Во дворе лицея №116, что на тихой улице Жуковского в Казани, установлен бюст: юноша — в форме старшего лейтенанта с тонкими чертами лица, звезда Героя Советского Союза на гимнастерке

УЧИТЕЛЬ ВЕРНУЛСЯ С ВОЙНЫ

Во дворе лицея №116, что на тихой улице Жуковского в Казани, установлен бюст: юноша — в форме старшего лейтенанта с тонкими чертами лица, звезда Героя Советского Союза на гимнастерке. Такие люди, конечно, загадка: работа педагогом в заштатном городке Чимбай, вдруг — война, фронт, подвиг, и вновь — без перехода — обычный школьный учитель.

Не все коллеги и знали, что трудятся рядом с Героем Советского Союза. Работавшие с Абдулхаком Умеркиным вспоминают, что он никогда не рассказывал о войне, а если эта тема возникала, старался от нее уйти. И ничего не говорило о том, что он командовал гаубичной батареей, под Севастополем вызывал огонь на себя, прорывался из окружения, уходил в катакомбы, бежал из плена, сражался в Польше, Чехословакии, Германии, участвовал в том самом, первом, Параде Победы и в Георгиевском зале Кремля получал высшую награду воинской доблести…

Татьяна Щукина: «Очень хорошо запомнила его урок по переработке каменного угля. Говорит ребятам: „Представьте, этот класс — большая камера, лежит уголь, никакого кислорода — нагревание без доступа воздуха…»

В средней школе №116 (ныне — лицее) он почти 30 лет проработал учителем химии. Татьяна Щукина, которая сегодня ведет там этот предмет, говорит, что уроки Абдулхака Сагитовича (в коллективе его на русский манер переименовали в Александра Сергеевича) отличались простотой — он очень доступно все объяснял. «Очень хорошо запомнила его урок по переработке каменного угля, — вспоминает она. — Говорит ребятам: „Представьте, этот класс — большая камера, лежит уголь, никакого кислорода — нагревание без доступа воздуха…“ И всегда это было настолько образно, что дети легко всё понимали и запоминали».

Словом, есть нечто закономерное в том, что в 116-й начали углубленно изучать химию, биологию, а в 1989 году она получила статус школы с медико-биологическим профилированным обучением при Казанском государственном медицинском институте (ныне — университете, КГМУ).

«Таких, кто, насмотревшись на все это, отказывается идти по медицинской стезе, — единицы, ведь дети осознанно выбирают профиль», — говорит директор лицея №116 Гулсирень Мухаметзянова

МЕДИЦИНСКИЙ ОПЫТ И ПЛЮС ДВА БАЛЛА К ЕГЭ 

До 7-го класса обучение в лицее обычное, а вот в следующие два года начинается так называемый предпрофиль — углубленное изучение химии и биологии. В 10–11-м классах их уже по 9 часов (в обычной школе — 1–2). С 8-го года обучения в каждой параллели — по одному медицинскому классу, начинается посещение медуниверситета: сначала раз в месяц, потом — два, а в 10–11-м классах три раза в неделю (первый день — занятия по химии, второй — по биологии, третий — основы медицинских знаний). Еще один день отдан практике при ДРКБ. Мальчиков и девочек распределяют по отделениям и постепенно переводят из одного в другое — чтобы поняли, какое направление им ближе. Дети знакомятся с работой врача, учатся ухаживать за больными и даже присутствуют на операциях.

Почти все идут в вузы по профилю — в КГМУ (в 2018 году — 33 человека), Институт фундаментальной медицины и биологии КФУ (12), в профильные институты и университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, Кирова

«Таких, кто, насмотревшись на все это, отказывается идти по медицинской стезе, — единицы, ведь дети осознанно выбирают профиль», — говорит директор лицея №116 Гулсирень Мухаметзянова. По окончании совместной с КГМУ программы выдаются сертификат младшего медработника и книжка волонтера, которая, кстати, добавляет к выпускному ЕГЭ два балла.

В итоге почти все идут в вузы по профилю — в КГМУ (в 2018 году — 33 человека), Институт фундаментальной медицины и биологии КФУ (12), в профильные институты и университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, Кирова. Поступают и в петербургскую Военно-медицинскую академию. «Есть те, кто сегодня служит на границе, — говорит Гулсирень Дусанбековна. — Недавно один такой мальчик приезжал навестить лицей: приятно смотреть — ух, настоящий воин!»

Участие в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях за пределами лицея — это вообще отдельная тема: побед не перечесть

…И ТАТАРСКИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ МЕДИЦИНЫ

Многие выпускники лицея стали докторами наук, профессорами, заведующими отделениями по всем направлениям: гинекология, стоматология, офтальмология и так далее. «У нас в каждой больнице свои врачи и медсестры!» — шутят в лицее. «Добрались» здешние воспитанники, например, и до сборной России по фигурному катанию, и до института медико-биологических проблем РАН, в просторечии — космической медицины.

Из химико-биологических классов поступают в вузы по всей стране, немало ребят идет в КНИТУ-КХТИ и на химический факультет КФУ. Победителей некоторых профильных олимпиад берут, не глядя на ЕГЭ, — на последний звонок приходит представитель вуза и вручает сертификат.

Участие в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях за пределами лицея — это вообще отдельная тема: побед не перечесть. Недавно двое ребят заняли 1-е место в конкурсе КНИТУ-КХТИ «Нобелевские надежды». Разрабатывали тему влияния холестерина на организм. Перелопатили кучу литературы, в том числе иностранных научных журналов, и даже поставили на себе своего рода опыт: питались жирной пищей и следили за анализами крови. Вывод был оригинальным: большинство рекламируемых препаратов по уменьшению холестерина — всего лишь «фармакологические происки» для увеличения прибыли. Итоговую статью начинающих исследователей хорошо приняли в вузе и активно обсуждали.

Лицей известен и авторскими учебными программами своих педагогов. Например, многие помнят уроки татарского языка с элементами медицины или часы медицинской географии, где рассказывали, например, о том, какие заболевания свойственны той или иной местности, стране, этносу. Интересно, что сегодня обширные исследования на эту тему ведутся медиками Казанского университета. 

«Горжусь этим мальчиком! — говорит учитель русского языка и литературы Марина Сурова. — А книга какая! Стиль, язык!.. Вот какие у нас ученики. И школу не забывают»

ПИСАТЕЛЬ И ИНТЕРНЕТ-МИЛЛИОНЕР ИЗ 116-Й

Но, конечно, лицей ставит перед собой задачу вырастить не просто будущего медика, но всесторонне развитую личность. Здесь много стобалльников, например по русскому языку. Временами смешение филологии и медицины дает интересные результаты. К примеру, здешний воспитанник Петр Талантов в 2019 году выпустил вызвавшую фурор книгу «0.05 Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия». Плюс к этому Талантов достаточно известный бизнесмен (в 2014 году журнал «Коммерсант Секрет Фирмы» включил его в топ-100 российских интернет-миллионеров со стоимостью активов в $21 млн) и борец с лженаукой, сегодня он входит в комиссию РАН по противодействию фальсификации научных исследований. А по его книге в лицее намерены писать научную работу.

«Горжусь этим мальчиком! — говорит учитель русского языка и литературы Марина Сурова. — А книга какая!  Стиль, язык!.. Вот какие у нас ученики. И школу не забывают». Интересно, что именно воспитанники лицея, вышедшие из его стен несколько десятков лет назад, и выдвинули идею назвать его именем Абдулхака Умеркина, что и было сделано в 2018 году. И, да, такими выпускниками могла бы гордиться любая школа, и даже не потому, что они достигли неких высот (хотя есть и такие), а потому, что не забывают этих стен: такая память — редкость.

«Наши ребята разных возрастов собираются постоянно, учителей приглашают, — говорит Татьяна Щукина. — Вот только сейчас разговаривала с нашей выпускницей. „Татьяна Викторовна, —говорит, — готовьтесь — у меня родился братик, скоро приведем к вам“. Не редкость, когда здесь учились бабушка, дочь, а теперь — внуки. Да что там, выпускники возвращаются в лицей на работу — учителями!»

Приходит все больше учителей-мужчин. «Детям это очень нравится — лучше находят с ними контакт, что ли?» — говорит завуч Ирина Софронова

УЮТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

И, конечно, непременный атрибут встреч повзрослевших учеников — цветы к памятнику (установлен в 1983 году) Абдулхаку Умеркину. Во многом благодаря ему в лицее и чувствуется своего рода семейная атмосфера. Вспоминают, что Абдулхак Сагитович был очень уютным человеком, все чувствовали себя по-домашнему спокойно. И коллег он подспудно, своим примером, учил сохранять эту ару доброжелательности.

«У него были добрые отношения с ребятами, — вспоминает Татьяна Щукина. — Как бы он ни сердился, никогда не повышал голоса, а если у кого-то и возникали хулиганские помыслы, то они подавлялись его авторитетом. Впрочем, его доброта вовсе не означала бездеятельности — он и заставить умел. И, конечно, переживал, если кто-то отставал по химии: „Они же пока не понимают, что им пригодится, — жизнь-то большая…“ Мне, тогда начинающей учительнице, он очень помогал — повезло с наставником».

Словом, не зря отдать детей в лицей №116 стремятся не только казанцы, но и родители из всех уголков республики (в старшие классы переводятся и из других школ

К слову, в лицее не нарадуются, что традиции мужского воспитания там не иссякают, — приходит все больше учителей-мужчин. «Детям это очень нравится — лучше находят с ними контакт, что ли?» — говорит завуч Ирина Софронова.

Словом, не зря отдать детей в лицей №116 стремятся не только казанцы, но и родители из всех уголков республики (в старшие классы переводятся и из других школ: в химико-биологические — на основе ЕГЭ, в медицинские — с дополнительным конкурсом), ведь педагоги там не натаскивают на предмет, но учат, в том числе личным примером, как учил их самих Абдулхак Сагитович Умеркин.