, что они три кампании сведут в один день голосования, то есть Конституцию, президента и парламент, но того, что они захотят «голосование» за поправки в Конституцию легитимировать путем объединения с какими-то выборами, исключать нельзя.

— Чего еще ждать в ближайшее время?

— Есть одна очень неприятная вещь: если эти поправки в Конституцию введут каким-то «голосованием», которое не будет референдумом, то мы рискуем попасть в ситуацию, когда все правовые решения, принятые после него, окажутся нелегитимными, они зависнут в воздухе. А если станут трогать 1-ю главу без Конституционного собрания, то все, это значит, что мы вышли за рубежи права. Все, что случится после этого, станет называться декретным правом. Это право не закона, а правителя. Понятно, что нам сейчас понизят инвестиционный рейтинг, но какая уже на фоне санкций разница? Ясно, что летом цены на все взлетят. Если людям начнут деньги разбрасывать с вертолета, на все поднимутся цены достаточно быстро. Понятно, что будет какая-то турбулентность наверху, связанная с тем, что никто ничего не понимает, и какое-то количество разумных людей из правительства все-таки уйдет, я надеюсь. Случится ли массовой протест вокруг Конституции? Я бы очень хотел верить, что будет, но, учитывая, что первая часть послания — это, по сути, взятка населению, не знаю, здесь нужно идти и разговаривать с гражданами, их спрашивать.

— Для того и были объявлены эти финансовые вливания?

— Да, однозначно, абсолютно. Это как у Дона Корлеоне: доброе слово и пистолет. Пистолет был во второй части послания, доброе слово — в первой.