Альберт Хаялиев: «Для эффективности сельского хозяйства очень важен полный цикл производства, от сырья до прилавка»Фото: Сергей Елагин

«КОМПЛЕКС ПРЕДПРИЯТИЙ ПОЛНОГО ЦИКЛА В КАЙБИЦКОМ РАЙОНЕ: РАСТЕНИЕВОДСТВО – ПРОИЗВОДСТВО КОРМОВ – ЖИВОТНОВОДСТВО – ПЕРЕРАБОТКА МОЛОКА И ПРОИЗВОДСТВО МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ»

— Альберт Ильдусович, когда и как было создано ваше предприятие?

— Сегодня я руководитель и учредитель сельскохозяйственной группы, в которую входит три компании. Это производство витаминно-травяной муки с высоким содержанием бета-каротина мощностью 1,5 тонны в час — «СЛ-агро», хозяйство «Туган Як — агро» с фермой на 200 голов крупно-рогатого скота и 2 тысячами га посевных площадей. И завод «СЛ-молоко», перерабатывающий 2 тонны сырого молока в день. Хотя несколько лет назад трудно было представить человека, более далекого от сельского хозяйства, чем я. Для меня вся эта история началась с того, что я решил сохранить фамильное гнездо в селе Кушманы Кайбицкого района, где вырос мой отец и все предки по его линии. Вот так и началось: сначала домик, потом сад… Приезжать в деревню мне нравилось все больше. Стал задумываться об агро-бизнес-проектах. Прочитав книжку о технологии производства витаминно-гранулированной муки, которую мне посоветовали друзья, принял решение попробовать себя в сельском хозяйстве. Книжка середины прошлого века, из сельской библиотеки. Хоть и старая, но не потерявшая своей актуальности. Раньше травяную муку, которая исключительно полезна для полноценного и здорового питания всех видов животных и птиц, производили в каждом колхозе. Продукт и сегодня очень востребован, имеет большой экспортный потенциал. Во всем Татарстане на продажу его производят всего два предприятия, включая наше. Когда запустил с партнерами новое производство на территории бывшего комбикормового завода в Куланге, начал все глубже погружаться в тему сельского хозяйства. На многое стал смотреть другими глазами. Понял, что для эффективности сельского хозяйства очень важен полный цикл производства, от сырья до прилавка. Созрел план действий. В 2018 году приобрели по соседству колхоз в весьма печальном состоянии и начали его модернизацию: применять современные агротехнологии, закупать элитные семена, удобрения, обновлять сельхозтехнику. Реконструировали коровники, приобрели племенное поголовье.

Для эффективного бизнеса очень важна переработка первичного сырья. Поэтому решили запроектировать в той же Куланге завод по переработке молока мощностью 20 тонн. Разработали проект и получили госэкспертизу, а для изучения рынка молочных продуктов запустили пилотный молочный мини-завод на 2 тонны сырья в день. И с августа 2019-го под брендом «СЛ-молоко», то есть «Самое Любимое – молоко», производим молочку: молоко, кефир, катык, творог, каймак, масло, сливки, натуральный йогурт.

Сейчас основная задача — увеличить объем производимого сырого молока. Планируем построить современную молочно-товарную ферму на 988 голов дойного поголовья, чтобы полностью обеспечить потребности нового завода. Инвестировать в проектирование уже начали и в 2021 году планируем реализацию первого этапа.

«Мы перерабатываем молоко только со своей фермы и строго следим за его качеством» «Мы перерабатываем молоко только со своей фермы и строго следим за его качеством» Фото предоставлено «СЛ-молоко»

— Что вы считаете главным в вашем производстве?

— Главный приоритет — качество продукта, которое является залогом успеха. Мы перерабатываем молоко только со своей фермы и строго следим за его качеством. У нас тройной контроль: органолептические показатели определяем на ферме, на заводе контролируем физико-химические свойства молока. Кроме того, заключен договор с Центром гигиены и эпидемиологии РТ и составлена программа производственного контроля, согласно которой ежемесячно проходит тотальная проверка: физико-химические, токсикологические, радиологические, микробиологические анализы продукции, а также санитарный контроль всех помещений. Также мы ликвидировали лейкозное поголовье. Вопрос безвредности молока от лейкозных коров до сих пор не получил однозначного решения. Но, как производственник, уверен: лейкоз однозначно влияет на срок и количество лактаций коровы и может передаваться приобретенным высокопроизводительным животным. Когда мы резко сократили поголовье, ликвидировав лейкозных коров, валовый надой упал, зато выросла производительность на одну голову и улучшилось качество молока. Я думаю, полный запрет лейкозных коров на законодательном уровне — вопрос времени. Также очень серьезное внимание уделяем качеству кормов для наших буренок и условиям их содержания.

«Я лично ходил по фермерским магазинам,  предлагал продегустировать наш продукт.  Могу уверенно сказать, что мы нашли своего покупателя. Спрос на натуральную продукцию растет» «Я лично ходил по фермерским магазинам, предлагал продегустировать наш продукт. Могу уверенно сказать, что мы нашли своего покупателя. Спрос на натуральную продукцию растет» Фото предоставлено «СЛ-молоко»

ВО МНОГИХ КАЗАНСКИХ ОФИСАХ УТРО ТЕПЕРЬ НАЧИНАЕТСЯ С «САМОГО ЛЮБИМОГО»

— Где сегодня можно купить вашу продукцию под маркой «СЛ-молоко»?

— На рынок начинали выходить из магазинов родного Кайбицкого и соседних Апастовского и Верхнеуслонского районов. Сегодня мы представлены и в Казани, на полках сети магазинов «Натуральные продукты Ольтманнс», «Бахетле», «Коза-Дереза», «Добрый фермер», в пекарне «Жар-Свежар», а также на рынках города. Ряд казанских компаний охотно закупает нашу молочку для своих офисных сотрудников. Кроме того, продукция реализуется через биржевую площадку, где ее приобретают детские сады, школы, больницы и другие бюджетные организации. Обеспечиваем доставку до клиента— есть свой автопарк, экспедиторы. Первыми, кто нас оценил в столице Татарстана, стала сеть «Натуральные продукты Ольтманнс». Я лично ходил по фермерским магазинам, предлагал продегустировать наш продукт. Могу уверенно сказать, что мы нашли своего покупателя. Спрос на натуральную продукцию растет.

Мы сделали лаконичный дизайн и этим выделяемся на полке. Наш фирменный стаканчик стал узнаваем. А наше фермерское молоко в стакане, в объеме пол-литра, — это ноу-хау. Очень популярен фирменный катык «Кайбицкий», а хитом продаж являются «Самая Любимая» сметана и творог.

«На сегодня большой проблемой является дефицит молодых профильных специалистов, таких как ветеринары, зоотехники, доярки, агрономы, технологи молочного производства»
Фото предоставлено «СЛ-молоко»

— Каковы основные трудности в вашем бизнесе?

— На сегодня большой проблемой является дефицит молодых профильных специалистов, таких как ветеринары, зоотехники, доярки, агрономы, технологи молочного производства. Мы готовы создавать условия для молодых специалистов, повышать их квалификацию. Но, к сожалению, желающих трудиться на селе мало. Преемственность поколений не прослеживается.

— Ситуация с коронавирусом как-то на вас повлияла?

— Наши партнеры, фермерские магазины, организовали доставку продукции до квартир. Поэтому в целом спрос на нашу продукцию сохраняется. Импортной составляющей у нас нет, мы предприятие полного цикла. Так что работаем, как обычно, с соблюдением правил санитарно-эпидемиологического режима. Телефон для заказов +7(917) 263- 96-73.

— Сельское хозяйство — непростая отрасль, не было сожаления о выбранном направлении?

— Отрасль, конечно, непростая, но сожалений нет. Что-то особенное во всем этом есть, уже за пределами бизнеса: когда земля весной просыпается, когда созревает хлеб, когда появляются на свет телята, когда все, что создано своими руками, развивается и растет…