Глава татарстанской еврейской национально-культурной автономии и гендиректор ЗАО «ТАКПО» Михаил Скоблионок считает, что одной из главных проблем бизнеса в России сейчас является зарегулированность. В интервью БИЗНЕС Online предприниматель высказал мнение, что любой бизнес, в который вмешивается государство, начинается переживать этап перенасыщения.

«ДВА ГОДА ПРОЕКТИРУЕМ ГОСТИНИЦУ В АШКЕЛОНЕ ЗА $17 МЛН.»

- Сейчас мы с Вами сидим в холе гостиницы «Регина». Давайте начнем беседу с истории вашего прихода в гостиничный бизнес…

- В бизнес я пришел 24 года назад. На начальном этапе становления моя фирма работала в самых разных областях - начиная от производства кондитерских изделий, заканчивая транспортными перевозками и строительством. Тогда у меня было даже предприятие по лечению от алкоголизма. Гостиничный бизнес начался 20 лет назад. Он шел рука об руку с ресторанным бизнесом. Тогда появились мои первые рестораны – «Ника», «Медведь» и другие. Окончательно как самостоятельное направление гостиничный бизнес оформился 6 лет назад. Моя первая гостиница находилась в Казани на улице 50 лет Октября (сейчас ул. ак. Кирпичникова). Это единственное здание, которое у меня сейчас в аренде. Арендую его у Росимущества, а все остальные отели находятся в моей собственности. Сейчас моя гостиничная сеть объединяет семь гостиниц в городах Казань, Болгар, Мамадыш. Есть гостиница и в Израиле.

- А насколько успешен ваш израильский проект?

- Приобретение гостиницы в Ашкелоне, можно сказать, было случайным и главная причина ее покупки – это расположение ее на берегу моря. В Израиле сейчас запрещена застройка побережья ближе чем 300 метров к морю, а поскольку эта гостиница была построена 45 лет назад, еще до введения этого ограничения и имела всю документацию (в Израиле закон обратной силы не имеет), то я ее приобрел по довольно дешевой цене. Она сейчас требует реконструкции, но рядом располагается много свободной земли, достаточной для строительства большой гостиницы.

Мы уже два года готовим проект для строительства здесь большого гостиничного комплекса. Пока же на берегу моря действует небольшая гостиница на 50 номеров (100 мест). Планируем построить еще корпус на 150 мест. Таким образом, гостиничный комплекс будет насчитывать до 200 номеров. Мы прикидывали, что весь проект будет стоить $17 млн.

В Израиле особые отношения к инвестициям. Там государство не берет, а наоборот дает деньги инвестору. Так, когда наш объект будет сдан в эксплуатацию, то государство предпринимателю, который инвестирует в развитие туристического и гостиничного бизнеса, дарит ему 24% от объема инвестиций. К тому же государство может тебе предоставить кредитные ресурсы под смешные проценты – 3,5% годовых. Одним словом, там выгодно заниматься бизнесом.

3.jpg
Михаил Скоблионок

«ВСЕ БОЛЬШЕ РАЗОЧАРОВЫВАЮСЬ»

- А вы как предприниматель как себя чувствуете в России?

- Раньше было ощущение перспективы, то сейчас все больше разочаровываюсь. В руководстве сидят некомпетентные люди и никого не хотят слышать. У них другие задачи, и бизнесменам с ними трудно найти общий язык. Власть должна находить возможность найти баланс между государственными и частными интересами. А то сейчас как лебедь, рак и щука.

Бизнесмены активно уезжают из страны. Многие мои знакомые – не только евреи, но и татары, и русские – уезжают в Чехию, Хорватию, Германию. Они ищут более благоприятных условий для жизни и бизнеса. Если так дальше будет продолжаться, то все мозги скоро уедут.

Среди других проблем - проблема зарегулированности некоторых отраслей. Любой бизнес, в который вмешивается государство, начинается переживать этап перенасыщения. В Казани накануне 1000-летия открыли много супермаркетов и гостиниц. И что мы получили? У меня в Казани была первая частная гостиница. И если 20 лет назад на весь город было 5-6 гостиниц на всю Казань, то сейчас их наверное сотня. Сейчас идет перенасыщение рынка. Гостиничный бизнес становится невыгоден. В этой ситуации предприниматель не будет вкладываться в его развитие. Все разговоры о том, что в Казани есть дефицит гостиничных номеров – полная чепуха. Да, в Казани будет Универсиада и другие мероприятия, но это будет длиться максимум месяц. За месяц не окупятся вложенные в гостиничный бизнес средства. В самом лучшем случае гостиничный бизнес окупается через 8 - 10 лет, а то и 15 лет.

- К какой категории ваши гостиницы относятся?

- В гостинице, в которой мы с вами сидим (отель «Регина» в Малых Клыках – ред.), приезжие специалисты оценили в 4 звезды, как и гостиницу на ул. Петербургская. А остальные гостиницы – это три звезды.

- Эксперты несколько лет назад говорили об остром дефиците гостиниц эконом-класса?

- Посмотрите, номер в моих гостиницах колеблется от 1,6 тыс. рублей до 2,5 тыс. рублей. И трудно сказать, что она всегда битком забита. Вообще, у нашей сети самая различная аудитория – это и бизнес, и командировочные, и сдача в аренду залов под проведение различных совещаний. Гостиницу в поселке Петровском полюбила молодежь, проходят здесь и молодежные лагеря. Там, к примеру, есть четырехместные номера стоимостью 1,4 тыс. рубля, т.е. проживание для одного человека здесь обходится в 350 рублей.

- Кстати, почему назвали свою сеть «Регина»?

- У меня есть дочь, которая всегда мечтала войти в бизнес, и я назвал отели в ее честь.

- Вы говорили, что сетью «Регина» вы владеете на паях с известным в 90-х предпринимателем Сапоговским?

- Не совсем так. Сапоговский имеет свои гостиницы. Это отель «Булгар» и другие. Единственный наш совместный проект – это гостиница на Кирпичникова.

- А где сейчас Сапоговский? В Казани?

- В Казани бывает. Недавно мы обсудили с ними наши вопросы, и он опять улетел.

- В Израиль?

- Сапоговский не летает в Израиль. Сапоговский летает в Америку.

2.jpg
М.Скоблионок

«БЕЗ ХОЗЯИНА РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС ЗАРАНЕЕ ОБРЕЧЕН»

- Скажите, как кризис сказался на вашем гостиничном бизнесе?

- Кризис ударил всем сферам, в том числе и по гостиничному бизнесу. Если нет денег, люди не путешествует. Нет денег, люди не могут жить в гостиницах. На сегодняшний день госструктуры командировочные платят по 550 рублей в день. Средний номер стоит 1600 рублей. Пусть он возьмет его на двоих. Это все равно 800 рублей, т.е. человеку приходится добавлять от себя. Сегодня в целом система в стране отстает от реальных потребностей людей.

Приведу другой пример. Мы в своих отелях проводим детские лагеря. Государство на ребенка для отдыха в детском лагере платит 470 рублей в сутки. При этом на эти деньги ребенка пять раз надо накормить, дать ему жилье, обеспеченное всеми удобствами - горячей водой, электроэнергией, газом, нужна оборудованная детская площадка. Как можно на эти деньги принимать детей. При этом лагеря бывают разные, а деньги выделяются одни и те же, что на палаточные лагеря и для проживания в таких гостиницах как наша. Разве можно сравнить это с нашими условиями, с нашими ресторанами, где мы кормим. Убеждаешься, что система неправильно построена.

- Вы упомянули о ресторанах. Как чувствует ваш ресторанный бизнес?

- У меня сегодня есть рестораны, которые работают при гостиницах, а все отдельно стоящие точки общепита сданы в аренду. Это ресторан «Медведь», «У хозяина» (здесь теперь «Сытый папа»), «Кнопка». Сколько всего у меня ресторанов? Не могу так сразу подсчитать, но 7 - 8 ресторанов это точно.

Ресторанный бизнес процветает тогда, когда хозяин сидит здесь день и ночь. Возьмите, «Кнопку» в Ленинском садике. Здесь каждый день сидит хозяин, работают его жена, дети. И в этом случае здесь есть выгода.

Я вспоминаю один из моих первых ресторанов – «Ника». В один день я пришел, отправил всех работников в отпуск и набрал новых и сказал им, если вы сделаете план больше, чем они, то останетесь, а те уйдут. В итоге, месячный план увеличился в три раза. Но даже в этих условиях я как хозяин получал 30 процентов от выручки, а 70 процентов воровалось. И даже, получая эти 30 процентов, я платил с них зарплату, все налоги, расходы на коммунальные услуги. А работники чистыми воровали до 70 процентов выручки. Вот это и есть ресторанный бизнес, если хозяин постоянно не сидит там. Без хозяина этот бизнес заранее обречен.

Правда, сейчас пошли новые системы контроля. Но даже с ней российская публика непредсказуема, она обманет любого хозяина. В итоге, какую систему вы не вводите, что не делайте, то все эти системы обойдутся дороже, чем твоя прибыль. Можно поставить как в игорном бизнесе над каждым столом видеокамеру, а потом считать, что каждый ел и пересчитывать чеки. Это очень тяжелая система. Поэтому лучше отдать ресторан в аренду и получать ту же прибыль, но без всяких затрат.

«ТАТАРИЯ КРИЧИТ, ЧТО ОНА ДЕРЖАВА В ДЕРЖАВЕ, А НА ЧЕМ РАБОТАЮТ ЕЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ?!»

- Вас считают одним из инициаторов запуска авиарейса Тель-Авив – Казань…

- Да, это была одна из инициатив нашего общества, объединяющего в Израиле всех выходцев из Татарстана. Но любой авиарейс надо раскручивать, как и любой бизнес. Татария не вложила ни копейки в раскрутку этого рейса.

Два года я пробивал этот рейс. Ездил в Москву, разговаривал с российским и израильским министерствами. Когда это детище родилось, то «Татарстанским авиалиниям» это оказалось не интересно, как и болгарским акционерам. Когда появился такой рейс, то нужно было, чтобы везде шел его пиар, были хорошие цены.
О какой цене можно говорить, когда оказывается, что дешевле слетать в Израиль через Москву, а не напрямую через Казань. Причем, авиарейс в Москву входит в стоимость билета.

Хотите дальше знать, почему израильтяне летят в Казань через Москву. Потому что татарстанские самолеты безобразные, им по 20 лет. Страховые компании не хотят страховать. Израильтяне все страхуются. И когда они приходят к страховщикам, те говорят, идите на рейс национального перевозчика «Эль-Аль», там беспроигрышный вариант.

Я сам летел в Израиль рейсом из Казани. Самолет поднялся, и два часа кружил над Казанью, пока не сжег все топливо, чтобы вернуться. Когда мы приземлились, то мне говорят, что этот самолет днем ранее летел в Москву и тоже не долетел.

Чтобы раскрутить этот рейс, нужен хороший самолет, рейсы два раза в неделю. Я пробовал объяснить это руководству аэропорта, но у нас аэропортом управляют или дилетанты, или иностранцы. Билет на рейс стоит одинаково, что в одну сторону, что туда и обратно, а поскольку рейс только раз в неделю, то мне можно лететь только на неделю или две.

Зачем эти сложности, когда мы можем лететь через Москву с кучей авиакомпаний, с новыми самолетами через каждый полтора-два часа. Причем, цена одна или даже дешевле. Меня поражает Татария, когда она бьет себя в грудь и говорит, что она держава в державе, а Казань третья столица. А сама имеет такой парк самолетов, пароходов, грузовиков. Страшно. Посмотрите, на чем работают перевозчики.

- Чего только стоит крушение «Булгарии»…

- Да, утонула «Булгария». Это все отголоски одной и той же проблемы. Мы работаем на хламе и покупаем не новое, а то, что иностранцы списывают.

У меня есть в Болгарах гостиница, и еще два года назад продумал туристический маршрут. Татария находится в прекрасном месте, с прекрасными водными ресурсами. Все же создано для проведения экскурсий по воде. А что такое экскурсии по воде? Это большие быстроходные суда. Наш зеленодольский завод выпускает пароход. А знаете сколько он стоит? 3 млн. долларов! Топливо ест непомерно. Какой частник купит такой пароход?! Как можно окупить это судно при таком расходе топлива и при условии, что для туристического сезона у нас есть 3-4 месяца в году. Топливо дорогое, судно дорогое – это же убыточный бизнес. Сюда должно было входить государство и идти на паритетных началах с частниками. Почему с частниками? Потому что он будет его ремонтировать и следить за свои деньги.

1.jpg
М.Скоблионок

«НЕТ НИКАКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ, ЕСТЬ КАДРОВЫЙ КРИЗИС»

- Известно, что вы имели собственную транспортную компанию. Продолжаете этот бизнес?

- Да, у меня было 100 грузовиков. Но сейчас этим невыгодно заниматься. Сегодня порушена система подготовки кадрового состава. Сейчас водителями дорабатывают те, кому по 50-60 лет. Молодежь не идет работать в транспорт. Почему? Потому что нет заработка, нет хороших машин, они дорогие. Прибавьте к этому дорогое топливо. Как итог, водительского состава нет. Сейчас никто не учит на международные перевозки. Смотрите на «бегучку» на ТВ. Кто там нужен? Водитель. Нет школы для их подготовки. Все кричат «безработица, безработица!». Нет никакой безработицы, есть кадровый кризис! Если бы не эти таджики и узбеки, которые крутят баранку, мы вообще бы загнулись.

Знаете, в чем корень зла? В том, что транспортом в России управляют дорожники. Кто стоит во главе Минтранса? Дорожники. А кто дает деньги на дороги? Бюджет. Как итог, в стране строят безобразные дороги и сжирают бюджетные деньги.

А потом выясняется, чтобы дороги развивать, надо ограничивать транспорт. Ты не должен ездить в осенний период, не должен ездить в жару. Ездить не должен, а налоги плати круглый год. Получается впереди дорога, а не транспорт.

Все эти ограничения в первую очередь перекрывает кислород производственникам. Как известно, производство завязано на транспорте. В результате идет удорожание на все товары. В мире есть страны, расположенные в таких же климатических условиях, как и Россия. В Финляндии, Канаде, Норвегии есть зима, но почему-то закрытия дорог там нет! Жара в Израиле, Египте, Кипре есть, но закрытия дорог нет. А наши власти предлагают закрывать дороги, потому что они плохие.

- Ваша компания участвовала в строительном бизнесе?

- Моя компания построила все гостиницы «Регина». В прошлом году запустили жилые дома по ул. Гоголя/Горького, но это невыгодно. Слишком дорого выходит строительство со всеми причиндалами: за все надо платить. В то же время люди, имевшие возможности, давно скупили, что им нужно, а остальные не имеют достаточной покупательской способности. Посмотрите на город. Везде объявления «продается»…

«МИНЗДРАВ УЧИТ МЕНЯ, КАК ВЕСТИ МЕДИЦИНУ, А Я ИХ КАК ВЕСТИ БИЗНЕС»

- Вы упомянули об объединении выходцев из Татарстана в Израиле. Расскажите подробнее об его деятельности.

- В Израиле несколько инициативных людей. В частности, Марк Перельштейн и Леонид Литинецкий, который уже в свои сорок побывал депутатом израильского парламента. В результате совместных усилий было создано общество выходцев из Татарстана в Израиле. По нашим подсчетам, в Израиле живет около 10 тыс. выходцев из Татарстана. Это не только евреи, но и русские, татары, живущие здесь.

После этого мы начали работу по налаживанию взаимоотношений между Израилем и Татарстаном. Особый интерес к привлечению инвестиций, новых технологий в республику. Поверьте, это нелегко, тяжелый труд. Понимаете, в Израиле там все евреи. И они не хотят вносить деньги, а они хотят продавать. Мы говорим вот вам земля и сажайте, или предлагаем проекты на паритетных началах. 50 процентов вносит израильская сторона, а 50 процентов наша республика и бизнесмены из Татарии. Нет, израильтяне так не хотят, они хотят, чтобы мы купили семенной фонд, купили технологии.

Купить это одно, а надо их втащить сюда. Беда в России не в том, что нам не хватает технологий, у нас беда в обучении работников. Если сюда придут израильтяне, то они научат наших работников как грамотно и правильно работать в сельском хозяйстве.

Если обрисовать ситуацию с татарстанско-израильским диалогом, то получается приблизительно так. Встретились две хитрые национальности – одна евреи, другая татары. И эти две нации осторожно ищут пути вхождения и точки соприкосновения.

- А какие могут быть точки соприкосновения?

- Первое – это сельское хозяйство, а второе – медицина и передовые технологии, нанотехнологии. Недра Израиля пусты, и здесь все зарабатывают головой. Люди сидят и «крутят» головой по 20 часов в сутки.

Очень много можно взять из медицины. Я даже совместно с израильскими специалистами открываю медицинский центр по реабилитации. В российской медицине не развито такое направление как реабилитация. Человека выпускают из больницы и говорят, иди долечивайся в поликлинике. В Израиле же есть реабилитационные центры. Это огромные больницы, где больных людей возвращают в рабочее состояние. В России подобного нет. Израильтяне считают, что реабилитация выгоднее. Почему? Если человек работает, то ему не надо пособие платить. Во-вторых, Все травмы оплачивают или страховщики, или армия, если человек получил ранение во время прохождения военной службы.

Один день в этом центре стоит 820 долларов. Поэтому страховщики и армия душу вытрясут из вас, но вы должны больного довести. Это же их деньги.

Что интересно, реабилитацию в подобных центрах получают не только израильтяне, но для этого туда специально приезжают русские и украинцы. Они готовы платить за это такие деньги.

- А где будет ваш медицинский центр?

- Для медицинского центра я в поселке Петровском построил 5-этажный центр. Также отправил за свой счет на обучение в Израиль специалиста. В России тратят деньги на покупку дорогостоящего оборудования, но не инвестируют в переподготовку медперсонала. А он должен проходить переподготовку каждые два года. Пока планирую, что наш реабилитационный центр будет специализироваться на спортивных и автомобильных травмах конечностей, головы, и частично позвонков. Будем заключать контракт с Израилем, чтобы они нас консультировали. Также ведем переговоры с нашим минздравом. Минздрав учит меня, как вести медицину, а я их как вести бизнес. Пока пробуем.

- Вы часто бываете в Израиле. Сегодня много говорят о том, что началась обратная миграция евреев в Россию. Видите ли вы подтверждение этому?

- Если раньше в Израиль приезжало много людей, то сейчас сколько заезжает, столько же выезжает. На этот счет есть хороший анекдот. Еврей просится из России в Израиль, его отпускают. Приехав в Израиль, он начинает проситься в Россию, говоря, что мне там лучше. Его спрашивают, ты определился, где тебе лучше? Да, определился: в дороге.

«В ШКОЛЕ НЕТ АРМЕЙСКОГО ПОНЯТИЯ ДЕДОВЩИНЫ»

- Известно, что вы активно занимаетесь общественной деятельностью…

- Да, я возглавляю российскую и татарстанскую национально-культурные автономии евреев. Как известно, у каждой нации есть различные религиозные направления. Например, возьмем евреев - есть три направления иудаизма, три вида раввинов, три вида синагог. В любом народе по религиозным убеждениям есть отклонения. Возникает вопрос, кто будет представлять нацию перед властью – раввины, православные попы? Возникает дилемма, поскольку не все члены общества верят. В итоге, российское правительство пришло к мысли создать автономии по национальному признаку. Наша задача объединить всех евреев. Наша автономия оказывает юридическую, финансовую помощь всем членам общины, независимо от места, где он живет.

- Каково самочувствие у татарстанской общины?

- В отличие от других российских городов в Казани все еврейские организации собраны в одной синагоге. У нас есть своя школа, 12-я, где обучается около 600 детей. Она не вмещает всех желающих. Здесь конкурс один к шести. Родители стремятся к нам, так как у нас в школе нет армейского понятия дедовщины. Наоборот, младшие требует от старших, и те делают. В школе нет наркотиков, куренья. Школа закрытая, под охраной. Автобусом детей привозим и увозим.

Мэр Казани нам дал старое здание и участок на Булаке для расширения школы. Надеемся, ситуация изменится и число учащихся увеличится.

- Сколько человек в общине?

- 8 – 9 тысяч. Но многие люди скрывают, что они евреи. А некоторые даже не знают, что они евреи. У нас, евреев, национальность определяется по женской линии. Интересно, что когда надо поступить в школу, то люди начинают поднимать корни и узнают, что они евреи.

- Кто из известных предпринимателей принимает участие в жизни еврейской общины Татарстана?

- Их больше десятка. Это все те, кто приходит в синагогу и помогает деньгами, ремонтом. Сейчас много молодых предпринимателей. Если называть с ходу, это владелец компании «Абак» Феликс Маркман, Александр Кантор, руководитель крупной строительной компании Ефим Котляревский, Александр Вельдер (вице-президент Татарстанской еврейской НКА, группа компаний Veld – ред.).

- Существует ли у татарстанской общины аналог фонда взаимопомощи?

- Нет. Есть зарубежные благотворительные фонды. «Джойнт», например. Помогает старикам, больным, дает в прокат медицинского оборудования для детей.

«НИЧЕГО НЕ КОЛЛЕКЦИОНИРУЮ, РАЗВЕ ЧТО ДЕТЕЙ»

- Расскажите немного о своей биографии.

- Я родом из Харькова. Отец во время войны был призван оттуда на фронт, мать эвакуировалась. После войны отец продолжил служил под Харьковом, затем его перевели в Пензу. Когда мне было 10 лет, мы переехали в Казань. Живем здесь уже 55 лет. Окончил КХТИ. Прежде, чем прийти в бизнес, работал в строительстве и на транспорте. Работал руководителем УТП. У меня много видов бизнеса - производство пленок, строительство, была транспортная компания, но мне уже 65 лет. Думаю, надо потихоньку сворачиваться.

- У вас восемь детей. Удается ли собираться вместе?

- Каждую субботу и воскресенье, все дети, кроме одного сына, который в Израиле, приезжают ко мне и проводят время со мной.

- Есть хобби?

- Работа. Ничего не коллекционирую, разве что детей.

Справка

Михаил Абрамович Скоблионок — известный предприниматель, общественный деятель.

Родился 7 ноября 1946 года в Харькове в семье военнослужащего. Окончил Казанский химико-технологический институт, инженерный факультет.

По окончании вуза в 1971 году Михаил Абрамович работал на государственных предприятиях, в научно-исследовательском институте.

С началом перестройки в 1987 году организовал и до настоящего времени возглавляет частное коммерческое предприятие ЗАО ТАКПО с широкой сферой деятельности: строительство, гостиничное хозяйство, транспортные услуги, ресторанный бизнес.

В декабре 2008 года Михаил Абрамович был избран президентом Федеральной еврейской национально-культурной автономии (ФЕНКА).

ООО "ТАКПО" – компания специализируется на сдаче внаем собственного недвижимого имущества, а также торговля и обслуживание автотранспортных средств. Основные собственники - Скоблионок Михаил Абрамович (65%), Гаврилов Владимир Семенович (20%) и Гойхман Михаил Юрьевич (15%).

Михаил Скоблионок учредитель в компаниях РБФ ЕЦ Хэсэд Моше, ООО ТАКПО, ООО «РЦ», ООО «ПластКом», ООО «ТД «Орион Пластик», ООО «КЕНКА»