Теперь штрафовать за нарушение ПДД можно будет только с помощью независимых от воздействия на них человека устройств вроде стационарных дорожных камер и мобильных комплексов на треногах Теперь штрафовать за нарушение ПДД можно будет только с помощью независимых от воздействия на них человека устройств вроде стационарных дорожных камер и мобильных комплексов на треногах Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАРОДНЫЙ ИНСПЕКТОР» может оказаться ВНЕ ЗАКОНА? 

Новые поправки министерства юстиции России в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) могут превратиться в приговор для мобильных приложений, которые применяются в качестве способа фиксации нарушения ПДД. Речь идет про используемое в разных регионах, в том числе в Татарстане, приложение «Народный инспектор» и его аналогах. Если поправки примут, велика вероятность прекращения практики наказания водителей за неправильную парковку с помощью смартфонов и планшетов, а штрафовать за нарушение ПДД можно будет только с помощью независимых от воздействия на них человека устройств вроде стационарных дорожных камер и мобильных комплексов на треногах. 

Внимание на эту правовую коллизию, поставившую «Народного инспектора» вне закона, обратил «Коммерсантъ». С января текущего года законопроект об изменении КоАП, разработанный по поручению правительства РФ, находится на публичном обсуждении. Новая версия кодекса уже получила порцию критики от премьера Михаила Мишустина и «Единой России» за излишнюю суровость норм в отношении нарушителей ПДД. Накануне минюст разместил на официальном портале свежую таблицу поправок. В их числе, например, санкции за нарушение режима тишины, пересмотр статей, предусматривающих в виде наказания обязательные работы, и многое другое.

Документом также предлагается установить единые требования к размещению и применению дорожных камер. Вот что говорит об этом п. 2 ст. 2.11 КоАП РФ («Особенности привлечения к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств»): «Под работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами <…> понимаются соответствующие технические средства, работающие без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке и осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица…» Отныне, если следовать букве пока еще не принятого закона, отснятые на смартфон фотографии проделок нерадивого водителя не будут иметь юридической силы для привлечения нарушителя к ответственности, поэтому приложения вроде «Помощник Москвы» или «Народный инспектор», который с 2014 года используется и в Татарстане, станут фактически бесполезными.

В феврале прошлого года перспективы работы «Народного инспектора» в Татарстане оказались под сомнением, когда был принят закон о едином приложении для фиксации нарушений ПДД с помощью смартфонов В феврале прошлого года перспективы работы «Народного инспектора» в Татарстане оказались под сомнением, когда был принят закон о едином приложении для фиксации нарушений ПДД с помощью смартфонов Фото: digital.tatarstan.ru

«В системе, возможно, станет меньше уведомлений, но она продолжит функционировать»

В республике пользователь «Народного инспектора» может отправить заявку, подкрепленную фото- и видеофиксацией о нарушении по нескольким типам. Всего их в приложении 16 — от парковки на тротуаре, зеленой зоне или местах для инвалидов до езды по автобусной полосе или непропуска пешехода. По последней статистике на сайте минсвязи РТ (вкладка давно не обновлялась), к середине 2018 года «народными инспекторами» подано более 180 тыс. заявок, из которых рассмотрели по существу только 128 тысяч. Самые популярные категории в мобильной жалобной книге были «Парковка на тротуаре» (107 тыс. заявок) и «Парковка на зеленой зоне» (23,2 тыс.). 

В феврале прошлого года перспективы работы «Народного инспектора» в Татарстане оказались под сомнением, когда был принят закон о едином приложении для фиксации нарушений ПДД с помощью смартфонов. Вдобавок в июне 2019 года пленум Верховного суда России постановил, что съемка с помощью мобильного телефона не считается автоматической фиксацией нарушений. В итоге все эти моменты также отражены в предлагаемой сегодня новой редакции КоАП.

Однако разработчик республиканского приложения — минцифры РТ — не сомневается в том, что оно продолжит действовать. «Приложение может существовать и работать, но в другом режиме, — заверили „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе ведомства. — Рассматриваться заявки станут не в упрощенном порядке, как сейчас, а согласно поправкам в законе. Будет предусмотрен вызов свидетеля и нарушителя, вынесение постановления нарочно. В системе, возможно, окажется меньше уведомлений, но она продолжит функционировать».

Рамиль Ахметгалиев: «Сотрудникам ГИБДД придется опросить человека, который фото-видео сделал, выяснить, когда где и как он произвел фотосъемку» Рамиль Ахметгалиев: «Сотрудникам ГИБДД придется опросить человека, который сделал снимки и видео, выяснить, когда где и как он произвел фотосъемку» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Эта система воспринимается априори как «царица доказательств», но у нее есть и другая сторона…» 

«Основной вопрос, который поднимают поправки в КоАП, связан с доказательством правонарушения, — полагает управляющий партнер адвокатского бюро „Ахметгалиев, Хрунова и партнеры“ Рамиль Ахметгалиев. — Законодатель не вводит никаких дополнительных ограничений в способы и средства фиксации правонарушений, он не говорит, что фото и видео, которые сделал рядовой гражданин, не могут быть доказательством по делу, но важный нюанс в том, что мобильные приложения, использующиеся для фиксации нарушений, ранее регулировались нормами КоАП, прописывающими упрощенный порядок принятия доказательств, и предполагали упрощенный порядок возбуждения дела об административном правонарушении ПДД».

По словам Ахметгалиева, если поправки в КоАП примут, это не значит, что приложениями типа «Народного инспектора» нельзя будет пользоваться. «Но способ доказывания нарушения ПДД усложняется, — указал собеседник издания. — Сотрудникам ГИБДД придется опросить человека, который сделал снимки и видео, выяснить, когда где и как он произвел фотосъемку, провести осмотр самого смартфона, скопировать с него кадр, на котором зафиксировано правонарушение. Все это очень трудоемко, я полагаю, что в ГИБДД первое время сами окажутся не в восторге от необходимости отрабатывать данную доказательную базу и она повиснет мертвым грузом. Письма и жалобы продолжат поступать через приложение, но движения по ним происходить не будет».

Как автомобилиста Ахметгалиева очень напрягают лихачи на дорогах, которые паркуются в неположенных местах, подрезают участников движения и заезжают на газоны. «Для таких водителей нужны действенные меры, — говорит он. — Но как юрист я понимаю, что у этой системы, которая воспринимается априори как „царица доказательств“, есть другая сторона. Бывают случаи, когда люди с помощью приложения пытаются свести личные счеты. Например, один сосед в частном секторе может жаловаться на другого».

Как автомобилиста Ахметгалиева очень «напрягают» лихачи на дорогах, которые паркуются в неположенных местах, подрезают участников движения и заезжают на газоны Как автомобилиста Ахметгалиева очень напрягают лихачи на дорогах, которые паркуются в неположенных местах, подрезают участников движения и заезжают на газоны Фото: «БИЗНЕС Online»

В конечном итоге система адаптируется и продолжит работу, полагает собеседник издания. «Суды и раньше оспаривали решения о вынесении штрафов через подобного рода приложения, судьи скептически относятся к такой форме доказательств, как фотография, — говорит Ахметгалиев. — Я думаю, прояснит ситуацию постановление Верховного суда РТ или ВС РФ, после чего судебная система перестроится».

«„Народный инспектор“ — это же приложение, оно не является средством автоматической фотофиксации. С его помощью необходимо составить протокол и только потом привлекать нарушителя к ответственности. Сейчас у нас в судах Татарстана данные постановления (о правонарушении прим. ред.) по „Народному инспектору“ очень часто и так отменяются, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ представитель федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин, — потому что суды как раз и указывают на то противоречие, что должен быть составлен протокол, а не в автоматическом режиме все должно работать. Вот в этом такая сложная юридическая ситуация». 

Приложением «Народный инспектор», по словам Хайруллина, пользуются в основном пешеходы, потому подобное часто выглядит как игра в одни ворота. «Малый процент водителей использует данное приложение. Для них такое неудобно — сидя за рулем, что-то снимать. Пешеход никуда не спешит, он остановился, зафиксировал, отправил и пошел дальше, в связи с чем основная масса зафиксированных нарушений — это все-таки именно нарушение правил парковки. Оспаривается через суд очень мало, но раньше, как только приложение появилось, звонков поступало довольно много. Потом стали отказывать на том основании, что протокол не был составлен. Других сервисов, кроме „Народного инспектора“, у нас в Татарстане, по сути, и нет. Мы просили, чтобы на сайт „Госуслуги“ водители могли выкладывать нарушения, снятые на их видеорегистраторы, но этого не было сделано», — отмечает представитель ФАР.

Хайруллин не исключил, что поправки, убивающие «Народного инспектора», еще будут пересматриваться: мол, минюсту никто не мешает накидать в законопроект новые дополнения. Тем более такой сервис есть не только в Татарстане, но и в Москве. «Мне кажется, что сейчас Первопрестольная, потому что ее приложение тоже становится вне закона, скорее всего, пролоббирует какие-то поправки, чтобы подобные онлайн-сервисы узаконить», — считает Хайруллин.

Приложением «Народный инспектор», по словам Хайруллина, пользуются в основном пешеходы, поэтому это часто выглядит как игра в одни ворота Приложением «Народный инспектор», по словам Хайруллина, пользуются в основном пешеходы, потому подобное часто выглядит как игра в одни ворота Фото: «БИЗНЕС Online»

«Проблема в том, что у нас законодательство разрешает выносить постановления о наложении штрафов только с помощью систем автоматической фотовидеорегистрации. К каковым не относится ни „Помощник Москвы“, ни „Народный инспектор“, поскольку и в том и в другом случае нарушение или „нарушение“ фиксирует человек, то есть он включает планшет, или смартфон, или другой аппарат с данным приложением, выбирает ракурс, наводит на резкость и нажимает кнопку. Затем приходит штраф, который оформлен в упрощенном порядке. Этот порядок состоит в том, что нарушителю сразу присылают взыскание, — разъясняет первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству, лидер партии „Автомобильная Россия“ Вячеслав Лысаков. — В обычном, неупрощенном порядке составляется протокол, выясняются обстоятельства совершения административного правонарушения и только потом по результатам выносится постановление, а здесь — без протокола, в автоматическом режиме, так, как это происходит при фиксации административного правонарушения камерами, системами автоматической фотовидеофиксации. Но в последнем случае сотрудник посмотрит снимки на предмет их качества, различаемости номера, модели автомобиля и так далее. Само фото не есть подтвержденный факт административного правонарушения. В подобном еще надо убедиться. Лишь после этого идет „письмо счастья“. И то, повторяю, в упрощенном порядке, без протокола. Точно так же, в упрощенном порядке, без протокола, приходят штрафы, которые появились в результате работы приложений „Помощник Москвы“ и „Народный инспектор“. Поскольку использование данных приложений незаконно, то ряд судебных решений, особенно в Татарстане, был принят в пользу автовладельцев. Еще раз подчеркиваю, что в РТ суды более объективно себя показали, потому что о таких случаях в Москве мне неизвестно».

Лысаков также напомнил и об июньском решении ВС РФ, которое и так лишило ручную фиксацию нарушений ПДД права на успех в судебных спорах. С принятием новых норм в КоАП применение приложений вообще можно считать незаконным. Но подобное, впрочем, не лишает их права на жизнь. «Приложения при этом могут действовать, только не в упрощенном виде. Если человек с помощью „Народного инспектора“ сфотографирует чье-то нарушение и отправит в ГИБДД, то инспекция обязана вызвать фотографа в качестве свидетеля, взять у него заявление о том, что он тогда-то зафиксировал нарушение правил дорожного движения, и тогда может вызвать собственника автомобиля, опросить его… То есть все это будет не в автоматическом режиме. Вот в неавтоматическом режиме данные приложения смогут продолжать работать», — поясняет первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству.

«Нововведения в части закрепления дополнительных требований к средствам фиксации нарушений в области ПДД и благоустройства сделают незаконным дальнейшее привлечение лиц к ответственности на основании фото/видео, сделанного через приложение „Народный инспектор“ или „Помощник Москвы“, — убежден Рустам Губайдуллин, юрист „Шаймарданов, Ялилов и Сабитов". — Такие требования закреплены в проекте Процессуального кодекса об административных нарушениях, а, согласно пункту „о" статьи 71 Конституции РФ, процессуальное законодательство относится к исключительному ведению РФ. В ведении регионов останутся только отдельные вопросы материального законодательства, указанные в статье 1.4 проекта КоАП».

Губайдуллин полагает, что в случае принятия нового КоАП регионы будут вынуждены существенно изменить либо принять новые законы об административных правонарушениях, которые «не смогут устанавливать отличающиеся от федерального закона правила рассмотрения дел». 

«На мой взгляд, вышеуказанное нововведение (как и принятие новых КоАП и Процессуального кодекса в целом) является правильным шагом на пути к формированию полного и всестороннего рассмотрения дел, — говорит юрист „Шаймарданов, Ялилов и Сабитов". — В обоих кодексах закрепляется принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо не может быть признано виновным в совершении правонарушения, пока его вина не доказана в установленном порядке. Существующий же механизм („Народный инспектор"), изначально задумывавшийся как вполне правильный и разумный способ выявления отдельных правонарушений без участия властных структур, со временем превратился в источник множества постановлений, по которым водители транспортных средств привлекаются к ответственности без установления фактических обстоятельств и доказанности их вины. О подобном свидетельствует и обширная судебная практика признания таких постановлений незаконными».