Ильшат Салахутдинов: «Вообще проблема поиска толкового персонала всегда была и будет существовать. Поэтому владельцам бизнесов нужно держать этот момент на контроле» Ильшат Салахутдинов: «Вообще, проблема поиска толкового персонала всегда была и будет существовать, поэтому владельцам бизнесов нужно держать этот момент на контроле»

«В России культура потребления кофе только зарождается»

— Ильшат, почти за год вам удалось раскрутить свою кофейню Coffee-teria с нуля. Сейчас вы имеете довольно успешную бизнес-модель, не планируете ли расширяться?

— В моих планах есть масштабирование этого бизнеса — подумываю открыть еще пару точек в городе, но пока не знаю, как сохранить качество своей услуги, поэтому не тороплюсь. Уже есть негативный опыт, когда наем персонала стал молниеносной потерей качества как самого кофе, так и обслуживания.

— То есть благодаря наемному сотруднику вы понесли убытки?

— Ну можно сказать и так. Вообще, проблема поиска толкового персонала всегда была и будет существовать, поэтому владельцам бизнесов нужно держать этот момент на контроле. Любой, даже самый успешный, товар или услугу можно «запороть», если продавец неправильно себя ведет с клиентом или некачественно выполняет свой функционал.

«Я и понял, что если хочешь сделать что-то хорошо, то сделай сам. И это, действительно, так!» «Я и понял, что если хочешь сделать что-то хорошо, то сделай сам. И это действительно так!»

— На первый взгляд кажется, что сварить кофе — дело нехитрое. В чем были ошибки?

— Несоблюдение технологии прежде всего. Некоторые посетители стали говорить, что, мол, если попадаемся на этого бариста, кофе невкусный получается. Вот я и понял, что если хочешь сделать что-то хорошо, то сделай сам. И это действительно так!

— А кого вы считаете на сегодняшний день достойным игроком рынка?

— Думаю, что Coffee Like и Barista Home. У этих двух кофеен абсолютно разные форматы, но интересен и первый, и второй. Формат «кофе с собой» сейчас активно пользуется спросом, люди живут в бешеном ритме и не всегда готовы уделить много времени для перекуса за чашечкой кофе. Такие заведения делают большие успехи в плане масштабирования — обратите внимание, они сейчас на каждом шагу. Кофейня Barista Home уже стала неким коворкингом. Там удобно поработать и при этом перекусить — в арсенале заведения есть меню с легкими закусками. Вот по таким причинам я считаю Coffee Like и Barista Home вполне достойными игроками на рынке кофеен!

«Формат «кофе с собой» сейчас активно пользуется спросом, люди живут в бешеном ритме и не всегда готовы уделить много времени для перекуса за чашечкой кофе» «Формат «кофе с собой» сейчас активно пользуется спросом, люди живут в бешеном ритме и не всегда готовы уделить много времени для перекуса за чашечкой кофе»

— Слышали, что в вашей кофейне есть оригинальный рецепт приготовления кофе, который вы придумали сами. Поделитесь?

— Да, кстати, этот рецепт я придумывал очень долго, методом проб и ошибок. Мы называем его по-свойски «Кофе с перцем чили», он уваривается на цедре апельсина с добавлением молока и острого перца чили. Кофейный напиток получается насыщенным и обладает разнообразием вкусов. Чуть позже появился кофе на основе садовой мяты, шоколада, кокоса. Его даже долго в меню не имелось, он был как некий пилотный проект. О нем челнинцы узнавали от знакомых и товарищей, как выяснилось в итоге. Я первое время удивлялся, почему кофе с перцем у нас заказывает каждый второй гость, откуда он о нем знает. Потом все стало понятно! (Смеется.)

— Какая страна лучшая в выращивании кофе?

— На вкус и цвет, как говорится, товарища нет! (Улыбается.) Но традиционный кофе, наверное, в Бразилии. Данная страна — общепризнанный мировой лидер кофейного производства. Его вкус понятен для российского потребителя: жареная ореховая характеристика с нотами шоколада, какао и так далее. Вот африканские сорта кофе имеют цветочные ароматы. Например, эфиопский обладает характерным привкусом — это лаймовая кислотность, жасмин, бергамот.

«У нас  бразильский кофе, приготовленный в кофемашине, а также продаем зерновой кофе разных стран мира. В Италии почти все пьют эспрессо, а у нас по статистике 70% населения пьют капучино!» «У нас бразильский кофе, приготовленный в кофемашине, а также продаем зерновой кофе разных стран мира. В Италии почти все любят эспрессо, а у нас, по статистике, 70 процентов населения пьют капучино!»

— А у вас в кофейне, получается, бразильский кофе? И что чаще берут — капучино или эспрессо? 

— Да, у нас бразильский кофе, приготовленный в кофемашине, а также продаем зерновой кофе разных стран мира. В Италии почти все любят эспрессо, а у нас, по статистике, 70 процентов населения пьют капучино! Такова у нас культура потребления кофе.

— Что вы имеете в виду?

— В России культура потребления кофе только зарождается, можно сказать. В нашей стране его потребляют очень мало. Если привести в пример мировую статистику потребления кофе, то можно увидеть очень интересный факт: больше всего кофеманов в Финляндии, в скандинавских странах — за день они выпивают более 5–6 чашек этого напитка. Подобное считается нормой. Россия и в тридцатку не входит в данном списке.

«В России культура потребления кофе только зарождается, можно сказать. В нашей стране его потребляют очень мало, по сравнению с другими странами» «В России культура потребления кофе только зарождается, можно сказать. В нашей стране его потребляют очень мало по сравнению с другими государствами»

«НА ЗАПАДЕ ВООБЩЕ НЕ ПРИНЯТО УПОТРЕБЛЯТЬ РАСТВОРИМЫЙ КОФЕ»

— Такое количество кофеина может, наверное, негативно сказаться на здоровье людей?

— В России может запросто, потому что у нас любят пить сублимированный кофе или вообще кофесодержащий напиток — три в одном, который к настоящему кофе не имеет никакого отношения. Он легко растворяется в воде и не требует варки, но кофеина в нем просто в разы больше, чем в зерновом кофе сорта арабика. Поэтому, если мы выпьем пару чашечек сублимированного кофе в день, вреда будет гораздо больше, чем от 6 чашек настоящего зернового.

— Продажа кофе — прибыльное дело?

— Кофе находится на втором месте после нефти по финансовым оборотам в мире. В той же самой Финляндии каждый человек употребляет кофе по 10 килограммов в год!

«На Западе вообще не принято употреблять растворимый кофе. Рынок кофе устойчив к кризису, спрос растет!» «На Западе вообще не принято употреблять растворимый кофе. Рынок кофе устойчив к кризису, спрос растет!»

— Такой расчет выводится из количества именно зернового кофе?

— Дело в том, что на Западе вообще не принято употреблять растворимый кофе. Рынок кофе устойчив к кризису, спрос растет!

— Ильшат, а как же у вас появилась идея открыть собственную кофейню? Насколько нам известно, вы бизнесмен с опытом и последнее время занимались торговлей недвижимости.

— Продажа недвижимости входит в сферу моей деятельности по сей день. Что касается кофе, я просто однажды подумал, не попробовать ли открыть свою кофейню. Стало интересно, начал изучать литературу, поездил по различным тематическим выставкам, там познакомился с владельцами кофеен, обжарщиками кофе... Так и влюбился в это дело!

Когда-то я работал в челнинском исполкоме. Туда впервые пришел около 25 лет назад в лицензионный отдел, в алкогольную инспекцию. Потом поработал в администрации недолго, уволился, затем вновь пригласили. Через некоторое время полностью ушел в бизнес. В 90-х годах, как всем известно, он чувствовал себя нестабильно — у меня были то взлеты, то падения. Я открывал производство запчастей для КАМАЗа, компьютерный салон, потом занимался строительством частных жилых домов.

«Что качается кофе, то я просто однажды подумал об этом, а не попробовать ли открыть свою кофейню» «Что касается кофе, то я просто однажды подумал, не попробовать ли открыть свою кофейню»

— Вы таким образом искали себя, ловили попутный ветер, так сказать?

— Да-да, именно так и было! (Смеется.) Мне все интересно, с детства пытливый ум, люблю браться за все новое и неизведанное для меня. Получаю большой кайф, когда вижу первый и последующие результаты. Так жизнь с каждым днем становится все интереснее и интереснее!

— Удачи вам во всех начинаниях!