Как живется в нынешней ситуации татарстанским фермерам? Шеф известного крестьянско-фермерского хозяйства Алена Белоглазова считает, что предметно говорить о последствиях для ее предприятия можно будет к концу апреля. О том, почему она пока не сокращает работников, какие реальные меры бы предпринять власти и на сколько процентов в результате снизится потребление молочки в посткризисный период, — в очередной предпринимательской истории «БИЗНЕС Online».
Алена Белоглазова — руководитель известного на весь Татарстан крестьянско-фермерского хозяйства
ГЕРОЙ
Алена Белоглазова — руководитель известного на весь Татарстан крестьянско-фермерского хозяйства. Основное направление деятельности существующего с 2007 года КФХ Белоглазова — переработка молочной продукции.
«У нас есть тракторы, другая сельскохозяйственная техника. Кроме того, и молочное оборудование все импортное, и существует большая вероятность, что здесь будет увеличение цен на запчасти, какие-то расходники»
НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ВАШЕЙ КОМПАНИИ?
- У нас микробизнес, нет магазинов, офисов. Просто есть торговые точки, которые на текущий момент не работают. Плюс ярмарки тоже прикрыли, так что остались только договоры с сетевыми магазинами. То есть сейчас мы делаем только доставку в сетевые магазины. Безусловно, терпим убытки, потому что у нас производство, продуктовая линейка, а она в принципе очень низкорентабельна. При снижении оборотов на какое-то незначительное количество, например из-за начала поста, у нас наблюдаются трудности. Это уже для нас грань рентабельности. А нынешняя ситуация плюс ограничительные меры, которые вводит правительство, способствуют убыточности. И это несмотря на то, что у нас продукты, которые вроде бы востребованы всегда.
- Мы работаем с внутренними производителями, в том числе и по упаковке, они нам пока цену не поднимали. А те, кто работает на иностранном сырье, действительно очень зависят от колебаний курса рубля. Но нас, видимо, все это еще ожидает. Сейчас, например, не работают магазины запчастей, в том числе и для сельхозтехники. И в условиях дефицита, если один магазин будет работать, то могут воспользоваться случаем и повысить цены. У нас есть тракторы, другая сельскохозяйственная техника. Кроме того, и молочное оборудование все импортное, и существует большая вероятность, что и здесь будет увеличение цен на запчасти, какие-то расходники.
- Что касается персонала, то пока все остались в таком же составе, мы ведь являемся представителями непрерывного цикла. Никто на удаленную работу не перешел, и тут о последствиях пока говорить рано. То есть если у заводов не будут покупать молоко, то, конечно, они станут уменьшать закупочные цены. Пока значительного снижения не было, думаю, все впереди. По срокам, я считаю, мы прочувствуем происходящее где-то в конце апреля, там все негативные последствия станут заметны. А сейчас все замерли, как организм в стрессовой ситуации. Если произойдет резкий экономический спад, то не станет потребности в нашей продукции, тогда, конечно, мы вынуждены будем сокращать людей и количество выпускаемой продукции.
- Вопрос о выживании? Конечно, стоит, потому что у нас также есть кредиты, обязательства по платежам. Не знаю, в апреле наберем ли средства на эти обязательные платежи. 30% реализации наших товаров — рыночные места, которые сейчас закрыты. Соответственно, здесь будет сокращение. Плюс довольно много своей продукции мы реализуем через кафе и рестораны, этот пласт у нас сегодня тоже просел. В общем, все зависит от того, когда у нас снимется карантин.
- Такого кризиса у нас в стране еще действительно не происходило. Было, что отдельные отрасли какие-то страдали, а сейчас получается, что все полностью парализовано, все отрасли.
«Коровы не являются разносчиками вируса, соответственно, мы принимаем меры в отношении работников»
ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?
- В нашем микробизнесе и так все держится на собственных плечах — на семейных, то есть у нас нет дополнительного персонала, который можем сократить. Разве что урезать собственные расходы.
- Никаких инвестиционных планов сейчас нет, есть только вопрос выживания.
- Мы сейчас ждем, не можем какие-то меры серьезные принять, но, видимо, уходим потихоньку в онлайн-продажи. Вот эти каналы можно развивать. А в остальном ну какие меры можно предпринять, если любое ваше движение — нарушение закона?
- Коровы не являются разносчиками вируса, соответственно, мы принимаем меры в отношении работников. Такие же, как и везде: маски, средства дезинфекции. Другой вопрос, что в села сейчас очень много приезжают городских, они не соблюдают условия карантина, и это становится опасным.
«Спасать все бизнесы у государства просто не хватит возможности, а пострадают все и каждый. Здесь надо понять, без чего человек не может»
ПОМОГУТ ЛИ ВАМ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?
- Если бы сделали налоговые и кредитные каникулы, тогда можно было бы говорить о реальной помощи, а отсрочка платежа — это не мера в данном случае.
- Жизненно важный вопрос для государства — оно должно выявить приоритеты, что необходимо развивать, а что нужно оставить. То есть спасать все бизнесы у государства просто не хватит возможности, а пострадают все и каждый. Здесь надо понять, без чего человек не может.
- Сельское хозяйство все равно на себе будет испытывать эти негативные эффекты. Соответственно, на мой взгляд, сельское хозяйство — это та отрасль, поддержка которой даст и стабильное развитие любой экономики. Что касается сферы услуг — это все высокорисковая деятельность, но в то же время она и с низкой капиталоемкостью. Было анонсировано, что на ряд импортируемой продукции повысят таможенные пошлины, это позволит развивать внутреннее производство. Как следствие — развитие территорий, логистики, продажи, огромное количество дополнительных рабочих мест, те же налоговые отчисления внутри страны. Нужно поддерживать те отрасли, которые будут давать государству рабочие места и увеличение производства.
«Сельскохозяйственники — это люди, которые в любом случае будут работать, несмотря ни на что»
ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ
- Сельскохозяйственники — это люди, которые в любом случае будут работать, несмотря ни на что. Мы трудимся не из-за прибыли, основная масса людей в этой сфере просто считают свою работу делом жизни. Я думаю, что сельскохозяйственная отрасль все равно выживет за счет тех людей, которые здесь работают.
- На продукцию спрос вряд ли сократится. Хотя потребление упадет, потому что людям, которые потеряли работу, не на что будет покупать. Процентов на 30, я думаю, потребление сократится, даже после восстановления нашей жизнедеятельности. Другой вопрос, мы все надеемся на то, что закроют импорт сельскохозяйственной продукции, тогда у нас внутренние перепады все-таки сгладятся.
- Какой процент компаний разорится? Не могу сказать, весьма сложно делать такие прогнозы, потому что очень много неопределенности. После месяца самоизоляции необходимо поддерживать конкретно каждого человека, в Штатах выделяются средства каждому домохозяйству, нам это тоже необходимо.
ВАШ СОВЕТ ДРУГИМ БИЗНЕСМЕНАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ
- Не знаю, может, заняться переоценкой собственных целей и ценностей? Что еще можно сказать? Берегите себя и свою семью!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 59
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.