21-22 августа 2011 года информационно-аналитическое агентство TelecomDaily провело в Казани тест-драйв качества предоставления сервисов голосовой связи и мобильной передачи данных. Подобное тестирование силами независимых аналитиков проводилось здесь впервые; его целью было определение качественных параметров услуг связи, предоставляемых операторами «Билайн», «МегаФон», МТС. Кроме того, тестирование включало определение территории охвата у операторских сетей мобильной передачи данных, а также определение такого показательного параметра, как скорость передачи данных – как средней, так и максимальной.

Характеристики исследования:

Тестирование проводилось на автомобиле, оборудованном двумя измерительными комплексами TEMS Investigation фирмы Ericsson с тремя телефонами и тремя модемами: один для исследования качества услуг передачи голоса, второй – услуг передачи данных. Маршрут следования включал основные улицы города, наиболее густонаселенные районы, центр и окраины, а также дорогу в аэропорт. Тестирование проводилось в два этапа: в неподвижных условиях в разных точках города и во время движения, что позволило получить наиболее полную картину. Общая протяженность маршрута составила более 100 км, средняя скорость движения – 25 км/ч.

Для определения качества услуги голосового вызова использовались специальные телефоны, входящие в состав измерительного комплекса. Эти аппараты совершали звонки на номера автоответчиков продолжительностью 60 секунд (примерно столько длится средний разговор у абонента мобильной связи) с интервалом в 30 секунд. В данном исследовании определялся параметр SQI – Speech Quality Index – индекс качества речи. Это расчетный интегральный показатель, математически моделирующий субъективное восприятие абонентами четкости, разборчивости и естественности передачи голоса, качества приема, а также учитывает уровень помех в канале, вызывающих проблемы при разговоре – от «металлического» призвука в речи собеседника до выпадения отдельных слогов и слов.

Тестирование сервиса передачи данных осуществлялось с применением модемов HSPA+ производства Huawei (именно эти модемы продают под своими брендами МТС, «МегаФон» и «Билайн»).  Производилась загрузка файлов объемом 5 и 750 Мбайт в однопоточном и многопоточном режимах с серверов mail.ru и microsoft.com по протоколу HTTP с паузой между сессиями 15 сек.

ИТОГИ

Голосовая связь:

Можно отметить, что все операторские сети уже модернизированы до того уровня, который позволяет оказывать услуги голосовой связи с хорошим качеством. Сети операторов МегаФон и МТС находятся примерно в равных условиях по показателю, отвечающему за качество речи (SQI). При просмотре других показателей, можно выделит тот факт, что Билайн имеет меньшее число переключений между базовыми станциями, что позволят снижать вероятность потери вызова при звонках.  Если брать суммарные показатели по данной услуге, то лучшее качество предоставления голосовых услуг демонстрируют  : «МегаФон» и МТС, и с небольшим отставанием идет Билайн.

Мобильный интернет:

Операторы

средняя скорость (Мбит/с), фикс./моб.

макс. скорость (Мбит/с), фикс./моб.

максимально возможные доступные скорости

МегаФон

1,7/1,7

7,1/4,5

HSPA+ (21,6 Мбит/сек)

МТС

1,5/1,4

4,5/4,7

HSPA+ (21,6 Мбит/сек)

Билайн

0,9/1,2

4,4/2,8

HSPA (14,4 Мбит/сек)

 

Доступность сервиса мобильной передачи данных в Казани находится на достаточно высоком уровне, практически весь город обеспечен сплошным покрытием сети третьего поколения.  

«МегаФон» продемонстрировал лучшие показатели по услуге мобильного доступа в движении, получив самую высокую среднюю скорость, которая является основной для абонентов, поскольку реально показывает возможности оператора. МТС в движении показал лучшую пиковую скорость.

При замерах в стационарных точках можно отметить паритет между МегаФон и МТС по средним скоростям, тогда как пиковая скорость получилась выше все же у МегаФона.  У Билайна можно отметить достаточно ровное покрытие и стабильную, но не высокую скорость передачи данных. Принимая за основу то, что замеры в движении являются наиболее презентативными можно расположить операторов в следующем порядке : МегаФон, МТС, Билайн.

Спрос на услугу со стороны абонентов высокий, что стало возможным благодаря конкуренции и снижению цен. Всем операторским сетям необходимо дальнейшее расширение возможностей сети  в часы основной нагрузки, что требует как ввода новых базовых станций, так и продолжения процесса оптимизации сетей.

Число телефонов с поддержкой 3G в регионе, по данным ИАА TelecomDaily, по состоянию на конец второго квартала 2011 года составляет  более 24% из числа находящихся в обращении, а по итогам 2011 года сможет превысить отметку в 30 %.

***

Все данные, приведенные в данном отчете, получены практическим путем с использованием сертифицированного оборудования и соответствуют текущей ситуации на середину августа 2011 года. Полученные данные могут быть переданы операторам для самостоятельного изучения по письменным запросам.