Представитель «Кырлая» рассказал, что сейчас на территории открыт прогулочный парк, летняя веранда и уличные столики. Работает прокат

«У НАС ТАКАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ — СЕЗОН РАБОТАЕМ, СЕЗОН ЗАКРЫВАЕМ ДОЛГИ»

Состояние индустрии развлечений обсудили накануне на онлайн-встрече предпринимателей с представителями аппарата бизнес-омбудсмена РТ. Специалист аппарата бизнес-омбудсмена Филипп Зарубин, открывая встречу, признался, что она получилась самой малочисленной по сравнению с предыдущими (аналогичные мероприятия уже проводились по поводу открытия кафе и салонов красоты), так как 85% предпринимателей, с которыми до этого было выстроено взаимодействие, в ответ на приглашение принять участие заявили, что они уже либо не работают совсем, либо продают бизнес. К слову, отказался участвовать во встрече и, пожалуй, самый известный «курорт» Казани — «Ривьера».

«Тут, видимо, остались самые сильные — те, кто действительно держится за свой бизнес двумя руками и готов предложить что-то дельное», — сделал вывод ведущий.

Самым известным игроком этого рынка, пришедшим на встречу, оказался парк «Кырлай» — его представителем стал Дмитрий Стрелков. Он сразу взял быка за рога и принялся перечислять проблемы, с которыми столкнулся парк аттракционов в этом сезоне. И главная трудность в том, что аттракционы так и не заработали.

Филипп Зарубин признался, что встреча получилась самой малочисленной, так как 85% предпринимателей заявили, что они уже либо не работают совсем, либо продают бизнес

«Период работы в нашей сфере очень короткий — мы работаем с начала мая до октября. Фактически уже потеряли три из пяти рабочих месяцев. Это самое тяжелое», — констатировал Стрелков. По его словам, упущенные три месяца (май, июнь и июль) несут в себе 70–80% выручки, оставшиеся август и сентябрь далеко не такие доходные.

«У нас такая бизнес-модель, что мы работаем сезон, за сезон закрываем все долги. Зимой заработанные оставшиеся деньги вкладываем в развитие, инфраструктуру. И с января начинаем кредитоваться. То есть до открытия мы набираем кредиты и на них живем — зарплаты, взносы и прочее. И начиная с сезона мы опять закрываем долги, копим деньги, вкладываемся и так далее», — пояснил спикер.

Так как в этом году сезон так и не состоялся, кредитная нагрузка на парк возросла еще больше, и это, в свою очередь, может повлечь за собой сокращение штата, спрогнозировал Стрелков. «Сейчас у нас на обеспечении находятся порядка 20 человек, плюс большая материально-техническая база, порядка 10 гектаров наша площадь — аттракционы и прочее», — поделился он.

Парк не пользуется популярностью, так как родители детей боятся, что малыши будут проситься на закрытые аттракционы, добавил Стрелков

Впрочем, этот бизнес, как и все другие, постарался как-то приспособиться к ситуации (тех, кто не адаптировался никак, на встрече уже и не было). Представитель «Кырлая» рассказал, что сейчас на территории открыт прогулочный парк, летняя веранда и уличные столики, работает прокат. Несмотря на это, парк не пользуется популярностью, так как родители детей боятся, что малыши будут проситься на закрытые аттракционы, добавил Стрелков.

«Сразу же появились негативные отзывы: „Зачем я к вам приду?! Ребенок будет меня терроризировать, что хочет кататься, а я ему объяснить не смогу“», — посетовал представитель «Кырлая». Особенно обидно ему оттого, что рядом находится пешеходная зона по ул. Сибгата Хакима, где, несмотря на пандемию, сейчас гуляют очень много людей. «Мы рядом, но там фактически битком, а у нас — никого, — грустил спикер. — Поэтому открытие парка как прогулочного для нас не панацея — нам это не помогло».

«АТТРАКЦИОНЫ НЕ ОПАСНЕЕ, ЧЕМ ИГРЫ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ»

По словам Стрелкова, опыт соседних регионов говорит о том, что большинство из них уже частично открыло и сферу развлечений, и парки. «Почему открыли парки? Потому что это находится на открытом воздухе, тут минимальный контакт. Если даже сравнивать с открытием детских площадок во дворах, там у ребят непосредственный контакт друг с другом — они на площадку выходят играть с другими детьми. А когда они приходят к нам в парк, у них нет этой связи — редко когда маленькие дети начинают друг с другом играть. Все идут спокойно на аттракцион, садятся и катаются — то есть контакт минимальный».

Заместитель руководителя общественной приемной бизнес-омбудсмена Татарстана Никита Валиков в ответ заметил, что Роспотребнадзор еще не подготовил рекомендаций для предприятий и организаций, которые оказывают услуги развлекательного характера. Поэтому у бизнеса есть возможность озвучить со своей стороны какие-то предложения.

Стрелков заверил, что соблюдение дистанции — совсем не проблема, поскольку большинство аттракционов — кабиночного типа и общую посадку не предполагают

Стрелков в ответ заверил, что соблюдение дистанции — совсем не проблема, поскольку большинство аттракционов — кабиночного типа и общую посадку не предполагают. «В основном это кабинки. И практически всегда в одной кабинке располагаются те, кто приходит с семьей или девушкой. Редко кто садится в одну кабинку с чужим человеком. То есть с созданием дистанцирования проблем не возникнет», — уверен он. Что касается аттракционов массовых, здесь нет необходимости изобретать колесо, поскольку все уже придумано. Можно сажать людей через одного или через одно закрывать сиденья.

Валиков поинтересовался: как быть с аттракционами закрытого типа — батуты, квесты? Реально ли там обеспечить безопасность людей? Стрелков в ответ заметил, что из таких аттракционов в парке есть несколько батутов и детская комната. «На самом деле это не опаснее, чем игры на детской площадке. Но в принципе мы готовы не открывать батуты и комнату для детей», — с готовностью заявил он. При этом существуют целые организации, которые живут только подобным, — к примеру, развлекательные точки в торговых центрах. «Может быть, у них есть какое-то свое решение. Но в целом, конечно, это очень трудоемкое предприятие», — констатировал он.

В заключение представитель «Кырлая» попросил за коллег и сотрудников. «У нас уже больше 20 арендаторов — есть и фотографы, и те, кто сдает свое оборудование в аренду. Они тоже очень просят (дать им возможность работать — прим. ред.) и говорят, что им становится все тяжелее. И мы близки к закрытию», — подытожил спикер.

«На самом деле это не опаснее, чем игры на детской площадке. Но в принципе мы готовы не открывать батуты и комнату для детей»

«НАС ВЫРУЧАЕТ ТО, ЧТО МЫ РАБОТАЕМ ПО ЗАПИСИ»

Представитель аттракциона аэротруба «Ветролет», представившаяся Татьяной, предложила обратить внимание на опыт Нижнего Новгорода, который стал открывать салоны посредством установки камер видеонаблюдения. Таким образом, проверяющие органы следят, чтобы все работали в масках и перчатках. Нарушителей штрафуют. «Если такая процедура поможет работать каким-то организациям — в принципе, это как вариант. Но я, конечно, не видела ни одного руководителя салона, который был бы за такую меру», — призналась она.

«На самом деле идея с камерами появилась в Татарстане — более того, эту инициативу поддержал наш президент. В одной из редакций постановления кабмина [было указано] — при возможности реализовывать наблюдение при помощи видеокамер», — с энтузиазмом отреагировал Зарубин. По его словам, подобное действительно могло бы стать хорошим выходом из ситуации. Предприниматели смогут работать в закрытых помещениях, но с учетом жестких правил и регламентов — да еще и с регулярным всевидящим оком. В таком случае и потребитель доволен, и проверяющий спокойно спит.

Говоря в целом о бизнесе, Татьяна отметила, что посетители постепенно начали «просыпаться» — но все равно по сравнению с прошлым годом их значительно меньше. Здесь тоже принимают тщательные меры безопасности: записывают клиентов с перерывом (чтобы они не пересекались между собой), обрабатывают всю экипировку. «Нас выручает то, что мы работаем по записи», — признается она.

Говоря в целом о бизнесе, Татьяна отметила, что посетители постепенно начали «просыпаться» — но все равно по сравнению с прошлым годом их значительно меньше

«ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ ОТЧАИВАТЬСЯ И ГРУСТИТЬ, МЫ РЕШИЛИ СДЕЛАТЬ АКЦЕНТ НА НЕБОЛЬШИЕ ПАКЕТЫ»

У Артема Нуртдинова — своя фотовидеостудия, обслуживающая массовые развлекательные мероприятия. Несмотря на то что таких сейчас практически нет, предприниматель нашел выход из положения.

«В самом начале, как только все это произошло, наш общий оборот упал где-то в 5 раз. Из-за того, что закрываются рестораны, мы не можем проводить свадебные съемки или какие-то мероприятия. И мы сделали акцент на небольших съемках», — рассказал он. Если раньше в компании ориентировались на крупные мероприятия, на которых присутствовали 50–100, а иногда и 400 человек, то теперь пришлось подстраиваться под ситуацию.

«Вместо того чтобы отчаиваться и грустить, мы решили сделать акцент на какие-то небольшие пакеты. Ввели, например, пакет услуг „мини“, который включает в себя съемку вдвоем где-то на природе, на открытой местности, без акцента на ресторан. И многим нашим клиентам, которые до этого планировали съемку в помещениях, стали предлагать такой вариант. Да, мы потеряли существенно много, в 3 раза меньше, чем в прошлом году, сейчас оборот. Но подобное лучше, чем полный ноль или пятикратное падение, как было до этого», — рассуждает мужчина.

Без работы сидят цветочники, декораторы, ведущие… В целом рынок свадебных услуг и ивент-индустрии просел примерно в 5 раз

Введенный пакет, по его словам, стал относительно популярен: он дает возможности выйти в ноль и как-то пережить этот кризис. Какие-то мероприятия клиенты стали проводить на открытом воздухе: на террасе, даче, в небольших загородных домах. Но многие переносят свадьбы и мероприятия на следующий год — так что вся смежная индустрия серьезно страдает. Без работы сидят цветочники, декораторы, ведущие… В целом рынок свадебных услуг и ивент-индустрии просел примерно в 5 раз.

Поэтому Нуртдинов просил не только за себя, но и за коллег: в частности, о том, чтобы банкетным залам разрешили работать хотя бы с частичной заполняемостью. «Я уже не говорю про 100–200 гостей — даже не надеюсь. Но хотя бы какие-то небольшие мероприятия, человек на 30», — сказал он. Тем более что сейчас наиболее жаркая пора: по аналогии с аттракционами июль, август и сентябрь — три ключевых месяца, которые кормят свадебно-развлекательную индустрию весь год. И хотя бы частичное открытие залов помогло бы представителям этой отрасли отработать и как-то выжить.

«Как сделать это безопасно?» — поинтересовался, в свою очередь, Зарубин. Какого-то очень оригинального рецепта у предпринимателя не нашлось. Фотографы и видеографы, по его словам, работают в масках и соблюдают дистанцию — это велит сама специфика дела. А вот банкетным залам помогло бы ограничение количества посетителей и регулярное проветривание.

«Если зал рассчитан на 50 человек — чтобы была возможность загрузить его на 50 процентов, на одну треть. С точки зрения использования закрытых пространств, это, наверное, единственный вариант, который можно применить», — резонно заключил Нуртдинов.