«Выручка вокзала на конец прошлой недели упала на 88 процентов по сравнению с мартовскими показателями, а если сравнивать с 2019 годом, то на 90 процентов», — такие ужасные для любого бизнеса цифры привела замгендиректора «Восточного» Лейсан Алиева. Ситуацию удалось немного нормализовать благодаря беспроцентному госзайму на зарплату, но восстанавливаться придется очень долго. Теряется прибыльный весенне-летний сезон, а нужен запас прочности на убыточную зиму.
Лейсан Алиева: «Выручка вокзала на конец прошлой недели упала на 88 процентов по сравнению с мартовскими показателями, а если сравнивать с 2019 годом, то на 90 процентов»
о предприятии
Во время режима самоизоляции, с 1 апреля по 11 мая, на территории Татарстана была запрещена работа автовокзалов и пассажирских перевозчиков. Из-за этого практически все представители данной отрасли оказались в плачевной ситуации. ООО «Автовокзал „Восточный“», работающее, соответственно, в восточном направлении из Казани, было создано всего пять лет назад. Предприятие управляет зданием автовокзала и рядом маршрутных перевозок: транспортное направление открылось в 2017 году. Как отметила «БИЗНЕС Online» замгендиректора предприятия Лейсан Алиева, с каждым годом вокзал только наращивал обороты и выходил на новые для себя рынки. Но из-за коронавируса все планы пришлось пересмотреть.
«Говорили, что налоги могут списать за два месяца компаниям в наиболее пострадавших отраслях, но, как выяснилось, наш ОКВЭД не проходит под необходимые критерии»
НАСКОЛЬКО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ВАШЕЙ КОМПАНИИ?
- Удаленная работа не для нас — как бы нам ни хотелось, мы не можем возить пассажиров онлайн. Пока что вокзал продолжает работу в ограниченном режиме — только 3 раза в неделю закрываемся в 21:30, в другие дни — раньше. Это связано с тем, что еще не все перевозчики возобновили прежний режим, а некоторые из них до сих пор не могут работать из-за самоизоляции в своих регионах.
- К примеру, после окончания «нерабочих дней» запустились рейсы из Башкортостана, но затем они получили предписание от руководства республики, чтобы сохраняли самоизоляцию. Однако на данный момент соседние регионы постепенно открываются для автобусов — уже разрешен въезд в Марий Эл, Чувашию, Самарскую и Ульяновскую области, Удмуртию. Пока что закрыты Кировская и Челябинская области.
- В мае уже были нестандартные случаи с пассажирами из-за неполного режима работы перевозчиков. Один человек пытался уехать в Ижевск, но устал ждать рейса — он всего 1 раз в день. Мы быстро сориентировались, так как из Челнов автобусы туда ходят чуть ли не каждые два часа. Забронировали ему место, отправили его в Челны, а оттуда он уехал в Ижевск.
- Выручка вокзала на конец прошлой недели упала на 88% по сравнению с мартовскими показателями, а если сравнивать с 2019 годом, то на 90%. Пассажиропоток в мае также сократился на 90% по сравнению с показателями двухмесячной давности.
- В первый день мы отправили всего 60 человек. С тех пор их количество увеличилось до 200–300, но это все равно очень маленькая цифра. Сейчас еще хорошо, что дачники активизировались, и их среди этих 200–300 человек очень большое количество. До самоизоляции уезжали по 400–600 пассажиров в день, но это был в подавляющем большинстве межгород. В пригород можно за 100 рублей уехать, а вот билет до Уфы стоит в 10 раз больше, так что это очень ощутимая разница.
- Во время самоизоляции мы сохранили рабочие места в прежнем количестве, но вынуждены были сократить рабочий день. И пока на данный момент примерно 30% персонала работают в обычном режиме. Всего же с учетом того, наш вокзал одновременно является и официальным перевозчиком, обслуживающим несколько межмуниципальных и межрегиональных маршрутов, у нас работает 61 человек.
- Пока мы сидели закрытыми, взяли беспроцентный кредит на 6 месяцев, о котором говорило правительство. За счет него мы сумели хотя бы возместить МРОТ нашим работникам, а благодаря накопленным запасам смогли поднять им оплату до 2/3 от окладов. Люди прекрасно понимают, в какой ситуации все оказались, так что недовольства не было.
- При этом я общалась с коллегами из других регионов, где межмуниципальные поездки не запретили, например в Челябинской и Курганской областях. Там тоже пассажиропоток просел на 90%: народ никуда не хотел ехать. Вот только там вокзалы не могли закрыться и не работать, как было в Татарстане, и, как следствие и расходов у них существенно больше, чем у нас.
- Так как мы не просто вокзал, но и транспортная компания, то падение курса рубля на нас сказывается, в отличие от других подобных организаций. Повышение курса доллара приводит к увеличению стоимости автозапчастей, из-за санкций удлиняется срок поставок, что вводит нас в затруднительное положение.
- Пока что цены на билеты увеличились только на нескольких пригородных направлениях.
- Что касается санэпидемиологических норм и правил, то мы оказались к ним готовы. Например, я видела в Юго-Восточной Азии, как там работают вокзалы, как все прочищают. Там на каждом шагу санитайзеры, антисептики, перчатки и так далее. И мы решили внедрить эту практику у нас. Закончили мы данную работу как раз в марте, прямо перед самоизоляцией. Сейчас всем нашим пассажирам раздаем перчатки и маски, автобусы регулярно проходят дезинфекцию, люди сидят в них на необходимом расстоянии друг от друга и так далее.
«Во время самоизоляции мы сохранили рабочие места в прежнем количестве, но вынуждены были сократить рабочий день»
ЧТО СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?
- С каждым месяцем, видимо, ситуация будет все тяжелее. У нас ведь был самый обычный принцип «живем на заработанное», откладывая немного на черный день. И этих запасов сейчас больше нет из-за 1,5-месячного простоя.
- Мы взяли беспроцентный кредит. У нас не было никаких трудностей с его получением. Как только объявили о нем, мы сразу захотели подать заявку в кабинете в «Сбербанк-Онлайн». Просто заполнили заявление, и уже через три дня нам его одобрили. Этот кредит выдают в зависимости от количества сотрудников на предприятии. Ежемесячно нам будут выплачивать транши в равных долях в течение 6 месяцев. Но эти деньги нужно вернуть по истечении полугода.
- Говорили, что налоги могут списать за два месяца компаниям в наиболее пострадавших отраслях, но, как выяснилось, наш ОКВЭД не проходит под необходимые критерии. Хотя мы как раз одна из наиболее пострадавших отраслей. Получается, что из-за этого нам дали кредит, а вот по налогам мы не подходим.
- Причина этого в том, что в постановлении род деятельности прописан именно по ОКВЭД, который значится под номером 52.12.12. В настоящий момент основным видом деятельности автостанции «Восточный», согласно сведениям, содержащимся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, является именно 52.21. — «Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом». То есть ООО «Автовокзал „Восточный“» имеет право заниматься всеми видами деятельности, включенными в подгруппу 52.21. Фактически же в рамках осуществления своей основной деятельности выполняет функции и полномочия автостанции. Увы, но пока эту поддержку мы не получили.
- У нас были планы, с каждым годом наращивали свои объемы. Мы рассчитывали, что и в нынешнем году спрос только увеличится, так как план на сезон-2020 был расписан начиная с мая. Весенние каникулы, майские праздники — в пролете, лето, вероятнее всего, тоже. Сейчас спроса нет.
- На данный момент не могу сказать, какой станет реакция населения после снятия самоизоляции — ринется ли оно на море и другие курорты, например в Минводы, или нет. Все будет зависеть от платежеспособности. Наверняка поедут люди, у которых имелась «подушка безопасности», у некоторых наших партнеров до сих пор сохранились заказы на июль – август. Но мы думаем, что это будет не тот объем, на который все рассчитывали.
- А вот с лизинговой компанией — иная ситуация. Они предложили реструктуризировать выплаты, но из-за большого процента переплат мы отказались от этого. Сейчас у нас автобусы в лизинге, и были надежды, что данные расходы мы покроем и в следующем году уже сможем дышать полной грудью.
«Из-за ситуации с ОКВЭД есть ощущение, что вот придумали, как можно помочь пострадавшим, но внутри идет какое-то деление»
ВАШЕ МНЕНИЕ О МЕРАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА
- Меры правительства, в принципе, можно назвать полезными не только для нас, но и для всей отрасли. Но из-за ситуации с ОКВЭД есть ощущение, что вот придумали, как можно помочь пострадавшим, но внутри идет какое-то деление. Если установили какие-то правила игры, то надо им следовать и помогать всем, а не выборочно. Вышестоящие инстанции по всем нашим выпискам, документам из налоговой и так далее должны понимать, что мы, например, точно занимаемся и деятельностью автостанций, и транспортом, и, следовательно, пострадали. Но за основу взяли именно основной ОКВЭД.
- Нашему вокзалу помогло бы списание налогов, мы за апрель и май заплатили существенную сумму. Еще нас бы очень сильно поддержало, если бы правительство кредитовало банки, которые работают с лизинговыми компаниями, чтобы и им было сейчас легче. То есть чтобы вся эта вертикаль как можно менее пострадала, а не просто одно какое-то звено.
- Плюс мы сейчас рассчитываем на кредит под 2% на 6 месяцев, который недавно озвучил Владимир Владимирович. Он хорош тем, что если мы сохраним к 1 апреля 2021 года тот же состав сотрудников, который был на 1 марта 2020-го, то он списывается.
- Спасибо минтрансу республики за то, что разрешили межмуниципальные перевозки с 12 мая. Знаете, народ во время самоизоляции ведь не сидел дома, а все равно продолжал ездить по Татарстану через нелегальных перевозчиков. И получается, что часть клиентской базы мы потеряли, сейчас нам с нуля нужно будет набирать людей.
ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ
- Прогноз делать трудно, но мы рассчитываем, что к концу лета наши пассажиры к нам вернутся. Восстановить прошлогодние объемы будет крайне сложно, но в таком случае мы снова станем работать с нашей клиентской базой.
- К тому же мы хотим, чтобы как можно быстрее открыли все регионы, популярные маршруты. Также очень многое будет зависеть от платежеспособности населения и как переживут нынешний кризис туристические точки в Казани и Татарстане. В республику приезжают много людей из других регионов, чтобы, например, сходить в аквапарк, даже на рейсовом автобусе прибывают рано утром, а вечером уже садятся на обратный автобус.
- Самый сложный период будет зимой. Наш бизнес — сезонный, в разные месяцы у нас различная прибыль. Например, с мая по сентябрь наши доходы составляют 60–70% от максимально возможных. Пассажиропоток доходит до минимума в первый квартал года, и компании стараются накопить как можно бо́льшую «подушку» за счет летних доходов, чтобы без проблем пережить этот спад. Но сейчас, наверное, у всех запасы на исходе, летом организации будут только восстанавливать свои потери. Вот и получается, что транспортные компании в самый трудный период года войдут либо вообще без запасов, либо с минимумом. Надеюсь, что мы сможем преодолеть эту проблему.
«Лучше перепрофилируйте бизнес-процессы, урежьте расходы, закрыв неприбыльные направления. Составьте план действий и честно общайтесь с сотрудниками»
ВАШ СОВЕТ БИЗНЕСМЕНАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ
- Честно, я бы сама хотела услышать советы от переживших ранее такие кризисы людей, как правильно поступать. Сейчас не время для масштабных проектов. Важно удержать то, что есть сегодня, так как никто не даст прогноз по развитию эпидемиологической обстановки в мире. Лучше перепрофилируйте бизнес-процессы, урежьте расходы, закрыв неприбыльные направления. Составьте план действий и честно общайтесь с сотрудниками. Не стоит опускать руки, нам понадобятся силы на последующую работу. Кто, если не мы, будет ее делать?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.