Сегодня с утра предприниматели Челнов и Закамья уже осаждают экспертов по налогообложению — все хотят знать, как получить инвестиционный вычет, траты на который Владимир Путин накануне предложил компенсировать регионам из федерального бюджета. Как уточнил «БИЗНЕС Online», в Татарстане данная норма вовсе не действует, но с поддержкой из Москвы вполне может быть принята. Максимум, на что может рассчитывать бизнес, — это 17% прибыли, которые можно не отдавать фискалам, а вложить в развитие цехов.
Сергей Когогин: «У ряда субъектов, которые являются дотационными, очень ограничены возможности софинансирования и развития систем поддержки малого и среднего бизнеса»
КРУПНЫЙ ПРОМЫШЛЕННИК О 20-ЛЕТНИХ ГАРАНТИЯХ ПУТИНА
Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию в тот же день вызвало реакцию многих медийных лиц, в том числе и в Челнах, и в закамском регионе Татарстана. Одним из первых свои приоритеты из числа прозвучавших накануне предложений первого лица страны обозначил гендиректор ПАО КАМАЗ Сергей Когогин, который, напомним, является сопредседателем «Общероссийского народного фронта» и такую же позицию занимал в предвыборном штабе Владимира Владимировича в период последних президентских выборов.
Сразу после выступления главы государства гендиректор автогиганта прокомментировал важнейшие, на его взгляд, тезисы для бизнеса федеральному изданию «Ридус» и НТВ. В экономической части послания последний выделил две заявки: предложение компенсировать из федерального бюджета 2/3 затрат регионов на компенсацию предприятиям инвестиционного налогового вычета, а также обещание сохранять неизменными налоговые условия для крупных проектов в течение 20 лет.
«Напомню, что налоговые условия для крупных, значимых проектов должны быть неизменны на срок до 20 лет, а требования и нормативы при строительстве производственных объектов должны быть зафиксированы на три года, — так прозвучали новации в послании российского лидера. — Эти гарантии инвесторам обязаны стать нормой закона. Конечно, поддержку должны получить не только крупные проекты, но и деловые инициативы малого и среднего бизнеса. Сегодня у субъектов Федерации есть право предоставлять так называемый инвестиционный налоговый вычет, трехлетнюю льготу по налогу на прибыль, но они редко используют эту возможность. Понятно почему. Потому что региональные бюджеты теряют поступления. В данной связи предлагаю за счет федеральных средств компенсировать регионам 2/3 их выпадающих доходов от применения инвестиционного налогового вычета».
Когогин оценил существующую систему поддержки малого и среднего бизнеса в России как весьма серьезную, но подчеркнул, что без активного участия региональных властей она работать не может: «У ряда субъектов, которые являются дотационными, очень ограничены возможности софинансирования и развития систем поддержки малого и среднего бизнеса. Лидер страны сегодня объявил, что федеральная власть понимает: данная проблема есть. Для того чтобы ее решить, федеральный бюджет будет возвращать выпадающие доходы. Это, конечно, серьезно поможет регионам усилить поддержку малого и среднего бизнеса».
Притом непосредственно КАМАЗа больше касается второе предложение Путина — о стабильности налогооблагаемой базы любого крупного проекта на 20 лет. Когогин заявил, что такая гарантия превосходит все его ожидания как крупного промышленника и речь о подобных условиях ведения бизнеса хотя бы в течение 5–6 лет обсуждалась всегда.
Непосредственно КАМАЗа больше касается второе предложение Путина — о стабильности налогооблагаемой базы любого крупного проекта на 20 лет. Когогин заявил, что такая гарантия превосходит все его ожидания
ПРИСОЕДИНИТСЯ ЛИ ТАТАРСТАН К ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЛЬГОТЕ?
Отметим, что не только дотационные регионы, упомянутые Когогиным, ограничены в софинансировании федеральных мер поддержки бизнеса — татарстанские предприятия сегодня вообще не могут рассчитывать на льготу, которую президент РФ обещал компенсировать.
Инвестиционный налоговый вычет, напомним, позволяет компании при выполнении определенных условий вернуть из регионального бюджета стоимость строительства и оборудования, закупленного под новый проект, а также компенсировать расходы на реконструкцию или модернизацию — одним словом, получить основные средства производства за счет субъекта Федерации. Компенсация обеспечивается льготой по налогу на прибыль, который перечисляется как в федеральный, так и в региональный бюджеты, однако субъекты, грубо говоря, вынужденно саботируют эту меру поддержки — она слишком дорого обходилась бы бюджету. В Татарстане же последняя не работает вовсе, как отметила в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» гендиректор компании «Аудит ТД» Татьяна Дербенева. Однако сегодня, после выступления президента, в аудиторскую организацию уже идут челнинские предприниматели с вопросами о налоговой льготе.
«В соответствии со статьей 286.1 российского Налогового кодекса республика не приняла на своей территории это льготирование, — пояснила она. — Наши предприниматели о данной норме в принципе не знали до вчерашнего дня. Суть ее в том, что любой бизнес, который платит налог на прибыль по основной ставке, может вплоть до нуля уменьшить региональную часть налога. В ноябре 1998-го был принят похожий региональный закон №1872 об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан, который работает и сегодня, но используется крайне редко. Практически одно предприятие из тысячи льготируется по нему, причем в объеме значительно меньшем. По 1872-му закону компания может платить в региональный бюджет 13,5 процента вместо 17, то есть экономия составляет только 3,5 процента, при этом требования к производителю очень высоки. Чтобы получить 3,5 процента, нужно, если не ошибаюсь, изготовить в республике 90 процентов продукции и реализовать ее на территории России. При таком раскладе компания может заключить с республикой дополнительное соглашение и только после этого рассчитывать на льготу. Ею пользуются единицы — у нас в Закамье есть лишь одно предприятие, подписавшее с РТ допсоглашение».
«17 процентов прибыли — сумма хорошая. На строительство завода, наверное, недостаточно, но модернизировать производство точно можно»
Однако теперь, как надеется бизнесвумен и, надо думать, все предпринимательское сообщество, в республиканском законодательстве инвестиционный вычет тоже закрепится. «Это отличная поддержка, она коснулась бы всех производственников. Деньги, которые можно направить, к примеру, на перевооружение, реконструкцию — на развитие и рост производства, — отмечает она. — Сейчас налог на прибыль составляет 20 процентов и делится между регионом и Федерацией в пропорции 17 на 3 процента. Соответственно, мы можем рассчитывать максимум на 17 процентов, а это, пожалуй, не столь крупные суммы. Вполне возможно, что республика скажет: мол, от региональной части налога процентов 5, условно, платите в бюджет, а остальное можете инвестировать. То есть не факт, что РТ, несмотря на компенсацию из федерального бюджета, распространит льготу на всю региональную часть налога на прибыль. Все зависит от местных органов власти. Однако 17 процентов прибыли — сумма хорошая. На строительство завода, наверное, недостаточно, но модернизировать производство точно можно».
Что же касается гарантии неизменных налоговых условий для крупных проектов, то и эту меру эксперт считает крайне актуальной, поскольку налоги, как минимум в Татарстане, растут ежегодно, отчего положение предпринимателей оставляет желать лучшего. «Мы видим, к примеру, что закрываются крупные торговые сети — работать стало тяжело, налоговое бремя большое, — указывает она. — Я всегда считала, что предпринимателям не нужны программы поддержки — им необходимо грамотное налогообложение. И стабильность налогов — это та же поддержка, причем лучшая, чем просто деньги из бюджета. Когда малому бизнесу дали упрощенную систему налогообложения, а социальные отчисления на юрлиц держались в пределах 14 процентов, мы увидели настоящий расцвет предпринимательства. 20 лет постоянства — это возможность разработки тщательного бизнес-плана, независимого ни от каких передряг. Если сегодня твой проект жизнеспособен и позволяет развиваться, притом налогообложение для тебя не меняется, то ты так и будешь расти дальше».
«Налоги, как минимум в Татарстане, растут ежегодно, отчего положение предпринимателей оставляет желать лучшего»
ЧЕЛНЫ И НИЖНЕКАМСК: НАДЕЖДЫ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ
Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев отметил в своем посте в соцсетях предложенные Путиным «меры для улучшения жизни людей».
«Выплаты на рождение детей и финансовая поддержка семей станут еще больше способствовать естественному приросту населения. Поэтому детские сады, возведенные в Набережных Челнах благодаря национальным проектам, будут востребованы», — написал градоначальник. Напомним, что в прошлом году в автограде построили 6 детсадов на 1,5 тыс. мест. Ясельных из них 780. Плюс к этому отремонтировали 9 детсадов. В 2020-м возведут еще три — в 19-м комплексе на ЗЯБе, в 22-м и 25-м микрорайонах Замелекесья. В планах на 2021 год — еще четыре дошкольных учреждения. «Это позволит полностью обеспечить маленьких челнинцев местами в детсадах и даст возможность мамам — специалистам своего дела — раньше выйти на работу», — подытожил он.
В исполкоме Нижнекамска на месседжи российского лидера отреагировала заместитель мэра города Эльвира Долотказина, которая поддержала главу государства в ставке на отечественное программное обеспечение. «По своей первой профессии я программист, поэтому выделила в послании президента тему информатизации, а особенно запала в душу цитата об отечественном программном обеспечении. Все-таки хочется гордиться своими, российскими разработками, а не зависеть от зарубежных! Наша страна всегда была богата умами. И в вопросе отечественного ПО у нас есть будущее, как бы ни возражали пессимисты!» — написала она в своем аккаунте в «Инстаграме».
Наиль Магдеев: «Выплаты на рождение детей и финансовая поддержка семей станут еще больше способствовать естественному приросту населения. Поэтому детские сады, возведенные в Набережных Челнах благодаря национальным проектам, будут востребованы»
Поддержку школы в исполкоме Нижнекамска назвали беспрецедентной. «Мы с нетерпением ждем соответствующих документов, подтверждение, проработку и будем реализовывать все пункты, которые были озвучены президентом», — заявил «БИЗНЕС Online» начальник управления образования Айдар Фаретдинов. Однако о конкретике, по его словам, пока речь вести рано.
«Мы услышали ровно то, что и вы. Правительство сейчас проработает послание, тезисы, что ляжет в конкретный документ, мы его ждем. Есть послание президента, в котором указано, на что надо обратить внимание. И мы поддерживаем это всецело. Любой чиновник, педагог, родитель — все его поддержат. Теперь нужно говорить о механизмах реализации, но только после проработки на уровне правительства», — пояснил он. К слову, в Нижнекамске за последние два года построили две школы, еще одна должна появиться в 2021 году — на этот раз проект разрабатывается совместно с «Татнефтью». В столице нефтехимии по-прежнему есть переполненные школы, в которых учатся в две смены, поэтому на слова Путина о дополнительных местах тоже делают ставку.
К слову о бесплатном школьном питании до четвертого класса включительно. В Нижнекамске охват горячим питанием в школах составляет практически 100% — это более 31 тыс. детей. Бесплатники из них — 2,8 тыс., за них местный бюджет отчисляет по 26 млн рублей.
В Нижнекамске охват горячим питанием в школах составляет практически 100% — это более 31 тыс. детей. Бесплатники из них — 2,8 тыс., за них местный бюджет отчисляет по 26 млн рублей
Фаретдинов видит спасательный круг и в той части послания, которая посвящена бюджетным местам в вузах. «Крупные города всегда бюджетные места концентрируют у себя, они выступают магнитом для умов и талантливой молодежи, — отмечает главный по образованию. — Мы пошли уже этим путем. В НХТИ у нас количество бюджетных мест ежегодно растет, мы повернули данный крен. Плюс огромный — дети остаются здесь. А то, что сказал президент, — это вообще глобальные изменения».
Начальник управления дошкольного образования исполкома Нижнекамского района Светлана Андрианова прокомментировала «БИЗНЕС Online» предложение Путина обеспечить детей яслями. «Мы долгие годы проводили эту работу планомерно, существующее количество детских садов в Нижнекамске позволяло по 2,5 тысячи детей ясельного возраста зачислять в дошкольные учреждения. Кроме того, мы около 500 мест предоставляли детям от года. Не во всей республике есть такая возможность», — рассказала она.
В прошлом году в Нижнекамске построили два детских сада, в том числе 240 ясельных мест. Появилась и экспериментальная группа для детей от 6 месяцев с 12-часовым пребыванием. В 2020-м возведут еще два дошкольных учреждения.
«Можно сказать, что в целом потребность населения в этом плане у нас хорошо удовлетворяется, — заметила чиновница, пояснив, что доля доступности мест для детей от 0 до 3 лет — 78,9% против 60,8% в РТ. — Тому решению, что мамочки смогут получать пособия, мы рады. Ведь есть прецеденты, когда семьи не могут себе позволить детский сад только из-за того, что уровень дохода низкий. Такая поддержка будет существенна для малообеспеченных семей. Те детки, которые сидели дома, думаю, примкнут к рядам дошкольников и станут посещать детский сад».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.