ЧТО БУДЕТ В РОССИИ ЧЕРЕЗ 50 ЛЕТ БЕЗ МОДЕРНИЗАЦИИ?

В конце сентября президенту РФ был представлен доклад, посвященный культурным факторам модернизации экономики. Из этого документа можно понять, каких качеств не хватает россиянам, чтобы череда успешных реформ преобразила страну. Корреспондент БИЗНЕС Online вместе с другими журналистами из регионов России побывал на лекции автора доклада - известного экономиста Александра Аузана.

БЕЗ МОДЕРНИЗАЦИИ В РОССИИ ОСТАНУТСЯ ОДНИ ПЕНСИОНЕРЫ

Сколько лет понадобится, чтобы Россия догнала развитые страны? Что будет без модернизации экономики? Почему россияне отлично справляются в небольших западных компаниях и заметно менее успешны в роли топ-менеджеров транснациональных корпораций? Чем же мы так сильно отличаемся от иностранцев? Обо всем этом шла речь в подмосковных Химках в рамках семинара Клуба региональной журналистики.

Утрированную картинку мрачного будущего нарисовал на семинаре Александр Аузан, руководитель консультативной рабочей группы комиссии по модернизации и экономическому развитию экономики России при президенте РФ.

«Что будет без модернизации? Пройдет несколько десятилетий, и в России будут жить пенсионеры, таджики, менеджеры и охранники. Через страну будет проходить 15-рядная трасса Китай-Европа. Пенсионеры будут получать свою пенсию, таджики под управлением менеджеров будут строить чего-нибудь вокруг этой трассы, а охранники – поддерживать стабильность…» Все это, по словам Аузана, ждет нас в течение ближайших 50 лет - если страна останется сидеть на сырьевой игле, не развивая современных производств, не занимаясь инновационной экономикой.

ВИНОВАТ МЕНТАЛИТЕТ

Неумение планировать будущее на годы вперед – национальное качество россиян. К такому выводу пришли эксперты, изучив поведение российских инвесторов в России, Германии и США.

Существует две группы стран, успешно осуществивших модернизацию от индустриального общества к обществу современному. В одних странах это движение осуществляется поступательно и непрерывно сотни лет (типичный пример – Англия и США). В других происходит рывками – движение вперед сменяется откатом назад, как в России со времен Петра I. А третьим удалось сломать систему и перейти от развития прыжками к развитию непрерывному.

«Но прыгать умеют все – не все умеют летать, - говорит эксперт. - В мире насчитывается около 70 попыток стран провести такую модернизацию. Успешных всего пять – и это Таиланд, Южная Корея, Япония, Гонконг и Сингапур, которым удалось провести модернизацию за последние 50 лет».

Почему у них получилось? Очевидно, не потому, что у них в начале пути была развитая демократия или успешная экономика. Дело, скорее всего в сложившейся деловой практике – в менталитете нации в странах «рисовой культуры», где долгое время господствовала Великобритания с ее мощной системой права, уважением к закону независимо от статуса человека.

ЧТО ЖЕ ТАКОГО ЕСТЬ У НИХ, ЧЕГО НЕТ У НАС?

«Россия, понедельник, 13-е» - такое название в экспертном сообществе получило исследование культурологических факторов модернизации, - говорит Аузан. – Этот проект завершился в пятницу, 13-го. С понедельника по пятницу, с сентября-2010 до мая-2011 эксперты попытались ответить на вопрос: почему же у одних стран получается модернизация, а у других – нет? Почему некоторые вещи в России получаются – освоение космоса, лучшие образцы авиатехники, военной техники, а другие – автомобилестроение, к примеру – нет? Мы посмотрели, как менялись кросс-культурные характеристики людей в странах, которые пошли на взлет». Это исследование и легло в основу доклада, который 26 сентября был представлен президенту РФ Дмитрию Медведеву.

Оказалось, что у граждан всех пяти стран - лидеров модернизации есть пять отличающих их признаков.

Во-первых, у людей растет ценность самовыражения, а не выживания. Человек стремится не лишний домик прикупить, дабы оставить его потомкам – а живет ради себя, живет в сегодняшнем дне.

Во-вторых, на первый план выдвигаются рациональные, а не религиозные ценности.

В-третьих, растет индивидуализм – люди меньше ориентируются на мнение окружающих, выбирая свой собственный путь.

В-четвертых, резко снижается дистанция между человеком и властью. Люди перестают быть равнодушными, им не чуждо то, что происходит вокруг. «И это не обязательно демократия – это ощущение человека, как он лично воздействует на власть», - подчеркнул эксперт.

В-пятых, граждане стран, успешно прошедших модернизацию, начинают планировать личную жизнь на десятилетия вперед.

НАШИ ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ ХОРОШИ, НО…

Как оказалось, Россия – самая индивидуализированная страна в мире! «Российские бизнесмены (неважно, работают они у нас или за границей) проявляют одинаковые качества. Для них профессия – это призвание, в работе они универсальны, что связано с фундаментальностью образования. Россияне отлично решают нестандартные задачи и плохо справляются там, где необходимо соблюдать стандартизованные процедуры. Российские топ-менеджеры – радикальные индивидуалисты, сосредотачивающие все рычаги управления в своих руках и не надеющиеся на других. И их также отличает короткий горизонт планирования», - отметил Аузан. Причем показатель ориентированности на будущее у россиян – существенно ниже, чем у рассматриваемой пятерки азиатских стран. Более того – он самый низкий в группе из 62 стран, проводящих модернизацию.

В итоге карьера россиян прекрасно складывается там, где требуется универсальность, умение найти выход, где необходимо показать свою индивидуальность. Но в крупных транснациональных компаниях требуется зачастую другое – соблюдение правил и процедур, а вот как раз этого мы и не любим. Поэтому на Западе сравнительно немного россиян в топ-менеджменте компаний.

ЧТО НАС ОЖИДАЕТ?

«И именно поэтому у нас проблемы там, где идет массовое производство! – говорит эксперт. - Ну, не любит наш человек соблюдать стандарты или законы. Они «плохие»!

Отсюда хромает качество сборки отечественных автомобилей – конвейер не терпит нарушений стандарта… И именно поэтому мы были первыми в освоении космоса, авиации, каких-то уникальных технологиях – здесь все новое, и ничто не мешает полету фантазии нашего человека.

Что интересно, россияне, учившиеся за границей, гораздо лучше чувствуют себя в роли топ-менеджеров!

Так что же нас ожидает? В России будет модернизация, это понятно, – в глобализированном мире нельзя развиваться хуже, чем соседние страны. Предпосылки к этому у нас есть – и немалые. Модернизация возможна по нескольким сценариям, и очевидно, что избран сценарий постепенный. Вводятся новые образовательные стандарты, произошел переход на стандартизованную систему сдачи экзаменов – ЕГЭ, наводящий ужас на миллионы родителей, учит мыслить стандартными категориями. Именно поэтому минобраз меняет гуманитарный цикл, где закладываются общечеловеческие ценности. Все эти процессы уже служат модернизации.

Хорошо это или плохо? Неизвестно… Особенно если учесть, что у нашего топ-менеджмента плоховато с планированием: заглянуть на год вперед – пожалуйста, а вот дальше... «Пока мы можем планировать на 18 лет вперед только тогда, когда УЗИ показывает, что родится мальчик», - шутит Аузан. Какая модернизация родится через десять лет, и родится ли она?

Справка

Аузан Александр Александрович (род. 11 июля 1954 года) — российский экономист, д.э.н., заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Института национального проекта «Общественный договор», президент Ассоциации независимых центров экономического анализа, член группы «СИГМА», общественный деятель, публицист, член различных коллегиальных органов управления.