Юбилей отметили по-рабочему, поставив ряды кресел в малярном цехе в «антураже» военно-транспортного и гражданского Ми-8, «Ансата», который в прошлом году показывали в Ле-Бурже, а также потенциально хитовой новинки — «Ансата-Aurus» Юбилей отметили по-рабочему, поставив ряды кресел в малярном цехе в антураже военно-транспортного и гражданского Ми-8, «Ансата», который в прошлом году показывали в Ле-Бурже, а также потенциально хитовой новинки — «Ансата-Aurus»

С АКЦЕНТОМ НА МИ-38

Юбилей отметили по-рабочему, поставив ряды кресел в малярном цехе в антураже военно-транспортного и гражданского Ми-8, «Ансата», который в прошлом году показывали в Ле-Бурже, а также потенциально хитовой новинки — «Ансата-Aurus». Но почетные гости церемонии — президент РТ Рустам Минниханов, генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, директор департамента авиационной промышленности минпромторга РФ Дмитрий Лысогорский, мэр Казани Ильсур Метшин — сходу направились к находящемуся на сборке Ми-38.

Именно с этим вертолетом, на новом уровне заменяющим знаменитый Ми-8, связывают будущее КВЗ. По первоначальному прогнозу, до 2030 года завод построит 100 таких машин. На сегодня два Ми-38Т переданы министерству обороны России, на форуме «Армия-2020» военные заказали еще пару «38-х» в салонном варианте. Еще один Ми-38, гражданский, в феврале передали «Русским вертолетным системам».

Прогнозируется высокий интерес к данной машине на традиционных для КВЗ рынках. За рубежом Ми-38 показали в 2019 году, на Dubai Airshow, а уже в 2020-м «Рособоронэкспорт» заключил контракт на поставку двух вертолетов. О большом будущем Ми-38 в своем обращении к заводчанам сказал и Минниханов. Лысогорский же сообщил, что в ближайшие три года на совершенствование машины планируется направить более 3,2 млрд рублей.

Почетные гости церемонии: Рустам Минниханов, Андрей Богинский, Дмитрий Лысогорский, Ильсур Метшин сходу направились к находящемуся на сборке Ми-38 Почетные гости церемонии — Рустам Минниханов, Андрей Богинский, Дмитрий Лысогорский, Ильсур Метшин — сходу направились к находящемуся на сборке Ми-38

ВЛАДИМИР ПУТИН ПОДДЕРЖАЛ…

Минниханов между тем напомнил о том, что за свою историю КВЗ выпустил 11 638 вертолетов и 4 тыс. из них, то есть каждый третий, отправлено на экспорт — а это 92 страны. «Завод достойно представляет республику на рынках России и мира», — отметил президент. Такой акцент был сделан неслучайно — 80-летие завода совпадает с празднованием 100-летия ТАССР. «Татарстан всегда внимательно относится к нуждам завода, делает все необходимое для сохранения производства и его кадрового потенциала», — отметил глава республики и напомнил, что в 1990-е предприятию пришлось выживать. Однако КВЗ при этом еще и сумел создать собственное ОКБ, которое спроектировало одну из главных новинок «Вертолетов России» — «Ансат».

«КВЗ стал лидером в таком важнейшем деле, как производство бортов для санитарной авиации, — взял слово Богинский. — В мае президент России поддержал наше предложение о производстве еще 66 машин для санавиации». Речь прежде всего об «Ансатах» — полтора десятка таких вертолетов спасает жизни примерно в десятке регионов, а в перспективе будет работать по всей России. Медицинские «Ансаты», оборудованные аппаратом искусственной вентиляции легких, активно участвуют в борьбе с COVID-19.

Добавим, что сегодня заключены контракты на поставку «Ансатов» за рубеж. Особо отметим то, что на машине начинают обучать вертолетчиков — «Росавиация» выдала соответствующее одобрение изменения типовой конструкции.

«Республика всегда внимательно относится к нуждам завода, делает все необходимое для сохранения производства и его кадрового потенциала» «Республика всегда внимательно относится к нуждам завода, делает все необходимое для сохранения производства и его кадрового потенциала»

НЕПРЕВЗОЙДЕННОЙ «ВОСЬМЕРКЕ» — 55

Конечно, на торжестве не забыли и о до сих пор главном продукте казанского завода и всего отечественного вертолетостроения — Ми-8. «КВЗ — место рождения первой серийной „восьмерки“, — подчеркнул Богинский. — И, конечно, решение об этом было принято не просто так, а основывалось на представлении о богатых производственных традициях завода, его бесконечном стремлении к развитию, преданности заводчан своему делу. Не случайно КВЗ стал первым и пока единственным серийным предприятием, создавшим полноценное КБ».

Тут Богинский сделал ремарку о том, что высокую оценку данной казанской машине дал президент России — именно Ми-8 от КВЗ чаще всего обеспечивают его вертолетные поездки по стране. Дополним, что «салоны» на базе Ми-8МТВ-1 и Ми-172 используются для перевозки не только первых лиц России и Татарстана, но и ряда иностранных государств. Также отметим, что КВЗ — один из крупнейших исполнителей гособоронзаказа и в начале августа передал военным очередные Ми-8МТВ-5 — пять машин.

В конце концов, необходимо напомнить, что в этом году мы отметим юбилей — первый серийный Ми-8 взлетел 26 октября 1965 года. Сколько труда в триумфальное шествие вертолета по миру вложили конструкторы, технологи, рабочие, и, конечно, летчики. Испытателей КВЗ на торжестве чествовали особо. Трогательным был момент, когда огромный зал аплодировал поднявшимся людям в пилотской форме.

Юрий Пустовгаров: «Наша задача — вывести завод на новый уровень. Для этого у нас есть все — прекрасный коллектив, славные традиции, замечательная линейка вертолетов „Ансат“, Ми-8, Ми-38» Юрий Пустовгаров (слева): «Наша задача — вывести завод на новый уровень. Для этого у нас есть все — прекрасный коллектив, славные традиции, замечательная линейка вертолетов «Ансат», Ми-8, Ми-38»

«СЛОЖНЫЙ, НО СТРАТЕГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ»

Немало было сказано о том, что КВЗ ведет большую работу по модернизации производства — на данный момент в техперевооружение вложено 11 млрд рублей. Сегодня на базе предприятия создается центр компетенций по производству композитных лопастей.

Однако модернизация — это не только «железо». «Сегодня мы проходим сложный, но стратегически правильный путь переформатирования жизни предприятия под высокие стандарты и регламенты „Ростеха“, — подчеркнул в своем выступлении управляющий директор КВЗ Юрий Пустовгаров. — Наша задача — вывести завод на новый уровень. Для этого у нас есть все — прекрасный коллектив, славные традиции, замечательная линейка вертолетов „Ансат“, Ми-8, Ми-38». Здесь отметим, что присутствие предприятия сразу в трех вертолетных нишах (что отличает его от других коллег-вертолетостроителей) — легкой, средней и тяжелой — придает заводу дополнительную устойчивость.

Это немаловажно, поскольку, как сказал в своем поздравлении с 80-летием министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, «уникальный опыт и высокий профессионализм сотрудников КВЗ — одна из опор российского вертолетостроения».