ГЛАВА МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ЭЛЬВИРА НАБИУЛЛИНА НАДЕЕТСЯ, ЧТО «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» ЗАРАБОТАЕТ, ЕСЛИ ВВЕСТИ ШТРАФЫ ДЛЯ НЕРАДИВЫХ ЧИНОВНИКОВ
С 1 октября на федеральном, а с июля следующего года на региональном и муниципальном уровнях все 337 госуслуг будут предоставляться с использованием «электронного правительства». Суть нововведения – гражданам и бизнесу не придется собирать справки для получения госуслуги, эту обязанность возложат на чиновников. Вчера министр связи, министр экономразвития и руководитель аппарата правительства РФ признали, что все-таки избежать сбоев и «грязных данных» в электронном документообороте не получится. Признания слушал московский собкор «БИЗНЕС Online».
ГРАЖДАНИН ОБИВАЕТ ПОРОГИ И ЗАПРАШИВАЕТ 6-8 РАЗНЫХ КОНТОР
C 1 октября на электронную форму межведомственного взаимодействия при оказании услуг гражданам и организациям должны перейти все федеральные ведомства. Об этом в четверг, 29 сентября, на пресс-конференции в «Интерфаксе» сообщил руководитель аппарата правительства РФ Вячеслав Володин.
Он напомнил, что с 1 октября вступают в силу нормы закона, в соответствии с которыми госорганам будет запрещено требовать от граждан всякого рода справки, если необходимая информация имеется в банках данных ведомств. Ведомства – их сейчас насчитывается 61 - обяжут самих получать друг у друга справки, необходимые для оказания госуслуги. Срок получения любой справки – 5 дней, уточнил Володин.
Он считает, что с введением электронного взаимодействия обращения граждан и юридических лиц в госорганы «должно стать гораздо удобнее и комфортнее».
В 2011 году за госуслугами россияне обращались 81 млн. раз. Но еще 560 млн. обращений было проведено для получения необходимых справок, предшествующих получению госуслуги. В прошлом году было 1,5 млн. обращений. По данным минэкономразвития РФ, сейчас для получения одной госуслуги гражданину приходится обивать пороги и запрашивать 6-8 разных контор.
Наибольшие проблемы вызывает обращение в пять ведомств - это федеральная налоговая служба, федеральное казначейство, росреестр, федеральная миграционная служба, пенсионный фонд. Из 337 госуслуг, которые сейчас государство оказывает гражданам, на эти пять ведомств приходится 304 госуслуги.
БУДУТ НАКАЗЫВАТЬ ГУБЕРНАТОРОВ?
Региональная и муниципальная власть перейдут на новый формат работы с 1 июля 2012 года, уточнил Володин. Для регионов вводится персональная ответственность за несвоевременное предоставление госуслуг. Будут ли наказывать губернаторов или чиновников рангом пониже, он не уточнил. Но следить за регионами, внедряющими электронное взаимодействие, федеральный центр намерен жестко. «Будет проходить постоянный мониторинг ситуации в регионах, выявление отстающих территорий и лидеров. Рейтинги будем публиковать, чтобы на местах чувствовали свою ответственность и понимали, что их работа оценивается», - заявил Володин.
Он сообщил, что правительству России «очень важно» до 1 июля 2012 года стимулировать работу на федеральном уровне. «Пилотные регионы - Волгоградская, Самарская области и Республики Башкортостан - показывают, что проект реализуется успешно, - сказал он. - Если к этой работе на региональном уровне подойти ответственно, то реально ее закончить до 1 июля».
СНИЗИТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ДЛЯ ГРАЖДАН И ДЛЯ БИЗНЕСА
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина подсчитала, что на электронный документооборот переводится 230 госуслуг, необходимых в первую очередь для представителей бизнеса: 70 госуслуг связаны с получением справок из единого госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), 90 госуслуг оказывается на основе данных Росреестра и т.д.
Электронный документооборот позволит сэкономить миллионы бюджетных средств каждому министерству и ведомству. Например, Росреестр на выдаче выписок из реестра прав на недвижимость и сделок с ней может сэкономить 1 млрд. рублей в год, подсчитала Набиуллина.
Введение системы электронного взаимодействия позволило снизить административные барьеры как для граждан, так и для бизнеса, считает она. «Три сотни документов были лишними, избыточными», - подчеркнула министр.
Глава минкомсвязи РФ Игорь Щеголев заявил, что сейчас электронное правительство обеспечивает 2 млн. обращений граждан за госуслугами в сутки. Это уже превосходит годовую потребность граждан в обращениях к ведомствам. Но Щеголев хочет добиться, чтобы пропускная способность электронной системы выросла до 2 млрд. обращений в сутки.
«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» НЕИЗБЕЖНО БУДЕТ ДАВАТЬ СБОИ
Не смотря на заявленные цифры все три чиновника признали, что в первые месяцы «электронное правительство» неизбежно будет давать сбои, и в нем будет немало «грязных данных» - ошибочной информации о гражданах и их собственности. Недостоверная информация приводит к тому, что добросовестный гражданин числится нарушителем. В результате получаются такие истории, как с писателем Василием Аксеновым, умершим в 2009 году. Его вдова получила повестку, в которой налоговики вызывали Аксенова на допрос в качестве свидетеля. За налоговиков извинялся глава службы Михаил Мишустин.
Но плюс в том, что сейчас гражданин сталкивается с «грязными данными» один на один. А теперь все ошибки и неточности будут выявлять сами ведомства. С помощью жалоб граждан. Для этого 1 октября параллельно с ведомственным документооборотом запускается "горячая линия".
Будет сбой или не будет, но взаимодействие между ведомствами должно быть обеспечено любым способом, жестко предупредил Володин. «Хотя бы и с помощью курьера, если не сработает электронная система», - сказал руководитель аппарата.
Перейти на электронное взаимодействие, исключающее требование справок от граждан, потребовал 26 сентября на совещании по вопросу предоставления госуслуг населению премьер Владимир Путин. "Действительно целостной", по словам Путина, система "электронного правительства" должна стать с 1 июля 2012 года. Все вопросы, связанные с внедрением этой системы, премьер считает необходимым открыто обсуждать с гражданами и вести "скрупулезный учет" полезных идей и критических замечаний.
БЮДЖЕТ В 375 МИЛЛИАРДОВ
Бюджет ФЦП «Электронная Россия» был впервые принят еще в 2002 году, по экспертным оценкам, составил порядка 20 млрд. рублей. В 2009 году на нее было израсходовано 3 млрд. рублей. Финансирование «Электронной России» закончилось в 2010 году и на 2011-2018 годы была одобрена новая программа – «Информационное общество». Она обойдется федеральному бюджету в 375 млрд. руб.
Еще в 2009 году глава минкомсвязи Игорь Щеголев пообещал, что государственные услуги в 2010 году будут так же доступны гражданам, как товары в интернет-магазине. Для этого был разработан и запущен единый портал www.gosuslugi.ru. Гражданам в рамках этой программы будут доступны такие услуги, как запись на прием к врачу, оплата штрафов и квитанций через интернет, а бизнесу обещан электронный документооборот с органами власти. Но из 24 поручений президента Дмитрия Медведева, касающихся электронных госуслуг, выполнено всего 7, менее трети. Хотя некоторые из них были даны правительству и минкомсвязи еще в июле и августе 2008 года, возмущался советник главы государства Леонид Рейман на экономическом форуме в Твери в июле прошлого года.
Некоторые из госуслуг уже предоставляются. Как пояснил Щеголев, с помощью дистанционной подачи документов через интернет и инфоматы уже выдано 600 тысяч загранпаспортов, подано заявлений на переоформление 100 тысяч общегражданских паспортов. Более 800 тысяч человек заплатили штрафы ГИБДД.
По окончании пресс-конференции министр экономического развития Эльвира Набиуллина пояснила, как заставить чиновников исполнять электронное взаимодействие и не гонять граждан за справками. «Мы готовим поправки в действующее законодательство, для чиновников, не исполняющих закон, будут предусмотрены штрафы», - пояснила Набиуллина. Размер штрафов она не уточнила. Но сообщила, что гражданам не придется обращаться в суд, достаточно будет написать жалобу в соответствующий надзорный орган, например, в прокуратуру.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.