Первая страна, справившаяся с коронавирусом, вновь посылает экономике дурные сигналы: после вспышки на пекинском рынке в городе ввели ограничительные меры и повысили уровень готовности. Китайские власти считают, что им удалось купировать вспышку в зародыше, но мировые рынки чутко реагируют на перспективу нового локдауна. О том, удастся ли миру избежать второй волны коронавируса и последует ли новый карантин, — в материале «БИЗНЕС Online».
За последние пять суток в Пекине выявляется по несколько десятков случаев заражения в день. Только накануне обнаружено 44 случая
ПЕКИН ВМЕСТО УХАНЯ, ЛОСОСЬ ВМЕСТО ЛЕТУЧЕЙ МЫШИ
С сегодняшнего дня власти Китая вновь закрывают пассажирское сообщение Пекина с остальными провинциями. Причиной тому стала новая вспышка коронавируса в столице. За последние пять суток здесь выявляется по несколько десятков случаев заражения в день. Только накануне обнаружено 44 случая.
При этом на протяжении почти двух месяцев, до 11 июня, в Пекине не регистрировалось ни одного нового случая заражения, а количество инфицированных в сутки по всей стране достигало максимум полутора десятков (в некоторые дни не выявлялось ни одного). Но в настоящее время в больницах Пекина с COVID-19 находятся 158 человек.
По иронии судьбы, как и в декабре, вспышка вновь началась на рынке — на этот раз отличился столичный оптовый рынок «Синьфади». И если виновником первой вспышки была назначена летучая мышь, то теперь коронавирус обнаружили на доске для разделки «импортного лосося». Правда, власти заявили, что нет доказательств того, что именно лосось был переносчиком вируса.
13 июня рынок был закрыт, всех посещавших его с 30 мая обязали доложить об этом и пройти тестирование на коронавирус. Помимо самого рынка, власти изолировали 11 жилых кварталов вокруг него и закрыли 9 школ. В районе введено военное положение, полный локдаун коснулся 7 тыс. человек (всего в Пекине проживают более 20 млн). Налицо все признаки надвигающейся, а может, уже и наступившей второй волны пандемии, которую, правда, обещали ближе к осени.
Во вторник власти заявляли, что «Пекин не станет вторым Уханем, распространяющим вирус по всей стране и требующим национального локдауна». Но накануне утром председатель комитета по транспорту правительства города Жун Цзюнь объявил о прекращении всего пассажирского сообщения с другими регионами. Однако при этом власти обещали, что полностью закрытым Пекин не станет. Уровень готовности в городе был поднят до второго (6 июня после 55 «нулевых» дней его опустили с высшего третьего сразу до первого).
Анатолий Альтштейн: «Первая волна должна снизиться, и, когда будет неблагоприятная, сырая и прохладная погода — снова могут пойти заражения»
«СЕЙЧАС ИДЕТ СНИЖЕНИЕ, НО ОСЕНЬЮ – ЗИМОЙ БУДЕТ ВТОРАЯ ВОЛНА»
Российский вирусолог, профессор НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи Анатолий Альтштейн считает, что вспышка в Китае не означает второй волны эпидемии коронавируса. По его мнению, более сотни вновь выявленных случаев — это заболевшие первой волны и в отдельных местах и регионах страны еще могут возникать такие случаи. Если службы оперативно сработают, то вторую волну они на время подавят. Но вторая волна, считает доктор медицинских наук, в любом случае возникнет — в каждой стране и в разные сроки.
«Для возникновения второй волны есть несколько предпосылок — первая волна должна снизиться, и, когда будет неблагоприятная, сырая и прохладная погода — снова могут пойти заражения, народ расслабится. Она [вторая волна] по всем странам будет идти, и заболеваемость не прекратится. Этот вирус довольно заразный, дает выраженную патологию. Куда от него деваться?» — отмечает профессор Альтштейн. По его словам, будет и вторая волна, и даже третья, пока сам вирус не начнет снижать свою патогенность.
«Если мы на кривую летальности посмотрим, она уменьшается. Я думаю, что этот процесс и дальше пойдет и в результате с данным вирусом мы будем жить так же, как с вирусом гриппа», — считает наш собеседник.
Вторая волна в России, по мнению вирусолога, наступит осенью или зимой. Именно в этот период будет большое количество заболевших. «Сейчас же идет снижение, может, оно продлится до августа, а дальше, осенью или зимой, станет нарастать, и тогда будет вторая волна. Может быть, к тому времени появится вакцина. Если она станет успешной, сможем бороться с этими волнами», — отмечает Альтштейн и добавляет, что реально применять вакцину, чтобы она влияла на заболеваемость, в лучшем случае можно будет лишь к 2021 году.
Сроки развития вторых волн в каждой стране станут разные, считает доцент кафедры инфекционных болезней у детей Российского национального исследовательского медуниверситета им. Пирогова Иван Коновалов. В целом в мире далеко не все имели контакт с коронавирусом, и большое количество людей еще могут заболеть даже при карантинных мероприятиях и ограничении перемещений. Сыграет свою роль и сезонность: пониженная температура и влажность в осенне-зимний период будут способствовать эффективной передаче COVID-19.
Вторая волна в России, по мнению вирусолога, наступит осенью или зимой. Именно в этот период будет большое количество заболевших
«ТОТАЛЬНЫХ КАРАНТИНОВ ВРЯД ЛИ стоит ОЖИДАТЬ. ВЛАСТЬ МОЖЕТ ПРОСТО РУХНУТЬ»
Тем не менее, даже не будучи второй волной с научной и медицинской точки зрения, пекинская вспышка сразу отразилась на фондовых рынках, ясно показав, что бизнес чутко реагирует на ситуацию в Китае. Все основные мировые биржи в понедельник открылись падением более чем на 2% и восстановились только после расширения федеральным резервом программы выкупа корпоративных долгов. Brent обвалилась на 2,7% до $37,69 за баррель, американская нефть просела на 4,1% до $34,78, а золото, наоборот, выросло на 0,2%.
Ожидание второй волны коронавируса влияет в первую очередь на те финансовые производные инструменты, где сделки переносятся на август – октябрь, говорит профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов. «С моей точки зрения, вторая волна коронавируса такая же искусственная, как и первая. Прогнозировать, когда она произойдет, достаточно сложно, но в России это могут сделать для того, чтобы заблокировать возможную негативную для власти реакцию со стороны общества и бизнеса. В конце сентября – начале октября истекает срок кредитных, налоговых каникул и мораторий на банкротство. Не исключаю, что в этот самый момент могут объявить вторую волну кризиса. Захотят заключить под домашний арест, чтобы снизить риск волнений и возмущений со стороны народа», — говорит доктор экономических наук. Но при этом ученый не ожидает таких же жестких мер, как в первую волну. «Было понятно, что власти наделали много глупостей и повторять их опасно для самой власти. Она может просто рухнуть. Тотальных карантинов вряд ли стоит ожидать. Думаю, будут более селективные меры, без остановки производства», — полагает Катасонов.
Валентин Катасонов: «С моей точки зрения, вторая волна коронавируса такая же искусственная, как и первая. Прогнозировать, когда она произойдет, достаточно сложно»
То, что происходит в Китае, следует воспринимать с определенной осторожностью, но заранее паниковать не стоит, говорит экономист Александр Виноградов. Он также считает, что во время второй волны власти уже не решатся на такие же жесткие ограничения. «Дело в том, что история с закрытием всех и вся была очень тяжело воспринята социумом. Людей за эти месяцы довели до нервных срывов. Кроме того, народ уже обеднел, уже проел накопления. Что будет при еще одной такой попытке запрессовать население? Это может вызвать вторую волну уже не COVID-19, а „арабской весны“ и тому подобное», — заявляет Виноградов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.