Максим Зайков: «Кажущийся сложным перевод сотрудников на «домашний офис» сейчас стал типовой задачей, которую можно решить с минимальными потерями» Максим Зайков: «Кажущийся сложным перевод сотрудников на «домашний офис» сейчас стал типовой задачей, которую можно решить с минимальными потерями»

«НА «УДАЛЕНКЕ» ВО ГЛАВЕ УГЛА — РЕЗУЛЬТАТ, А НЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ»

— Максим, с момента распространения коронавирусной инфекции более 90 процентов сотрудников «Билайна» работают удаленно на постоянной основе. Готов ли был бизнес к таким переменам?

— В начале года на татарстанском и даже на российском рынке лишь изредка можно было встретить компанию с удаленными сотрудниками, их доля в общей массе была мала. А сейчас мы видим, как ограничительные меры, вызванные пандемией COVID-19, послужили катализатором глобальной смены рабочего формата в масштабе всей страны. Для нас подобный формат работы — привычный. Дело в том, что «Билайн» в 2016 году задумался о том, чтобы перевести часть сотрудников на удаленный режим работы. Для этих целей внутри компании создали проект с рабочим названием Bee FREE. Это комплекс технологических, коммуникационных и HR-решений, благодаря которому несколько тысяч сотрудников компании могут работать вне стен офиса — из дома, парка или кафе. Спустя время мы получили впечатляющие результаты.

Еще четыре года назад я возглавлял один из филиалов компании и был одним из тех, кто формировал культуру удаленной работы — объяснял своим сотрудникам все преимущества такого формата и очень внимательно работал с их опасениями. Но мы чувствовали, что двигаемся в правильном направлении. При этом кажущийся сложным перевод сотрудников на «домашний офис» сейчас стал типовой задачей, которую можно решить с минимальными потерями. Поэтому можно сказать, что мы подготовились к COVID-19 еще четыре года назад.

— Каковы были первые результаты теста?

— Отличные. Первое, что меня реально удивило, — эффективность сотрудников существенно выросла. Во главе угла у них стоял результат, а не рабочее время. Участие в проекте Bee FREE помогло сотрудникам сократить время на дорогу, внести разнообразие в повседневную работу, выбирая новые места для решения задач, и успешно управлять балансом между рабочей и личной жизнью. Вместе с этим они развивали навыки планирования, поскольку, работая на Bee FREE, необходимо каждый день составлять список задач, выполнение которого контролирует руководитель.

Безусловно, запуская такой масштабный проект внутри компании, мы столкнулись с рядом барьеров, которые предстояло преодолеть. Первое — документальное оформление каждого сотрудника: предстояло закрыть все юридические вопросы. Второе — создание коммуникационной площадки для составления перечня рабочих задач и отчетности по ним. Третье — индивидуальные технические возможности для каждого сотрудника. Сейчас все эти алгоритмы отработаны на 100 процентов. Весь наш опыт мы собрали на одном сайте и активно делимся им с партнерами и всеми желающими. 

 Позволила ли удаленная работа оптимизировать расходы вашей компании на содержание офиса?

— Да. В 2019 году проект сократил на 25 процентов затраты на аренду административных офисов, а их площадь уменьшилась на 24 процента. Сегодня удаленная работа — часть операционной деятельности и корпоративной культуры в нашей компании.

Частью решений из пакета решений «Билайн Бизнес Bee Free» компании не только может, но уже давно активно пользуются. Есть и те, кто просто отправил сотрудников домой в надежде, что у них будет стабильная связь, интернет «Частью решений из пакета решений «Билайн Бизнес Bee Free» компании не только могут, но уже давно активно пользуются. Есть и те, кто просто отправил сотрудников домой в надежде, что у них будет стабильная связь, интернет»

«ПЕРВЫЕ ИТОГИ ПЕРЕХОДА НА УДАЛЕННУЮ РАБОТУ БИЗНЕС УВИДИТ ЧЕРЕЗ 2–3 МЕСЯЦА»

— Могут ли сторонние компании воспользоваться вашим решением для организации «удаленки»? И если да, то сколько времени потребуется на интеграцию в систему?

— Сейчас почти в каждом разговоре можно услышать такие слова, как «удаленка», «онлайн-совещание», «видеоконференция», «облако», «интернет-магазин». И разработчикам решений, например, для удаленной работы теперь не нужно пояснять клиентам преимущества такого формата. Наоборот — клиенты сами высказывают свои пожелания с учетом теперь имеющегося у каждого опыта перевода сотрудников на работу из дома. Пандемия привела к тому, что настало время посмотреть на привычные вещи по-другому.

Частью решений из пакета решений «Билайн Бизнес Bee Free» компании не только могут, но уже давно активно пользуются. Есть и те, кто просто отправил сотрудников домой в надежде, что у них будет стабильная связь, интернет. И если для микробизнеса такое решение еще допустимо, то вот крупные компании, которым нужны высокие мощности для решения своих задач, безопасность передачи данных, отражение DDoS-атак**** и возможность проведения закрытых деловых переговоров по зашифрованным каналам, вряд ли могут себе такое позволить. «Билайн Бизнес» способен решить все вышеперечисленные задачи, но функционал всегда определяется исходя из конкретных запросов клиента.

— Получается, пакет решений «Билайн Бизнес Bee Free» настраивается под каждый вид бизнеса отдельно?

— Конечно, но есть и пакетные решения для организации удаленной работы. Основа нашего решения — концепция WorkPlace-as-a-Service (WaaS)*****,  она вобрала в себя самые востребованные и надежные решения, в том числе удаленные рабочие места на VDI (Virtual Desktop Infrastructure)******, облачную АТС и FMTN (объединение мобильных и офисных телефонов в единую сеть)*******, мониторинг удаленно работающего персонала, мобильный VPN********, видео- и аудиоконференции, Microsoft Teams и Office 365, «Мобильное предприятие» для малого бизнеса.

 Для перехода на дистанционный формат работы сотрудников достаточен только перевод технической и IT-инфраструктуры?

— Технический перевод компании на удаленный формат — лишь одна из задач, которые встают перед бизнесом в нынешних реалиях. И быстрое решение поможет сфокусироваться на других процессах, которые имеют прямое влияние на эффективность любой организации.

К таким вопросам относится, к примеру, работа с персоналом: адаптация сотрудников к новому формату, разработка соответствующих регламентов и юридических документов. Отдельной строкой идут внутренние программы лояльности и удержание ценных кадров. Ведь в конечном итоге удаленная работа может стать катализатором глобальной миграции кадров и даже целых команд. Поэтому компаниям стоит планировать дополнительные меры для командообразования.

Первые итоги перехода на удаленную работу бизнес сможет увидеть уже через 2–3 месяца. По ним можно станет понимать, насколько успешен был этот процесс. И, поскольку в будущем нас всех ожидает целый пул новых, нестандартных, задач, следует уже сейчас быть к ним готовыми и внедрять все изменения на надежном фундаменте, который станет залогом успешного развития в будущем.

 Насколько похожи проблемы при переходе на «удаленку» у крупного и малого бизнеса?

— В целом проблемы одни и те же: связь с клиентами, качество продаж, контроль сотрудников. Для любого бизнеса переход на «удаленку» — многоступенчатая задача. И ее невозможно решить без автоматизации бизнес-процессов и работающих IT-инструментов, стоит также проанализировать вопросы информационной безопасности. Тут мы готовы помочь перестроиться максимально быстро. Например, для компаний с численностью более 100 человек предложить такой удобный инструмент, как виртуальные рабочие места на VDI******. Сотрудники могут быстро начать работать с домашнего компьютера, все данные останутся на серверах компании, а это гарантия безопасности. Для малого и среднего бизнеса можно подключить облачную АТС, а сервисы управления продажами, анализы звонков сотрудников и другие сервисы в течение одного дня развернуть на основе продукта «Мобильное предприятие». Промопериод в два месяца позволит использовать этот продукт на максимуме в текущей, непростой для бизнеса, ситуации без дополнительных затрат.

В новых условиях наша мобильная сеть показала себя подготовленной к дополнительным нагрузкам, что особо важно в период самоизоляции, когда необходим интернет-доступ для дистанционной работы «В новых условиях наша мобильная сеть показала себя подготовленной к дополнительным нагрузкам, что особо важно в период самоизоляции, когда необходим интернет-доступ для дистанционной работы»

«УДАЛЕННАЯ РАБОТА КАК УСЛУГА НИКУДА НЕ ДЕНЕТСЯ ДАЖЕ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ»

 А что если каждая третья компания Татарстана решит воспользоваться «удаленкой»? Платформа и ваша сеть выдержат такую нагрузку?

— Конечно, это первое, о чем мы позаботились. Наш центр обработки данных (ЦОД) соответствует критерию Tier 3, а это значит, что у него устойчивость к отказам в работе достигает 99,982 процента!

Чтобы обеспечить пользователей всеми сервисами в полном объеме без потери качества, «Билайн» в Республике Татарстан заранее провел работы на своей сетевой инфраструктуре, которые позволили почти в 3 раза повысить пропускную способность сети. В результате в новых условиях наша мобильная сеть показала себя подготовленной к дополнительным нагрузкам, что особо важно в период самоизоляции, когда необходим интернет-доступ для дистанционной работы.

 Какие еще решения от «Билайна» стали более востребованными в период пандемии?

— Вместе с повальным переходом на удаленную работу заметно растет спрос компаний и на облачные сервисы. Размещение IT-инфраструктуры в «облаке» позволяет высвободить необходимые человекоресурсы, делегировав рутинные процессы провайдеру. При этом от компании не требуются капитальные инвестиции даже при значительных нагрузках, а сам процесс комплексного переноса инфраструктуры осуществляется очень быстро. К примеру, «Билайн Бизнес» может справиться с этой задачей всего за три дня, включая обеспечение сотрудников полноценным удаленным доступом к рабочему столу и подключением системы единого мониторинга, отслеживающей производственную эффективность сотрудников.

Облачная инфраструктура выгодна для бизнеса не только в период карантина. «Билайн», одновременно выступающий и сервис-провайдером облака, и оператором связи, дает возможность полной интеграции BeeCLOUD********* с высокоскоростной опорной сетью. Таким образом, выделенные каналы обходятся заметно дешевле, чем при обращении к традиционным облачным провайдерам. Кроме того, можно масштабировать IT-инфраструктуру под любые задачи буквально за час, без долгих согласований, вложений и монтажа.

 Как вы считаете, потеряют ли актуальность после пандемии ваши продукты по налаживанию удаленных сервисов?

— Уже сейчас большинство экспертов сходятся во мнении, что удаленная работа как услуга никуда не денется даже после пандемии. Ведь грамотно отстроенная удаленная работа позволяет существенно сократить расходы предприятий за счет снижения затрат на обеспечение и обслуживания офисных площадей при сохранении качества бизнес-процессов и возможности привлечения лучших сотрудников даже из других городов. Цифровые решения помогают эффективнее развиваться, сокращать свои затраты и быть уверенным в завтрашнем дне. Я верю, что в будущем это станет частью ДНК-бизнеса.