Альбина Нафигова: «Зрители забыли обо всем и прилипли к экранам. И по законам жанра «упырихи» стали немедленно проклинать Зулейху и желать ей всего ненаилучшего» Альбина Нафигова: «Зрители забыли обо всем и прилипли к экранам. И по законам жанра «упырихи» стали немедленно проклинать Зулейху и желать ей всего ненаилучшего»

ИЗОЛЯЦИЯ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ НЕ ПРОШЛА БЕССЛЕДНО

Драматургия комментирования сериала достойна, конечно, если не отдельного кино, то хотя бы исследования. Градус обсуждения и семантика показали, что изоляция для некоторых не прошла бесследно. Вскрылись и раны прошлого, и комплексы отдельных людей. И динамика возражений, от ложных до истинных, получилась интересной. Писатели вспомнили, что они писатели. Национальные кинематографисты вспомнили, что они снимают кино. Зрители забыли обо всем и прилипли к экранам. И по законам жанра «упырихи» стали немедленно проклинать Зулейху и желать ей всего ненаилучшего, «муртазы» схватились за топоры с требованиями запретить, «настасьи» вдогонку готовы стали рубить ей косы, а «гореловы» — гадить исподтишка…

Возражение № 1: «Теперь о нас всех будут судить по тирану Муртазе, злой Упырихе и глуповатой Зулейхе»

Главная героиня вызывает у нормальных людей желание сопереживать ей. Да, она неграмотна, и это не ее вина. У нас женский образ в принципе умом не блещет. Женщина всегда умна душой и сердцем. Кто оценивал с точки зрения дипломов и знаний по физике, химии или биологии Татьяну Ларину, бальзаковскую женщину или тургеневскую девушку? За ними интересно наблюдать в развитии, и это никак не связано с IQ-тестами. Упыриха скорее результат ужасов того времени — попробуй, доживи до этого возраста, пройди потерю детей, голод и все ужасы начала столетия! Между Зулейхой и Упырихой вроде колоссальная разница и тем не менее один шаг. И это — сепарация, которую Упыриха с Муртазой пройти не смогла, а у Зулейхи с Юзуфом получилось.

Всех же русских женщин, очевидно, мы будем мерить по лекалам Настасьи, Груни, мужики — сплошь Гореловы и Кузнецы. И только грузинам повезло: у них Ачкенази. Хотя и такой хейтерский бред неплохо сочетается с попкорном. Не надо считать себя богоизбранными — это непосильная ноша, а в религиозном плане — непростительная гордыня. У подлецов и дураков, равно как и у святых, нет национальности. У каждого народа есть и те и другие. И судить вас будут по вашим словам и делам, а не по образам из прошлого.


Возражение № 2: «ВыВсеВрети»

Волна потомственных прямолинейных историков никак не смогла осилить, видимо, Евгению Гинзбург, Варлама Шаламова или Александра Солженицина. А Гузель Яхину смогли. Что ж, спасибо ей за это. «Историки» и «исторички», а как вы смирились с сожжением Адольфа Гитлера в кинотеатре в фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки»? Как этот замечательный кинематографический факт бесславно прошел мимо вас? А вишенкой на тортике ложных возражений стали посты «красноблогеров», которые вообще-то деньги получают за свои тексты. Забавно, что в одной «антизулейханской» волне оказались непримиримые антагонисты.

Возражение № 3: «Книга лучше. Какая? Любая»

Экранизации иногда слишком вольно интерпретируют литературную основу. В 1939 году на экраны вышел фильм по бестселлеру. Там одна южанка-американка, многодетная мать в пору Гражданской войны между Севером и Югом ломала стереотипы. Красивая, дерзкая, предприимчивая. Любила приговаривать: «Я подумаю об этом завтра». А еще до экранизации автора Маргарет Митчелл гнобили. Ее успех не давал покоя уважаемым и заслуженным. Читатель принял книгу, эксперты вручили премию, а коллеги по цеху критиковали никому не известную домохозяйку. Сценарист же решил, что героиня фильма вполне обойдется одним ребенком. Провинциальные усадьбы были превращены во дворцы, не все соответствовали эпохе и стилю. И ничего страшного. Дело дошло до того, что фильм потом покрасили и повторно выпустили в прокат. Несмотря на противоречие с главным тезисом страны.

Зачем Настасью в фильме так «развернули», а потом быстро убили? Ну во-первых, не так-то и быстро, дожила до 6-й серии из 8. А во-вторых, случалось, что палачи оказывались через время в тех же лагерях, что и их жертвы, и им приходилось несладко. В «Крутом маршруте» есть такой эпизод. Почему бы не добавить его в экранизации на ту же тему? Настасья прожила в сериале столько, сколько нужно. Выполнила свою миссию и канула. Ну не в Лету, а в Каму. Кстати, она в роли Ангары была принято нормально, и это радует

Возражение № 4: «Мы все здесь грязнули, что ли?»

Оказалось, что начальники подотдела очистки Казани прекрасно владеют информацией по работе дворницких на период взятия города. За этот факт открытия тоже спасибо «Зулейхе». Только помимо парадных фото КФУ, есть и другие. Режиссер Алексей Федорченко отметил: когда убирали, было чисто, когда нет — грязно. Чего нервничать? И приложил эти фотографии, которые без особого старания можно загуглить. Целых две минуты эфирного времени (на флешбэке) за 8 дней сериального повествования с допустимым фактом — это, конечно, непростительно, с точки зрения знатоков. Хотя никому доподлинно не известно, что было именно в тот день на данной территории. Факт не архивный, а вымышленный.

«Проклятия в адрес актрисы — это запредельный треш» «Проклятия в адрес актрисы — это запредельный треш»

Возражение № 5: «Чулпан Хаматова опозорила Татарстан и Россию!»

Проклятия в адрес актрисы — это запредельный треш. У моей мамы был большой альбом с фотографиями артистов. Помню, после просмотра фильма «Человек-амфибия» нашла фотокарточку Михаила Козакова и написала на оборотной стороне фразу «Зурита — позор!». Прошло время, смеялась над своей малолетней выходкой. И сейчас смешно, ну взрослые же люди. От детских страхов надо избавляться вовремя.

Дополнение к возражению: «Лучше бЫ показали советский экран!»

Вспомним фильм про Москву и то, как она слезам не верит. Он был холодно встречен критиками, а затем стал лидером кинопроката, снискал всенародную любовь и «Оскар» получил. А поначалу и коллеги по цеху тоже приняли ленту агрессивно, кто-то смеялся над сценарием, актеры не хотели сниматься. Маргарита Терехова отказалась от роли ради серьезной (!) работы (в исторической экранизации, кстати) у Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Да-да, в том самом. Где дерутся танцуя, а стреляются под песни, хорошие, между прочим, их до сих пор народ любит. У обоих фильмов большое количество поклонников, не так ли?

Я намерено использую примеры из массовых картин, успешных в народе и коммерческом показе. Не каждому дано разгадать ребусы европейского или азиатского, артхаусного или фестивального кино. И «Зулейха» не оттуда. Речь идет совершенно о другом формате. Это сериал. Да, они тоже бывают разные, но «Игру престолов» надо еще заслужить. К слову, и там без ляпов не обошлось. Однако внезапный стаканчик кофе не помешал сериалу выйти на лидерские позиции, зрителей своих он не растерял.

Возражение № 6, истинное: фамилии богословов и уважаемых людей в списке каторжан

Ляп? Безусловный. Но в чем-то символичный. А что было с церквями и мечетями в эти годы? Их служителей подвергли репрессиям и гонениям, над ними глумились такие герои того времени, как Зиновий Кузнец. Было время кузнецов чужого несчастья. И каждый выбирался из этого, как мог или не мог. В любом случае ляп признан. За него режиссер извинился публично.

Если в фильмах будет присутствовать местная натура, туристические объекты и фильм увидят миллионы зрителей, то республика получит туристическую рекламу Если в фильмах будет присутствовать местная натура, туристические объекты и фильм увидят миллионы зрителей, то республика получит туристическую рекламу

ПРО РИБЕЙТЫ

А еще «Зулейха» подтвердила рибейтные ожидания. Кроме финансовых прямых вливаний в проект, у таких историй обычно есть туристическое продолжение. Рибейты — это возврат части средств, потраченных на территории республики российскими и, возможно, зарубежными кинопроизводителями на съемки фильмов или сериалов. Какие выгоды получает от того регион? Бюджетные средства, направленные на выплату рибейтов, стимулируют приток инвестиций, так как если установлено возмещение в 20%, то произведенные внутри республики расходы кинокомпаний окажутся в 5 раз больше. Это оплата гостиничных услуг, аренда кинооборудования, транспортные расходы, оплата местных специалистов. В том заключается прямой эффект.

Косвенные эффекты — практическое обучение республиканских кинематографистов на кинопроектах внешних кинопроизводителей. Они не везут в регионы всю группу и, чтобы снижать издержки, привлекают иногда до трети местных специалистов. Тогда любой проект позволит обучить до 30 человек. Еще один результат — если в фильмах будет присутствовать местная натура, туристические объекты и фильм увидят миллионы зрителей, то республика получит туристическую рекламу и средствами кино окажется укреплен бренд региона. Эта практика часто используется в других странах, Западной Европе, США и начинает развиваться у нас.

Туристический маршрут уже в разработке. И это здорово. Мир не будет прежним, но статистика ковида однажды схлынет. А мы все с вами так и останемся туристами, зрителями, читателями. Желаю всем здоровья и творческих успехов. Писателям — написать свои книги, настоящие истории, которые зацепят режиссеров и продюсеров. Режиссерам — снять свои фильмы, которые оценят зрители. От этого выиграют все: и читатели, и зрители.

А пока последние свой выбор сделали — в пользу «Зулейхи». И на ТВ, и в сети. Об этом красноречиво свидетельствуют рейтинги, с ними не поспоришь. Причем высокий рейтинг первой серии, несмотря на все оговорки, стал еще более высоким в финале. И раз мы почти полностью оцифровали свой быт, было бы глупо пренебрегать арифметикой успеха, который пока ни один внешний проект (снятый в Казани) не смог продемонстрировать.

Альбина Нафигова