Отказ в льготных кредитах, сложности с ОКВЭД и коробка еды в качестве помощи бизнесу — о таком опыте получения поддержки от государства рассказал известный челнинский бизнесмен Максим Федоров. Его салоны оптики простояли без работы месяц, а зарплату работникам все это время начисляли из денег, отложенных на инвестиционные проекты. Сейчас бизнесмен ожидает долгого и сложного восстановления.
Максим Федоров — известный челнинский предприниматель. Основной его бизнес — сеть салонов оптики в городах Закамья
ГЕРОЙ
Максим Федоров — известный челнинский предприниматель. Основной его бизнес — сеть салонов оптики в городах Закамья. С 2005 по 2015 год он был депутатом горсовета Набережных Челнов на протяжении двух созывов, возглавлял комиссию по регламенту, законности и местному самоуправлению. В 2014-м стал вторым заместителем мэра автограда на неосвобожденной основе при предыдущем градоначальнике, Василе Шайхразиеве. В данной должности курировал развитие бизнеса, а также здравоохранение. Затем избирался в Тукаевский райсовет от Малошильнинского поселения. Сейчас возглавляет в Челнах отделение общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Большинство арендодателей сначала согласились не брать с нас плату за аренду, так как мы не работали. Все надеялись, что им это потом как-то возместят, как-то поддержат
НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ВАШЕЙ КОМПАНИИ?
- Насколько тяжело ударил кризис? Никто не умер. Что касается работы, то у меня несколько компаний, бизнес диверсифицирован, одна фирма другую тащит. Но очень тяжело пришлось в сфере медицины. Хотя и запретили на местном уровне работать (министр здравоохранения только экстренную помощь оставил), но медицину не признали пострадавшей сферой, то есть никаких компенсаций организации и их сотрудники не получили. И эти оплачиваемые нерабочие дни клиники вроде как должны были оплачивать, а вроде как нет. Мы-то оплатили, а некоторые коллеги не оплачивали — раз не пострадавшие, значит, должны работать. Поэтому вывели людей как «неотложку» на 2/3 и платили по минимуму — по 7–8 тыс. рублей.
- Простаивали мы больше месяца. Людям зарплату платили. А как по-другому? Люди — это и есть компания. Это ее самая большая ценность.
- Выход на работу дался с трудом. Сначала не было однозначного ответа, что можно работать. 2 апреля президент России Владимир Путин указом подтвердил, что можно работать аптекам и медицинским учреждениям, а на местном уровне решили ограничить действие указа главы государства и запретили работать в плановом режиме. Да и сейчас нормативно-правовая база непродуманная, как юрист по образованию говорю. Много вещей необдуманно делается. Все с оглядкой на Москву — там сделали, у нас скопировали. Все боятся принять на себя ответственность. Мне очень понравился мэр одного из городов России, который сказал: «Извините, но я не буду закрывать бизнес в городе и рушить экономику». То есть он соблюдал санитарные меры, но в разумных пределах, взвешенно и обдуманно.
- Большинство арендодателей сначала согласились не брать с нас плату за аренду, так как мы не работали. Все надеялись, что им это потом как-то возместят, как-то поддержат, но, так как этого не произошло и ТЦ не признали пострадавшей отраслью, они задним числом выставили аренду со скидкой в 50%. Я отношусь к этому с пониманием, у нас есть нормальный диалог. Раз государство нам не помогает, то мы как-то должны все вместе объединяться и поддерживать друг друга. И хочу выразить слова благодарности тем арендодателям, которые полностью освободили арендаторов от платы на период простоя.
- Падение выручки катастрофическое — больше 50%. Я вообще не знаю ни одной сферы, кроме строителей, где падение незначительное. Все, что связано со стройкой, где есть государственные деньги, — там никакого спада нет. Ну еще алкоголь, оружие, наркотики и проституция. Это все так же работает без всякого спада. По поводу алкоголя я вообще смеялся. Разрешили работу алкомаркетов, чтобы не допустить продажу паленой водки. Да лучше б паленую пили. Сейчас люди такую замечательную самогонку гонят, крафтовое пиво варят. Кстати, благодаря эпидемии начали производить в домашних условиях вкусный самогон, потому что время появилось, а в магазине покупать дорого и некачественно.
Что касается медицины, у меня все специалисты дипломированные, обученные: люди придут за квалифицированными услугами
ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?
- Были инвестиционные планы на год, но мы все сократили, больше никаких планов, ничего нет. Хотели вырасти процентов на 20 в производстве, хотели новые производственные линии на искусственный хрусталик глаза закупить, хотели на экспорт начать работать, с Турцией плотно работали. Все более-менее двигалось вперед, а сейчас на это просто нет денег. Были надежды на фонд поддержки предпринимательства РТ в рамках помощи регистрации продукции на экспорт, но дальше слов не пошло. Реальная помощь пока только от торгпредства России, за что им огромное спасибо.
- После рецессии будет долгий тяжелый подъем. Лично мы откатились лет на 7–8. К тому же старт был тяжелым, но мы не унываем. Сколько будем восстанавливаться, я не знаю. Мы не завод, чтобы работать по 50 лет, мы и другие бизнесы открываем, понемногу диверсифицируемся, не все в одну кубышку складываем. Но что касается медицины, у меня все специалисты дипломированные, обученные: люди придут за квалифицированными услугами. Мы как раз перед коронавирусом обучение прошли, я этому очень большое внимание уделяю. Поэтому я думаю, что люди будут обращаться к нам. Некачественных услуг везде полно, и коронавирус им ни по чем — бабки, лекари, проверка зрения на рынке, каждый продавец очков на рынке доктор и может зрение проверить. И ничего, люди покупают, правда, у них потом неврологические расстройства, всякие другие жалобы появляются, и поэтому они в любом случае к нам придут.
Врачи — высокооплачиваемые специалисты, то есть, чтобы им сохранить прежний заработок, у владельцев клиник должны быть огромные подушки безопасности
КАК ОЦЕНИВАЕТЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С КОРОНАВИРУСОМ?
- Когда в городе было два больных коронавирусом человека, мы все позакрывали, а сейчас в Челнах их сотни, все открывается. Я же в медицине работаю, общаюсь с коллегами. Каждый врач в госклинике говорит, что занижают и статистику заболеваемости, и смертности. Я сам заболел со всеми признаками: температура, сухой кашель. Позвонил в скорую, мне там откровенно сказали: «Доживите до утра, а потом в поликлинику позвоните». Из поликлиники врача обещали прислать — придет либо сегодня, либо завтра. В итоге плюнул и поехал сам в частную клинику делать компьютерную томографию (КТ). Оказалось, что с легкими все в порядке. Сейчас многие врачи говорят, что надо КТ смотреть, а все эти тесты — это филькина грамота.
- А вот вам реальный случай, который произошел 14 июня с тестем моего брата. У него пять дней уже кашель, температура, ломота между лопатками. 14 июня в 16:00 вызвали скорую — она не приехала вообще. Утром вызвали частного врача за 4 тыс. рублей, осмотрел, направил на КТ. По блату прорвались на КТ, так как в частных клиниках запись ближайшая на 29 июня — это две недели ждать. КТ показал поражение 20% левого легкого и 50% правого. Только тогда приняли в 1/09, и то только туда добрались. Там выдали бумажку с напечатанным списком лекарств. Похоже, это типовая отрывная бумажка, которую всем выдают со списком лекарств. Сравнили лекарства с московским типовым протоколом по лечению пневмонии и COVID-19 — совпадает только одно лекарство. Жена тестя спросила, как ей быть, ведь они живут вместе. Ей сказали пить «Арбидол» для профилактики. Это что, шутка такая? В итоге вернулись домой. Тестю все хуже, что делать, неясно. В 1/09 мест нет, в инфекционке — тоже, скорая так и не приехала, по номеру 112 сказали, что в день 1,2 тыс. вызовов и нужно просто ждать. Ждать смерти? В общем, мы столкнулись с «короной», похоже, и поняли, что отданы сами себе. Всем глубоко начхать. Кстати, в списке лекарств есть преднизолон в таблетках, которого в стране нет нигде, в таблетках это лекарство нигде не купить. Зачем тогда его назначать? Сидим в шоке и не знаем, что делать.
- То, что делали эти месяцы, — это полная профанация, просто убили бизнес. Я за самоизоляцию, но… Сначала объявили, что сидим дома, но работаем. А заводы? А маршрутки? А госучреждения? То есть половина работала, половина дома сидела. Это как вообще? Вот если бы всю страну посадили бы на карантин недели на две, чтобы, как в Ухани, только полицейские патрули по улицам ходили, тогда да, я согласен с такими мерами и все работодатели были бы согласны.
- Вот, например, в нашей сфере. Мы должны были сидеть дома и платить зарплату. Врачи — высокооплачиваемые специалисты, то есть, чтобы им сохранить прежний заработок, у владельцев клиник должны быть огромные подушки безопасности. У всех паника, начали все свои услуги подтягивать под экстренные, чтобы выйти на работу. К чему были эти полумеры? Если работать, то всем, если дома сидеть — то тоже всем.
- Для чего создали целую службу, которая штрафует людей? У нас на «Медгородке» постоянно останавливали, заламывали руки, уводили куда-то. Человек никого не убил, просто маску не надел. Государство, ну дай ты ему эту маску рублевую — и он пойдет дальше. Сказали бы сразу честно, что мы не можем закрыть весь город со всеми предприятиями и магазинами, нет у города таких ресурсов, чтобы все это контролировать и обеспечивать. Тогда сказали бы: «Носите маски, перчатки и занимайтесь самозащитой, сами контролируйте ситуацию». И народ бы нормально себя повел, всем было бы хорошо.
- Этот кризис — самый тяжелый кризис дебилизма и правового нигилизма. Он показал, что у нас нет синхронизации в органах власти между различным уровнями и министерствами. И с этим большие проблемы. Было очень много расхождений, кто в лес, кто по дрова. По большому счету бизнес-то и защищался не от коронавируса, а от этих перекосов.
Все на каждом углу говорят, что деньги нужно вливать в экономику, в конечного потребителя, а это гражданин. Следовательно, дайте деньги людям, конкретно каждому человеку
ПОМОГУТ ЛИ ВАМ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?
- Я, как индивидуальный предприниматель, в качестве поддержки получил девятикилограммовую коробку продуктов. Один раз я получил, второй раз не пошел, договорился, что еду передадут все-таки тем, кто нуждается. 9 кг еды — это, конечно, здорово, но мне-то зачем? Я стоял в очереди, чтобы не пропало, и со мной куча других предпринимателей. Мы все раздали.
- Пытался воспользоваться и другими мерами поддержки бизнеса. Мое ИП работает с ноября прошлого года, до этого было на родителей оформлено. Так как предприятию меньше одного года, все банки мне отказали, хотя бизнесу практически 20 лет. Дальше, медицина считается непострадавшей отраслью — опять «до свидания». У брата кафе — когда открывали, у них по ОКВЭДу была «Розничная торговля продуктами питания», опять пролетели мимо, надо было ОКВЭД «Кафе». И неважно, что ты работал как кафе и налоги платил как кафе. У многих была такая ошибка, сейчас дали время поменять. В одном банке мне сказали, что у меня к кредиту еще залог на полтора миллиона рублей заморозят. Но что-то Путин об этом не говорил. Он даже сказал, чтобы ничего такого не было, но банкам наплевать. Поэтому сейчас, как индивидуальный предприниматель, я получил на себя 12,5 тыс. рублей. Все. Глубочайший поклон нашему правительству, если бы не эти 12 тысяч, я бы не знаю, что делал.
- Какие бы меры поддержки бизнеса я бы предложил правительству? Уйти в отставку я бы предложил, и, думаю, меня бы поддержало большинство граждан. Чтобы бизнес и люди хоть как-нибудь в покое пожили от постоянно меняющихся условий. Как бы ни ругали прошлое правительство Медведева, я такого бреда и такой чехарды в создании нормативно-правовых документов не видел давно.
- Объявили, что правительство выделяет деньги банкам, чтобы те могли бизнесу отсрочить платежи по кредитам. Если по-простому: вам кто-то должен денег, но я вам дам в тысячу раз больше, только вы с него не берите в этом месяце денег. Отлично! Но мне бы кто денег предложил. У меня тоже есть должники, почему бы правительству мне не дать денег? Я бы с них тоже не просил долг два месяца. Я бы с удовольствием отложил, но почему только банкам? Все на каждом углу говорят, что деньги нужно вливать в экономику, в конечного потребителя, а это гражданин. Следовательно, дайте деньги людям, конкретно каждому человеку. А они уже пойдут в магазины и начнут их тратить, появится спрос — спрос рождает предложение, а предложение ведет к росту производства. Все, экономика в росте. А сейчас экономика в другом месте. Почему? Потому что не туда деньги влили. Ладно в правительстве, но еще же на местах так все коверкают, пока прокуратура по голове не даст.
- На сегодняшний день только по одному юрлицу — розничная торговля — пришли 12 тыс. рублей на каждого работника. Но это четверть персонала моего бизнеса. Остальным мы заплатили за счет денег, которые планировали инвестировать в развитие. Хотя в такой кризис было проще закрываться, всех увольнять и открываться через год. Но я дорожу своими людьми. К счастью, могу сказать, что я не знаю ни одной компании в среднем и малом бизнесе, которые бы своих сотрудников увольняли, все старались сохранить коллективы.
Совет предпринимателям — меньше чепухи читать в интернете и надеяться только на себя. Конечно, если удастся, попытаться получить от государства помощь, но это как дополнительный бонус
ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ
- Если честно, то тяжело прогнозировать. Мне вспоминается книга супругов Снежиных, которую я лет в 20 прочитал, когда жил в общежитии в Петергофе. Они расшифровывали Нострадамуса. Так вот, они говорили, что в 2020 году начнется некая война и кончится она в 2024 году и Россия выйдет из всего этого победителем. Я думаю, что войны — это война с вирусом, война элит и так далее. Они идут. Хочется верить, что мы дотянем до 2024 года, Си Цзиньпин поднимет красное знамя и мы все будем работать в коммунистическом режиме. Шучу, сразу говорю.
- Я вышел из «Единой России». Я вышел просто так, хотел от политики себя отдалить. Надоело видеть по телевизору всю эту бредятину и как-то себя к этому относить, поэтому я сдал партбилет. Мне позвонили все кому не лень, почему-то все предположили, что я собрался баллотироваться, начали пробивать, на каком участке я собрался это делать. Камазовские работники переживали, выставлять против меня кого-то или нет. Ребята, выставляйте смело, я никуда не иду. Ротация должна быть, и я хочу своим примером это показать. Нечего там делать больше двух сроков, потом мозги работают неправильно. Вот у нас Минтимер Шарипович [Шаймиев — первый президент Татарстана], мудрый человек: пришло время — освободил место, но и республику не бросил, ибо он истинный государственный муж. Надо с него брать пример.
- Совет предпринимателям — меньше чепухи читать в интернете и надеяться только на себя. Конечно, если удастся, попытаться получить от государства помощь, но это как дополнительный бонус. Исключительно надеяться на помощь государства я бы не стал, хотя основная его функция — социальная помощь своим гражданам. Просто государство у нас сейчас такое. Но оно наше и не самое плохое. С дорогами как-то разобрались, так что осталась одна проблема. Но и она решаема. Главное, чтобы онлайн-образование не вошло в обиход.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.