Уфа, Москва и другие регионы, где коронавирус распространился шире, чем в Татарстане, пошли на открытие торговых центров с 1 июня. В РТ пока что открыли лишь стрит-ретейл, на очереди — ТЦ в сельской местности. Прозвучавшие накануне слова президента РТ — о том, что «храмы торговли» вот-вот начнут работать, — вселили надежду в управляющих и девелоперов Казани. «БИЗНЕС Online» выслушал их доводы за скорейшее решение вопроса.
«Мы понимаем, что эти месяцы [самоизоляции] для вас потеряны, — признал глава республики. — Но я убежден, что в ближайшее время торговые центры начнут работу»
МИННИХАНОВ АНОНСИРОВАЛ ОТКРЫТИЕ ТЦ — ПОКА ТОЛЬКО НА СЕЛЕ, НО…
Ретейл услышал мнение президента РТ Рустама Минниханова по поводу возможного скорого открытия. В день, когда мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал открытие торговых центров в столице, президент РТ пообещал найти форму работы и в Казани. «Есть некоторые направления, торговые центры, другие… Найдем форму, как это должно работать. Как сказал президент России Владимир Путин, нужно смотреть на экономическую составляющую, восстановить нашу экономическую стабильность», — заявил Минниханов.
А накануне, отвечая фактически на вопрос управляющей ТЦ «Мега» Лианы Сиразетдиновой на заседании «клуба инвесторов», президент добавил: «Мы понимаем, что эти месяцы [самоизоляции] для вас потеряны, но я убежден, что в ближайшее время торговые центры начнут работу». Первой ласточкой станут ТЦ в сельских районах. Глава республики сказал, что вопрос поэтапного открытия на селе будет решен «в ближайшее время». Площади их, понятно, несопоставимы с казанскими, но звучащее гордое название «торговый центр» манит и греет! Попутно Минниханов ответил на обращение управляющих и владельцев ТЦ, просивших освободить их от налогов за 2020 год. Ведь они по большей части пошли навстречу арендаторам, сократив аренду. Но ТЦ — не банки, которым из бюджета субсидируют скидки по кредитам, а республика — не федеральный центр! Президент РТ дал понять, что на фоне бюджетных потерь в 32 млрд за первые пять месяцев казна Татарстана не готова отказаться от налоговых поступлений.
Ясной картины, когда можно будет начать работу без ограничений, нет. К примеру, руководитель управления Роспотребнадзора по РТ Марина Патяшина в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» говорила о трех этапах «послаблений». Сейчас мы находимся на первом — разрешена работа магазинов площадью не более 400 кв. метров. Второй этап, когда откроются точки до 800 «квадратов», может наступить через несколько дней. А третий, когда отменят все ограничения по площади и количеству посетителей, наступит, когда число заболевших в сутки снизится с нынешних 60 до 30 и продержится неделю. Но при таком «графике счастья» прогуляться по галереям ТЦ возможно будет не раньше конца июня, а вероятно, и вообще ближе к середине июля.
Однако среди владельцев и управляющих ТРЦ в Казани преобладает мнение, что такие меры избыточны. В пользу открытия предприятий торговли говорит как минимум 7 весомых аргументов.
Марина Патяшина говорила о трех этапах «послаблений». Сейчас мы находимся на первом — разрешена работа магазинов площадью не более 400 кв. метров
АРГУМЕНТ №1: ОПЫТ МОСКВЫ И УФЫ
«В настоящее время у всех участников рынка нет четкого понимания, когда и на каких условиях будет разрешена работа торговых центров, но мы ориентируемся на другие регионы, особенно, конечно, на Москву, — пояснил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ коммерческий директор компании UD Group (управляет 200 тыс. кв. м коммерческой недвижимости) Олег Митюнин. — Есть общее понимание того, что обстановка с коронавирусом в республике в чем-то даже лучше, поэтому участники рынка все-таки надеются и рассчитывают, что в ближайшее время — в течение недели, возможно, со следующего понедельника — ТЦ все-таки смогут открыться. Мы рассчитываем на это, анализируя текущую ситуацию, заявления на прошлой неделе представителей Роспотребнадзора и слова президента РТ о том, что для открытия ТЦ будет найдена какая-то форма в ближайшее время. И есть надежда относительно этих заявлений, что неделя – 10 дней — достаточный срок, чтобы определиться. Это, конечно, очень субъективное мнение, но подобного с нетерпением ожидают все».
В самом деле, в других регионах ТЦ уже начали открывать. Так, глава Башкортостана Радий Хабиров разрешил их работу с 1 июня. При этом, обратите внимание, число активных случаев вируса превышает показатели Татарстана примерно в 5 раз! В ТЦ Уфы по-прежнему не работают фуд-корты, кинотеатры и «развлекаловка», но «разжиться» одеждой, обувью и прочим непродуктовым ассортиментом в ТЦ уже можно. Впрочем, администрация магазинов сама решает, открываться или нет, — IKEA, например, пока закрыта.
В Москве, где темп выявляемости COVID-19 по-прежнему высокий, торговые центры тоже начали открываться с 1 июня. В целом к работе должны приступить примерно 47 тыс. предприятий торговли, включая ГУМ, ЦУМ
В Москве, где темп выявляемости COVID-19 по-прежнему высокий, торговые центры тоже начали открываться с 1 июня. В целом к работе должны приступить примерно 47 тыс. предприятий торговли, включая ГУМ, ЦУМ, некоторые моллы IKEA и т. д. Закрытыми пока остаются все развлекательные точки, кинотеатры, досуговые и спортивные комплексы, салоны красоты. Фуд-корты продолжают функционировать в режиме самовывоза. И это притом, что уровень заболеваемости в столице в разы выше. Если в Татарстане по состоянию на 1 июня зарегистрировано (здесь и далее — цифры с официальных сайтов правительства) 3,2 тыс. случаев заболевания, из них 50 — за последние сутки, то по Москве статистика куда серьезнее: по данным на 2 июня, выявлено более 185 тыс. заболевших, из них 2,3 тыс. — за последние сутки.
Учитывая гораздо более сложную коронавирусную ситуацию, Собянин тем не менее считает возможным открыть торговлю. «Чрезвычайно важно нам всем соблюдать меры предосторожности, чтобы шаг за шагом выходить из ситуации, в которой мы оказались из-за эпидемии», — заявил он, призывая москвичей к соблюдению санитарно-защитных мер. Правда, в столице РФ все еще продолжается период самоизоляции, что ограничивает число гуляющих на улицах. Может быть, из-за ограничений, графика прогулок и прочих «коронавирусных» радостей московская мэрия и пошла на послабления. И действительно, в первые дни в ТЦ не хлынул поток радостных покупателей.
В общем, в Татарстане не самая худшая ситуация по распространению COVID-19. «Мы готовы к открытию с соблюдением всех соответствующих рекомендаций Роспотребнадзора. На подготовку арендных площадей достаточно трех-пяти дней», — комментирует ситуацию директор по маркетингу «Эдельвейс Групп» (ТЦ «Кольцо») Алина Зайнетдинова.
«Ожидается, что будут определены понятные меры безопасности: обеспечение различных условий в ТЦ и арендаторов для своих работников — санитайзеры, разметка, социальная дистанция»
АРГУМЕНТ №2: ОТКРЫТЬ ТЦ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ «КОРОНЫ» БЕЗОПАСНЕЕ, ЧЕМ СТРИТ-РеТЕЙЛ
Еще один аргумент, который приводят эксперты, связан с чисто организационными возможностями крупноформатной торговли. Именно в ТЦ гораздо проще соблюдать санитарные правила, чем в том же стрит-ретейле площадью менее 400 «квадратов».
Почему? «Единые правила, четкий график дезинфекции и обслуживания мест общего пользования службой клининга, наличие видеонаблюдения, охраны — все это позволяет контролировать безопасность со стороны как арендаторов, так и администрации комплекса, потому открытие торговых центров — единые стандарты и гарантия соблюдения всех санитарных требований при торговле, что обеспечивает безопасность населения в сложившихся условиях», — констатирует представитель UD Group.
При этом все опрошенные нами эксперты признают: торговые центры необходимо открывать с разумными ограничениями. Тем более что горожане в общем и целом демонстрируют готовность к соблюдению условий безопасности: носят перчатки и маски, стараются соблюдать дистанцию в общественных местах.
«Большинство людей с пониманием относятся, если кто-то делает им замечания. Ведь практически во всех ТЦ есть продуктовый ретейл, мы видим, как все это работает», — отмечает коммерческий директор UD Group. По его словам, в компании понимают, что открыто будет не все: развлекательные зоны и фуд-корты начнут работать в последнюю очередь. «Ожидается, что будут определены понятные меры безопасности: обеспечение различных условий в ТЦ и арендаторов для своих работников — санитайзеры, разметка, социальная дистанция, средства индивидуальной защиты окажутся обязательны. Предполагаем, что ограничения могут коснуться и численности одновременно находящихся в помещениях посетителей», — говорит Митюнин.
Московские филиалы IKEA, например, внедряют систему подсчета покупателей — и не будут пускать «лишних» посетителей
Московские филиалы IKEA, например, внедряют систему подсчета покупателей — и не будут пускать «лишних» посетителей. Вы можете добиться такой автоматизации в каждом магазинчике стит-ретейла? «Да зачем это надо?» — вздохнут тысячи владельцев мелких точек и закроют на «лишних» глаза.
Кроме того, как показывает опыт Москвы, никакого наплыва в первые дни в ТЦ не наблюдается. И это еще один аргумент в пользу их открытия. Люди и так ходят в продуктовые магазины в торговых центрах — ну зайдут еще и за носками, в чем проблема? То, что сразу же вернуть весь трафик, прокачивающийся по торговым залам до «коронакризиса», не удастся, вполне очевидно. Гендиректор A-Development Мурат Ахмеров считает, что арендаторам и ТЦ надо серьезно думать, как сохранить покупателей на время восстановления спроса. «Сначала люди проедали запасы, теперь берут деньги в долг у друзей, родственников, банков, закладывают ценности в ломбарды, — сказал он в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — После карантина гражданам будет не до покупок вещей, придется платить по долгам. Зато спрос увеличится на экономсегмент, супердискаунтеры типа „Планеты одежды и обуви“, Вьетнамского рынка, „Новой Туры“».
Митюнин же полагает, что для привлечения клиентов многие арендаторы и ТЦ объявят акции и скидки. «Необходимо смотреть, чтобы это не создавало массового скопления людей. Такое уже недопустимо, — оговаривается собеседник „БИЗНЕС Online“. — Ну а стимулов покупателю, безусловно, стоит ждать — и это приятный момент для посетителей».
В Москве благодаря открытию торговых центров на свои рабочие места вернулись порядка 300 тыс. сотрудников
АРГУМЕНТ №3: РАБОЧИЕ МЕСТА И СЕМЬИ СОТРУДНИКОВ
В Москве благодаря открытию торговых центров на свои рабочие места вернулись порядка 300 тыс. сотрудников. В Татарстане цифры, конечно, получатся не столь масштабные, но это не отменяет того факта, что людям нужно на что-то жить.
«В первую очередь давайте вспомним, что это рабочие места. Должно быть понимание, что средний торговый центр — минимум 700 человек, не только персонал, но и арендаторы. Это те люди, которые приходят туда на работу», — отмечает Митюнин. По его словам, шансы на открытие и возобновление работы уменьшаются с каждым днем простоя, особенно подобное касается малого бизнеса. «Сотрудники магазинов в ТЦ остались без работы, соответственно, доходы их семьи снизились», — поддерживает коллегу Зайнетдинова.
В тех 47 объектах, владельцы которых месяц назад обращались к Минниханову с предложениями по налоговым льготам, работают 15 тыс. человек — это как сами сотрудники управляющих компаний, так и работники предпринимателей, арендующих там места. Подобное, на минуточку, сопоставимо с населением несостоявшейся «атомной столицы» Татарстана — Камских Полян.
До 20% арендаторов в Татарстане уже подали заявки на расторжение договоров аренды — из-за неспособности платить заработную плату сотрудникам и возмещать операционные затраты по объектам
АРГУМЕНТ №4: УХОД АРЕНДАТОРОВ И СКАНДАЛЫ
Чем глубже простой, тем сложнее ситуация у бизнесов, «сидящих» в ТЦ. До 20% арендаторов в Татарстане уже подали заявки на расторжение договоров аренды — из-за неспособности платить заработную плату сотрудникам и возмещать операционные затраты по объектам, комментирует ситуацию полномочный представитель российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) в РТ Елена Стрюкова. А та часть арендаторов, что останется в объектах после открытия, требуют скидки до конца года (в размере от 20% до 50%), поскольку понимают, что покупатель тоже потерял в доходах и уж точно не бросится в торговые центры после открытия. О скидках просят даже те, кто получил право работать в период ограничений: мало кто хочет идти в торговый центр только за продуктами или лекарствами, и эти арендаторы тоже потеряли в доходах.
Уход некоторых арендаторов подтверждают и в «Эдельвейс Групп». «На сегодняшний день есть факты о расторжении договоров аренды. Мы идем навстречу, предоставляем скидки, но ниже своей рентабельности работать не можем. С каждым арендатором ведутся индивидуальные переговоры о предоставлении скидок. Допускаем наличие вакантных площадей, но надеемся, что со временем все исправится», — признает сложности Зайнетдинова.
«Что касается нашего ТЦ „Горки“, то мы постарались договориться со всеми, однако в целом по рынку сейчас это оценить сложно: многие арендаторы заявляли, что вынуждены будут закрыться, подобное началось еще в самом начале введения ограничительных мер. В целом я, наверное, соглашусь с оценками РГУД — примерно 20 процентов арендаторов задумываются о возможности закрытия бизнесов в ТЦ. Это те, кто сомневается, что смогут пережить простой и подняться снова. Если говорить о каких-то федеральных брендах, то они сократили скорее те точки, которые не генерируют прибыль», — говорит Митюнин.
В общем, политика торговых центров в отношении арендаторов очень разнится, и далеко не везде администрация ТЦ идет навстречу.
«Очень душевное письмо получили от ТЦ «Мега». Они отменили аренду за апрель, май и июнь. Предложили нам оплатить от выручки и в конце месяца»
«Очень душевное письмо получили от ТЦ „Мега“, — рассказал „БИЗНЕС Online“ один из арендаторов на условиях анонимности. — Они отменили аренду за апрель, май и июнь. Предложили нам оплатить от выручки и в конце месяца. ТЦ „Южный“ отменил аренду одному из моих коллег за апрель и май, так же поступили в казанском ТЦ „XL“, альметьевской „Панораме“, челнинском ТЦ „Омега“, нижнекамском „Сити Молле“. В казанском ТЦ „Тандем“ нам снизили одну из частей арендной платы наполовину, но требуют внести аренду за два месяца. Однако расчетный счет предпринимателя заблокирован, никакой возможности заплатить просто нет — рассчитаться можно, лишь начав работу».
Еще более интересная история — в ТЦ «Парк Хаус». Один из арендаторов рассказал, что платит более 10 тыс. рублей за квадратный метр — и это непосильно в условиях, когда фуд-корт не работает. «Предложили рассрочку: 25 процентов платишь сейчас, а остальные платежи распределяются на 6 и более месяцев, — рассказывает предприниматель. — Допсоглашение по рассрочке на таких условиях я не подписал и уведомил ТЦ, что в одностороннем порядке расторгаю договор аренды, но он отказался подписывать соглашение о расторжении». Даже вывезти сейчас мебель и оборудование стоимостью в 900 тыс. не получается: администрация ТЦ, по словам собеседника «БИЗНЕС Online», готова разрешить такое сделать после окончания срока аренды, а это будет в конце июля! Платить 180 тыс. за июнь и июль нет никакого смысла, считает предприниматель. Он намерен судиться и, само собой, планирует открыть точку там, где более лояльно подходят к арендаторам.
Но и со стороны арендаторов бывает тот еще шантаж в духе «скидывай давай, а то уйду!». Грешат этим практически все, но на практике такой метод запросто применяют федеральные игроки. Один из источников «БИЗНЕС Online» на рынке коммерческих площадей отмечает, что федеральные ретейлеры пишут арендодателям письма с просьбой снизить арендную плату от 10% до 50% с условием: «Нет скидки — до свидания». «Тут 10 тысяч дали, там 15 скинули, а в масштабах сети наберется миллиард. Но не все магазины одной сети просели одинаково! А владельцы недвижимости стараются сохранить текущего арендатора, чем потом искать нового», — говорит эксперт. Впрочем, такой подход выкручивания рук, как говорят наши собеседники, федеральные сети применяли и до истории с «короной».
Елена Стрюкова: «Вопрос для собственников торговых центров звучит так: как выжить? Фактически выпал целый квартал по доходам. ТЦ закрыты с 28 марта!»
АРГУМЕНТ №5: ЛЕЖАЩАЯ НА БОКУ ЭКОНОМИКА
«Вопрос для собственников торговых центров звучит так: как выжить? — комментирует ситуацию Стрюкова. — Фактически выпал целый квартал по доходам. ТЦ закрыты с 28 марта!»
Арендаторы и арендодатели несут огромные убытки, подтверждает ее слова директор по маркетингу «Эдельвейс Групп». В магазинах, по ее словам, остались невостребованными весенние коллекции. Под угрозой уже и летние коллекции товаров. Да, онлайн-продажи в период простоя сильно выросли, но они составляют не более 10% от покупок непосредственно в магазинах. По прогнозам Зайнетдиновой, платежеспособность покупателей и покупательная активность будут восстанавливаться полтора-два года.
При этом сами торговые центры тоже несут обязательства, которые никуда не делись: налоговые, кредитные выплаты, коммунальные платежи и т. д. Из статьи расходов не получается вычесть и расходы на выплату зарплат сотрудникам, на эксплуатацию объекта. Ведь даже не работающий на 100 процентов объект надо эксплуатировать. «Торговый центр платит все налоги, в том числе повышенный налог на имущество, а также несет все расходы на содержание», — отмечает директор по маркетингу «Эдельвейс Групп».
«Полагаю, что люди, конечно, соскучились по прежнему образу жизни, — говорит Митюнин. — Есть ряд товаров, которые удобнее покупать офлайн, — от белья, обуви и одежды до мелкой электроники, мебели, крупногабаритных товаров. Если ситуация не станет ухудшаться, то в течение лета трафик имеет возможности к восстановлению. Мы уверены, что это будет более чем 2/3 от прежних показателей». Понятно, что где-то предоставлены отсрочки, но деньги все равно надо отдавать — и предприятия в глубоком минусе. А это минус и для бюджета. «Если говорить об экономике, то выручка в данный период упала на 80 процентов. Мы поделили риски с нашими арендаторами, не взимали арендную плату полностью — речь шла о поддержании только операционных расходов», — отмечает коммерческий директор компании UD Group.
«Полагаю, что люди, конечно, соскучились по прежнему образу жизни, — говорит Олег Митюнин. — Есть ряд товаров, которые удобнее покупать офлайн, — от белья, обуви и одежды до мелкой электроники, мебели»
«С учетом всех вышеперечисленных факторов прогноз по доходам на 2020 год выглядит как 30–50 процентов к доходам прошлого года, — отмечает полномочный представитель российской гильдии управляющих и девелоперов в РТ. — Если до кризиса в ТЦ была вакансия (свободные/пустующие площади — прим. ред.), то сейчас и того меньше, так как периоды простоя только увеличатся». Большинство объектов закроет год с убытками, прогнозирует Стрюкова. «Напомню, что такой расчет был сделан с учетом 90-процентных скидок большинству арендаторов на период один квартал. Если ограничения продлятся дольше, то обанкротится каждый второй объект. И это мы еще не знаем, как рынок будет восстанавливаться. В Китае посещаемость торговых центров после открытия снизилась до 90 процентов».
В общем, если весь апрель и май арендаторы требовали скидок, то теперь они просят дать возможность им работать, резюмирует полномочный представитель РГУД в Татарстане.
Раз у торговых центров нет никакой поддержки, это тоже аргумент к тому, что не стоит держать их закрытыми без острой необходимости. В ТЦ «XL», куда дозвонилась корреспондент «БИЗНЕС Online», дали понять, что очень переживают и терпят убытки. «Мы не открыты, очень переживаем и просим у государства льгот. Торговые центры не попали [в перечень пострадавших отраслей] и сейчас несут бешеные убытки», — пояснили нам, отказавшись, впрочем, более подробно обсуждать сложившуюся ситуацию.
«Ждем мер поддержки от государства. Все расходы мы оптимизировали. Мы как арендодатели не получили ни скидок по налогам, ни отсрочки по налогам, ни субсидий МРОТ из расчета на одного сотрудника. Нами осуществляются необходимые затраты по эксплуатации здания ТЦ (клининг, охрана, обслуживание инженерных систем), а также выплачивается заработная плата сотрудникам», — прокомментировали ситуацию в «Эдельвейс Групп».
Почти все торговые центры закредитованы, однако на поддержку со стороны банковского сектора рассчитывать также не приходится. «Нам говорят: „Работайте с банками по реструктуризации“. Но, во-первых, банки по несколько недель ничего не отвечают — у них сейчас масса обращений от всех. Во-вторых, банки говорят: „Вы не пострадавшая отрасль. У нас нет для вас оснований для пересмотра условий договоров“», — констатирует полномочный представитель российской гильдии управляющих и девелоперов в РТ.
«Все торговые центры закрыты — и заказы на наши холодильники очень серьезно упали. Объем отгрузок в апреле 2020-го по сравнению с прошлым годом сократился примерно на 70 процентов»
АРГУМЕНТ №6: ЗАКРЫТЫЕ ТЦ УБИВАЮТ ПРОИЗВОДСТВО
Еще один аргумент — это состояние производства. Можно сколько угодно говорить о том, как развивать заводы и фабрики, но если они банально не могут ничего продать, то это их убивает.
Как отмечает владелец и гендиректор Bright Consulting Мария Яшенкова, офлайн-продажи остаются основным каналом сбыта для многих предприятий. У целого ряда производителей, в том числе и российских, они рухнули более чем на 50–60%. Теряя возможность продаж, они консервируют и производство — до лучших времен.
Подтверждают это и сами производители. «Все торговые центры закрыты — и заказы на наши холодильники очень серьезно упали. Объем отгрузок в апреле 2020-го по сравнению с прошлым годом сократился примерно на 70%, а производство — еще больше, процентов на 90, поскольку имеются складские запасы», — говорил ранее «БИЗНЕС Online» гендиректор ПОЗиСа Радик Хасанов.
Очевидно, что аналогичная ситуация повсюду: от валенок и тазиков до посуды и изящных предметов фешен-индустрии.
«Весь период самоизоляции работали все крупные супермаркеты, в которых всегда было скопление большого количества людей. В принципе, нет разницы по количеству людей в торговых галереях»
АРГУМЕНТ №7: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И НЕПОНЯТНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ
Вообще, правила игры абсолютно непонятны участникам рынка. Если магазин площадью до 400 кв. м с отдельным входом находится в каком-нибудь доме, ему можно работать. Но если он расположен в ТЦ и тоже имеет отдельный вход с улицы, то ему работать нельзя! Во всяком случае, по словам Зайнетдиновой, в ТЦ «Кольцо» несколько торговых точек можно было бы открыть, но прокуратура пока не рекомендует этого делать. Неопределенность во всей красе…
Состояние полной неопределенности между тем — самое ужасное для бизнеса. Нет четкой информированности, понятных и прозрачных правил игры. «Невозможность прогнозировать ситуацию влечет за собой невозможность принять какие-либо меры. Что можно, что нельзя, за что привлекут к ответственности, за что — нет, могу ли я уже работать или нет — все это похоже на гадания на кофейной гуще, а комментариев властей минимум. В результате ничего нельзя сделать: ни провести переговоры, ни спланировать финансы, ни договориться по срокам поставок продукции. Вот это самое плохое», — добавляет Яшенкова.
«Весь период самоизоляции работали все крупные супермаркеты („Ашан“, Metro, „Перекресток“, „Лента“, „Эссен“), в которых всегда было скопление большого количества людей. В принципе, нет разницы по количеству людей в торговых галереях. Важно, чтобы соблюдалась социальная дистанция, плотность людей на квадратный метр торговой площади», — обращает внимание Зайнетдинова.
«Мы выступаем за понятные, обоснованные и не допускающие двусмысленности решения и единые правила для всех участников рынка, — от лица всех игроков рынка подытоживает полномочный представитель РГУД от Татарстана. — Ну и наказанием за неправильно оформленный вход все-таки должно быть предписание, предупреждение, а не мгновенное закрытие на 90 суток». Сегодня же при нарушении санитарных норм приостановить работу всего магазина на срок до 90 дней могут даже из-за одного арендатора.
В Челнах, к примеру, работают рынки, в Нижнекамске — отделы с одеждой и обувью в составе торговых центров, но имеющие отдельный вход. При этом нельзя сказать, что здесь заметен большой поток посетителей: в целом он на том же докризисном уровне. А вот в маленьких бутиковых магазинчиках на Баумана людей совсем немало: в обувном Chester корреспондент «БИЗНЕС Online» насчитала не меньше десятка изголодавшихся по ассортименту посетителей. Действительно, попробуй подбери обувь через интернет! Вот и кучкуются на небольшом пятачке магазина. Все в перчатках, масках, тем не менее в ТЦ все-таки значительно просторнее.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 193
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.