Медицинские консультации по «Скайпу» становятся все более востребованными — пациентов, которые могут обойтись без неотложной помощи, не принимают в клиниках. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» обзвонили наиболее заметные частные и государственные медучреждения, чтобы понять, готовы ли они хоть что-то сделать для пациента, запертого в четырех стенах. Как выяснилось, телемедицина, о которой столько говорится на государственном уровне, делает лишь первые шаги.
Госпитализация в плановом порядке теперь возможна только при наличии направления от лечащего врача. Временно приостановлены профилактические осмотры и диспансеризация
РКБ проконсультирует по WhatsApp, поликлиники — по телефону
Минздрав России в связи с распространением коронавирусной инфекции настоятельно рекомендовал гражданам повременить с личным обращением за медицинской помощью, если нет прямой угрозы жизни и здоровью. Госпитализация в плановом порядке теперь возможна только при наличии направления от лечащего врача. Временно приостановлены профилактические осмотры и диспансеризация. В полном объеме медицинская помощь оказывается лишь в экстренных случаях, а также пациентам с онкологией, болезнями сердца, эндокринной системы и почек. Всем остальным рекомендовано пользоваться медицинскими услугами дистанционно.
В Татарстане развитие телемедицинских технологий запланировано в рамках национального проекта «Здравоохранение». Летом прошлого года министр здравоохранения РТ Марат Садыков рассказал о планах по созданию «единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». На сайте минздрава РФ поясняется, что скрывается за сложным названием. Суть в том, что к 2024 году по всей России должна заработать система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением. В личном кабинете пациента «Мое здоровье» на портале госуслуг будут доступны запись к врачу и на диспансеризацию, подача заявления на полис медстрахования, медицинские документы независимо от региона, где находится человек. Согласно паспорту нацпроекта, опубликованному на сайте республиканского минздрава, к 2023 году в Татарстане должна функционировать централизованная система «Телемедицинские консультации», к которой будут подключены все медицинские организации второго и третьего уровня, а для врачей обеспечат возможность получения консультаций по сложным клиническим случаям. Про сервисы для коммуникации в формате «врач – пациент» в паспорте нацпроекта ничего не говорится. Но, как показал опыт коронавируса, именно эти услуги в условиях пандемии становятся наиболее востребованными.
Мы изучили сайты ведущих республиканских клиник в поисках телемедицины. В главной больнице Татарстана — РКБ — на днях начали принимать людей онлайн. «Мы дорожим здоровьем наших пациентов, поэтому запускаем дистанционные консультации с помощью телемедицинских технологий», — сообщается на сайте клиники. Жители районов республики, записанные на прием, должны будут обратиться в районные ЦРБ, где благодаря цифровизации им помогут связаться с врачами из Казани. Помимо этого, вопросы от пациентов принимаются через WhatsApp. Вместе с тем скрининги и обследования беременных, оказание медицинской помощи призывникам, гражданам иностранных государств и жителям других регионов РФ и районов РТ, находящимся в данный момент в Казани, будут проводится как обычно. Экстренные и неотложные операции в РКБ выполняются в штатном режиме.
В главной больнице Татарстана — РКБ — на днях начали принимать пациентов онлайн
В ДРКБ (Детской республиканской клинической больнице) нашему изданию сообщили, что специалисты клиники уже активно используют возможности телемедицины в формате «врач – врач»: дистанционные консультации проводят «в виде телефонной связи с районными педиатрами и лечащими врачами медицинских учреждений республики». И спрос на эти услуги в условиях пандемии коронавируса только возрос. Проконсультировать хронических больных, скорректировать лечение, помочь при реанимации новорожденного или спасении пострадавшего в ДТП, который к тому же находится в удаленном районе республики, — для решения таких задач телемедицинские технологии подходят как нельзя лучше, уверены в больнице. А вот что касается развития телемедицины в формате «врач – пациент», тут мнения специалистов ДРКБ разделились.
«Дистанционные консультации — лишь один из способов обеспечить доступность и своевременность получения медицинской помощи. После очного приема врач при телемедицинском контакте может уточнить особенности заболевания, скорректировать ранее назначенное лечение, назначить дополнительное обследование, дать рекомендации по питанию и образу жизни. Основное требование пациентов к телемедицине — возможность дистанционно получить диагноз и курс лечения. Однако законодательством России установлен запрет на постановку диагноза дистанционно. И главное: дистанционная помощь не может в полной мере заменить обычную и очный прием», — говорится в комментарии клиники для «БИЗНЕС Online».
В МКДЦ (Межрегиональном клинико-диагностическом центре) о предоставлении медицинских услуг по «удаленке» пока ничего не слышно. Это странно, ведь, как сообщается на сайте кардиоцентра, еще в марте 2001 года на базе клиники был создан республиканский центр телемедицины во главе с заслуженным работником здравоохранения РТ Юлианом Данским. Он для комментариев оказался недоступен. В пресс-службе МКДЦ нам сообщили, что врач находится на больничном. Судя по единственному «телемедицинскому» сообщению на сайте клиники, в МКДЦ телеконсультации понимают исключительно как способ общения казанских светил с докторами из районов Татарстана и соседних регионов.
Более продвинутыми оказались обычные казанские поликлиники. Они предоставляют пациентам услуги удаленной консультации, хотя на своих сайтах об этом ничего не рассказывают. К примеру, при звонке в регистратуру 18-й поликлиники Казани корреспонденту «БИЗНЕС Online», который пожаловался на проблему с ногой, предложили оставить номер телефона, после чего с ним довольно быстро связался профильный специалист. После небольшой беседы врач диагностировал причину боли, выписал лекарство, а также препараты для компресса и рассказал, как его следует применить. Консультация заняла менее 6 минут. Как выяснилось, в поликлинике по телефону можно проконсультироваться по самым разным вопросам, начиная от ушной боли и заканчивая вопросами о гастроэнтерологии.
В 7-й горбольнице Казани в связи с режимом самоизоляции временно приостановлена диспансеризация пациентов. На сайте указаны номера кол-центров поликлиник, а также телефоны заведующих терапевтическими отделениями для решения медицинских вопросов и вызова врача на дом.
«Когда все находятся на самоизоляции, людям важно получить психологическую помощь, пообщаться с врачами и понять, что они не брошены, поскольку сейчас запретили плановую помощь»
«Коронавирус запугал всех, но не отменил другие заболевания»
Может быть, телемедицина расцвела пышным цветом в частных клиниках? Генеральный директор клиники «Скандинавия» (ранее «АВА-Казань») Фирая Сабирова сообщила нам, что клиника собирается запустить консультации пациентов по «Скайпу» уже в ближайшее время. В формате телемедицины в «Скандинавии» станут работать терапевт, педиатр, гинеколог, эндокринолог, гастроэнтеролог. В клинике считают, что именно эти специалисты будут наиболее востребованы в нынешних условиях. Терапевты и педиатры смогут разъяснить людям, нужно ли срочно бежать к врачу или лучше остаться дома. Сейчас одна из основных задач телемедицины — снять напряженность.
«Когда все находятся на самоизоляции, людям важно получить психологическую помощь, пообщаться с врачами и понять, что они не брошены, поскольку сейчас запретили плановую помощь», — считает Сабирова. Ну а если доктор поймет, что клиенту нужна личная консультация, то он пригласит, например, беременную женщину в больницу, это уже будет считаться неотложной помощью. Так что прием срочных больных в клиники по-прежнему продолжается.
Сабирова добавляет, что, даже несмотря на всеобщие призывы оставаться дома, нужно смело приходить в клинику, если у пациента есть серьезное заболевание и необходимо срочное вмешательство врача. «Коронавирус запугал всех, но не отменил другие заболевания. Буквально вот свежий случай: у нас была пациентка, которая несколько дней сидела дома с болью в ухе и никуда не обращалась. Боль достигла такой степени, что она не могла даже прийти к нам лично. В результате у нее диагностировали тубоовариальный абсцесс, а это очень серьезно может навредить здоровью, — сетует Фирая Маратовна. — Не надо сидеть дома и заниматься самолечением! Осложнения могут быть не менее опасными, чем коронавирус».
Вместе с тем Сабирова поясняет, что телеконсультации, которые будут введены в клинике, — это временное решение в условиях самоизоляции, а не на перспективу, поскольку в обычное время врач может оказывать помощь только после того, как он уже пообщался с человеком лично.
Клиника «Глазная хирургия Расчёсков» также не стала полностью останавливать работу, поскольку есть необходимость вести послеоперационных пациентов. Также идет много обращений с болями или снижением зрения, с заболеваниями, лечение которых нельзя отложить на постэпидемиологический период. Но вдобавок к очным приемам в глазной клинике стали еще активнее проводиться онлайн-консультации пациентов «всеми доступными способами»: по телефону, «Скайпу», в соцсетях. «Часто пациенты присылают нам материалы первичной диагностики, которую они прошли в другой клинике, после чего мы даем предварительные рекомендации по лечению. Но в обязательном порядке для принятия окончательного решения о тактике лечения необходим осмотр в клинике. У нас есть постоянная поддержка пациентов докторами, люди консультируются с ними по телефону. Таким образом мы можем выявить необходимость срочного обращения в клинику», — рассказал нашему изданию главный врач клиники Александр Расчёсков.
«В нашей сети возможности применения телемедицины заложены изначально. Оборудование во всех пяти клиниках связано видеосвязью. Если у пациента какое-то сложное заболевание, то врачи, находящиеся в разных клиниках, в режиме онлайн осматривают человека. Также мы поступаем и во время операции — если у медиков возникают сложности в ее ходе, то я включаю запись у себя на компьютере и мы доводим операцию вместе. Технологии телемедицины мы применяем и в обучении докторов», — говорит главный врач.
Спрос на услуги клиники в последние недели снизился, но сейчас количество звонков восстанавливается. «Люди привыкают, у них уже шок от пандемии прошел, и они понимают, что полностью изолироваться невозможно», — говорит наш собеседник.
Ильяс Нуриев: «Услуги онлайн-консультирования наша клиника оказывала и раньше. Они были рассчитаны прежде всего на пациентов из тех городов, где нет наших филиалов»
«Жалобы пациента являются ненадежным источником информации»
Существенно скорректировал коронавирус и работу «Клиники Нуриевых». По программе ведения беременности клиника полностью перешла на онлайн-консультации. «В онлайн-режиме консультируют репродуктологи (врачи по лечению бесплодия), акушеры-гинекологи, урологи (мужские и женские), терапевты, эндокринологи, генетики, гинекологи-хирурги, перинатальный психолог», — перечисляет генеральный директор «Клиники Нуриевых» Ильяс Нуриев. В режиме онлайн происходит оплата услуг клиники, врачи ведут бесплатные просветительские прямые эфиры в социальных сетях.
Врач говорит, что с начала пандемии спрос на дистанционные услуги возрос, но клиника пока «находится в начале процесса». «Услуги онлайн-консультирования наша клиника оказывала и раньше. Они были рассчитаны прежде всего на людей из тех городов, где нет наших филиалов. Сейчас в связи с режимом самоизоляции растет число обращений от пациентов, которые живут в Казани, Набережных Челнах, Ижевске и Кирове, где работает наша клиника», — рассказывает Нуриев.
Конечно, оказать полноценную помощь дистанционно невозможно, потому что без осмотра врач вынужден работать в условиях ограниченной информации. «Удаленно можно собрать анамнез и дать предварительные рекомендации пациенту, но не более того, — рассуждает женский доктор и добавляет: — Очевидно, что дистанционно нельзя производить манипуляции. Но даже постановка объективного диагноза без личного присутствия пациента невозможна на данном этапе развития технологий. Жалобы человека являются ненадежным источником информации. Жалоб вообще может не быть или они являются очень путаными. Не имея специальных знаний, пациент не всегда в состоянии правильно объяснить и оценить свое состояние. Только осмотр и личное присутствие обеспечивают правильную постановку диагноза».
В условиях пандемии в клинике было принято решение — временно отменить все старты протоколов ЭКО. Тех пациентов, кто уже вступил в протокол, доводят до заморозки эмбрионов и делают паузу — до тех пор когда эпидемиологическая ситуация станет безопасной. Также клиники ведут прием пациентов с болями и неотложных больных.
«Пациенты переведены в онлайн. Мы проводим индивидуальные консультации, семейные и ведем онлайн-группы. Сейчас онлайн-группы широко применяют в Санкт-Петербурге — они были первопроходцами, мы сначала относились к этому со скепсисом, а теперь ситуация нас вынудила экспериментировать. И оказалось, что неплохо, потому что есть пациенты шизоидного круга, у которых контакт в некоторой степени вызывает дискомфорт. Таким проходить онлайн-группы легче, они более открыты, смелы», — рассказывает Ренат Миназов, гендиректор психиатрической клиники «Инсайт». Поскольку есть рекомендации Росздравнадзора о переводе амбулаторных больных на консультации на дому либо на онлайн-консультации, приходится приспосабливаться, объясняет доктор.
Стационар клиники в то же время работает в обычном режиме, потому что он оказывает экстренную медицинскую помощь. «Это в основном острые пациенты, которые поступают либо в тяжелом алкогольном или наркотическом опьянении либо с острой шизофренией. А плановых мы не принимаем из соображений профилактики», — говорит Миназов.
«Конечно, больное ухо, к примеру, нельзя посмотреть онлайн — здесь нужен визуальный осмотр, пальпация. Но первичный осмотр психиатра, нарколога, психотерапевта, так же как и повторный, можно проходить онлайн. Вопрос в ограничениях — конечно, они имеются, невозможно выписать медицинский рецепт, потому что когда мы пробовали отправлять наши сканы рецептов по WhatsApp или электронной почте клиентам, то, конечно, аптеки принять их не могли, потому что они должны сохранять у себя бланки, чтобы подтвердить легитимность выдачи препарата. Эта норма не отрегулирована, но я надеюсь, что случай с коронавирусом подтолкнет и возможность пересылать рецепты появится», — делится опытом Миназов.
«Когда мы пробовали отправлять наши сканы рецептов по WhatsApp или электронной почте клиентам, то, конечно, аптеки принять их не могли»
В «Инсайте» нашли решение проблемы — рецепты развозят по домам. «Пациенты [в условиях коронавируса] не могут выйти из дома, многие боятся, и мы вынуждены доставлять клиентам рецепты на дом. Многие наши пациенты нуждаются в динамическом наблюдении. А некоторые опасны для самих себя и окружающих, и не наблюдать и не лечить их невозможно. Прописать лекарство онлайн можно, а нам как психиатрам, наркологам не всегда нужен визуальный контакт, так что мы можем использовать онлайн-осмотр пациента и назначить лекарство», — уверен Миназов.
Другие казанские клиники также по мере сил и возможностей переходят в онлайн. Казанская многопрофильная клиника «МЕДЕЛ», например, ввела бесплатные консультации врачей. Удаленно пациенты могут поговорить с гинекологом, урологом, косметологом, дерматологом, эндокринологом и гастроэнтерологом. Для этого клиентам необходимо написать в директ клиники в социальных сетях, после чего с ним свяжется специалист.
Академия здоровья «Звезда» никак не анонсирует на своем сайте услуги телемедицины, но они есть, об этом мы узнали, позвонив по телефону. Нам предложили пообщаться с врачом по WhatsApp, на выбор есть целый ряд специалистов — гинеколог, уролог, гастроэнтеролог, эндокринолог, невролог и проч. Однако нас сразу предупредили, что все равно сначала придется прийти на прием к «живому» доктору. Сеть медицинских клиник «Медэксперт» радует на своем сайте сообщением, что получить консультацию некоторых специалистов можно дистанционно. В доступе терапевт, педиатр, психотерапевт, андролог, невролог, уролог, гинеколог и врачи других специальностей. «Консультация поможет выработать план действий до визита в клинику. Это сэкономит ваше время и поможет тщательнее подготовиться к очному визиту к врачу», — любезно сообщается на сайте.
ЛДЦ «Биомед» серьезно расширил перечень услуг, которые оказывает на дому: пригласив врача в гости, теперь можно рассчитывать не только на консультацию терапевта, педиатра или ревматолога, но и пройти УЗ-диагностику, сделать ЭКГ и сдать биоматериалы на анализы. Но услуг телемедицины, разумеется, не предоставляют. Интернет вещей есть, а вот «интернета мочи и кала» пока еще не придумали, говорят в центре.
«Вы попали в проктологию, и у нас дистанционного приема нет!» — строго заявили нам по телефону медицинского центра «Алан Клиник». На сайте учреждения поясняется, что врачи работают в обычном режиме. Ряд других клиник, которые специализируются на проведении МРТ, хирургии, косметологии и прочем, также сообщили об отсутствии дистанционных услуг.
«Мы понимаем, что мир немножко изменится после того, как выйдем с карантина, и эти удаленные коммуникации будут востребованы»
Спецы по телемедицине
А что же специализированные сайты телемедицины? К сожалению, мы не обнаружили признаков жизни на сайте первого широко разрекламированного татарстанского ресурса по телемедицине — цифровой поликлиники Ok’Doctor. Сервис презентовали президенту РТ Рустаму Минниханову на итоговой коллегии минздрава РТ в 2018 году. В апреле 2018-го в Альметьевске с участием первых лиц республики был открыт первый в Поволжском регионе телемедицинский центр «Цифровая поликлиника Ok’Doctor». Но сейчас эти проекты не работают. Летом 2018 года его автор Линар Гарифуллин ушел с поста руководителя страховой группы «Ак Барс». На данный момент телефон сервиса Ok’Doctor не отвечает, четыре доступных специалиста перманентно «заняты», остальные разделы сайта и вовсе никуда не ведут.
Страховая компания «Ак Барс мед», которую сегодня возглавляет Тагир Каримов, с прошлого года продвигает другой сервис — «Мобильный доктор». На сайте сообщается, что на данный момент доступны только терапевт, кардиолог и педиатр, все — врачи высшей категории с опытом работы более 20 лет. Воспользоваться телеконсультацией предлагается с 8:30 до 16:15, для этого нужно приобрести полис и позвонить в контакт-центр. Однако сразу предупреждают: медик по ту сторону экрана не сможет выписать направление к врачу, рецепт или больничный лист, его оружие против вашей болезни — «консультации рекомендательного характера».
Уже после выхода статьи страховая компания «Ак Барс-Мед» прислала комментарий, в котором рассказала, что сервис телемедицинских консультаций у них запущен с декабря 2018 года и доступен в рамках полиса добровольного медицинского страхования (ДМС) «Мобильный доктор» и в рамках ДМС юридических лиц. «Есть техническая возможность хранить собственные медицинские документы в личном кабинете в мобильном приложении, что позволяет врачу, проводящему телеконсультацию, наблюдать динамику показателей состояния здоровья», — отметили в компании.
На вопрос о том, почему прекратил работу сервис Ok’Doctor, нам пояснили, что он «разрабатывался как сервис сопровождения ДМС», однако «при разработке бесплатного мобильного приложения „Ак Барс-Мед“ и модернизации сайта компании возникла необходимость модифицировать телемедицинский сервис, который был усовершенствован и синхронизирован с другими ресурсами компании».
«Бурного спроса на телемедицинские услуги не наблюдается. Есть ряд объективных причин. Это и настороженное отношение пациентов, и недостаточная технологичность, и ресурсная база на местах. Идет постепенное развитие направления — прогресс в умах и технических возможностях», — сообщили нам в страховой компании.
Гарифуллин, с которым корреспондент «БИЗНЕС Online» связался по телефону, рассказал, что после ухода из «Ак Барс меда» занялся развитием другого ресурса — Medmarket. На его сайте обещают подобрать «лучшего врача из топ-50 клиник Казани за 10 минут», в перечне около 90 специалистов, включая не самых распространенных для телемедицины — врача-гериатра, сексолога, цитолога, эмбриолога, сурдолога, вертеброневролога, гомеопата и др. «В эпоху пандемии люди не имеют возможности выходить из дома, и мы с помощью телемедицины помогаем им общаться с врачами, в том числе в рамках программы ОМС, — рассказывает Гарифуллин. — Например, человек находится на карантине, потому что он прибыл из-за рубежа или имел контакт к зараженными людьми, а поликлиника должна вести динамическое наблюдение за его состоянием. Если первый контакт с врачом идет лично, то далее контроль продолжается удаленно с помощью аудио- или видеоконсультаций с занесением в личный кабинет всех изменений».
Присоединившись к борьбе с COVID-19, сервис наладил контакты с крупными государственными клиниками — например с РКБ, ДРКБ и 16-й горбольницей, в планах начать сотрудничество с «Медсанчастью» в Альметьевске. «Врачи ЦРБ консультируются с медиками РКБ по сложным случаям удаленно, в том числе мы можем сделать это с привлечением пациентов. Раньше такие коммуникации использовались только в чрезвычайных ситуациях, а сейчас переводим их в регулярное русло. Перевозить людей из города в город трудно. Например, РКБ мониторит удаленно сложные случаи по беременным, чтобы дать рекомендации врачам ЦРБ по родовспоможению», — говорит Гарифуллин.
Пока этот проект существует как частная инициатива бизнесменов, средств из бюджета республики Medmarket на проведение антикоронавирусных мероприятий не получает, говорит наш собеседник. «Мы понимаем, что мир немножко изменится после того, как выйдем с карантина, и эти удаленные коммуникации будут востребованы. А нам как бизнесменам нужно показать целесообразность и удобство сервиса, чтобы потом перевести его в коммерческое русло», — планирует создатель сервиса. Ситуация с пандемией сама подталкивает больницы обращаться к телемедицине, так что Гарифуллин надеется, что в дальнейшем ее развитие в РТ будет идти более активно.
Помимо этого, татарстанцы могут воспользоваться федеральными ресурсами. К примеру, ВЭБ.РФ реализует свой онлайн-сервис «Доктор рядом». По данным компании на лето 2019 года, суммарная аудитория абонентов этой компании за пять месяцев выросла на 28% — с 3,7 млн пользователей по итогам 2018-го до 5,1 млн человек, сообщает «Медвестник». Выручка «Доктора рядом» только за первый квартал 2019 года составила 222 млн рублей. Также в числе крупных федеральных игроков называют мобильное приложение «Яндекс.Здоровье» (ООО «Яндекс»), медицинский сервис DocDoc (ПАО «Сбербанк»), проект «Mail.ru Здоровье» (Mail.Ru Group), сервис «Онлайн Доктор» (ООО «Мобильные медицинские технологии»), DOC+ (в партнерстве с Tele2) и другие.
Коронавирус подстегнул руководителей клиник задумываться о переходе на новые форматы общения с пациентами
ограничения: невозможен первичный осмотр и выдача рецепта
Коронавирус подстегнул руководителей клиник задумываться о переходе на новые форматы общения с пациентами. Конечно, все понимают ограниченность телемедицины — врач по ту сторону экрана не вскроет гнойник и не прооперирует опухоль, однако в целом ряде случаев возможности переговорить с «теледоктором» — это, простите за тавтологию, то, что доктор прописал.
Вместе с тем, как считает депутат Госдумы от Татарстана (в прошлом — министр здравоохранения РТ) Айрат Фаррахов, объем услуг телемедицины в России на сегодня «катастрофически мал». Причина тому — консервативная позиция функционеров из российского минздрава.«Я и мои коллеги уже несколько раз выходили с предложением расширить возможности цифровой медицины. Какие решения необходимы? Федеральным законом №242 (вступил в силу 1 января 2018 года) о цифровой медицине указано конкретно, что телемедицинская консультация возможна только при повторном консультировании после очного осмотра врачом и коррекции лечения при повторном консультировании, что является очень серьезным сдерживающим моментом в развитии телемедицинских услуг», — говорит Фаррахов.
«Я дипломированный врач, с отличием окончил институт, в день провожу минимум четыре консультации как по телефону, так и по „Скайпу“. Конечно, у меня неоплачиваемые консультации, звонят мне мои знакомые и родственники. И я понимаю, что первичные консультации вполне возможны дистанционно при первичном обращении, особенно при массовом обращении граждан [как в случае с коронавирусом], — уверен Айрат Закиевич. — Нет сомнений, что цифровую медицину надо запускать: чем дальше мы откладываем это решение, тем менее мы конкурентоспособны по сравнению с другими странами».
С бывшим главой республиканского минздрава во многом согласны и побеседовавшие с нами врачи. Все они отмечают нюансы законодательства, которые очень сильно ограничивают возможности телеврача. К примеру, при первичном обращении он не сможет выписать направление на анализы, выдать больничный лист или назначить какое-то конкретное лекарство. Онлайн-советы будут носить весьма абстрактный и рекомендательный характер, а лечение — сугубо симптоматическое из разряда «примите любое из известных обезболивающих».
«Первичный прием терапевта онлайн невозможен. Врач не может консультировать пациента, если он его ни разу не видел. Некоторые специалисты не имеют возможность поставить диагноз без присутствия клиента, например, нужно что-то пощупать у человека или посмотреть вблизи. Врачу запрещено говорить пациенту: „Идите и купите такой-то препарат“. Ведь человек может неправильно расслышать и принять не то лекарство. Возможна только корректировка лечения, если оно было ранее назначено», — объясняет границы возможного для российских телеврачей гендиректор «Скандинавии» Сабирова.
Айрат Фаррахов: «Нет сомнений, что цифровую медицину надо запускать: чем дальше мы откладываем это решение, тем менее мы конкурентоспособны по сравнению с другими странами»
как развивать онлайн-медицину
В ряде развитых стран целые отрасли медицины развиваются в части телемедицинских, цифровых услуг, потому что законодательно там созданы условия, отмечает Фаррахов. Он уверен, что медицинская «цифра» способна решить массу извечных проблем российских врачей — нехватку хороших кадров и денег на строительство новых больниц. «Простой пример: консультация детского психиатра. В развитых странах считается, что нет никакой необходимости ребенка, даже при наличии каких-то симптомов, предвестников, консультировать у психиатра очно. Это вполне может быть сделано дистанционно, во-первых, подобное не травмирует ребенка, во-вторых, врачу первично уже можно решить, каким образом дальше вести этого пациента, что обследовать, класть в больницу или нет. В-третьих, не требуется большого количества детских психиатров как узких специалистов», — рассуждает депутат российского парламента.
Немаловажным фактором является и то, что телеконсультации значительно дешевле, чем очные визиты. Для строительства клиник нужны огромные капитальные вложения, а в случае с цифровой медициной достаточно непосредственно самого врача и качественного интернета.
Другой важный момент — это качество самих консультаций: получить мнение именитого московского профессора может житель села в российской глубинке. «Россия — огромная страна, в условиях таких больших расстояний и притом что интернет сегодня в РФ на хорошем уровне, дистанционное консультирование могло бы сделать прорыв, надеюсь, нам удастся убедить в этом [федеральные власти]», — говорит Фаррахов. Он считает, что законодательно нужно закрепить возможность проведения телеконсультаций при первичном обращении, стандарты качества, передачи информации, а также определить законом соответствующие тарифы. Что касается Татарстана, то, по мнению Фаррахова, наша республика готова в телемедицине лучше многих других регионов, поскольку степень цифровизации медицины у нас выше: в РТ, например, уже не один год все цифровые медицинские изображения собираются в отдельном архиве.
«Ведь это еще и инвестиции, — приводит Фаррахов дополнительный аргумент. — Для многих это хороший бизнес, а там, где бизнес, есть и конкуренция, там внедряются лучшие решения. Но пока правовое поле мешает сделать прорыв в данном направлении. Очень консервативная позиция [минздрава РФ], нужно двигаться быстрее».
Однако даже в профессиональном сообществе нет единого мнения. С аргументами Фаррахова спорит академик РАЕН, специалист в области эпидемиологии и профилактической медицины Игорь Гундаров, который видит в телемедицине лишь вспомогательное средство для клинициста. «Ставить диагнозы [по интернету] — это очень опасно, мы по взгляду, настроению, запаху видим [признаки тех или иных заболеваний], это очень сложные субъект-субъектные отношения, — говорит он. — 80 процентов диагнозов не требуют сложного инструментального сопровождения, достаточно хорошо поговорить, посмотреть, пощупать, сделать банальные анализы, и 80 процентов диагнозов будут поставлены правильно». «Медицина — это не только компьютерная томография, но еще и „человек – человек“, — напоминает ученый. — У нас даже есть выражение, что если от одного визита пациенту не стало лучше, то вы плохой врач».
Позиция Гундарова любопытна еще и потому, что ученый в свое время внедрял элементы цифровой медицины. Например, передача электрокардиограмм на расстоянии была возможна в Советском Союзе уже в 1977 году. «Повезло, мне поручили создавать первый в Советском Союзе консультативно-диагностический центр, куда можно было прийти профессору и проконсультировать простого врача», — вспоминает Гундаров. По его мнению, должно быть создано экспертное научное сообщество врачей, которое бы принимало решения по важным вопросам: как бороться с коронавирусом, как нам организовать телемедицину.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.