Константин Иванов: «Никто не поможет нам и в этот раз, и во все последующие кризисы» Константин Иванов: «Никто не поможет нам и в этот раз, и во все последующие кризисы» Фото: «БИЗНЕС Online»

Нужно изменить менталитет нам, предпринимателям. Надо рассчитывать только на свои силы

Сегодняшний кризис застал бизнес врасплох. Он крупнее по масштабам и хуже кризиса США 1930 годов, возникший из-за катастрофических политических ошибок правительств во всем мире, из-за тарифных войн, жесткой экономии на различные программы, которые включали в себя гигантское повышение налогов. Это очень напоминает экономические процессы, происходящие в России сегодня. И вот прибавился ко всему еще и COVID-19. Он ударил по отраслям еще больше, чем кризис 2008 года, когда так же, как и сейчас, массово отправили граждан в неоплачиваемые отпуска и массово сократили, не поддержав малый и средний бизнес.

Рестораны сократили в тот момент 30% сотрудников, а один федеральный банк — до 70%, используя IT-технологии, предварительно расписав свои технологические процессы по схемам и секундам. В обоих случаях никто после кризиса уволенных обратно уже не взял. Также помним, что в прошлый раз, как и сегодня, государство за бортом помощи оставило малый и средний бизнес. Впрочем, среднего как такового к 2020-у уже не осталось. А российское правительство спасает всегда только крупный бизнес — кредитами, специальными программами, госзаказами и самым обсуждаемым документом «Топ-600 компаний России». Государство разделило нас, проведя жирную границу «топом-600», не введя ЧС и не взяв на себя заботу об уволенных и «отпускных» сотрудниках.

Из всего этого необходимо сделать определенные выводы: нужно изменить менталитет нам, предпринимателям. Надо рассчитывать только на свои силы. Надеюсь, вы меня услышите. Никто не поможет нам и в этот раз, и во все последующие кризисы. Такой менталитет у власти. И это не критика, это констатация факта. Государство уже не может, даже если захочет. Давайте посмотрим, что происходит с ВВП в течение двух лет и что ожидается к 2025-му. Если прибегнуть к объективным данным из открытых источников в интернете, то у нас, в России, идет полная стагнация, и по всем расчетам она продолжится. Мы сейчас вместе с вами находимся в застое. Такого даже не было при руководстве Брежнева, когда экономика росла не смотря на все то, что было написано у нас в школьных учебниках. И США нам тогда завидовали.

Поэтому нужно быть готовым к выходу из сложившихся критических ситуаций. Нужно научиться переживать несколько кризисов подряд в этом столетии, используя только свои знания, силы и средства, чтобы выработался подобный навык в сознании предпринимателей, передался детям и правнукам, тогда в следующем веке предприниматели в четвертом и следующих поколениях получат бесспорное преимущество перед новыми. И, возможно, бизнес-культура, деловая этика, ценности, особенности и установки будут передаваться как коллективное бессознательное. Нужно создавать новый бизнес-класс как социальную касту общества.

«Нужно начать инвестировать деньги в свое обучение, минимальная сумма в год — от 100 тыс. рублей» «Нужно начать инвестировать деньги в свое обучение, минимальная сумма в год — от 100 тысяч рублей» Фото: pixabay.com

КАКИЕ ВЫВОДЫ НЕОБХОДИМО ВЫНЕСТИ

Самый позитивный. Если мы сами — или государство — изолируем граждан друг от друга, это закончится за две недели. Даже если все задержится, восстановление рынка произойдет всего за три месяца, как это было в разных зарубежных странах в последнее десятилетие. Чтобы COVID-19 отступил очень быстро, нужно сделать обязательно всем экспресс-тест не выходя из автомобиля, как в Корее, а не проводить только при подозрении и несколько часов. Причем делать это на постах ГИБДД и Росгвардии, которые у нас уже выставлены, но не привлекать медучреждения, чтобы обезопасить сотни врачей и обычных граждан. 

Стоит отметить низкую финансовую и управленческую грамотность существующих бизнесменов. Нужно начать инвестировать деньги в свое обучение, минимальная сумма в год — от 100 тыс. рублей. Даже топ-менеджерам, высококвалифицированным сотрудникам, шеф-поварам уже недостаточно знаний — они устаревают очень быстро.

Резко, а не плавно увеличить сумму инвестиций на обучение детей. Например, в США, чьи родители тратят на обучение детей в пять раз больше других семей, являются обеспеченными и богатыми семьями.

Всем понятно, что образование можно и нужно получать онлайн. И если родители в средней школе пока протестуют, то уже давно ясно, что нет никакой разницы, в какой форме получать высшее образование. У студентов, таким образом, появляется возможность экономить время на поездки и сберечь деньги родителей, которые раньше переезжали в Казань на учебу и снимали квартиры на пару с кем-то. На сегодняшний день в КФУ тестируется программа, которая автоматически может ставить оценку студенту, обучающемуся онлайн. Программа оценивает, сколько секунд студент читает каждое слово, сколько раз обращается, возвращается к формуле и т. д.

Сейчас понимаем, что онлайн-обучение в выходные дни выходного месяца растет. Рост составил 51%. И много чего есть бесплатно. А лучший маркетинговый ход — сработать на контрасте и дать очень содержательный контент за деньги. Не тратьте время на бесплатное онлайн-курсы. Вы не сможете узнать и 5% полезного за то же время платного курса. Я уже попробовал.

«Однозначно доставка с мобильным приложением в будущем должна быть» «Однозначно доставка с мобильным приложением в будущем должна быть» Фото: «БИЗНЕС Online»

НА ЧЕМ МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ САМОИЗОЛЯЦИИ

Доставка еды. Рост составил всего 10% — слишком мало на тысячи с лишним точек общепита. Нужно подождать, изучить рынок и сделать фокус на клиенте. Однозначно доставка с мобильным приложением в будущем должна быть. Нужно оцифровать все технологические процессы, как в упомянутом банке. 10% доставки в новом мире от объема выручки ресторана будет считаться идеальным. А еще лучше взять на вооружение dark-kitchen (ресторан без зала) по примеру известной американской сети, попавшей в список основообразующих предприятий России.

Большая ошибка старой формации бизнесменов — делать фокус на конкуренте и на товаре, основываясь на анализе его уникальных торговых предложений, ассортимента, цен, режима работы и других характеристик с желанием сделать немного лучше. Выигрывают компании, которые делают фокус на клиенте, упрощают коммуникацию и выбор продукта или услуги, завоевывая доверие клиента, используя принципы развития стратегии Н2Н («человек для человека»). В бизнес-школах много лет не используются термины B2B («бизнес для бизнеса»), B2 °C («бизнес для потребителя»).

Мир быстро меняется, нужно быть гибким и постоянно адаптироваться. Главное, это не сделка, не продукт, не потребитель, а именно человек со своим собственным «я». То есть неважно, с кем вы коммуницируете — с конечным потребителем или бизнес-компанией из списка Forbes: вы все равно общаетесь с человеком.

На чем можно заработать сейчас? В скобках я привожу данные о том, насколько процентов увеличились запросы в  Google по тем или иным товарам. Продукты (плюс 525%), хозтовары для чистки (плюс 21%), музыка и киносервисы (примерно плюс 20%), медицинское страхование и заказ товара по интернету (плюс 15%), мобильные игры и приложения (плюс 10%), детские товары (плюс 5%), реклама в интернете (нет данных). Маски? Поезд ушел.

На чем можно заработать после окончания самоизоляции? На накопленном внутреннем спросе. Что сейчас падает? Туризм (минус 73%, и будет падать дальше в связи закрытием границ и с прекращением выдачи виз), лакшери (минус 78%), досуг (минус 60%). Спорттовары (минус 47%) не берем вообще, это товары, на которые люди тратят «лишние» деньги.

Что еще? Продажи машин, платные медуслуги, одежда. После окончания самоизоляции, надеемся, избежим карантина, начнется рост продаж автозапчастей, услуг автосервисов, повседневной одежды, возобновится лечение зубов, других отложенных платных медуслуг, ресторанов в сегменте ниже среднего, так как дефицит общения — это тоже накопленный внутренний спрос.

«Вот во что точно не стоит вкладываться, так это в фондовые рынки и акции» «Вот во что точно не стоит вкладываться, так это в фондовые рынки и акции» Фото: pixabay.com

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ДЕНЬГИ ПОД ПОДУШКОЙ, ТО ПОЧЕМУ БЫ И НЕ ПРОИНВЕСТИРОВАТЬ ЭКОНОМИЧНОЕ ЖИЛЬЕ?

А вот во что точно не стоит вкладываться, так это в фондовые рынки и акции. Все может просесть, как это случилось в 2008 году, когда иностранные инвесторы, чтобы разобраться со своими финансами, распродали акции российских компаний. Рубль обесценился, и рухнуло сразу все.

Недвижимость. Если самоизоляция продолжится, то рынок упадет, особенно новостройки. И все равно не стоит вкладываться, так как никто не дает прогнозов, когда рынок недвижимости восстановится. Но если у вас есть деньги под подушкой, то почему бы и не проинвестировать экономичное жилье? Возможно, появится ипотека с плавающей низкой начальной ставкой. Продукт интересный, подчеркну, для банка, но они почему-то его не вводят.  

Какая реклама эффективна, кроме онлайн-сервисов? Телевидение (плюс 60%). Только учитывайте, что учредители бизнеса и CEO как не смотрели телевизор, так и не смотрят. Давая рекламу в интернете, помните, что 36% пользователей блокируют ее специальными приложениями и этот показатель растет. Чем возраст человека выше, тем процент меньше.

Что касается маркетинга и рекламы, сейчас меняются средства и методы, появляются новые возможности. Лучшие мировые компании тратят до 20% рекламного бюджета на новые формы. Рискуют и изучают эффективность. Сейчас нельзя утверждать, что работает лучше, кроме двух вещей. Во-первых, это красный ценник в продуктовом магазине — даже опрос между студентами MBA дал соответствующий результат (среди них топ-менеджеры и владельцы компаний). Во-вторых, не проводите опросы среди клиентов о том, чего те хотели и что надо сделать. Клиенты этого не знают. Как говорил Генри Форд: «Если бы я спрашивал у клиентов о том, чего они хотят, они отвечали бы: „Лошадь порезвее“». Получите просто обратную связь и спросите, что вам не понравилось и что понравилось. Сейчас после обнуления пришло время все пробовать. Рисковать, оставлять, что работает, и идти вперед, как пишет Джим Коллинз в книге «От хорошего к великому».

Завершая свою статью, вспомню о ресторане «Приют холостяка». В этом году ему многие завидуют, выдвигают множество версий того, в чем успех. При этом доводы, которые приводятся, могут относиться и к другим ресторанам. Самое главное, почему успех и удача с ним, — потому что учредитель знает каждого гостя по имени и в лицо. А вы знаете?

Константин Иванов