Число заказов империи «Татинтер Ресторантс» рухнуло в 10 раз, из 800 сотрудников остался самый минимум, но два заведения продолжают работу на доставку. Теперь рестораторы Казани, опасаясь складывать в корзину крупных сервисов все «яйца» заказов клиентов, намерены создать собственный коллективный сервис. О том, как Зуфар Гаязов договаривается с владельцами помещений, чем помогли власти республики и какие надежды у рестораторов на собственных клиентов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Зуфар Гаязов — одна из самых крупных фигур ресторанной индустрии республики. Он является генеральным директором одного из крупнейших холдингов общепита Татарстана «Татинтер Ресторантс»
ГЕРОЙ
До 90% кафе и ресторанов страны могут не вернуться из «режима самоизоляции» — такую оценку дает федерация рестораторов и отельеров России. Что происходит в Казани? О положении дел рассказывает 62-летний Зуфар Гаязов — одна из самых значимых фигур ресторанной индустрии республики. Он является генеральным директором одного из крупнейших холдингов общепита Татарстана «Татинтер Ресторантс», возглавляет правление ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ.
До того как в мире началась эпидемия коронавируса, мы собирали очень хорошую выручку. Сейчас та же «Татарская усадьба» получает всего около 10% заявок от того оборота, который был в обычные дни
НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО КОМПАНИИ?
- Из-за эпидемии коронавируса и карантина пришлось закрыть для посетителей все наши предприятия. Но мы решили не опускать руки и заняться доставкой. Пока в таком формате работает только два заведения — «Татарская усадьба» и ресторанный комплекс «Милано».
- До того как в мире началась эпидемия коронавируса, мы собирали очень хорошую выручку. Сейчас та же «Татарская усадьба» получает всего около 10% заявок от того оборота, который был в обычные дни. Чтобы выжить, нужно стремиться хотя бы к 30%.
- К сожалению, почти всем сотрудникам нашей большой компании, как и всей отрасли индустрии гостеприимства, пришлось уйти в административные отпуска. Суммарно во всех ресторанах и кафе только у нас работали 800–1000 человек, в зависимости от сезона. Несмотря на сложный месяц, мы постарались выплатить коллективу зарплату за март. Сейчас думаем над тем, что делать в апреле.
- Из всего огромного количества сотрудников остались только те, кто может работать на доставку. Это водитель, работники кухни, менеджер и санитарная служба. Плюс охрана и технические специалисты, которые отвечают за обслуживание и эксплуатацию зданий.
- Примерно 50% всех ресторанов и кафе нашей компании находится в арендованных помещениях. Со всеми собственниками у нас есть взаимопонимание — очень важно иметь хорошие партнерские отношения. Даже если взять «Мегу», где у нас расположен ресторан «Гусь»: руководство сообщило, что обязательно пойдет навстречу арендаторам. Это хороший пример для всех остальных.
Заказать у нас можно все что угодно, начиная от основного меню до блюд более сложного приготовления, например утку или гуся, которые готовятся в дровяной печи около трех-четырех часов
ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?
- Никто не знает, сколько продлится карантин. Но есть понимание, что не надо бояться принимать решения и перепрофилировать свой бизнес, чтобы предприятия снова начали функционировать. Нужно звонить своим постоянным клиентам и мобилизировать всевозможные варианты донесения услуг по доставке еды. Самое главное — дать людям доступные цены и качественную кухню, соблюдая все правила, установленные Роспотребнадзором. Сейчас есть дистанционная оплата, терминалы, которые позволяют осуществить безналичную оплату, — с этим нет никаких проблем.
- Заказать у нас можно все что угодно, начиная от основного меню до блюд более сложного приготовления, например утку или гуся, которые готовятся в дровяной печи около трех-четырех часов. О таком нужно просто предупредить. Это удобно в том случае, если у людей большая семья. Я сам пользуюсь услугами доставки — это удобно и поддерживает бизнес в трудный для него момент.
- Чем больше людей будут заказывать доставку, чем больше заказов станут получать предприятия, тем больше народа снова смогут получить свои рабочие места и быть задействованы в работе. Это очень важно. Люди должны знать о подобном.
- Что касается падения рубля: в основном мы используем местные локальные продукты, произведенные в Татарстане, поэтому наша ценовая политика сохраняется на том же уровне. Возможно, после того как решится вопрос с коронавирусом, изменившаяся экономическая ситуация отразится на стоимости алкогольной продукции, которая поставляется из других стран. Но это не самое главное. Ведь всегда можно найти альтернативу, произведенную в Российской Федерации.
- Посмотрите, что происходит у известных сетей фаст-фуда, например у «Макдоналдса». Машины стоят очередями, у них доставка очень востребована! Позавчера говорил с руководителем «Макдоналдса» по Поволжскому федеральному округу — у них просто море заказов! Такую же верно выстроенную систему доставки надо наладить и на всех предприятиях общественного питания Казани и Татарстана, чтобы охватить как можно больше населения нашего города и республики.
- Для принятия оперативных решений в сложившейся ситуаций мы с коллегами — представителями других предприятий общественного питания — создали рабочую группу. Постоянно общаемся, обсуждаем и принимаем решения, как действовать.
- В воскресенье прошло выездное совещание с президентом. Оно состоялось у наших коллег в ресторане быстрого питания сети «Кыстыбый», где можно было на примере посмотреть, как организована доставка. Также в режиме видеосвязи организовали конференцию, к которой подключились около 1 000 предпринимателей. В рамках нее обсуждали главные вопросы — что необходимо делать в этой ситуации, в частности, как правильно запустить доставку и сохранить рабочие места. Рустам Нургалиевич поручил министерству экономики поддержать нашу отрасль, и мы видим их желание нам помочь.
- Сейчас мы совместно с членами ассоциации рестораторов и отельеров РТ разрабатываем идею запуска интернет-портала, который будет посвящен вкусной еде в Татарстане и услуге доставки еды на дом. В частности, на сайте разместят и полезную информацию, и сведения для самих рестораторов. К примеру, как правильно упаковывать заказы, чтобы людям было максимально приятно получать их. Надеемся, что запустим этот проект уже через неделю. Есть поддержка республики в данном вопросе.
- Таким образом, на рынке появится новый полезный агрегатор, мы постараемся сделать так, чтобы он был максимально удобен для всех и отсутствовали комиссии за услугу. Помимо собственной доставки, мы подключились к агрегаторам «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Крупные агрегаторы доставки в это тяжелое время снизили стоимость комиссии при доставке через своих курьеров, обнулили комиссию для несетевых заведений с собственными курьерами, подключающимся из-за пандемии после 15 марта.
- Мы делаем все, чтобы сохранить обороты и часть рабочих мест. Понимаем, что всех нынешних мер недостаточно, но это лучше, чем просто сидеть и ждать у моря погоды. Повторюсь: мы не знаем, насколько долго продлится карантин. Единственное, что можем сделать, — открыть новые рабочие места для тех людей, которые ушли в административные отпуска, попытаться как-то сохранить предприятие и компенсировать расходы.
Посмотрите, что происходит у известных сетей фаст-фуда, например у «Макдоналдса». Машины стоят очередями, у них доставка очень востребована
ПОМОГУТ ЛИ ВАМ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?
- По поводу того, что работодатели сами должны оплачивать нерабочую неделю… У предприятий нет той финансовой подушки, чтобы эти вопросы могли быть закрыты! К счастью, данную информацию уже донесли до президента страны и премьер-министра. Владелица сети семейных кафе «Андерсон» Анастасия Татулова, которая выступила на встрече с Владимиром Путиным от имени федерации рестораторов и отельеров России, достаточно точно объяснила: если сегодня нашу отрасль не поддержать (а мы платим большое количество налогов в бюджет), она может просто исчезнуть. Ведь почти все мы жили от зарплаты до зарплаты — обстоятельства форс-мажора ударили по нам очень сильно. Сейчас пока остаются вопросы, которые были адресованы федеральным властям, — это каникулы по аренде, налогам и коммунальным платежам, а также дотации по зарплатам в период карантина.
- По итогам встречи с президентом России сферу общественного питания включили в список отраслей, наиболее пострадавших от ситуации с коронавирусом. А это значит, что ресторанному бизнесу (предприятиям общественного питания) окажут первоочередную адресную поддержку. До встречи с Путиным ее не было в списке.
- Без поддержки мы рискуем потерять все предприятия отрасли, которые существуют на сегодняшний день, — они могут обанкротиться.
Многие рестораторы и кафе при существующем сложном положении готовят летние веранды, чтобы создать максимум удобства для горожан. Все-таки летние кафе — не закрытые помещения, риск заражения инфекцией минимален
ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ
- Прогнозировать очень сложно. Если государство действительно нас поддержит, мы должны выйти из кризиса. Рассчитываем на то, что карантин будет недолгим. К тому же многие рестораторы и кафе при существующем сложном положении готовят летние веранды, чтобы создать максимум удобства для горожан. Все-таки летние кафе — не закрытые помещения, риск заражения инфекцией минимален.
- Очень многое зависит не только от государства, но и от общества — насколько оно готово бороться с существующей проблемой. Надо быть оптимистом, конечно. Если быть пессимистом, тогда не нужно делать ничего вообще. Надо верить в себя и своих коллег, делать все максимально возможное, чтобы противостоять проблемам.
- Хотелось бы через популярное республиканское издание обратиться ко всем нашим клиентам из числа жителей города и республики — поддержите свои любимые заведения, чтобы все могли пережить эти непростые времена. Чтобы, когда жизнь войдет в привычное русло, все могли снова посещать полюбившиеся популярные кафе и рестораны.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 64
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.