«В период ограничительных мер онлайн-продажи выросли примерно в 10 раз, но сейчас плавно спускаются», — говорит основатель сети магазинов стройматериалов «Колорит» Айрат Гайнуллин. Люди в самоизоляции не сидели сложа руки: обновляли, подкрашивали свои дома, дачи и квартиры. О том, как живет DIY-сегмент в условиях пандемии, какие «путинские» меры поддержали бизнес и почему пора пересмотреть налоговую систему, — в материале «БИЗНЕС Online».
Основатель, директор сети магазинов стройматериалов «Колорит» Айрат Гайнуллин. Основана в 1995 году, состоит из 11 торговых точек (10 — в Казани, одна — в Рыбной Слободе) формата небольшого строймаркета
ГЕРОЙ
Основатель, директор сети магазинов стройматериалов «Колорит» Айрат Гайнуллин. Основана в 1995 году, состоит из 11 торговых точек (10 — в Казани, одна — в Рыбной Слободе) формата небольшого строймаркета. В компании работают более 300 человек.
«Ни одного сотрудника мы не уволили. В апреле, как положено, уходили на «удаленку», потом большинство сотрудников вернулись в офис — работать дома понравилось не всем, так как много отвлекающих факторов»
НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО КОМПАНИИ?
- Закрытие магазинов потребовало от нас быстрой реакции. Вплоть до середины апреля работали в режиме заказов через интернет-магазин, по телефону, обеспечили магазины необходимой техникой, чтобы принимать заказы даже по WhatsApp. Затем открыли двери магазинов и без допуска покупателей внутрь начали работать навынос — товар передается на парковку. Продавцам приходилось крутиться как белкам в колесе, но это было эффективнее в сравнении с началом самоизоляции. Сейчас работаем в обычном режиме.
- Надежды на рост интернет-продаж, которые мы питали пять лет назад, не оправдались в той мере, в которой прогнозировались. Их доля до начала самоизоляции была невысока. Да, в период ограничительных мер онлайн-продажи выросли примерно в 10 раз, но сейчас плавно спускаются. При этом нельзя отрицать роль интернет-магазина как витрины, средства получения покупателем информации перед тем, как пойти в магазин.
- Ни одного сотрудника мы не уволили. В апреле, как положено, уходили на «удаленку», потом большинство сотрудников вернулись в офис — работать дома понравилось не всем, т. к. много отвлекающих факторов.
- Расходы на маски, перчатки, антисептики не сильно повлияли на наши траты.
- Спрос на материалы для стройки и ремонта в период жесткой самоизоляции был хороший, причем настолько, что не удавалось удовлетворить его только собственной доставкой, заказами по телефону и через интернет-магазин, поэтому, конечно, карантинные меры повлияли на выручку.
- Из-за ограничения поездок по стране и за границу наметилась потребность в оперативном обновлении жизненного пространства — домов, квартир и дач, а самый простой способ сделать это — покрасить! Потому выросли продажи лаков, красок, эмалей, средств для защиты и декорирования древесины. Не скажу, что из-за кризиса спрос ушел в экономсегмент, на каждый товар все же свой покупатель.
- Большинство арендодателей пошли навстречу в плане предоставления скидок по арендной плате, но не все. В числе тех, кто отказался, — минземимущество РТ.
- Отрасль торговли товарами для стройки и ремонта ощутила на себе влияние коронавируса и все, что с ним связано. Наш формат небольшого строймаркета показывает живучесть и востребованность как в кризис, так и в обычное время. Главное для него — находиться в нужном месте и иметь то, что надо покупателю. Непросто было большим магазинам, но они быстро сориентировались, выделив условно разрешенные 400 кв. м торгового зала, а остальное назвав складом. Для них это стало выходом из непростой ситуации, хотя на полную мощность они пока не работают. Но есть отрасли, которые пострадали куда значительнее, — туризм, сфера развлечений и праздников, общепит.
«К «коронакризису» специальных антикризисных мер не принимали: все уже было поджато и оптимизировано»
ЧТО СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?
- Последние пять лет из-за сокращения спроса и высокой кредитной нагрузки мы только тем и занимались, что ужимались и оптимизировались, поэтому к «коронакризису» специальных антикризисных мер не принимали: все уже было поджато и оптимизировано. Но самое главное, что в январе закрыли последний кредит и вздохнули с облегчением.
- В текущем году переформатировали один из строймаркетов «Колорит» в салон Re Studio по продаже высококачественных материалов для ремонта (красок, обоев, керамической плитки) и составлению дизайн-проектов помещений. Re Studio — это индивидуальный подход к покупателю и ассортимент, отличающийся от того, что есть в огромных магазинах. Здесь есть над чем работать.
ПОМОГАЮТ ЛИ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?
- Пять из наших юрлиц, работающих по франчайзингу, получили 849 100 рублей для выплаты зарплаты сотрудникам. Неожиданно и приятно, впервые за почти 25 лет деятельности «Колорита»! Это грант на начисление зарплаты за два месяца из расчета 12,1 тыс. рублей на каждого работника с условием сохранения 90% штата. Для этих же юрлиц хорошей новостью стала отмена страховых взносов за второй квартал и перенос авансовых платежей по УСН. Возможно, что-то меняется в государстве или объясняется предстоящим голосованием?
- Рассматривают нашу заявку на льготный кредит. Выдают под 2% годовых, и при условии сохранения 90% состава сотрудников кредит может быть списан вместе с процентами в апреле 2021 года.
- Ввиду ужесточения налогового контроля за бизнесом считаю, что должна быть пересмотрена налоговая система, особенно для предприятий, работающих по общей системе налогообложения. Существующая построена на недоверии к людям, уверенности государства, что бизнес стремится скрывать доходы, чтобы меньше платить налоги. Но предприниматель утаивает только из-за того, что понимает, сколько он может отдать безболезненно для бизнеса, а сколько для последнего губительно, поэтому здесь нужны существенные изменения, от слов надо переходить к делу.
«Действуем по ситуации и копим ресурсы. Проще планировать, когда для этого есть средства»
ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ
- Каких-то грандиозных планов развития не строим. Причин тут две: первая — приходится действовать, подстраиваясь под гигантов продаж товаров для ремонта; вторая — сложность и непредсказуемость ситуации. Действуем по обстоятельствам и копим ресурсы. Проще планировать, когда для этого есть средства.
СОВЕТ БИЗНЕСМЕНАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ
- Для меня бизнес — это как марафон: нужно правильно рассчитать силы, сильно не гнать, избавиться от всего лишнего и порой терпеть, терпеть, терпеть. Ситуация может поменяться. Глядите по сторонам — ищите новые возможности. И пусть, в отличие от марафона, в вашем бизнесе не будет финиша!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.