«Для меня это теперь обуза, я сам как потребитель не желаю в условиях эпидемии ходить по торговым центрам, но есть категория людей, которая хочет руками потрогать вещь, поэтому пока оставим как есть», — делятся предприниматели выводами от COVID-перерыва в работе. О том, как бизнесмены решили променять арендные платежи на интернет-рекламу и уволить продавцов, какие бренды пока не оправились от карантина и как праздных гуляк вытеснили покупатели, четко знающие, что им нужно, — в материале «БИЗНЕС Online».
-
Расположенная в центре Казани «Сувар Плаза» в первый полный день открытия не выглядела самым популярным местом. Практически ни одного посетителя, в основном все выходили из «Перекрестка», который работал и до этого.
-
На углу от супермаркета встречаем женщину, тщательно оттиравшую вывеску «Стиль». Людмила владеет этим ателье, но назвать ее настроение праздничным из-за открытия не получается. По ее словам, довольны могут быть продавцы, но не хозяева. «Три с половиной месяца просидели. Люди, конечно, звонят и спрашивают, потому что подшивать всегда что-то нужно. Но сейчас думаем, работать дальше или нет. Надо решить вопрос аренды, я должна за три месяца простоя, но пока не знаю, в каком размере придется платить. Если бы не аренда, с радостью бы работала», — с грустью проговаривает она. Об открытии Людмила узнала вчера вечером, поэтому только утром пришла наводить порядок в ателье.
-
Если на первом этаже почти все магазины открылись, то на втором и тем более на третьем масса точек до сих пор закрыты. Внутри пустые залы и обнаженные манекены. Откроют ли хозяева свои двери навстречу посетителям?
-
На выходе открыт небольшой магазинчик, в котором две девушки спешно занимаются своими делами. За прилавком сама владелица бутика Альбина Гилязова. О снятии ограничений она узнала случайно накануне. Повезло, что в этот момент находилась внутри, и уже в 3 часа дня ее заведение было готово принимать покупателей. «Я была бы счастлива, если бы запрет на посещение торговых комплексов продолжился», — ошарашивает предприниматель нашего корреспондента. Объясняет Гилязова это тем, что за время пандемии наладила онлайн-продажи, а физическое открытие магазина приведет к дополнительным тратам. «Для меня это теперь обуза, подумываем о полном переходе в онлайн. Я как потребитель останусь теперь в онлайне, не желаю в условиях продолжающейся эпидемии ходить по торговым центрам, но имеется категория людей, которая хочет руками потрогать вещь. Поэтому прямо сейчас оставим как есть», — говорит владелица бутика. Альбина подтверждает наши догадки в отношении магазинов этажами выше. «Часть из них окончательно закрылась, будут увозить остатки», — полагает наша собеседница.
-
Если «Сувар Плаза» и в обычное время не считается центром притяжения шопоголиков, то «Кольцо» в полутора километрах от него всегда полно посетителей — первый «посткоронавирусный» день это подтверждает. На входе висит предупреждение о том, внутри ТЦ все обязаны быть в масках и перчатках. Однако часть посетителей игнорируют данное правило.
-
Внутри ажиотаж на всех этажах. Люди идут бок о бок друг другу, позабыв о предосторожности.
По наблюдению корреспондента «БИЗНЕС Online», публика в ТЦ кардинально изменилась. Если раньше внутри всегда можно было встретить праздных гуляк, которые проходят от магазина к магазину или сидят на лавочках, глядя в смартфоны, то сейчас «Кольцо» было наполнено сосредоточенными шопоголиками. Наш корреспондент обратился к 15 посетителям с вопросами, но все отказали, заявив, что пришли сюда за покупками.
-
Единообразия в самих магазинах пока нет. Кто-то облепляет каждые два метра пола уже привычной лентой. В некоторых перекрыты часть входов и выходов, а есть магазины с антисептиками и дополнительными вывесками, уведомляющие покупателей о том, что без масок заходить нельзя.
-
А вот так выглядят первые очереди после возвращения ТЦ к работе. У продавцов резко прибавилось работы, приходится вспоминать навыки на ходу. И это только спустя три часа после открытия магазина.
-
Фуд-корты тоже постепенно оживают. Если самый популярный, «Макдоналдс», по-прежнему бездействует, то другие точки уже готовы кормить гостей. Ресторан Gagawa срочно передвигает столы, чтобы соблюсти требования по дистанции. Как нас заверил администратор Валдис, к 4 часам дня заведение будет готово принять гостей.
-
«Мы быстро пришли вчера вечером и стали убираться. Дай бог, чтобы были продажи. Люди уже стали заходить, все приходят радостные. Не думаю, что покупатели в полном количестве вернутся в ТЦ. У меня знакомые ушли в онлайн, но здесь все равно можно пощупать, тактильность у людей никуда не исчезла», — рассказывает нам продавец магазина Suvari Люция.
-
В другой части города народ тоже начинает показывать активность. В «ГоркиПарк» традиционно ходили за продуктами на протяжении всего периода самоизоляции, но теперь повалили и желающие обновить гардероб. «Онлайн не для нас. Сейчас нужны новые вещи, поэтому приходится вернуться в ТЦ, хотя не очень хочется», — признается Артем.
-
Продавец магазина для ухода за волосами Елена продолжает подготовку магазина уже после открытия. «Весь день сегодня работаем, поэтому ни на что не хватает времени. Но видно, что люди соскучились по большим магазинам», — рассказывает нам девушка, параллельно консультируя клиентов.
-
«Сити Центр» по количеству посетителей напоминает «Сувар Плазу». Пока там продавцов больше, чем покупателей, но последние надеются на возвращение клиентов и отсрочку платежей по аренде.
-
Для Елены открытие магазина большим событием не стало, все вещи можно было купить офлайн и раньше. «Сейчас просто появилась дополнительная площадка для детей, но мы все равно сторонники отдыха на природе в летнее время», — говорит наша собеседница. Опасения заразиться при большом скоплении народа у ее семьи нет — Елена и ее близкие уже переболели и приобрели антитела.
-
В одном из крупнейших ТРК города, «Южном», ситуация напоминает «Кольцо». Также все вышли за покупками, но пока открыто не все. Например, популярный в обычное время H&M до сих пор не вышел из карантина.
-
Большинство покупателей тоже отказываются от комментариев. Единственные, кто захотели пообщаться с нашим журналистом, — Альфия и Ассель. «Очень рада открытию. Для меня онлайн не смог заменить торговые центры», — говорит Альфия. Ассель тоже соскучилась по атмосфере больших магазинов. «Хочется пройтись, потрогать вещи. Конечно, опасения заболеть все еще есть, но уже в меньшей степени, хотя официальной статистике я не верю», — призналась девушка.
-
Ручеек входящих в ТЦ «Тандем» на улице Декабристов покупателей еще мал, да и сами клиенты с осторожностью осматриваются по сторонам, словно удивляясь открытым магазинам.
-
В салоне Penny Black продавцы говорят, что об открытии ТЦ их загодя предупредил арендодатель и им хватило буквально несколько часов, чтобы подготовиться к работе. Владельцы сети магазинов Mergen Baggage оказались более разговорчивыми. Один из них — Александр Сердобольский — рассказывает, что у них есть еще один магазин, в Ульяновске, где торговые центры открылись уже давно. Поэтому они знали, какие при открытии требования будут предъявляться к торговым залам, и подготовились заранее. Проходящая мимо нас продавец из другого магазина, услышав вопросы, вставляет свои «пять копеек»: «Покупатели? Конечно рады! Они просто счастливы! Просто они еще не успели очухаться!»
-
В торговом центре XL на проспекте Ямашева людей тоже не очень много, часть посетителей пришли сюда скорее присмотреться, чем сделать покупки. Однако приехавшая из Москвы Дания вышла из «Детского мира» с несколькими пакетами. Правда, ее чувства от открывшихся ТЦ можно назвать двойственными. «Мои родители — медики, и они совершенно уверены, что после открытия торговых центров количество заболевших коронавирусом опять увеличится. Поэтому я, с одной стороны, против их открытия. С другой, вот мне понадобились всякие атрибуты ко дню рождения дочери и я их здесь с легкостью приобрела, чтобы не выписывать их и дожидаться, пока они придут по почте», — разводит руками Дания.
-
Администратор Дарья из кафе «Мушу» рада открытию — мы застали ее с коллегами, когда они устроили себе небольшой перерыв в уборке помещения. Но в ее радости есть и нотка печали: по мнению нашей собеседницы, после открытия проблема будет не с потоком клиентов, а с конкуренцией — она, по прикидкам нашей собеседницы, может обостриться многократно.
-
А Дмитрия из салона по продаже радиаторов RBK Trade конкуренция мало беспокоит. И это при том, что он стопроцентно уверен — к тому потоку покупателей, который был до коронавируса, торговые центры не вернутся уже никогда. Слишком много людей за период самоизоляции научились пользоваться интернет-агрегаторами по продаже товаров, оценив их плюсы. Дмитрий вообще пришел к выводу, что скоро вся офлайн-торговля превратится в анахронизм и уступит свое место интернету.
«Те большие деньги, которые здесь плачу за аренду, я могу вложить в интернет-рекламу и всю выручку, не платя продавцам зарплату, буду класть в карман. И я уверен, мы к этому все скоро придем», — уверен веселый молодой человек.
-
Скучающие в ожидании клиентов продавцы магазина «Формула дивана» Анастасия и Ольга считают, что вскоре все вернется на круги своя. «Вы просто не вовремя пришли. Уже после выходных, после того, как все узнают, что ТЦ заработали, количество покупателей будет даже больше, чем раньше», — уверены они. И вообще, скоро все будет очень хорошо…
-
В торговом центре «Парк Хаус» серьезнее других относятся к мерам по противодействию коронавирусу. У каждого входящего охранник проверяет температуру электронным термометром, а стоящая у эскалатора уборщица без остановки протирает его движущийся поручень дезинфицирующим средством.
-
Здесь, как и в «Тандеме», некоторые салоны еще закрыты, но причина не в том, что арендаторы решили не открываться. Письмо от арендодателя о возможности открытия пришло им, как говорят, еще вчера. Дело в том, что каждый магазин для открытия принимает специальная комиссия от торгового центра и до всех магазинов очередь еще не дошла. «Сегодня открылась примерно половина из всех магазинов», — объяснила нам одна из продавцов. По ее словам, чтобы открыть торговую точку, нужно выполнить массу требований: установить рециркулятор (очиститель, обеззараживатель) воздуха, создать запас масок для сотрудников из расчета одна маска на два часа работы, поставить контейнеры для сбора использованных СИЗов и т. д.
-
За пределами Казани в ТЦ царит такая же суета. Правда, в Альметьевске жители до сих пор сомневаются в открытии торговых центров.
«Да, я в „Панораме“! Серьезно!» — убеждает продавец сувениров собеседника по телефону. Сложно упрекать того, кто находится на том конце провода: поверить в открытие торгового центра, который накануне еще и пострадал от пожара, сложно. Кроме реставрации фасада, внутри ничего не напоминает о произошедшем.
-
Ажиотажа сродни предновогоднему нет. Правда, посадка в «Макдоналдсе», за исключением оцепленных лентой мест, полная. Некоторые магазины, например Zolla и Trendy, еще закрыты.
Продавцы магазина Savage рассказывают, что пришли сегодня на час раньше, чтобы убраться. В отделе сумок продавец призналась, что на смену вышла спонтанно и еще не успела подготовиться. Многие владельцы до последнего не верили в то, что смогут приступить к работе в июле, поэтому в спешке дезинфицируют полки и товары.
Зона фуд-корта на втором этаже тоже не готова к открытию. «Ждем вас завтра!» — сказал радостный менеджер, который явно соскучился по общению с клиентами. Он раздает поручения сотрудникам, которые активно обрабатывают белизной столы, подоконники, люстры и все поверхности.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.