10 ноября 2008 г., Казань. Компания "Нэфис Косметикс", крупнейший национальный производитель бытовой химии и жирных технических кислот, внедрила инновационную технологию производства стеарина. Новый катализатор, разработанный российскими учеными под руководством доктора химических наук Анатолия Романенко, позволит значительно сократить себестоимость получаемого стеарина: только затраты на сырье снизятся на 40 процентов.
Реализация проекта заняла три года. На разных стадиях в нем были задействованы Новосибирский Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН, Омский Институт проблем переработки углеводородов СО РАН, а также Ангарский завод катализаторов и органического синтеза (Иркутская область).
На стадии НИОКР проект профинансировало ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг", вложивший в создание опытной установки порядка 100 тысяч евро. Производство катализатора на сумму порядка 1 миллиона евро профинансировала сама компания.
В результате был разработан и внедрен в промышленных масштабах новый катализатор, получивший название палладированный сибунит. Его использование позволяет получать стеарин не из растительного масла, как раньше, а из отходов его переработки – так называемого соапстока. Помимо снижения себестоимости сырья, новый катализатор сокращает энергозатраты и трудоемкость производства.
Основными покупателями стеарина являются предприятия по производству резино-технических изделий, синтетических каучуков, стеаратов и стеароксов, а также нефтехимические предприятия. В настоящее время "Нэфис Косметикс" занимает порядка 70 процентов российского рынка стеарина. Практически всю остальную часть страна импортирует по завышенным ценам из Швеции и Китая.
- С каждым годом потребление стеарина растет, особенно в связи с расширением автомобилестроения. Проекты в этой области активно реализуются в том числе и в Татарстане, - отмечает генеральный директор ОАО "Нэфис Косметикс" Дмитрий Хайбуллин. – В связи с этим мы планируем расширить производства стеарина с тем, чтобы полностью обеспечить потребности страны. И тут появление новой ресурсосберегающей технологии – как нельзя кстати. Теперь мы сможем с толком использовать вместо дорожающих пищевых масел отходы их переработки. Это эффективно и экономически, и экологически.
Техническая справка
Идея палладиевого катализатора родилась на Казанском заводе Крестовниковых, с которого началась история "Нэфис Косметикс", еще в 19 веке. Ученик Бутлерова, выдающийся казанский химик Михаил Зайцев, работавший в заводской лаборатории, показал в своих опытах возможность каталитического гидрирования масел в присутствии палладия. Однако технологии того времени не позволяли сделать этот способ экономически оправданным.
Технологи казанского химкомбината вернулись к идее в конце 80-ых годов, однако перейти к ее практической реализации стало возможно только сейчас. В 2005 году "Нэфис Косметикс" совместно с "Татнефтехиминвест-холдингом" обратилась с ней в Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН.
Предварительные лабораторные опыты показали, что палладиевый катализатор действительно обладает рядом преимуществ и гидрирование жиров с его участием возможно. После этого новосибирские ученые приступили к разработке способа использования катализатора в промышленном масштабе.
Проблема эффективности использования дорогостоящего металла была решена с помощью инновационного носителя – сибунита. Сибунит - сверхпористый композитный материал углеродного происхождения, разработанный советскими учеными в конце 80-ых годов. Материал сочетает в себе преимущества графита (химическая стабильность, электропроводность) и активных углей (высокая поверхность и адсорбционная емкость). Он характеризуются высоким объемом мезопор и узким регулируемым распределением пор по размерам (некоторые марки имеют большую долю пор размером 5-20 нм или бидисперсную мезо-макропористую структуру).
С 1993 года его изготавливает Омский Институт проблем переработки углеводородов СО РАН. С 1996 года его широко применяют такие известные химические компании, как E.I. DuPont & (USA) и General Electric Company.
Полученный в омском институте носитель был отправлен на Ангарский завод катализаторов и органического синтеза (Иркутская область). На этом заводе носитель "обогатили" палладием, после чего в апреле 2008 года Нэфис Косметикс получил готовый катализатор и приступил к подготовительным работам. Затем гидрирование жиров было запущено по новой технологии.
Историческая справка
Палладированный сибунит – наиболее существенная инновация в технологии гидрирования растительных жиров за последние сто лет. Его внедрение - продолжение полуторавековых традиций Нэфис Косметикс. Как известно, все наиболее значимые инновации в этой области до этого также были впервые внедрены на казанском предприятии.
До начала 20 века жирные кислоты производились исключительно из животных жиров – в основном свиного и говяжьего сала. В 1909 году знаменитый казанский химик Сергей Фокин разработал и впервые в мире внедрил в промышленных масштабах способ гидрогенизации растительного масла в присутствии никелевого катализатора (патент Российской империи №60276).
С этого времени вместо животных жиров в производстве технических кислот стали использовать растительное масло. Стоит отметить, что в западных странах первой компанией, начавшей гидрогенизацию растительных масел, стала Procter&Gamble – в 1911 году.
В 50-ых годах прошлого века в Казани была совершена еще одна революция в технологии гидрирования жиров. Совместно с учеными Казахского госуниверситета технологи предприятия создали и внедрили стационарный никелевый катализатор на алюминиевом носителе. Это значительно упростило процесс: до этого использовался дисперсный катализатор в виде порошка, который потом приходилось извлекать из продукта с помощью сложных технических операций.
Палладированный сибунит – очередное звено в этой цепи. Теперь вместо чистого растительного масла впервые стало возможно использовать отходы его переработки – соапсток.
Справка о группе "Нэфис"
Казанская группа "Нэфис" - один из крупнейших в России производителей товаров массового повседневного спроса: бытовой химии и масложировой продукции. В состав группы входит ОАО "Нэфис Косметикс", ОАО "Казанский жировой комбинат" и ОАО "Казанский маслоэкстракционный завод". Суммарная выручка группы в 2007 году составила порядка 8,3 миллиарда рублей (323 миллиона долларов).
Группа "Нэфис" является одним из крупнейших рекламодателей на российском телевидении. Ей принадлежат такие известные бренды, как "Sorti", "AOS", "BiMax", "Биолан", "Mr.Ricco", "Ласка", "Томаччо" и другие.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.