Художник-муралист Рустам Салемгараев, более известный в мире искусства как Рустам Кубик (QBic), на днях вписал свое имя в историю Казани — по просьбе строительной компании «СМУ-88» он нарисовал, пожалуй, самый длинный мурал столицы Татарстана. Холстом стал фасад паркинга в новом жилом комплексе «Малиновка» на улице Завойского. Что именно предстояло нарисовать художнику, выбирали жители города из трех эскизов. Победил космический вариант — «Я могу дышать». Подробности в нашей фотоистории.
-
На днях страницы истории Казани пополнились знаковым событием — в одном из спальных районов города, на территории ЖК «Малиновка», известный художник Рустам Кубик (QBic) нарисовал мурал, претендующий стать самым длинным в столице Татарстана, с символичным называнием «Я могу дышать». Живопись появилась на стене паркинга — его длина 183 м, а максимальная высота — 16 метров!
-
Кстати, не стоит путать мурал с граффити. «„Граффити“ — это такое старое понятие, и если детализировать определение, то рисунки выполняются строго аэрозольными баллончиками, — объясняет Кубик. — Композиции, как правило, — это надписи, часто никнеймы самих художников, и в редких случаях это могут быть стилизованные персонажи. В общем-то, все. Хотя если граффити выполнено в масштабных размерах, на большой стене, то его тоже можно отнести к муралам. Ну а „мурал“ в переводе с английского означает „фреска“. В России обыватели такое слово не очень знают, а за рубежом оно самое обычное. И любой рисунок на стене — это мурал».
-
У художников-муралистов своя техника рисования — никаких баллончиков с краской. В работе используются исключительно банки с красками и валики разных размеров. Те, что побольше, — для создания фона, другие — для более тонкой работы. Например, чтобы рисовать детали — черты лица, небольшие предметы.
-
Вот так паркинг выглядел до нанесения рисунка: серый и безликий. Если бы не желание застройщика сделать из него что-то «поживее», он так и остался бы невзрачным сооружением, где хранятся «железные кони» владельцев прилегающих квартир.
-
Главный идеолог преображения серого фасада в предмет искусства — директор группы компаний «СМУ-88» Илья Вольфсон. Свою идею он объяснил нам так: «Для нас очень важен общий облик города, поэтому мы не смотрим на этот проект как на дополнительные финансовые издержки. Я убежден, что красивым должен быть не только центр Казани, но и спальные районы, где живут тысячи семей».
-
Вольфсон отметил, что не менее важно было найти художника высокого уровня, поэтому пригласили именно Кубика. Это известный в мире художник-муралист, его работы можно найти в Новой Зеландии, Мексике, Норвегии, США, Китае, Польше, Турции, Австралии. Например, на этом фото из «Инстаграма» Рустама — его работа в городе Айия Напа (Кипр). Свою роль сыграло то обстоятельство, что Рустам — казанец, которому прежде так и не представился шанс нарисовать ни одного мурала в родном для себя городе.
-
«6 лет назад, когда я только начинал развиваться в этом направлении, в России мало уделяли внимания уличному искусству, — признается Рустам. — Поэтому я понимал, что сначала мне нужно сделать имя на Западе. Я реализовывал проект за проектом и со временем стал узнаваемым. И вот меня пригласили реализовать нечто особенное в родном городе. Для меня это большой проект, в который я вложил всю душу».
-
Картина «Я могу дышать», которая уже красуется на внешней стене паркинга, была не единственным претендентом на стену длиною в 183 метра. По просьбе Вольфсона Кубик предложил три эскиза, из которых победителя выбирали народным голосованием в социальных сетях.
-
Судя по высокой активности — в голосовании за неделю приняли участие свыше 1 200 жителей города, — казанцам понравилась идея такого подхода и сами рисунки не оставили равнодушными. Среди предложенных был романтичный вариант — «Свидание» и рассказ о взрослении — «Дорога жизни». Из них за эскиз «Я могу дышать» проголосовали 675 человек.
-
«Я очень рад, что город, жители выбрали именно этот вариант, потому что эскиз „Я могу дышать“ был мне ближе всего по душевным соображениям, — отметил художник. — Его я нарисовал первым из трех эскизов, а первая работа — самая искренняя. И мне кажется, люди это почувствовали».
-
На каждую картину Рустама вдохновляют определенные события в его жизни. В данном случае отправной точкой стала пандемия. «Самоизоляция, масочный режим легли в основу проекта „Я могу дышать“, — отметил Кубик. — Это новая реальность, к которой человек должен как-то адаптироваться. Признаюсь честно, в последнее время меня все чаще вдохновляют темы экологии и освоения космоса. Я поразмышлял на эту тему и нарисовал мальчика, который с детства читает книги про космос и уже с юных лет мечтает быть астронавтом, который высадится на новой планете в поиске новой жизни».
-
Проект нашел поддержку в мэрии и у главного архитектора Казани. Ильсияр Тухватуллина на запрос «БИЗНЕС Online» ответила, что хорошо относится к уличной росписи — особенно когда она расположена на протяженных, монотонных пространствах или подпорных стенах. «В том же Лондоне это переросло в целое течение, очень модное, — напомнила она. — Но надо, чтобы подобное было выполнено со вкусом, выбрано правильное место, выглядело уместно». По ее мнению, движение государства, застройщиков и художников к благоустроенной городской среде должно быть обоюдным: «У нас есть местные нормативы и требования — если площадь объекта составляет более 1,5 тысячи квадратных метров, то застройщик должен думать о каком-то арт-объекте на своей территории, который будет работать на весь город. С нашей стороны мы всячески поддерживаем это, но и со стороны художников и проектировщиков должно быть движение в сторону созидания».
-
Рустаму очень повезло с погодой — он начал проект в конце июня, когда в Казани устоялась теплая, солнечная погода. Это позволило ему раньше сроков сдать объект — из запланированного месяца потребовалось лишь 2,5 недели. «Остановить работу мог только проливной дождь, но его так и не было», — говорит художник. Краска, которой рисует Рустам, на водной основе — как только она высыхает, непогода ей нипочем. Кстати, всего на эту картину у Кубика ушло свыше 250 л краски.
-
Поскольку паркинг в высоту полтора десятка метров, чтобы вести работы наверху, используется подъемник с увеличенной площадкой, куда художник может взять весь необходимый инструмент.
-
А вот так один из крупнейших в Казани муралов выглядит из окон «Малиновки». Во время осмотра хода работ было принято решение о расширении рисунка на пару десятков метров. Застройщик попросил художника доработать подпорную стену, прилегающую к паркингу в общей концепции рисунка. На вопрос, ждет ли теперь застройщик нового наплыва покупателей, Вольфсон отметил, что комплекс и так уже почти распродан — осталось меньше 20% квартир.
-
На этой фотографии не простое рукопожатие деловых партнеров — это фиксация договоренности о том, что сотрудничество СМУ-88 и Кубика продолжится. На вопрос, разовая это акция или Казани стоит ждать новые монументальные произведения искусства от образовавшегося тандема, Вольфсон ответил, что возможно все и компания будет искать новые возможности для подобного творчества.
Проектная декларация на сайте жкмалиновка.рф
Застройщик ООО ПСК «СМУ-88»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.