Власти Саудовской Аравии отказались в текущем году от хаджа для зарубежных паломников, сообщает министерство по делам хаджа и умры королевства. Довольно предсказуемое решение, хотя еще до пандемии коронавируса КСА увеличило квоту российским паломникам до 25 тыс. человек. «Нельзя забывать, что на все воля Аллаха! Я желаю, чтобы Всевышний принял намерения тех, кто искренне планировал совершить хадж в этом году», — считает муфтий РТ Камиль Самигуллин.
Власти Саудовской Аравии объявили, что в паломничестве к святым местам зарубежным гостям будет отказано. Решение приняли из-за пандемии коронавируса
«МЫ НА ПОСТОЯННОЙ СВЯЗИ СО СВОИМИ ПАЛОМНИКАМИ»
Власти Саудовской Аравии отказались в 2020 году от хаджа для зарубежных паломников. Об этом проинформировало накануне министерство по делам хаджа и умры королевства: «В связи с пандемией коронавируса и опасностью, которую он представляет для больших скоплений людей, хадж в 1441 году по мусульманскому календарю (2020-м — по христианскому летоисчислению) состоится с участием ограниченного числа паломников различных национальностей, которые находятся на территории страны, исходя из соображений необходимости сберечь здоровье людей». Таким образом, выполнить один из пяти столпов ислама в этом году смогут только те, кто сейчас проживает в КСА. Интересно, что, по официальным данным, в 2019-м в хадже приняли участие порядка 2,4 млн паломников, больше половины из которых приехали из-за рубежа. В этом году хадж, который состоится в течение пяти дней, начиная с 8-го и заканчивая 12-м днем месяца Зуль-хиджи, приходится на период с 28 июля по 2 августа.
Нынешнее решение КСА трудно назвать неожиданным, еще весной министр хаджа и умры Мухаммад Салих Бинтен призвал мусульман всего мира отложить паломничество к святым местам в связи с угрозой распространения коронавируса. А ранее случился скандал, когда королевство еще в конце февраля временно приостановило въезд в страну с целью совершения умры (малого паломничества), при том что у границ государства находились паломники, в том числе и из Татарстана. В то же время фото и видео священной Каабы в Мекке, главной мусульманской святыни, одиноко стоящей в окружении двух колец непроницаемого железного ограждения, стали одним из символов нынешнего «коронавирусного» 2020-го.
В настоящий момент Саудовская Аравия занимает первое место среди всех арабских стран по количеству заболевших COVID-19 — там уже более 161 тыс. инфицированных, 1 307 погибших, около 105 тыс. выздоровевших
Интересно, что в этом году, еще до пандемии, КСА увеличило квоту России на хадж с привычных для последних лет 20,5 тыс. человек до 25 тысяч. Притом квота Татарстана здесь осталась неизменной, составив 1,8 тысячи. Впрочем, в последние годы паломники из республики не выбирали ее всю, так что официальный хадж-оператор «ДУМ РТ Хадж» привлекал желающих не только из РТ.
«ДУМ РТ Хадж» оперативно сообщило на своем сайте, что в этом году хаджа не будет. Но те паломники, кто уже оплатил путевки в рамках договора с организацией, смогут вернуть оплату в полном объеме или перенести ее на следующий год, говорится в объявлении на сайте. Пресс-секретарь «ДУМ РТ Хадж» Игорь Смоленков в разговоре с «БИЗНЕС Online» подтвердил возврат средств, но заявил, что называть какие-то цифры еще рано. «Мы на постоянной связи со своими паломниками. Многие действительно заранее отказались от хаджа из-за пандемии, не дожидаясь сообщения о его отмене. Некоторые оставили средства в надежде, что хадж все-таки будет. Но, к сожалению, его не случилось», — говорит он. По его словам, сейчас людям предстоит решить, будут ли они забирать деньги или переносить путевку на следующий год. В 2020-м хадж-оператор предлагал желающим поездки по нескольким тарифам. Самый дешевый «Суперэконом» с вылетом из Москвы мог обойтись в $2690 (примерно 185 тыс. рублей), а из Казани — $2820 (194 тыс.).
Отмена хаджа для Саудовской Аравии — это серьезный удар по бюджету страны, несмотря на обширные ближневосточные нефтяные угодья. Прибыль, которую саудиты получают от хаджа, составляет примерно 11% бюджетных доходов
«ПРИБЫЛЬ, КОТОРУЮ САУДИТЫ ПОЛУЧАЮТ ОТ ХАДЖА, СОСТАВЛЯЕТ ПРИМЕРНО 11 процентов БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ»
В настоящий момент, по данным ресурсного центра Университета Джонса Хопкинса, Саудовская Аравия занимает первое место среди всех арабских стран по количеству заболевших COVID-19 — там уже более 161 тыс. инфицированных, 1 307 погибших, около 105 тыс. выздоровевших. В апреле саудитам удавалось держать процент смертности на уровне ниже общемирового, процент переболевших — на уровне немного выше общемирового. Следует отметить, что в Саудовской Аравии уже знакомы с коронавирусными инфекциями и знают, как с ними бороться, особенно после эпидемии 2013 года ближневосточного респираторного синдрома. В связи с этим, а также известной покорностью местного населения всем карантинным предписаниям монархических властей в стране удается довольно эффективно сдерживать распространение болезни. В рамках борьбы с нею в королевстве с конца марта закрыли все мечети — открывать их начали постепенно только с начала июня. Возобновились молитвы в мечети пророка в Медине (разумеется, при соблюдении всех мер предосторожности), но вот главная святыня мусульман — Большая мечеть в Мекке — все еще остается закрытой. Вместе с тем карантинный режим в Саудовской Аравии постепенно сходит на нет. Накануне там отменили общенациональный комендантский час, в столице разрешили возобновить коммерческую деятельность. Масочный режим там сохраняется.
По словам руководителя центра научно-аналитической информации Института востоковедения РАН Николая Плотникова, отмена хаджа в этом году для Саудовской Аравии вполне серьезный удар по бюджету страны, несмотря на обширные ближневосточные нефтяные угодья. По оценке нашего собеседника, прибыль, которую саудиты получают от хаджа, составляет примерно 11% бюджетных доходов, и это «приличные деньги». Речь может идти о десятках миллиардов долларов. Например, четыре года назад эксперты подсчитывали, что частный сектор Саудовской Аравии зарабатывал на хадже не меньше $28 миллиардов. Местные власти давно ведут разговоры о том, что планируют сделать религиозный туризм основной статьей дохода, слезая постепенно с нестабильной своими ценами нефтяной иглы.
«Но они вполне оправданно идут на эту отмену. Ситуация по коронавирусу и в самой стране, и в целом на Ближнем Востоке крайне сложная. Ее переломить власти не в состоянии, даже такие богатые монархи, как в Саудовской Аравии. Потому вполне оправданно данное решение, и верующие должны это понять и принять, даже не обсуждается, — заметил Плотников. — Рисковать здоровьем людей не надо. Пусть смотрят внимательно все, кто собирается в хадж. В Ираке, Саудовской Аравии. Там все крайне сложно. Война идет, все разрушено. И люди там просто не в состоянии организовать все так, как у нас в России. Это проблема Ближнего Востока».
Камиль Самигуллин: «Желаю, чтобы Всевышний принял намерения тех, кто искренне планировал совершить хадж в этом году. Впереди великий праздник Курбан-байрам, и у них есть возможность совершить ради довольства Аллаха курбан»
«ЭТО МЕНЬШЕЕ ИЗ ЗОЛ, КОТОРОЕ ПРИХОДИТСЯ ВЫБИРАТЬ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» с пониманием отнеслись к решению властей Саудовской Аравии.
Камиль Самигуллин — муфтий Татарстана:
В хадисе говорится, что наш любимый Пророк сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям». Поэтому не нужно принимать близко к сердцу решение властей КСА о том, что государственные границы для иностранных паломников, желающих совершить хадж, не будут открыты. С их стороны это вынужденная мера. И самое главное — нельзя забывать, что на все воля Аллаха! Я желаю, чтобы Всевышний принял намерения тех, кто искренне планировал совершить хадж в этом году. Впереди великий праздник Курбан-байрам, и у них есть возможность совершить ради довольства Аллаха курбан. Нужно усердствовать в своих намазах, совершать благие деяния и довольствоваться тем, что предписал Создатель.
Рустам Батыр — мусульманский и общественный деятель, экс-первый заместитель председателя ДУМ РТ:
— Конечно, это все грустно, но я думаю, что правительство Саудовской Аравии принимает правильное решение, хоть и скрепя сердце. Мера необходимая. Конечно, хадж — важная ибада, поклонение Всевышнему, это столп ислама. Но жизнь и здоровье людей — первая ценность, оберегать которую предписано в религии. Потому, как бы грустно ни было, что в 2020 году для миллионов мусульман хадж не состоится, это меньшее из зол, которое приходится выбирать. В принципе, с самого начала власти Саудовской Аравии достаточно адекватно себя повели в этой ситуации. Например, в Иране мы наблюдали сцены, когда там на объектах паломничества люди с ума сходили. Облизывали ограды, бросая вызов пандемии вируса. И в итоге именно в этих местах случился очаг распространения заразы. А Саудовская Аравия с самого начала пошла на ограничения, сразу заблокировала широкий доступ людей. Было понятно, что быстро эти ограничения не снимут. У нас ведь тоже медленно их убирают, как и по всему миру. Если уж власти занимают здравую позицию, они идут до конца. Здесь саудовские власти не стали проявлять фанатизма, а поступили здраво. И подобное — закономерное развитие.
Что касается мусульман Татарстана, это критично для тех, у кого в 2020 году был единственный шанс поехать к святым местам. Мусульманин и мусульманка должны исполнить хадж раз в жизни. Если человек не поедет в этом году, сможет в следующем. Но, если кто-то находится при смерти, у него обнаружили рак, ему осталось жить недолго и он понимает, что если в 2020-м не поедет, то уже никогда, для таких людей подобное грустно. Однако их, я думаю, очень мало. Для большинства это досадная нотка. Но возможность исполнить свою обязанность перед Всевышним никуда не уходит. На все воля Всевышнего. Я думаю, что эта ситуация — хороший урок верующим вспомнить, что человеческая жизнь превыше всего. Иногда именно под религиозными мотивами, к сожалению, обесценивается жизнь. Мы видим, когда под религиозными лозунгами совершаются теракты, ведутся войны и так далее. А здесь, когда случилась пандемия, сразу вспомнили уже подзабытые хадисы, историю про Умара, который развернул караван от того района, где разразилась чума. Вспомнили много преданий, которые показывают, что жизнь человека первосвященна. Верующие всегда должны извлекать из всего урок. Урок пандемии в том, что жизнь человека главнее всего.
Айрат Гимадутдинов — генеральный директор ООО «АКФ „Аудэкс“», председатель попечительского совета НИБФ «Ярдэм»
— Поскольку я уже совершал хадж, такого большого внимания этому не уделял, не отслеживал ситуацию. И я не планировал. Новость воспринял спокойно. В 2020 году, если запрещено, значит, в будущем можно съездить при необходимости. Необязательно каждый год отправляться, по канонам ислама достаточно раз в жизни. И раньше не было большой очереди, не слышал, что кто-то не смог съездить в 2019-м. Каждый год есть возможность у желающих отправиться, и потому будет возможность на 2021-й. Надо искренне настроиться на это желание — и оно исполнится. Что касается экономики КСА, она в основном зависит от энергоносителей. Не думаю, что ситуация сильно скажется на Саудовской Аравии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 55
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.