Ленар Габдурахманов: «Постепенное увеличение на наших трассах до 110 делать можно, но это не должно превращаться в сумасшедшие цифры» Ленар Габдурахманов: «Постепенное увеличение на наших трассах до 110 делать можно, но это не должно превращаться в сумасшедшие цифры» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЬЯНЫЕ ВОДИТЕЛИ, ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ, СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

«Темпы сокращения количества ДТП в Татарстане остаются одними из самых высоких среди регионов ПФО», — заявил сегодня на пресс-конференции начальник управления ГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов, докладывая о дорожной ситуации за последние полгода. Он охарактеризовал обстановку на татарстанских дорогах как «контролируемую» и «стабильную». За полгода в Татарстане зафиксировано 1 640 ДТП, в которых погибли 126 человек и еще 2 018 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года все эти три показателя значительно снизились. ДТП произошло меньше на 271, погибших — на 9, а пострадавших — на 375 человек. Целевой показатель нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» выполнен, и на 100 тыс. населения доля погибших в дорожных авариях составляет всего 3,2 человека. Это один из лучших показателей в стране, подчеркнул Габдурахманов.

Однако из общей положительной динамики снижения аварийности есть исключения. «В 15 районах не удалось достичь целей нацпроекта, — с сожалением констатировал начальник республиканской ГИБДД. — В четырех районах отмечен рост всех трех основных показателей аварийности, в том числе в Аксубаевском, Дрожжановском, Сабинском, Чистопольском. Наибольший рост числа погибших зафиксирован в Набережных Челнах, Бугульминском, Муслюмовском и Пестречинском муниципалитетах».

За полгода в Татарстане погибли четверо несовершеннолетних, в то время как за весь 2019-й их было 19, из которых 14 — это дети-пассажиры. Из 84 ДТП с участием детей в качестве пострадавших в 2020 году в 57 случаях виноваты водители, которые пренебрегают правилами обязательного использования детских удерживающих устройств и ремней безопасности. По словам главного дорожного инспектора РТ, детские кресла надо использовать до тех пор, пока это позволяет рост и вес ребенка.

В первые полгода в Татарстане было выявлено снижение происшествий с участием пьяных водителей. Но радоваться рано — все равно каждое 10-е ДТП в республике происходит по их вине. За первые 6 месяцев года составлено «дьявольское» число — 6 666 административных материалов в отношении водителей в нетрезвом виде. В отношении 595 нарушителей завели уголовные дела по ст. 264.1 за повторное управление в алкогольном опьянении. «Проблема аварийности с участием нетрезвых водителей должна затрагивать каждого участника дорожного движения. Здесь нужны дополнительные профилактические меры также со стороны общественности», — заметил Габдурахманов. Он показал видеоролик с проведенного на улицах Казани социального эксперимента «Ты можешь его остановить». Профессионально обученного актера попросили сыграть пьяного водителя за рулем стоящего на обочине авто на виду у горожан. 90% казанцев вообще никак не отреагировали на желание еле стоящего на ногах человека сесть за руль.


За полгода на дорогах республики было совершено 428 наездов на пешеходов, жертвами этих происшествий стали 25 человек (20 сбили в темное время суток), еще 414 получили травмы. 114 граждан получили ранения на нерегулируемых переходах. Габдурахманов обратился к пешеходам с просьбой здраво оценивать обстановку (и свои шансы на успех) при переходе дороги. Тем более что далеко не все водители пропускают пешеходов. В качестве доказательства он продемонстрировал еще одно видео социального эксперимента. По его сюжету актер одного из казанских театров специально переодевался в бабушку, чтобы проверить, пропустят его на пешеходном переходе или нет. Около 80% казанских водителей проявили свою сознательность и вежливость к пешеходам. Но остаются еще 20%, которые были совсем не так внимательны (уважительны). Инспекторы водителей останавливали, объясняли суть нарушения, но не штрафовали, подчеркнул Габдурахманов. Всего с начала года в Татарстане зафиксировано более 16 тыс. нарушений со стороны любителей не уступать дорогу пешеходам.

За полгода в Татарстане зафиксировано 1640 ДТП, в которых погибло 126 человек и еще 2018 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, все эти три показателя значительно снизились За полгода в Татарстане зафиксировано 1 640 ДТП, в которых погибли 126 человек и еще 2 018 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показателя снизились Фото: «БИЗНЕС Online»

«говорить о том, что пандемия существенно повлияла на аварийность, я не могу»

Какую роль в положительной статистике по числу ДТП играет пандемия, из-за которой в апреле трафик на дорогах значительно упал, поинтересовался у начальника ГИБДД корреспондент «БИЗНЕС Online». Активная фаза самоизоляции пришлась на начало апреля, напомнил Габдурахманов. «Я помню, как 2 апреля выехал из дома и в течение дня вообще никого не было. Это ощущение новое и интересное. Но со временем граждане освоили СМС-сообщения (систему СМС-пропусков прим. ред.) и правительство РТ позволило осуществлять выезды», — заметил собеседник издания. В ГИБДД также были настроены на снижение числа происшествий в апреле, однако в сравнении с апрелем 2019 года число погибших осталось таким же, констатировал Габдурахманов. «И по итогам четырех месяцев у нас был рост на 7 погибших по сравнению с четырьмя месяцами 2019 года, — указал он. — Но по итогам полугодия мы вышли на тот показатель, который я обозначил, — 126 погибших, это на 9 человек меньше в сравнении с 2019-м. Пандемия свою роль сыграла, но, исходя из статистики по погибшим, сказать, что она была очень существенной, я не могу».

Любопытно, что в июле тенденция к снижению числа ДТП, а также числу погибших и пострадавших в них сохраняется. «На 23 июля мы имеем 138 погибших (с начала года — прим. ред.)», — отметил Габдурахманов. Это на 23 человека меньше, чем было зафиксировано в 2019-м. 

В отличие от пандемии, в снижении аварийности можно «упрекнуть» систему автоматической фиксации нарушений ПДД. С декабря 2018 года в регионе действует система «Тотальный контроль», которая контролирует движение транспортных средств на трех дорогах федерального значения и четырех региональных дорогах с помощью видеокамер. Это техническое решение, по словам Габдурахманова, наращивает эффективность: количество ДТП на данных трассах за первое полугодие 2020-го снизилось на 33 единицы до 134 штук, а число погибших и вовсе уменьшилось на 19 человек до 23 летальных исходов.

УГИБДД МВД по РТ контролирует не только скорость и правильность маневрирования, но и шум от транспортных средств. Уже выявлено 196 нарушений, что в 2 раза больше показателей прошлого годаФото: «БИЗНЕС Online»

Всего на дорогах Татарстана работают 1 023 камеры видеофиксации нарушений. Стационарными остаются только 810, а остальные периодически меняют место установки. К их числу в этом году добавится 230 стационарных комплексов для фиксирования мгновенной и среднестатистической скорости, из которых 117 будет установлено в Казани. Любопытно, что под замену попадет часть известных комплексов «Автодории» и «Крис-С», на смену им придут современные аналоги. Новинкой станет и комплекс отслеживания левого поворота и разворота на перекрестках, где разрешено только движение прямо и поворот направо. С 29 июня экспериментальный комплекс работал на перекрестке проспекта Победы и улицы Дубравной, а позже приборы появятся еще на 20 казанских перекрестках.

Также на татарстанских дорогах можно заметить 11 мобильных комплексов, установленных на автомобили LADA Largus. К ним в этом году прибавится еще 10 машин. Данный комплекс способен контролировать скорость автомобилей в движении и может за день работать сразу же в нескольких местах концентрации ДТП. 40 патрульных автомобилей ГИБДД также получат комплексы по мобильному контролю соблюдения водителями ПДД и проверки государственных номерных знаков машин на розыск. Дополнительно для контроля дорожного движения продолжат использовать аэростат Росгвардии. 

УГИБДД МВД по РТ контролирует не только скорость и правильность маневрирования, но и шум от транспортных средств. Уже проводятся рейды, в которых при помощи шумомера проверяют громкость работы выхлопной системы автомобилей и мотоциклов. Уже выявлено 196 нарушений, что в 2 раза больше показателей прошлого года. А у 29 транспортных средств, владельцы которых отказались приводить в норму глушители, прекращена государственная регистрация, что не позволяет им на законных основаниях выезжать на дороги.

На дорогах Татарстана официально зарегистрировано 101 место концентрации ДТП, 85 из которых приходится на местные дороги На дорогах Татарстана официально зарегистрировано 101 место концентрации ДТП, 85 из которых приходится на местные дороги Фото: «БИЗНЕС Online»

«Не надо путать нарушение ПДД и ответственность за это»

На дорогах Татарстана официально зарегистрировано 101 место концентрации ДТП, 85 из которых приходится на местные дороги. Потенциально опасным признан 31 участок дороги, а 62 считаются зонами аварийности. Всего по Татарстану 287 опасных мест, где случаются или с большой вероятностью могут произойти ДТП. На 134 подобных участках уже проведены инженерные работы по улучшению безопасности.

«В текущем году запланирована установка более 37 тысяч металлических барьерных ограждений на автодорогах вне населенных пунктов. Кроме того, разделение встречных транспортных потоков запланировано на улице Вишневского в Казани, где предусмотрена установка ограждения парапетного типа. Для повышения безопасности на перекрестках и пешеходных переходах запланировано обустройство 684 искусственных неровностей, 88 километров искусственного освещения тротуаров на 9 участках в пределах населенных пунктов, шумовых полос — на 80 участках, надписей „Внимание“, в том числе на татарском языке, на 58 переходах», — поделился цифрами Габдурахманов.

Улучшение ситуации на дорогах позволяет УГИБДД МВД по РТ повышать скоростной режим на некоторых участках. Напомним, в 2019 году впервые был повышен скоростной лимит до 110 км/ч на трассе М7 «Волга». В этом году еще четыре участка федеральной трассы также получили послабление. А в Казани на Мамадышском тракте и улице Залесной уже можно развивать скорость до 80 км/ч. Но на этом приятные новости для водителей не закончатся: участок Оренбургского тракта от поворота на Столбище до поворота на казанский аэропорт также может в будущем получить разрешение на повышение скоростного лимита до 110 км/ч. Однако Габдурахманов предупреждает, что на осень, зиму и весну все послабления будут отменены, т. к. изменится состояние дорожного покрытия.

Отвечая на вопрос журналистов о возможном увеличении скоростного режима до 150 км/ч (речь про высокоскоростные участки дорог, на которых, по мнению руководства ГИБДД РФ, можно повысить скоростной режим), он подробно изложил свое мнение. «Надо однозначно толковать то, что написано на знаке, — призвал начальник ГИБДД РТ. — Если мы в городе должны двигаться со скоростью 60, а едем 79, то не подлежим административной ответственности. Но если произошло ДТП и автотех (автотехническая экспертиза — прим. ред.) докажет, что оно случилось на скорости 79 км/ч и было нарушение ПДД, то водитель будет нести за подобное ответственность. Не надо путать нарушение ПДД и ответственность за это».

Габдурахманов согласился, что в части платных дорог скорость будет выше 90 км/ч. «Но, с моей точки зрения, 150 км/ч плюс наши „любимые“ 20 — это будет далеко не безопасно, какая бы замечательная дорога ни была, — предостерег он. — Я понимаю, что начнутся сравнения с автобанами в Европе, Германии. Мы живем в России. Постепенное увеличение на наших трассах до 110 делать можно, но это не должно превращаться в сумасшедшие цифры. На дорогах федерального и регионального значения увеличение скоростного режима до 150 км/ч не планируется». 

«Непонятно, как называется человек, который управляет электрических самокатом и всем остальным, он до настоящего времени приравнен к пешеходу. А раз он пешеход, то может двигаться по тротуарам, создавая опасность для других» «Непонятно, как называется человек, который управляет электрических самокатом и всем остальным, он до настоящего времени приравнен к пешеходу. А раз он пешеход, то может двигаться по тротуарам, создавая опасность для других» Фото: «БИЗНЕС Online»

приравняют ли электросамокат к мопеду? 

Инспекторам ГИБДД приходится работать и с гражданами, управляющими электронными скутерами и сегвеями. «Проблема кроется в том, что у нас до сих пор непонятно, как называется человек, который управляет электрических самокатом, сегвеем и всем остальным, он до настоящего времени приравнен к пешеходу, — сетует Габдурахманов. — Мы понимаем, что пешеходу тяжело двигаться со скоростью 70 км/ч. А электрические самокаты такую скорость развивают. Раз он пешеход, то может двигаться по тротуарам, создавая опасность для других».

Решение готовится руководством республиканской инспекции совместно с Госсоветом — законопроект о внесении изменений в ПДД, в котором будет детально прописан статус этих участников дорожного движения. К примеру, любителям передвигаться на электробайках однозначно следует владеть правами на категорию М (дает право на управление скутером и мопедом), убежден Габдурахманов. А пока сотрудники Гостехнадзора проводят профилактические рейды по пунктам выдачи самокатов и скутеров. Проверяется их техническое состояние и правила сдачи этих средств передвижения в аренду.