Ряд торговых центров Казани готовится к полномасштабному открытию, которое разрешил накануне Роспотребнадзор, — от арендаторов требуют провести генеральную уборку, освежить вывески и закупить средства защиты. Впрочем, многие и так работают на разрешенных площадях в 800 кв. метров. О том, как казанцы занимаются шопингом в 34-градусную жару и где самые большие очереди, — в материале «БИЗНЕС Online».
ТЦ КАЗАНИ РАЗДАЮТ ИНСТРУКЦИИ арендаторам ПЕРЕД ОТКРЫТИЕМ
После ободряющего заявления руководства республиканского Роспотребнадзора о том, что можно перейти к третьему этапу снятия COVID-ограничений, торговые центры и арендаторы замерли в ожидании формального разрешения правительства Татарстана. Напомним, накануне замруководителя Роспотребнадзора РТ Любовь Авдонина рассказала журналистам, что в кабмин направлены предложения о частичном послаблении режима. Это позволит открыться заведениям общепита с рядом ограничений (запрет на кальяны и проведение корпоративов, заполняемость внутреннего зала не более 50%). Предусмотрено также открытие торговых центров, за исключением детских игровых комнат, зоны фуд-кортов и кинотеатров.
Сейчас ТЦ республики разделились на две категории. Одни открывают несколько торговых точек с совокупной площадью менее 800 кв. метров и с отдельным входом — это позволяет постановление кабмина РТ от 27 июня. В их числе «Мега», «Кольцо», «ГоркиПарк» и пр. Другие, такие как «Тандем», пускают посетителей только в магазины, которые продают товары первой необходимости, — аптеку, продуктовые и «Детский мир».
Появились и оптимистично настроенные собственники, которые начали готовить арендаторов к полному открытию. В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалось письмо казанского ТК «Савиново», в котором собственник предлагает «заблаговременно провести все мероприятия, необходимые для возобновления деятельности в условии пандемии». Свод правил, как сказано в документе, основан на требованиях Роспотребнадзора и опыте коллег из других регионов. Администрация ТК просит обеспечить неукоснительное выполнение требований, т. к. нарушение правил сотрудниками влечет риск заражения для покупателей и может привести к повторной приостановке деятельности ТК «Савиново». Отметим, что часть магазинов в этом торговом комплексе уже работает.
До начала работы магазины также должны закупить маски и перчатки для посетителей, установить антисептики в зоне доступа, а также приобрести бактерицидную лампу
В правилах для арендаторов обозначено требование за три дня до открытия ТЦ провести генеральную уборку внутри помещений, отмыть фасад и вывеску, а также подать заявку на ввоз или вывоз товара и оборудования. С сотрудниками магазинов необходимо провести инструктаж и завести журнал учета ежедневной фиксации выполнения требований Роспотребнадзора, назначить приказом ответственного. Персонал должен быть обеспечен масками, перчатками, дезинсекторами, а для фиксации температуры нужно тоже завести журнал учета. В случае обнаружения у сотрудника магазина температуры или симптомов ОРВИ его отстранят от деятельности на 14 дней.
Кроме того, до начала работы магазины должны закупить маски и перчатки для посетителей, установить антисептики в зоне доступа, а также приобрести бактерицидную лампу, на фасаде нужно разместить объявление о масочном режиме, а на пол нанести наклейки о дистанции не менее 1,5 метра. Для кассовой зоны — отдельные требования: защитный прозрачный экран для кассира, маска-экран или щит для защиты персонала. Впрочем, этот пункт, как прописано в письме, нужно уточнять в Роспотребнадзоре. Минимум за час до открытия магазина арендаторы должны сообщить о выполнении требований администрации.
Маленьким точкам и несетевым брендам невыгодно начинать работу, пока не откроется полностью весь ТЦ
«ПЕРСОНАЛ БОИТСЯ, ЧТО МАГАЗИНЫ И ВОВСЕ ЗАКРОЮТ, ПОТОМУ ЧТО ВЫРУЧКИ НЕТ, за АРЕНДУ НАДО ПЛАТИТЬ»
Формат работы ТЦ на 800 разрешенных «квадратах» не устраивает и самих арендаторов, которые ждут полного открытия торговых комплексов. Маленьким точкам и несетевым брендам невыгодно начинать работу, пока не откроется полностью весь ТЦ, считает предприниматель Татьяна Миллер. Платить за аренду, по ее словам, могут только федеральные сети. У бизнесвумен свои магазины постельного белья в торговых центрах в Альметьевске, Челнах, Казани и Нижнекамске, но отдельного входа в них нет, они пока остаются закрытыми.
При этом размер арендных платежей для работы на разрешенных 800 кв. м несравним с потоком клиентов. «Я общаюсь с коллегами: там, где открыты магазины, им снижают арендную ставку только на 30 процентов, а 70 процентов остается. Это очень затратно. Они говорят, что в ТЦ очень мало людей, персонал боится, что магазины и вовсе закроют, потому что выручки нет, за аренду надо платить», — рассказала она «БИЗНЕС Online».
По словам Миллер, практически все, кто сейчас открылся, расположены на первых этажах, это в основном «федералы». Для них ТЦ предоставляет отдельный вход. Но дверей на все магазины не хватит, а уведомление об оплате аренды приходит и во время простоя. Из всех ее арендодателей освободили от платежей за съем помещений только в казанском ТЦ XL (Казань), «Сити Молле» в Нижнекамске и в альметьевской «Панораме». Там оставили лишь квитанции за эксплуатационные расходы и «коммуналку». «„Омега“ и „Тандем“ нам прислали уведомление, что будет оплата в 50 процентов. Для меня это катастрофично. Я им написала письма, что не смогу оплатить. Пока жду, может, будет какое-то решение, возможно, правительство республики обратит внимание на данную проблему. Это сколько магазинов закроется!» — говорит бизнесвумен.
Арендаторы кафе в торговых центрах пока пребывают в полной неизвестности
«Посещаемость стала в 3 раза меньше, чем до пандемии», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» на условиях анонимности арендатор из ТЦ «Сити Центр». Его магазин открылся неделю назад с отдельного входа. Организация выполнила все требования Роспотребнадзора: ведет журнал с замером температуры сотрудников, закупила средства защиты и обработки, расчертила дистанционную ленту. Теперь здесь надеются на отсрочку платежей по аренде. В данном ТЦ можно также посетить точки на втором этаже: Familia и Modis, оптику, детский магазин и магазины электроники.
Арендаторы кафе в торговых центрах пока пребывают в полной неизвестности. У собеседницы нашего издания Альбины сеть «Барбекю» в «Парк Хаусе», «Кольце» и «Тандеме». Недавно она получила письма от администрации, что точки нужно готовить к открытию, а обрабатывать помещения необходимо даже при закрытых ТЦ, но даты открытия ей пока не сообщают. Тем временем договориться о скидке на аренду, по словам Альбины, удалось только с «Кольцом».
С просьбой прокомментировать вопрос открытия ТЦ и рассказать о подготовительной работе в магазинах «БИЗНЕС Online» направил запрос в «Мегу», «Тандем», «Кольцо» и «Сити Центр», но ответа на момент публикации пока не последовало. Как нам сообщили в пресс-службе «Парк Хауса», точки готовятся к открытию с учетом соблюдения правил Роспотребнадзора, клеятся стикеры на витрины о соблюдении мер безопасности, идет смена коллекции одежды. «Пока ждем распоряжения, надеемся, что оно со дня на день появится», — сказали нам по телефону.
В торговом центре «Кольцо», судя по объявлению у входа со стороны улицы Пушкина, уже работает 7 магазинов
«Одна девушка прибежала, сказала, что свадьба скоро, чуть не плакала от счастья, что магазин открыли»
Корреспонденты «БИЗНЕС Online» накануне вечером посетили несколько торговых центров и обнаружили, что часть из них уже начинает готовиться к открытию, а во многих уже сейчас сотни покупателей. В торговом центре «Кольцо», судя по объявлению у входа со стороны улицы Пушкина, уже работает 7 магазинов: продуктовый «Эдельвейс», хобби-гипермаркет «Леонардо», магазин товаров Familia, магазины одежды Zarina и Ostin, обувной Respect и студия «Регион 16». Для каждого из них предусмотрен отдельный вход. Со стороны Пушкина (привычный центральный вход в здание) можно попасть только в Respect. На входе в сам ТЦ размещено объявление о необходимости находиться внутри в масках и перчатках и соблюдать дистанцию, а в магазине — объявление о 20-процентных скидках в честь возобновления работы. Посетители, по наблюдению нашего корреспондента, не слишком соблюдали дистанцию, внимательно выбирая обувь. Всего в магазине вечером буднего дня находились 6–7 человек.
«Обувь же нужно померить, просто так не купишь. Одна девушка прибежала, сказала, что свадьба скоро, чуть не плакала от счастья, что магазин открыли
Директор магазина Камиль Мустафин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал, что работают они меньше недели. Покупателей меньше, чем в прошлые годы в аналогичный период, но в первые дни открытия клиенты приходили очень активно. «Обувь же нужно померить, просто так не купишь. Одна девушка прибежала, сказала, что свадьба скоро, чуть не плакала от счастья, что магазин открыли, — с улыбкой рассказывает собеседник. — В основном сейчас берут летнюю обувь — по сезону. Перед открытием мы обзванивали наших клиентов, приглашали».
По словам Мустафина, даже открытие в таком формате — «уже хоть что-то». При этом магазин и продает товары через интернет, и напрямую доставляет их покупателям. Когда введут третий этап и «Кольцо» откроется целиком, Мустафин не в курсе.
Как рассказал нашей газете продавец-консультант магазина, Familia открыта с 8 июля. «Людей очень много! Как под Новый год! Меньше не стало. Теперь в два раза больше»
Если воспользоваться центральным выходом и отправиться налево, по улице Петербургской, в здание будет еще три входа. В одном открыт фото- и копи-центр. Через второй вход, если подняться по лестнице на четвертый этаж, можно попасть в магазин Familia. Здесь находились около 20–25 покупателей. Особенно активным было движение возле примерочных. Как рассказал нашей газете продавец-консультант, Familia открыта с 8 июля. «Людей очень много! Как под Новый год! — удивил он нашего журналиста, который ожидал уменьшения количества покупателей по сравнению с докоронавирусным периодом. — Меньше не стало. Теперь в два раза больше».
Магазин славится низкими ценами, а в ассортименте — сотни товаров от кухонной посуды до одежды. По словам собеседника, покупают все, но больше всего — одежду
Магазин славится низкими ценами, а в ассортименте — сотни товаров от кухонной посуды до одежды. Собеседник говорит, что покупают все, но больше всего — одежду. По его мнению, открытие в таком урезанном формате выгодно скорее для конкретного магазина, но не для всего торгового центра. Когда возобновит деятельность весь объект, он также не знает, но отмечает, что об открытии своего магазина узнал меньше чем за сутки.
Клиентов Familia не останавливали красные ленты, ограничивающие доступ к площадям за рамками разрешенных 800 метров. Покупатели сновали под ними в нужные отделы, замечаний им никто не делал.
Справа от центрального входа в «Кольцо» выходит кофейня «Шоколадница», из которой на улицу вынесли несколько столиков
Еще один вход со стороны Петербургской привел корреспондента издания в «Леонардо», также на четвертый этаж. На входе в магазин висит объявление, что в помещение не допускаются более 120 человек. При этом насчитать удалось всего двоих покупателей. Продавец-консультант Альбина в разговоре с нашим корреспондентом рассказала, что «Леонардо» работает пять дней. «Похоже, еще не все знают, что мы открылись, но с каждым днем покупателей все больше», — сказала она. По мнению девушки, для магазина лучше, если бы открылся весь торговый центр, потому люди направляются в такой объект сразу в несколько точек. «Приходить только в один магазин несподручно», — говорит Альбина. В «Леонардо» персонал также оказался не в курсе, откроется ли в ближайшее время весь ТЦ, но заверил, что ходить в такие места точно безопасно.
Справа от центрального входа в «Кольцо» выходит кофейня «Шоколадница», из которой на улицу вынесли несколько столиков. На импровизированной террасе никого нет, а внутри скучают официанты. С этой же стороны можно попасть в магазин одежды Zarina, который открыт с 9 июля. На вопрос, приходят ли покупатели, продавец-консультант ответила: «Очень активно». «Прямо очень много народа. Уже не боятся, — рассказала она. — Какие-то модели у нас ушли, а сейчас представлена летняя коллекция. От весенней есть только небольшой уголок. Многие спрашивают, когда откроется весь торговый центр, но информации нет».
В ЦУМе 6 входов аж в 26 магазинов («Бахетле», Lisandr, Yves Rocher, музыкальный «Сольдо», Togas, салон польской одежды Potis & Verso, Rieker, «Пан Пеликан» и др.)
В ЦУМе 6 входов аж в 26 магазинов («Бахетле», Lisandr, Yves Rocher, музыкальный «Сольдо», Togas, салон польской одежды Potis & Verso, Rieker, «Пан Пеликан» и др.). Работают также аптека, химчистка и банк. В «Дворянском стиле» сотрудники рассказали нашему изданию, что их магазин работает лишь второй день, но люди уже приходят. «Конечно, это хоть что-то», — говорят они о частичном открытии. По их словам, еще неизвестно, в какую копеечку руководству выльется закупка необходимых товаров (антисептиков, СИЗов и пр.). В этом магазине отметили, что посетителей меньше, чем до коронавируса. Одна из причин — еще не все знают об открытии.
В торговом центре «Парк Хаус» работает только один парадный вход
АНОНС ОТКРЫТИЯ «ПАРК ХАУСА» и ОЧЕРЕДИ В «МЕГЕ»
В торговом центре «Парк Хаус» работает только один парадный вход. В тамбуре стойка с одноразовыми перчатками, за ней металлоискатель, рядом с которым охранник измеряет температуру всем посетителям бесконтактным градусником. Проходя внутрь, некоторые покупатели тут же снимают маску и перчатки, пока идут до «Ашана». На лавочках торгового центра можно увидеть наклейки с запретом на сидение, но никто его не соблюдает. Выходить посетителям центра предлагают по противоположной стороне коридора, которая отделена от входящего потока ленточкой.
Главный вход в торговый центр закрыт, рядом ироничный баннер со словами «Приятных покупок! Мы скучали по вам!»
Помимо «Ашана», в «Парк Хаусе» работают магазины Sunlight, DNS и «М.Видео». В два последних можно попасть только через открытые эвакуационные выходы. На входе в точки также стоят охранники, но никаких замечаний посетителям по поводу масок и перчаток не делают, а лишь проверяют выходящих, если последние покажутся им подозрительными.
В ТЦ «Тандем» открыт только «Детский мир», который продает товары первой необходимости. Подниматься к нему приходится по эвакуационной лестнице
Главный вход в торговый центр закрыт, рядом ироничный баннер со словами «Приятных покупок! Мы скучали по вам!». Это единственное свидетельство подготовки к будущему открытию ТЦ. Охранники «Парк Хауса» заверили нашего корреспондента, что им об этом ничего не сообщали.
В самом магазине покупателей менее десятка, а бо́льшая часть стеллажей закрыта табличками с предложением купить товар в интернет-магазине
В ТЦ «Тандем» открыт только «Детский мир», который продает товары первой необходимости. Подниматься к нему приходится по эвакуационной лестнице. На протяжении всего маршрута стоят указатели, а на лестничных пролетах — охранники. В самом магазине покупателей менее десятка, а бо́льшая часть стеллажей закрыта табличками с предложением купить товар в интернет-магазине. Для клиентов доступны только стеллажи с одеждой, подгузниками и продуктами питания.
Парковка ТЦ «ГоркиПарк» практически полностью забита машинами. В тамбуре комплекса поток посетителей разделяется на две части: слева идут те, кому нужно в «Ленту», «Детский мир» и «М.Видео», а справа — в Kari и Baden
Парковка ТЦ «ГоркиПарк» практически полностью забита машинами. В тамбуре комплекса поток посетителей разделяется на две части: слева идут те, кому нужно в «Ленту», «Детский мир» и «М.Видео», а справа — в Kari и Baden. «Мы живем неподалеку, вот и пришли сюда за продуктами. Ждем, конечно (особенно жена), когда полноценно откроются торговые центры, хотя часть покупок уже перенесли в интернет-магазины», — рассказали Алина и Игорь Окуловы. С противоположной стороны работают мебельные салоны Moon и «Много мебели», а также Westfalika — к ним ведут отдельные самобытные «дорожки», огороженные строительной лентой.
На первом этаже ТЦ блуждают в поисках товаров более сотни человек, а на втором — не более десятка посетителей, львиная доля людей направляются в «Детский мир»
На первом этаже ТЦ блуждают в поисках товаров более сотни человек, а на втором — не более десятка посетителей, львиная доля людей направляются в «Детский мир». «Поток покупателей не сильно просел, — рассказал администратор магазина Евгений Галкин. — У нас магазин попадает под критерий 800 квадратных метров, поэтому мы продаем и игрушки. Остальные „Детские миры“ из-за большой площади вынуждены реализовывать игрушки через интернет. Ожидаем, что будет дополнительный поток, так как многие до сих пор думают, что мы не работаем».
В «Меге» также можно встретить обилие работающих магазинов, правда, искать их придется по указателям и рядом с эвакуационными выходами
В «Меге» также можно встретить обилие работающих магазинов, правда, искать их придется по указателям и рядом с эвакуационными выходами. Например, через эвакуационную лестницу можно попасть в LC Waikiki. На удивление там просто не протолкнуться, а в примерочных стоят очереди. Продавцы отмахиваются от комментариев, говоря, что им нужно работать, а клиенты не скрывают, что для них данная точка стала единственной возможностью для шопинга. «А какой еще магазин одежду продает? Пойдите по Казани поищите, а здесь сразу и верх, и низ можно приобрести как для женщин, так и для мужчин», — радуется покупатель Айнур.
Например, через эвакуационную лестницу можно попасть в LC Waikiki
Работает и строительный магазин OBI. Пройти в него также можно по эвакуационным лестницам. Клиентов здесь не так много, но все уходят с покупками. Часть стеллажей закрыта, но консультанты готовы подсказать или принести то, что нужно покупателю.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.