Забота о здоровье граждан или освоение бюджета? НКО в профилактике ВИЧ-инфекции оставлены не у дел

Министерство здравоохранения и социального развития РФ 11 августа в рамках Национального проекта "Здоровье" объявило конкурс на реализацию мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции. За 39 рабочих дней "профилактическими" мероприятиями должно быть охвачено 123 062 "больных наркоманией и гомосексуалистов" (как указано в конкурсной документации) в 8 федеральных округах.

В 2011 году Минздравсоцразвития предприняло ряд мер по организации мероприятий в области профилактики ВИЧ-инфекции. Так, в июне прошли встречи с неправительственными организациями, работающими в области ВИЧ/СПИДа, объявлен и осуществлен сбор предложений от них по организации профилактических мероприятий. На заседании Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) 2 июня глава ведомства Татьяна Голикова сообщила, что "На реализацию программ по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции неправительственным и пациентским организациям будут выделены целевые гранты на 500 млн. рублей".

Было озвучено и признание того, что неправительственные организации имеют богатый опыт работы в этой сфере и "продвинутые программы профилактики и работы с уязвимыми группами". Сначала это вызывало неоднозначные отзывы со стороны не избалованных таким вниманием представителей гражданского общества (от недоверия к вдруг появившейся открытости и кажущейся готовности к диалогу, до оптимистических ожиданий от такого кардинального изменения в поведении министерства).

Спустя два месяца, когда были объявлены практические детали мероприятий по профилактике, стало понятно, что под "продвинутыми программами профилактики и работой с уязвимыми группами" чиновники, готовящие конкурсную документацию и ответственные за реализацию мероприятий по противодействию ВИЧ/СПИДу, подразумевают информирование в течение 39 дней 123 062 "представителей уязвимых групп" (Согласно конкурсной  документацией – "больные наркоманией", "гомо- и бисексуалисты", "больные заболеваниями, передающимися половым путем".) о месте и графике учреждений здравоохранения и о расписании специалистов-консультантов учреждений здравоохранения, и оценивают это в 85,6 млн. руб. В рамках еще одного лота на разработку элементов информационной кампании "АнтиВИЧ" стоимостью 30,1 млн. руб., осуществляется подготовка макетов информационных материалов, но не предусмотрено их размещение или распространение. Таким образом, профилактические мероприятия в 2011 году не будут даже подкреплены никакими информационными материалами.

Получается, что из 500 млн. в рамках объявленных конкурсов на работу НКО выделено лишь 17% средств. При этом, несмотря на заявления представителей министерства о грантовом характере поддержки мероприятий по профилактике, их финансирование будет происходить на коммерческой основе, что противоречит самой сути деятельности некоммерческих организаций. Принцип оплаты по факту выполнения работ ставит НКО в затруднительное положение, так как, имея преимущественно целевое финансирование, многие из них не имеют возможности вкладывать собственные средства в ожидании компенсации выполненных работ и несут существенные риски.

Вызывает недоумение и методика расчета целевых показателей конкурса – количество клиентов (людей, живущих с ВИЧ) по федеральным округам. Этот показатель рассчитан от общего населения, невзирая на имеющиеся существенные различия в эпидемиологической ситуации по федеральным округам. Например, если сравнить данные округов с самыми высокими показателями зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции (Приволжский ФО) с самыми низкими (Северо-Кавказский ФО), то число зарегистрированных людей, живущих с ВИЧ, отличается в 23 раза, при этом кол-во клиентов отличается всего в 3,7 раз. В Дальневосточном, Южном, Северо-Кавказском округах целевые показатели превышают половину от зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции, а  в Северо-Кавказском округе даже планируется привлечь на треть больше клиентов, чем уже зарегистрировано людей с ВИЧ, что с учетом отведенного на мероприятия времени (39 дней) весьма сомнительно.

Объявленный конкурс вызвал много критических отзывов со стороны представителей гражданского общества и экспертов, а НКО были фактически дезинформированы в части объема поддержки, вида поддержки (коммерческий контракт вместо гранта) и приоритетности работы с НКО. Предложения, подготовленные НКО и озвученные на проведенных в министерстве встречах, оказались невостребованными. НКО отведена малозначимая роль внешних агентов-посредников медицинских учреждений по набору пациентов, а их собственный потенциал, как и потребности людей, живущих с ВИЧ, в информировании, консультировании, социальном сопровождении, развитии приверженности лечению – поддержки и признания не нашли.

Примечательно, что готовность НКО к участию в профилактических мероприятиях на таких условиях оценивается по-разному: "С одной стороны, вряд ли уважающие себя НКО  заинтересованы нанести вред своей репутации, ввязавшись в такую сомнительную деятельность. Однако вполне вероятно, что найдутся и те, кто безропотно примет отведенную им роль. Ведь при отсутствии в проводимой деятельности какой бы то ни было системы оценки эффективности мероприятий, несложно обложиться бумагами и отрапортовать, что все выполнено, - заявляет председатель правления Межрегиональной общественной организации «Сообщество людей, живущих с ВИЧ» Андрей Злобин.  - К сожалению, менять что-то в этом конкурсе на данном этапе уже поздно. Учитывая, что до конца года не получится реализовать сколько-нибудь значимых для эффективной профилактики мероприятий с большим охватом, даже при объявлении дополнительных конкурсов можно утверждать, что в 2011 году профилактика провалена, а выделенные в бюджете деньги на профилактику в этом году израсходованы нерационально. В том случае, если найдутся исполнители и конкурс состоится, мы намерены осуществлять общественный контроль за реализацией мероприятий. Мы также намерены направить в Минздравсоцразвития наши критические замечания относительно объявленных конкурсов и конструктивно обосновать недопустимость подобной практики организации профилактических мероприятий в будущем. Основные требования заключаются в необходимости предусматривать адекватные сроки выполнения работ, адекватные механизмы выделения средств НКО и адекватное содержание услуг по профилактике".

Сотрудники общественной организации также отмечают, что выделение значительных средств на мероприятия и выполнение целевых показателей большого порядка (тысячи человек) на протяжении многих лет требуют стратегического подхода.

"В отсутствие единой национальной стратегии профилактики ВИЧ-инфекции предлагаемые мероприятия нельзя назвать взвешенным ответом на проблему стратегического плана. Не будучи связанными с мероприятиями, реализованными в прошлом, и при отсутствии преемственности и внятных планов профилактики на среднесрочную перспективу, данные мероприятия можно охарактеризовать как разрозненные во временной перспективе, непоследовательные, приоритетность которых совершенно не обоснована", - резюмирует Андрей Злобин.

Справка

МРОО "Сообщество людей, живущих с ВИЧ" создана в 1998 году как организация пациентов – людей, живущих с ВИЧ. Миссия организации - повышение качества жизни людей, живущих с ВИЧ. МРОО "Сообщество ЛЖВ" реализует на национальном уровне проекты и программы, направленные на развитие социальных услуг и доступа к лечению и поддержке для людей, живущих с ВИЧ, формирование приверженности диспансеризации и лечению, профилактику ВИЧ-инфекции, повышение информированности и уровня знаний о ВИЧ-инфекции и лечении.