«IT — единственная отрасль, которая может быть более гибкой и более эффективной во время таких кризисов», — говорит директор IT-парка Антон Грачев. При этом 58% резидентов технопарков в Казани и Набережных Челнах заявили о снижении выручки, причем у многих она просела более чем в 2 раза, но правительственные меры поддержки на них не распространяются.
Об ударе коронавируса по IT-парку
- Пандемия на деятельности IT-парка сказалась достаточно ощутимо. Во время нее из IT-парка съехало 9 компаний-резидентов (2 — из казанского, 7 — из Набережных Челнов). В основном это маленькие организации, масштабного оттока мы не наблюдаем.
- Наша выручка как управляющей компании за пять месяцев в совокупности упала на 19%. В первую очередь пострадал конференц-сервис: были отменены запланированные на апрель-май мероприятия, но мы достаточно быстро перестроились и вышли с услугой проведения онлайн-конференций. С 28 марта закрыт отель. Незначительно снизилась выручка и по дата-центру: некоторые небольшие компании, которые у нас размещали инфраструктуру, расторгли контракты
- Технопарк же функционировал бесперебойно, для наших резидентов мы сервис не приостанавливали. Были приняты все меры предосторожности, расставлены санитайзеры, устройства автоматического контроля температуры. Мы рекомендовали резидентам переходить на «удаленку», но для тех, кому было необходимо трудиться из офиса, создали все условия. В самый пик самоизоляции в технопарке работали не более 7–8% людей, сейчас их чуть больше — порядка 20%.
- IT-академия переведена в дистанционный режим. Детские курсы мы решили вообще отменить, потому что у детей и так загрузка в онлайне очень высокая. Обучение взрослых продолжается, но общая выручка тоже упала.
- Мы заморозили инвестиционные активности, которые для нас не являются первостепенными. Например, мы планировали в 2020 году открыть офис в Шэньчжэне, у нас все было к этому готово: открыто юрлицо, найдено помещение, собирались набрать команду. Но, так как начался кризис, проект пришлось заморозить. В планах запуск офиса по-прежнему есть, но непонятно, насколько быстро ситуация придет в норму. И до этого было очень много сложностей, связанных с ведением бизнеса в Китае, которые нам пришлось пройти, а сегодня власти могут ввести новые меры валютного регулирования, так что, возможно, от китайского офиса придется отказаться.
«С 20 марта мы уже перевели часть сотрудников на удаленный режим — тех, чей функционал позволяет трудиться вне офиса. Совокупно это чуть более 60 процентов наших работников»
Об антикризисных мероприятиях
- Мы начали просчитывать риски, которые могут возникнуть в связи с пандемией, наверное, даже чуть раньше остальных. С 20 марта мы уже перевели часть сотрудников на удаленный режим — тех, чей функционал позволяет трудиться вне офиса. Совокупно это чуть более 60% наших работников (всего в IT-парке Казани и Челнов трудятся 242 человека). Кроме того, все внутренние мероприятия были переведены в онлайн-формат. По мере улучшения обстановки постепенно будем переходить в обычный формат работы.
- Самое главное — мы не пошли на сокращение персонала: никого не уволили. Для нас это приоритет: если даже ситуация ухудшится, данную статью оптимизации мы будем рассматривать в самую последнюю очередь. Были подразделения, которые уходили на простой (например, отель), — у них сократился оклад на треть. Но это касается около 15 человек, у всех остальных зарплата не изменилась.
- Мы распоряжаемся государственным имуществом, потому не можем повлиять на арендные ставки или делать отсрочку платежей для резидентов. Но некоторым компаниям, которые находятся в наиболее затруднительном положении, мы пошли навстречу и не стали требовать предварительную оплату (в IT-парке работает система депонирования). Рассчитываем на то, что те, кто не смог сразу оплатить аренду, сделают это в ближайшее время. Мы мониторим ситуацию, никто из данных компаний не обанкротился, все работают. Притом мы просили, чтобы органы исполнительной власти дали разрешение на официальное предоставление отсрочки, но на данный момент у нас его нет.
- Мы максимально, насколько это возможно, корректируем статьи затрат. У нас были планы по обновлению инфраструктуры IT-парка, мы их пока остановили. В целом за последние годы удалось накопить неплохую прибыль, так что подушка безопасности пока есть. Кризис — штука непредсказуемая, поэтому мы всегда, даже при реализации инвестпроектов, старались ее сохранять. Тем не менее после пандемии — во второй половине года — планируем возобновить инвестиционные проекты.
О самочувствии отрасли
- Наверное, если брать среднюю температуру по больнице, в целом IT-отрасль должна себя чувствовать неплохо. Но надо понимать, что IT — понятие широкое и глобально его можно разделить на два условных блока: компании, которые занимаются сервисами и интеграцией, и фирмы, которые создают продукты. Первых в России большинство, и они пострадали сильнее всего, потому что тесно завязаны на офлайне. Там выручка либо просела, либо просядет, либо организации должны будут перестроиться во вторую категорию. Когда ты оказываешь услуги компаниям, которые не имеют отношения к IT, например, поддерживаешь инфраструктуру отелей и ресторанов как сервисный интегратор, конечно, теряешь клиентов. У тех, кто сотрудничает, например, с продуктовым ретейлом, ситуация лучше.
- Фирмы, которые создают продукты и готовые решения, обладают существенной экспертизой. Они могут быстро перестроиться: даже если до пандемии делали продукты для отелей, их компетенции позволяют переориентироваться на другие направления.
- В апреле мы провели опрос резидентов. В Казани 69% опрошенных сказали, что их выручка упала, у 23% не изменилась, у 8% выросла. В челнинском технопарке 78% компаний сообщило о ее снижении, а рост не зафиксировал никто. При этом у 40% резидентов выручка упала вдвое и более. Но надо понимать, что многие компании контрактуются на год, а тем, кто продает сервисы государству, основная часть выручки вообще приходит в последнем квартале, поэтому по итогам года, вероятно, картина улучшится.
«Основные затраты IT-организаций — зарплаты, они составляют 70–80 процентов в структуре расходов. И ситуация с мерами поддержки осложняется тем, что нет стандартов зарплат сотрудников»
О мерах поддержки правительства
- Ни одной прямой меры поддержки правительства на IT-компании не распространяется. Но мы чувствуем некую свою ответственность за отрасль и пытались вынести на федеральный уровень следующую инициативу: мы просили о введении отсрочки на уплату НДФЛ и обнуление страховых взносов в фонд оплаты труда на персонал IT-компаний до конца 2020 года. Для фирм это было бы существенной мерой поддержки.
- Основные затраты IT-организаций — зарплаты, они составляют 70–80% в структуре расходов. И ситуация с мерами поддержки осложняется тем, что нет стандартов зарплат сотрудников. В одной компании middle-разработчик может получать 50 тыс., а в другой — 150 тыс. рублей. И если запустить меры поддержки, все фирмы установят максимально высокие зарплаты. Если правительство знает, сколько стоит грузовой автомобиль для строительства и может дать соответствующую субсидию, то в IT механики поддержки нет до сих пор. И пока этот подход не установится на федеральном уровне, говорить о мерах не приходится.
«Мы понимаем, что переход на удаленную работу должен стать катализатором роста IT-сервисов, которых пока не было и о которых многие даже не задумывались»
Прогнозы и советы бизнесу
- Я думаю, что отрасль изменится, но не так кардинально, как офлайн-бизнесы. Мы понимаем, что переход на удаленную работу должен стать катализатором роста IT-сервисов, которых пока не было и о которых многие даже не задумывались. Банальный пример — электронный документооборот. До кризиса многие обменивались счет-фактурами, хотя технически есть много решений для создания документооборота любого уровня, которые достаточно быстро можно внедрить. Вся механика уже существует, все зависит от того, насколько активны будут те, кто предлагает эти решения на рынке.
- Другой вопрос в том, что когда в экономике происходят спады, то IT-направление их тоже чувствует, в отличие, например, от продуктового ретейла, это не является первичной потребностью людей, и на цифровизации начинают экономить. Но надо помнить, что IT — глобальный рынок. Так что не нужно думать только о России. В первую очередь любой кризис — это супервозможности. Если ты получаешь хотя бы часть выручки не в рублях, падение курса тебе скорее на руку.
- Самый идеальный сценарий сегодня — жить в России, тратить деньги тут, а получать выручку за границей. Мы готовы оказывать содействие компаниям с прохождением процедур валютного контроля.
- В кризис происходит быстрое перераспределение ресурсов, потому это всегда возможность отхватить кусок и очень сильно вырасти. Так что даже те бизнесмены, которые IT вплотную не занимались, могут попробовать собрать свою IT-компанию, понять, что такое продукт и сервис, выучиться, например, на разработчика мобильных приложений и выйти на глобальный рынок. Стоимость разработки мобильного приложения в России и мире несоизмерима. IT — единственная отрасль, которая может быть более гибкой и более эффективной во время таких кризисов.
Антон Грачев родился 30 сентября 1983 года в Ижевске. Окончил бакалавриат Казанского финансово-экономического института по специальности «банковское дело», магистратуру по специальности «экономика производства» и аспирантуру КГФЭИ по специализации «маркетинг». Владеет английским, итальянским, французским и татарским языками.
2003–2005 — специалист фондового центра, менеджер корпоративного отдела, руководитель отдела внебиржевых операций и новых рынков в ЗАО «ИК „Элемте“».
2005–2008 — заместитель руководителя казначейства в ОАО АИКБ «Татфондбанк».
2008–2012 — исполнительный директор «Автолайф Групп».
2012–2013 — заместитель директора ГУП «Центр информационных технологий РТ», руководитель проекта «Иннополис».
С апреля 2013 года — директор ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий „IТ-парк“».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.