Коронавирус продолжает шагать по миру, меняя повседневность людей в разных точках планеты. Вот и Священная Кааба, главная мусульманская святыня, теперь одиноко стоит, окруженная двумя кольцами непроницаемого железного ограждения. Как организуют жизнь уммы в данных условиях мусульманские лидеры? Об этом рассказывает постоянный автор «БИЗНЕС Online» Рустам Батыр, ставящий в пример российских муфтиев.
МЫ ВСЕ В ОДНОЙ ЛОДКЕ, КОТОРАЯ ЕСЛИ УТОНЕТ, ТО НЕПРЕМЕННО СО ВСЕМИ ПАССАЖИРАМИ
Апокалипсис настал. Такого рода мысли возникли у многих мусульман, глядя на фотографию Св. Каабы, распространенную на днях в интернете. Храмовый комплекс Заповедной мечети, прежде в режиме 24/365 всегда бывший открытым и полным людей, вдруг неожиданно опустел. Кааба, всеми оставленная, теперь одиноко стоит посреди безжизненного, как похоронный саван, белого мрамора. Спустя пару дней в сети разошелся другой снимок: главную святыню ислама окружили два кольца непроницаемого железного ограждения. Так в сердце мирового ислама встретили главную мировую проблему текущего дня — коронавирус.
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 стала серьезным потрясением для всего мирового сообщества. Коснулась она и мусульманских стран. В них, как и везде, отменяются международные рейсы и спешно сворачиваются массовые мероприятия. Но что делать, когда подобные ограничения касаются исполнения религиозных обязанностей ислама? И как вообще такой карантин соотносится с исламскими нормами? Проще говоря, что важнее: благоразумие или вера? Религиозное сообщество по-разному отнеслось к данной дилемме.
В пользу веры этот вопрос решили в Иране. По-крайней мере, на начальном этапе распространении пандемии. Так, местные муллы c началом информационной паники призвали сограждан читать на ночь от коронавируса определенные аяты Корана или использовать народные средства для лечения. Их проповеди нашли отклик в сердцах верующих. Последние запустили своеобразный антикарантийный флешмоб: принялись назло вирусу лизать (!) ограды мавзолеев, к которым в массовом порядке стекаются шиитские паломники, — мол, мы не сомневаемся в твердости своей веры. Особенно усердствовали в Куме — духовно-религиозной столице Ирана. Образумить религиозный накал пытался минздрав страны, давший официальную рекомендацию закрыть гробницы для посещения, однако своенравные муллы возражали, что людям надо куда-то приходить, чтобы молиться о здоровье близких, да и вообще, только в таких местах нередко происходят чудеса. «Чудеса» не заставили себя ждать. Кум быстро превратился в эпицентр распространения не только шиитской духовности, но и коронавируса, и паломники, посещавшие кумские святыни, развезли инфекцию по десяткам иранских провинций. Теперь Иран находится на втором месте после Китая по числу зараженных и вынужден обращаться к России и другим дружественным странам за гуманитарной помощью в борьбе с охватившей его эпидемией.
Это яркая иллюстрация всем тем, кто полагает, что религиозное мракобесие составляет личную проблему лишь его носителей, а не всего человечества. Уже давно пора понять: мы все в одной лодке, которая если утонет, то непременно со всеми пассажирами, с какого бы краю они ни находились.
Совсем иная картина наблюдается в стане лютого врага Ирана — Саудовской Аравии. Там тоже верят в чудеса, однако саудовцы не пожелали быть их свидетелями, быстро закрыли границы для паломников и вообще зачистили храмовый комплекс вокруг Каабы от людей. Неслыханное дело — блокада Каабы. Впрочем, к такой радикальной мере в мусульманском мире в целом отнеслись с пониманием. Дополнительно саудовское министерство по делам ислама, призыва и наставления (это, можно сказать, саудовский муфтият) приняло весьма любопытный с богословской точки зрения документ — срочное обращение в связи с распространением эпидемии COVID-19 (имеется в распоряжении редакции). В нем 6 предписаний: 1) сократить время между азаном и икаматом (то есть двумя формулами призыва к намазу) до 10 минут при совершении каждой из пяти ежедневных молитв (это чтобы верующие не сидели долго в мечети в ожидании начала молитвы и, соответственно, поменьше контактировали между собой); 2) сократить время проведения пятничной проповеди вместе с намазом до 15 минут (это служит той же цели — максимально сократить образования массовых скоплений людей); 3) приостановить все общественные мероприятия по кормлению постящихся в месяц Рамадан и другое время; 4) запретить практику итикафа (благочестивого уединения) в общественных молельнях и мечетях; 5) прекратить какие бы то ни было приемы пищи в мечетях, даже если речь идет о простых финиках, традиционно используемых для разговения; 6) убрать из кулеров стаканы для воды.
Словом, как говорится, сначала привяжи верблюда, лишь потом надейся на Аллаха, что тот не убежит.
«Имамам дано указание сократить продолжительность пятничных намазов и акцентировать внимание в проповедях на мерах предосторожности и гигиенических процедурах, необходимых в текущих условиях»
РОССИЙСКИЕ МУФТИИ ПЕРЕД ЛИЦОМ общей УГРОЗЫ ВЫРАЗИЛИ В ЦЕЛОМ ОБЩУЮ ПОЗИЦИЮ
А что в России? Первым из отечественных муфтиев по проблеме высказался Талгат хазрат Таджутдин. Отвечая на вопрос журналиста, как он относится к тому, что в Таджикистане во избежание распространения нового заболевания в мечети перестали пускать прихожан, муфтий призвал ввести подобные меры и в России. «Это можно в городах, селах, туда входят и мечети, — сказал он. — Оправданный карантин. Если будет карантин, оттуда выезжать и туда приезжать нельзя. Имеют право. У нас в мечетях в сельской местности по 5–6 человек. Смысла нет [закрывать мечети на карантин], а в крупных городах можно сделать, да. Это решает исполнительный орган каждой мечети. Принять решение и объявить об этом».
Более основательно к вопросу подошли в ДУМ РФ. Там не ограничились комментарием для прессы, а разработали целый комплекс мер по минимизации угрозы распространения коронавируса в подведомственных структурах. 5 марта состоялось специальное совещание заместителей председателя ДУМ РФ по данному вопросу. Как следствие было принято специальное обращение совета улемов к верующим в связи с распространением по всему миру коронавирусной пневмонии COVID-2019. В нем исламские богословы напомнили пастве, что Всевышний Аллах каждого человека одарил бесценным даром — жизнью. «Она есть „дыхание Бога“ (нафха иляхийа) в нас, — говорится в тексте обращения, — сакральная тайна мироздания, доверенная людям на сбережение (аманат), и одна из пяти фундаментальных шариатских ценностей, на страже которых должен стоять каждый мусульманин и каждая мусульманка». Потому верующие призваны Всевышним, справедливо убеждены в ДУМ РФ, ценить как свою жизнь, так и жизни других. В этой связи совет улемов призывает мусульман внимательно изучать и постоянно мониторить всю официальную информацию органов российской власти, касающуюся распространения коронавируса, и строго соблюдать все рекомендации и ограничения, возникающие в связи с распространением этой эпидемии, и даже приводит подробный перечень таких рекомендаций, подкрепляя их благоразумность выдержками из Корана и Сунны Пророка. Просто гигантская разница с Ираном!
Далее отдельным приказом муфтия Равиля хазрата Гайнутдина (имеется в распоряжении редакции) введен режим повышенной готовности в организации. В рамках него у всех сотрудников мечетей теперь ежедневно будет измеряться температура с помощью специальных бесконтактных термометров (пирометров). Частотность санитарной обработки молитвенных помещений, мест для омовения и других вспомогательных комнат увеличена в 2 раза. Особое внимание уделяется обработке спецсоставом ковров мечетей — после каждого намаза. Ручки и перила в мечети отныне дезинфицируются каждый час, а молитвенные залы будут оборудованы устройствами для бесконтактной антисептической обработки кистей рук. Имамам дано указание сократить продолжительность пятничных намазов и акцентировать внимание в проповедях на мерах предосторожности и гигиенических процедурах, необходимых в текущих условиях. Аналогичные меры приняты и в Московском исламском институте.
Не сплоховал и Татарстан. Отдел фетв ДУМ РТ тоже принял отдельное обращение к мусульманам республики. В нем содержатся рекомендации для верующих, усиленные цитатами из первоисточников ислама. Есть в тексте и отдельные указания для имамов ДУМ РТ. Таковых четыре. 1. По возможности сократить время между азаном и икаматом. 2. По возможности сократить время пятничной хутбы и других праздничных мероприятий, которые мусульмане обязаны посещать: праздник разговения и Курбан. 3. Рассказать приходу о правилах поведения при распространении эпидемии. 4. После намаза рекомендуется воздержаться от приветствия рукопожатием.
Что ж, благоразумный подход. К слову, как сообщают источники, на следующей неделе в ДУМ РТ состоится совещание, на котором станет решаться вопрос, проводить ли в этом году республиканский ифтар или нет. А пока татарстанский муфтият уже отменил поездку в Иерусалим для группы татарстанских пилигримов и сам воздерживается от заграничных командировок.
Как видим, российские муфтии перед лицом общей угрозы выразили в целом общую позицию и тем самым сделали шаг на пути к единению российской уммы. Но смогут ли они выступить единым фронтом, когда речь зайдет о полном закрытии мечетей и прерывании исполнения пятничной молитвы? Большой вопрос. Впрочем, не дай Бог, чтобы данная тема вообще встала на повестку дня российской уммы. Пока же нам остается лишь молиться об этом, ни на минуту не забывая обо всех мерах предосторожности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.