АРБИТРАЖНЫЙ СУД РТ ПОСТАВИЛ ТОЧКУ В СПОРЕ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КАЗАНСКИХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ: ПЛАТИТЬ ЗА ИЗОБРАЖЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ НЕ НАДО

Беспрецедентное судебное разбирательство по иску прокурора Кировского района Казани и немецкого ритэйлера Metro Cash & Carry завершилось вчера в татарстанском арбитраже поражением истца. Прокурор, напомним, выступил в защиту эксклюзивных прав на изображение одной из главных казанских достопримечательностей – мечети Кул Шариф, фотография которой была напечатана в рекламном каталоге немецкой сети. Корреспондент «БИЗНЕС Online» разбирался в деталях спора.

КУЛ ШАРИФ: ФОТОГРАФИЯ ИЛИ СТИЛИЗАЦИЯ?

Вчера Арбитражный суд РТ отказал в иске прокурору Кировского района Рафкату Уразбаеву в иске к сети магазинов Metro Cash & Carry. Надзорный орган, напомним, посчитал, что немецкий ритейлер, использовавший фотографию с изображением мечети Кул Шариф в своем рекламном каталоге, нарушил права Казанского кремля.

Впервые тема использования символов Казанского кремля в коммерческих целях была поднята летом 2010 года. Тогда вопрос - брать ли плату с производителей сувениров за использование казанских достопримечательностей - стал поводом жесткого противостояния между музеем-заповедником и казанскими предпринимателями. В итоге кабмин принял соломоново решение: за использование знаков нужно платить символическую плату – 30 рублей в год.

И вот спустя почти год защитой интересов Казанского кремля занялся прокурор Кировского района. В июне стартовал суд, камнем преткновения которого стал рекламный каталог, распространяемый в региональной сети магазинов Metro Cash & Carry и выпущенный специально для жителей Казани весной 2011 года. Для иллюстрации каталога немецкий ритейлер заключил договор с фотографом, который провел фотосъемку мечети Кул Шариф.

В прокуратуре посчитали, что распространение любого обозначения памятника, входящего в архитектурный комплекс Казанского кремля, является прямым нарушением статьи 14.10 КоАП РФ. Согласно ей незаконное использование чужого товарного знака или сходных с ними обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа на юрлиц до сорока тысяч рублей. Однако для Metro Cash & Carry отстаивание своей позиции стало делом чести: судебные издержки за восемь судебных заседаний превысили сумму возможного наказания.

ВСЕ ДЕЛО В ОКНАХ

В споре приняли участие семь человек: юрист Metro Cash & Carry Алексей Белозерский, два представителя прокуратуры - Тимур Абдреев и Алмаз Валиахметов, третьи лица, представляющие интересы «Казанского Кремля» Денис Басков и Григорий Бусарев, а также патентная поверенная РФ Наталья Гайнутдинова и специалист Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС) Владимир Китайский.

Более часа специально приглашенный специалист из РГАИС Китайский рассказывал, что запатентованный за Казанским кремлем товарный знак является настолько стилизованным изображением, что к конкретной мечети Кул Шариф отношения не имеет. Во-первых, в запатентованном товарном знаке нет окон в форме тюльпанов, которые отчетливо просматриваются на фотографии, опубликованной в каталоге немецкой сети. Во-вторых, реальная высота мечети выше зарегистрированной, о чем можно судить по соотношению высоты минаретов и самого здания мечети. В-третьих, Кремль не запатентовал светильники, расположенные на постаментах. В-четвертых, товарный знак зарегистрирован в черно-белом варианте, а фотография опубликована в цветном. В-пятых, к зданию мечети на фотографии прилегает двухэтажный постамент, а в товарном знаке – нет…

«В первом случае речь идет о конкретной мечети Кул Шариф, характерной достопримечательности города, – сделал вывод Китайский. - Во втором случае речь также идет о культовом сооружении, но без достаточной детализации и с применением элементов стилизации. Но сделать вывод о том, что это Кул Шариф, нельзя. Мечеть вообще является слабым элементом при обозначении товарных знаков, так как все мечети по характерным признакам похожи».

После долгих споров по каждому пункту представитель истца, Валиахметов поставил под сомнение сам факт необходимости проведения экспертизы. «Целью экспертизы был не ответ на вопрос, который уже есть у суда. Патентная поверенная РФ Наталья Гайнутдинова уже признала фотографию мечети Кул Шариф, использованную в газете Metro Cash & Carry, сходной до степени смешения с товарным знаком, зарегистрированным музеем-заповедником «Казанский Кремль». Целью работы Китайского было доказательство соответствия действительности экспертизы Гайнутдиновой», - отметил Валиахметов.

КАТАЛОГ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Еще час изучения доказательств и час прений поставили следующие вопросы: на кого был ориентирован рекламный каталог немецкого ритэйлера и почему, например, СМИ могут использование изображение мечети, а Metro Cash & Carry – нет. В частности, Наталья Гайнутдинова задала вопрос представителю Metro Cash & Carry: неужели обычный потребитель, на чье сознание и направлено опубликованное изображение, будет думать о цвете, объеме и прочих деталях?

Однако Белозерскому в зале судебного заседания удалось доказать, что каталог ориентирован на предпринимателей, имеющих специальные зарегистрированные карты в сети немецкого ритэйлера.

В результате пятичасового разбирательства судья Алексей Кириллов прокурору Кировского района в иске отказал.

Руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Cash & Carry Оксана Токарева уточнила газете «БИЗНЕС Online», что Metro Cash & Carry решением суда удовлетворено и что компания по-прежнему отстаивает позицию, что степень смешения между фотографическим и стилизованном изображении мечети Кул Шариф, зарегистрированным «Казанским Кремлем», отсутствует. Прокурор же Кировского района, как сказал нашей газете Валиахметов, намерен отстаивать свою позицию в суде вышестоящей инстанции.

Справка

Metro Group- третья по величине торговая сеть в Европе и пятая — в мире. В группу входят:Metro/Makro Cash & Carry, Real, Media Markt, Saturn, Galeria Kaufhof.

Основная деятельность - мелкооптовая торговля и продажа бытовой техники.

Развитие проекта METRO Cash & Carry в России официально началось 1 ноября 2000 года.

Основные владельцы Metro Group — семьи немецких предпринимателей Ханиель и Шмидт-Рутенбек (47,41 % голосующих акций), семья Байсхайм (13,21 % голосующих акций), остальные акции находятся в свободном обращении METRO Cash & Carry International GmbH представлена 623 торговыми центрами Cash & Carry в 30 странах мира. Также в METRO Group входит сеть розничных гипермаркетов «real,-», включающая в себя 428 гипермаркетов, большая часть которых работает в Германии, Польше и Турции.