Академия подготовила для ребят цикл тренировочных занятий с тренером юниорских и женских сборных команд России по хоккею Артёмом Нехороших Академия подготовила для ребят цикл тренировочных занятий с тренером юниорских и женских сборных команд России по хоккею Артемом Нехороших

ТРЕНИРОВКИ ПО ОФП С ТРЕНЕРОМ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ

В период школьных каникул, когда в Татарстане было объявлено о начале карантина, академия подготовила для ребят цикл тренировочных занятий с тренером юниорских и женских сборных команд России по хоккею Артемом Нехороших. Специалист несколько месяцев назад приезжал в Казань с практическим семинаром, на котором в том числе рассказывал о подходах к работе с игроками сборных команд России по хоккею.

Специально для воспитанников академии тренер записал цикл занятий по физической подготовке, которые можно выполнять в домашних условиях. Он включает в себя как базовые упражнения по ОФП, так и занятия на развитие ключевых для хоккеистов физических качеств. Все тренировки можно посмотреть в открытом доступе на YouTube-канале.

По словам спортивного директора Евгения Рычкова, тренировки не требуют особого инвентаря: «За исключением валика для проведения разминки крупных мышц и теннисного мяча для разминки стоп. Практически у каждого нашего воспитанника команд старших возрастов есть такой валик. Все остальные упражнения делаются с собственным весом».

Рычков добавляет, что все видеоуроки сопровождаются комментариями, в которых Артем подробно описывает упражнения, указывает количество повторов, продолжительность их выполнения и время отдыха. Помимо того, что все тренировки доступны воспитанникам на YouTube, их также размещают в личных кабинетах спортсменов на официальном сайте академии хоккея: «Наш воспитанник или его родители могут зайти в личный кабинет в любое удобное время и выбрать нужное занятие».

Притом в академии отмечают, что цикл занятий с Нехороших не следует выполнять в принудительном порядке. Это скорее дополнительный материал для работы. «Мы рассчитываем на сознательность ребят. Только благодаря ей и системности в работе может вырасти спортсмен высокого уровня», — считает Рычков.


ВИДЕОУРОКИ ПО ВЛАДЕНИЮ КЛЮШКОЙ И ТРЕНИРОВКИ В ZOOM

В конце апреля академия разработала еще один цикл тренировок для своих воспитанников. Если видеоуроки с Нехороших были направлены исключительно на физическую подготовку, то новый цикл поможет ребятам улучшить технику владения клюшкой.

Тут уже академия обошлась собственными силами — скилз-инструкторы Андрей ПисаревЕвгений Горбань и Вячеслав Кочкарев записали для ребят комплексы занятий для работы с клюшкой дома. Каждый тренер отвечает за свой возраст: младший, средний или старший. Для каждого из них была разработана индивидуальная программа, которая включает в себя такие упражнения, как дриблинг, обводка, восьмерка, улитка, и т. д.

Каждый тренер отвечает за свой возраст: младший, средний или старший

Тренировки обязательно начинаются с разминки и завершаются заминкой, включающей упражнения на растяжку.  

«Пока мы задействовали только технику владения клюшкой. Это базовые упражнения в статике и динамике для младших возрастов, а также более сложные связки технических элементов для воспитанников команд средних и старших возрастов. Дополнительные приспособления здесь тоже не требуются. Достаточно иметь дома клюшку, шайбу или мяч, а также любые предметы, которые можно использовать в качестве фишек для обыгрыша. Работать можно на любом покрытии — ламинате, плитке или обычном линолеуме. В будущем мы планируем сделать цикл бросковых занятий», — объясняет Рычков.

Все видеоуроки также с подробным описанием и комментариями тренера, который объясняет каждое свое действие, доступны на YouTube. Академия специально выкладывает видео в общий доступ. Важно, чтобы эти уроки могли посмотреть и хоккеисты муниципальных хоккейных школ Татарстана.

По словам тренера команды «Ак Барс» 2009 года рождения Александра Митягина, цикл упражнений, разработанный академией, здорово помогает тренерам в домашних условиях.

Однако он добавляет, что какие-то упражнения ему и второму тренеру Максиму Абаеву все равно приходится показывать на собственных примерах — снимать видео и отправлять в командный чат в WhatsApp. Помимо этого, ежедневно по утрам тренеры получают от каждого ребенка видео с зарядкой. Обычно она длится 15–17 минут. Перед отправкой ребята форматируют видеозапись, переводя ее в ускоренный режим, чтобы просмотр одного ролика занимал не более двух минут. В команде 2009 года рождения сейчас 54 ребенка, поэтому каждое утро тренерам приходится просматривать 54 видео.

По словам Митягина, каждый день у его ребят тренировка через Zoom — это специальное приложение, которое позволяет группам людей контактировать по видеосвязи: «Все 54 ребенка одновременно не могут подключиться к Zoom, потому мы поделили ребят на две группы. Пока одна занимается с нами, вторая самостоятельно работает с клюшкой. На следующий день они меняются».

Тренировки проходят в период с трех часов дня до пяти часов вечера. В Zoom у ребят тренировки как по ОФП, так и технической работе с клюшкой, которые длятся по 60–75 минут: 15-минутные разминка и заминка, 35–40 минут — основная работа.

Митягин говорит, что больше чем на полтора часа в день ребят не занимают, потому что, помимо тренировок, у них еще уроки в школе по видеосвязи. Находиться постоянно дома и при этом тренироваться, учиться тяжело психологически. «Обязательно в обед просим ребят поспать, разговариваем с ними, объясняем пользу дневного сна. Нас потом некоторые родители благодарят за то, что дети самостоятельно в обед откладывают свои гаджеты и ложатся отдохнуть», — рассказывает он. 

Самое сложное во время домашних тренировок, по его словам, разучивать новые упражнения: «Это тяжело делать в режиме онлайн, потому что информация через монитор воспринимается по-другому. Не хватает живого контакта между самими воспитанниками. Мы считаем: научи лидеров — они своим примером научат команду… Безусловно, разучивать упражнения в спортзале и на льду быстрее и проще, но выбора сейчас нет».


«РЕБЯТАМ ТЯЖЕЛО ДОМА СИДЕТЬ, ПРИХОДИТСЯ ИХ МОТИВИРОВАТЬ»

Тренер команды «Динамо-2009» Лев Трифонов рассказывает, как в ней идут на хитрость и заменяют хоккейный инвентарь на подручные средства: «У многих дома нет специального инвентаря — заменяем пластиковыми бутылками, делаем лесенку из скотча».

Он поясняет, что в основном команда сейчас трудится над ОФП — прыжки, работа в статике, обязательно скакалка. Какое-то время уделяется и тактической деятельности: для этого специалист смастерил дома хоккейную площадку из скотча со всеми обозначениями, воротами и разметками. Во время видеосвязи он объясняет ребятам, кто и где должен находиться в определенных игровых моментах.

«Тренировки у нас четыре раза в неделю по полтора часа. Те, кто живет за городом, могут позволить себе занятия во дворе или на приусадебном участке», — Трифонов подробно объясняет, как у него построен тренировочный процесс. Дома у тренера два устройства — компьютер и телефон, есть еще телевизор, на который можно выводить картинку. Смартфон на штативе и направлен на специалиста, который сначала на собственном примере показывает упражнения, а потом следит за выполнением.

Он объясняет, что организовать показ — это, пожалуй, самое сложное. Для того нужно снять видео, расписать количество упражнений и способы их выполнения. Затем все обработать и скинуть в командный чат. «Иногда это занимает по несколько часов, сидишь и всю ночь монтируешь. Но в нынешних условиях деваться некуда», — потому Трифонов считает большим плюсом, что академия сняла несколько циклов тренировок.

Еще одним хорошим подспорьем он видит методическое пособие «Питание для юных хоккеистов в возрасте 5–17 лет», разработанное академией: «В домашних условиях тяжело контролировать режим. Потому мы посоветовали родителям придерживаться рекомендаций и меню из методического пособия».

Помимо этой сложности, тренер в целом рассказывает, что дети устают сидеть дома: «Тяжело постоянно находиться в четырех стенах, особенно если ты спортсмен, который привык к ежедневным тренировкам. Я вижу, что ребята устают — они ведь еще учатся в школе дистанционно. Приходится их мотивировать — то шутками, то интересными рассказами. Это важно для того, чтобы дети с желанием приступали к тренировкам, а не делали всё через силу».

«ДОМА НАДО ЗАСТАВЛЯТЬ СЕБЯ ВЫПОЛНЯТЬ НЕПРОСТУЮ РАБОТУ»

В школе «Нефтяника» все тренировки по физической подготовке старших возрастов контролирует тренер центра хоккейной подготовки Дмитрий Альмяшев. По словам специалиста, во время карантина было принято решение не пускать подготовку детей на самотек. Во-первых, потому что по календарю соревновательный сезон еще не завершен. Во-вторых, нужно по максимуму сохранить физическую форму юных хоккеистов.

«Нами была выбрана структура построения микроциклов таким образом, что первые две недели мы проводили втягивающие адаптационные тренировки, направленные на то, чтобы адаптировать детей к занятиям в новых условиях, устранить все, что может мешать. Дали время на подготовку простого инвентаря и аксессуаров, которые можно сделать своими руками. За период самоизоляции дети не должны потерять (ну или по крайней мере сильно ослабить) такие физические качества, как сила, выносливость (как аэробная, так и анаэробная), координация движений, гибкость», — объясняет тренер.

В Альметьевске тоже занимаются через приложение Zoom. Каждая тренировка с заданиями сначала снимается на видео, а потом рассылается тренерам и детям для ознакомления. Во время нее, по словам Альмяшева, следят за техникой выполнения упражнений и интенсивностью: «Регулируем время отдыха, включаем питьевые паузы. До тренировки ребятам объясняем порядок и способ выполнения упражнений, в конце проводим анализ тренировочного дня: что получалось, что — нет, чего мы достигли ею, какая практическая значимость всей выполненной работы».

Он согласен с коллегами, что заниматься юным хоккеистам в домашней обстановке непривычно и тяжело. В первую очередь, чтобы заставлять себя выполнять непростую и энергозатратную тренировку, должна быть внутренняя дисциплина. «Необходимо терпеть, следить за техникой выполнения и кучей других факторов, — говорит тренер. — Но именно сейчас у ребят есть возможность качественно поработать со своим весом, научиться управлять им».

Специалист считает, что при условии выполнения всех тренировочных заданий и соблюдения режима его подопечные к окончанию карантина смогут удержать уровень работоспособности и подготовки. Притом он отмечает, что некоторое падение физических качеств в любом случае произойдет и сейчас вся работа направлена на то, чтобы замедлить и минимизировать его: «Самое слабое звено в физических кондициях — сила. Для прогресса нам необходима работа с весами, а такой возможности практически ни у кого нет. Выходим из положения интересными интенсивными тренировками с небольшими отягощениями и собственным весом. Выносливость, координация, баланс, гибкость, акробатика — это то, над чем сейчас самое время поработать». 

Руслан Васильев