Обострение годичной давности дела о взятке чинам минобороны наметилось сегодня. Следствие попросило отправить в СИЗО Рената Мистахова — генерального директора судостроительной корпорации «Ак Барс» и депутата Госсовета Татарстана. Источники «БИЗНЕС Online» указывают на то, что дыма без огня не бывает, но отмечают, что за уголовным делом может стоять конкурентная борьба — слишком хорошо шли дела у татарстанских кораблестроителей.
Следствие попросило Хамовнический суд Москвы отправить в СИЗО депутата Госсовета РТ, гендиректора судостроительной корпорации «Ак Барс» Рената Мистахова
В ЧЕМ ОБВИНЯЮТ МИСТАХОВА
Главное военное следственное управление СК России попросило Хамовнический суд Москвы отправить в СИЗО депутата, генерального директора судостроительной корпорации «Ак Барс» (СКАБ) Рената Мистахова, сообщил ТАСС. Высокопоставленный руководитель обвиняется в совершении преступления по ч. 5 ст. 291 УК РФ («Дача взятки в особо крупном размере»).
По всей видимости, обвинение против Мистахова базируется на показаниях начальника 2-го отдела департамента аудита минобороны России Юрия Ефимова. Год назад он сообщил следствию, что в 2014-м Мистахов попросил его поддержать Зеленодольский завод им. Горького (входит в СКАБ) в получении контрактов с минобороны РФ и не занижать их стоимости. По известной информации, услуги Ефимова были оценены в 65 млн рублей. Предположительно, речь идет о двух проектах кораблей, в частности о противодиверсионных катерах «Грачонок».
Имя Мистахова в контексте уголовного дела Ефимова появилось в СМИ после того, как депутат Госсовета РТ попытался обжаловать в суде личный обыск, который провели сотрудники военно-следственного управления по Москве следственного комитета. Следователи не только обыскали Мистахова, но и допросили его в качестве свидетеля и провели очную ставку с Ефимовым. Все описанные следственные действия прошли еще 10 декабря, после чего защитники депутата пытались оспорить законность постановления об обыске спецсубъекта сначала в Савеловском суде, затем в Мосгорсуде. Обе инстанции признали действия следователей законными.
Адвокат Мистахова Андрей Олифир не стал комментировать ситуацию: «Есть понятие адвокатской тайны, и я должен ее соблюдать»
Сегодня адвокат Мистахова Андрей Олифир не стал комментировать «БИЗНЕС Online» ситуацию: «Есть понятие адвокатской тайны, и я должен ее соблюдать». В приемной гендиректора СКАБ в Зеленодольске корреспонденту «БИЗНЕС Online» ответили: «Без комментариев».
Отметим, что дело с Мистаховым — лишь эпизод истории, в которой сплелся клубок змей. ФСБ задержала Ефимова еще летом 2018 года по другому делу о взятке. Показания на него дал совладелец ООО «НПП „Адвент“» (проектирование и установка систем доступа, разработка вычислительных систем) Николай Спасский. В свою очередь, он ранее попал под следствие по делу о мошенничестве в особо крупном размере.
Ефимов после возбуждения дела заключил досудебное соглашение о сотрудничестве с военной прокуратурой и рассказал о трех коррупционных эпизодах. Первый — взятка от Спасского: 4 млн рублей за то, чтобы департамент аудита госконтрактов минобороны РФ не изменил цены при заключении контракта на поставку систем контроля за обеспечением химической и биологической безопасности. Второй — взятка (11 млн), которую Ефимов дал руководителю своего департамента Максиму Куксину для того, чтобы после реструктуризации остаться на своем месте… Третий эпизод — дело с Мистаховым.
Дело с Мистаховым — лишь эпизод истории, в которой сплелся клубок змей
«КОРПОРАЦИЯ МНОГИМ СТАЛА МОЗОЛИТЬ ГЛАЗ»
«Мистахов — честный руководитель и прекрасный организатор, который ничего в карман не берет, — уверен источник „БИЗНЕС Online“ в промышленности РТ. — Думаю, все дело в том, что его корпорация на многое замахнулась и слишком многим стала мозолить глаз. В итоге может получиться так, что дело в отношении Мистахова развалится, но корпорации будет нанесен серьезный урон».
«Мистахов не просто значительная фигура как глава корпорации и депутат Госсовета Татарстана, но и реальный промышленник, — отмечает наш источник в судостроительной промышленности. — Скорее всего, какие-то свидетельства против него есть и, как показывает повседневная практика российской деловой жизни, какое-то денежное стимулирование могло быть, но нельзя исключать и более глобальных теорий. Первая — это может быть сигнал республиканской власти: товарищи, не зарывайтесь, вы у себя в полном праве, но будьте аккуратнее. Второй — бурная деятельность, которую корпорация развернула на керченском заводе „Залив“. Есть могущественные силы, которые по этому и по другим поводам очень шипят и на завод имени Горького, и на другого успешного судостроительного частника — питерскую „Пеллу“».
Источник намекает на то, что СКАБ под занавес года получил, пожалуй, самый грандиозный в своей истории заказ — на универсальные десантные корабли. Примерно год назад новость о том, что строительство вертолетоносцев отдадут зеленодольской компании, наделала много шума в отрасли, поскольку считается, что есть более мощные и, предположительно, лучше подготовленные к такому делу кораблестроители, например в Санкт-Петербурге. Вскоре подоспела и новость о том, что СКАБ будет не только строить, но и проектировать эти гигантские корабли. До последнего времени в это не верил никто, но в начале января стало известно, что Мистахов представил проект президенту России Владимиру Путину. Предположительно, вертолетоносцы должны быть заложены на «Заливе» ко Дню Победы.
Задержание депутата Госсовета РТ — случай редкий
Да и в целом СКАБ демонстрирует экспансионистские наклонности. Предприятие перестала устраивать роль только строителя корпусов и монтажника оборудования. Как заявлял Мистахов, стратегическая цель корпорации — 20% рынка судостроения РФ, строительство судов водоизмещением до 300 тыс. т, диверсифицированный портфель заказов (сейчас доля «гражданки» — 10%), доведение доли собственного производства в кораблестроении до 50%. Добавим, что громкой получилась и явно пролоббированная Татарстаном история с выводом из состава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Зеленодольского проектно-конструкторского бюро, которое сегодня официально находится в ведении Татарстана, а фактически — СКАБ.
Источник не сомневается, что дело Мистахова руководство РТ будет обсуждать с приехавшим сегодня в Казань вице-премьером Юрием Борисовым, курирующим оборонно-промышленные вопросы. В целом собеседник считает, что дело вряд ли примет крутой оборот наподобие произошедшего с гендиректором ОКБ Симонова Александром Гомзиным (находится в СИЗО).
«По опыту работы наших правоохранителей и подобных дел можно сказать, что очень многие арестовываются на основании показаний фигурантов, которые сдают остальных за послабление себе режима. Вряд ли есть какие-то реальные доказательства, хотя допускаю, что что-то такое, денежное, могло быть. К тому же уверен, что руководство Татарстана приложит все усилия, чтобы вытащить Мистахова. Худшее, что может быть, — это подписка о невыезде», — считает наш источник.
Добавим, что задержание депутата Госсовета РТ — случай редкий. Чтобы пересчитать подобные инциденты, в прямом смысле хватает пальцев одной руки. Так, с натяжкой, первым подследственным депутатом Госсовета РТ можно назвать Сергея Шашурина, который угодил под пресс-силовиков как раз в разгар избирательной кампании и, кстати, ее выиграл. Затем осужден был депутат Рустам Закиров — за убийство главы Агрызского района. Третьим подследственным депутатом стал банкир Роберт Мусин, который загремел за решетку в день отзыва лицензии ТФБ. А четвертым — Илдус Касымов, которому прошлой весной «припомнили» взятку времен работы главой Бугульмы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 298
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.