ЭКСПЕРТЫ «БИЗНЕС ONLINE» РАССУЖДАЮТ О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ ГЛАВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РОКИРОВКИ В РОССИИ

Решение правящего в России тандема о том, что Владимир Путин будет баллотироваться на президентский пост, бурно обсуждается сегодня буквально всеми. Как изменится политическая и экономическая ситуация в стране, если Путин вновь займет место в Кремле, как это повлияет на взаимоотношения Татарстана с федеральным центром? Эти вопросы «БИЗНЕС Online» задала предпринимателям и политикам.

Рафаэль Хакимов, директор Института истории АН РТ:

- Путин и Медведев, конечно, между собой договорились. Татарстан в любом случае будет сам по себе. Путин или Медведев - для региона принципиального значения это иметь не будет. По крайней мере, я в это хочу верить.

Василий Лихачев, экс-замминистра юстиции РФ, советник председателя федерации независимых профсоюзов РФ:

- По крайней мере, второй срок и период ухода Владимира Путина с поста президента Российской Федерации предполагал, что должна быть обеспечена преемственность и стабильность власти. Отказ Медведева идти на второй срок и его предложение выдвинуть кандидатом от «ЕР» Путина можно анализировать, но при этом нужно помнить, что Россия может стать нормальной, цивилизованной страной только в случае конкуренции на выборах. Вот эту конкуренцию нужно обязательно взращивать, нужно уметь слушать оппонентов, в том числе и оппозицию. Если Россия воспримет такого рода опыт восприятия друг друга разных политических партий, взглядов, концепций, то политическая сила нашей страны как мирового игрока только удвоится.

Ильсур Метшин, мэр Казани:

- Для нас это прежде все стабильность, сохранение преемственности курса. Безусловно, это достаточно ожидаемый шаг, поэтому, слава Богу, никаких потрясений для страны. Как говорят китайцы: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». (Метшин прокомментировал новость о на «деловом понедельнике» - Прим. ред.)

Римма Ратникова, заместитель секретаря политсовета Татарстанского отделения ВПП «Единая Россия»:

- Сказать по правде, для меня лично предложение Владимиру Путину баллотироваться в президенты не было неожиданностью. Еще в июне он возглавил Общероссийский народный фронт – это был очень серьезный сигнал. Каждое слово в названии нового движения – и «общероссийский», и «народный», и «фронт», а главное развернувшаяся летом работа - проведение народного предварительного голосования, формирование народной программы и народного бюджета - для меня как идеолога говорили о том, что Владимир Владимирович для себя решение принял. Но интрига, конечно, сохранялась. И разрешилась она неожиданно и блестяще.

Выступления Дмитрия Медведева и Владимира Путина на съезде «Единой России» становятся предвыборной программой партии. Это добротная стратегия модернизации страны, всех ее отраслей, всего общества. Вдохновляет, что в центре постоянного внимания - человек, семья, все глобальные преобразования нацелены на улучшение жизни российских граждан. Не человек для государства, а государство для человека, как было сказано на съезде. Чтобы россияне имели работу, достойную заработную плату, качественное образование и доступное, современное здравоохранение, реализовали право на жилище. Для того, чтобы воплощать в жизнь долгосрочные стратегии, стране нужна политическая стабильность. А значит, во главе государства нужны не временщики, а серьезные лидеры, которые могут реализовать заявленные задачи. Размышляю, кто бы сегодня мог еще взвалить эту ношу на себя – и ответа не нахожу. Татарстану для дальнейшего развития, безусловно, тоже нужны ясные, стабильные условия. Хорошо, что интрига разрешилась именно так. Это внушает большой оптимизм.

Леонид Иванов, депутат Госсовета (фракция КПРФ):

- Для Татарстана однозначно ничего не изменится. У руководства республики выстроены нормальные деловые отношения как с Путиным, так и с Медведевым. Основная интрига в другом: кто войдет в правительство Медведева. Немного крамольно, но Медведев, может быть, второй Гайдар. Правительству Медведева придется принимать решения, связанные с кризисом экономики России, который, по-видимому, будет в 2012 году. И это основный вопрос, который стоит обсуждать. А смена Путина и Медведева – ну поменялись, это было вполне прогнозируемо, неожиданностей нет. Да, премьером мог стать Кудрин или другие члены правительства, но договорились так, что реформаторские движения в экономике начнет Медведев. Вполне вероятно, что Медведеву дадут шанс реализовать свои идеи, подбирая правительство. Насколько это соответствует действительности, будет ясно в апреле. Если стоимость нефти будет менее 100 долларов за баррель, выполнять взятые на себя обязательства правительству будет тяжело. И вот тогда будут проблемы. Но к будущим проблемам можно подготовиться заранее, что, надеюсь, тандем и сделает.

Азат Ислаев, член бюро совета татарстанского отделения партии «Справедливая Россия»:

- Шаг прогнозируемый, а все разговоры о том, что оба пойдут в президенты и другие были просто политическим пиаром, который разогревал народ. Здесь два основных обстоятельства. Первое: если сохранится тот курс, который сейчас идет, люди, которые делают политику вместе с Путиным, принципы, которым они следуют, то для страны это будет обременительно. Свободы не прибавится, давление усилится. Лозунги Путина и Медведева, с которыми они к власти приходили, в жизнь не претворились, а свободы действительно стало меньше. А если гражданин не сможет почувствовать себя причастным к принятию государственных решений, почувствовать, что государство работает на них, а не они на государство, будут расти протестные настроения.

Для Татарстана, думаю, больших изменений не будет. С обоими участниками тандема выстроены хорошие отношения. Татарстан будет жить своей жизнью. Татарстан отличается от других субъектов, у нас уровень жизни повыше, но после проведения Универсиады, как дальше жить? Будут расти протестные настроения, если в целом они будут расти по России. Мы не станем исключением, зарплаты-то у нас не растут…

Марсель Шамсутдинов, председатель исполкома Татарстанского отделения «Правого дела»:

- При таком раскладе Путин и Медведев будут друг друга сменять до скончания века. Нам ясно дали понять, что Путин будет всегда. Для Татарстана, как и для всех регионов России, это однозначно плохо, потому что означает несамостоятельность региона. Все больше региональных полномочий будет утекать в Москву, все меньше будет местного самоуправления, меньше будет местных налогов и решений, пусть трудных и спорных, но своих, тех, которые заставляют людей думать и размышлять и самим принимать решения. Даже с таким непростым вопросом, как соотношение русского и татарского языка, нужно будет обращаться в федеральный центр. Это приучает людей к тому, что все за них решает московский царь-батюшка. Думаю, что это решение можно расценивать как политическое бесстыдство.

Рашид Галямов, генеральный директор ИД «Парадигма»:

- Третий срок Путина – это продолжение вектора на восстановление суверенитета России, которая уже двадцать лет является скрытой колонией США. Империи, победившей в третьей мировой войне. При Путине (за два его срока плюс четыре года Медведева) во многом удалось восстановить самодостаточность экономики России, отобрали нефтяную ренту у олигархов, подняли на них пенсии и зарплаты бюджетникам и т.д. Примечательно, что в субботу на съезде Путин сказал, что за пять лет восстановим продовольственную безопасность. А о политическом суверенитет России Путин заявил еще в знаменитой речи в Мюнхене…

Что касается Татарстана, то республика выигрывает от такого решения однозначно. Решение о назначении Рустема Минниханова как эффективного менеджера главой республики принималось непосредственно Путиным, считают многие инсайдеры. (Все-таки у Шаймиева диалог лучше строился с Ельциным, нежели с его наследником, человеком другой формации). Кроме того, в окружение ВВП инкорпорирован Сергей Когогин. Идет мощная поддержка по линии того же КАМАЗа.

Так что решение о третьем сроке – это благо и для России, и для Татарстана. Все скептики посрамлены – те, кто делал ставку на разногласия внутри тандема.

Сергей Сергеев, профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ:

- Применительно к Татарстану, видимо, будет проводиться политика, которая проводилась в период президентства Путина. Может быть, она как-то и изменится, но вряд ли значительно. Региональная элита приспособилась, население республики сей факт тоже, скорее всего, будет воспринимать положительно. В целом, это выглядит как шутка, довольно злая. Хотя здесь есть определенность. Раньше люди питали иллюзии, что Медведев правитель более либеральный, что поэтому-то и его и надо поддерживать, а теперь ясно, что это была просто игра в доброго и злого следователя. Никакого тандема не существует, это стало очевидным. Приведу аналогию с предпочтениями Бориса Пастернака, который в целом ряде отношений предпочитал сталинский режим нэповскому и другим, потому что в нем нет никаких иллюзий, все конкретно и определенно. И это плюс. Но ощущение мерзкое, несмотря на то, что мы все знали о тандеме. Все просто вернулось на свои места.

Ильдус Янышев, председатель совета директоров ГПБ «Контр»:

- Рокировка меня не устраивает тем, что не привносит ничего нового. Но если была бы другая альтернатива, можно было бы высказаться. А так отрицание Путина предполагает наличие другой фигуры. А какой другой? Богданов, к примеру, меня бы категорически не устроил. Я сторонник прихода свежих сил, но и преемственности одновременно. В идеале при Путине должен быть новый премьер. Или пусть Путин остается премьером, а президент будет новый. Без нового не будет и изменений. Но при этом не должно быть и революций. Желательно, чтобы премьер был представителем другой партии. Тогда был бы смысл участвовать в большой политике, ведь тогда бы две партии обязаны были бы найти консенсус. Эйнштейн говорил, что проблему на том же уровне сознания, на котором мы ее создали, невозможно решить. А при рокировке о каком новом уровне сознания может идти речь? Нужно допускать другие уровни сознания к участию в политической жизни страны.

Мухаммат Сабиров, экс-премьер министр Татарстана:

- Ход неправильный. Говоря прямо, при этом конгломерате и так не было сделано ничего полезного для народа. Цены на товары повышаются, а зарплата, пенсии обесцениваются. Сверхбогатых людей стало много. И мы на них работаем. То, что сегодня богатые имеют, заводы, фабрики, это же изначально народное добро. Просто они в свое время по низким ценам все приватизировали. Многие же в отчаянии, просто не знают, как дальше жить, как детей учить и так далее. Надо думать не об интригах, а бывать среди народа. Но не среди такого, которого специально готовят для того, чтобы им лестные слова говорили, а среди нормального. А то власть хочет лести, а на самом деле народ живет все хуже и хуже. Я чувствую даже, что в какой-то степени здесь идет указка из-за рубежа. Олигархи должны думать не о том, как приумножить свое богатство, а том, как сделать полезное народу.