СЕГОДНЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПЕРВОГО РЕДАКТОРА «ВЕЧЕРНЕЙ КАЗАНИ» АНДРЕЯ ГАВРИЛОВА

В минувшую субботу банкетный зал одного из казанских кафе на несколько часов превратился в филиал газеты «Вечерняя Казань» - той, давнишней, которую создал и довел до невероятного тиража в 230 тысяч экземпляров редактор Андрей Гаврилов. Но 20 лет назад его не стало. Эта дата и собрала «гавриловских» вечеркинцев.

«КОПАЕМ МЫ ВСЕ ГЛУБЖЕ, А КОЛЕМ ВСЕ ОСТРЕЙ, КТО ХУЖЕ, А КТО ЛУЧШЕ - ЗА 150 РУБЛЕЙ!»

- Как нас много! - восклицали, спускаясь в симпатичный подвальчик казанской кафешки, вечеркинцы. В самом деле, многие пришли на встречу: из составленного ее организаторами (спасибо, Артем Карапетян, Марина Сажина, Султан Салимзянов!) большого списка были половина... Кое-кто разлетелся по стране, как, скажем, известный теперь уже московский поэт, бард и журналист Леонид Сергеев (да-да, он тоже из гавриловского призыва), кто-то, как Элеонора Рылова, в загранкомандировках…

А пришли тогдашний зам. Гаврилова Ильгизар Хабибуллин, ответсек Юрий Алаев, зав. отделом культуры Любовь Агеева, зав. отделом спорта Евгений Макаров… И еще Людмила Колесникова, Владимир Шевчук, Гузель Подольская, Валерий Курносов, Феликс Феликсон, Резеда Даутова, Владимир Музыченко, Ольга Юхновская, Виталий Хашев, Николай Коновалов, Борис Вайнер, Андрей Морозов… Всех не перечислишь - извините, друзья!

Понятно, что за столы с уже расставленными салатами уселись далеко не сразу. Надо же было каждому с каждым обняться и поцеловаться, поговорить, вспомнить…

Первый номер казанской «Вечерки» вышел 1 января 1979 года. Но готовился, естественно, заранее. И как! Вспомните, старожилы Казани, - декабрь 1978-го, мороз под 45(!) градусов, ледяной белый туман на улицах… И - холодрыга в кабинетах на четвертом этаже издательства. И - несусветно жаркие споры журналистов: что ставить в первый (ну, первый же!) номер, чем поразить казанцев, какие сногсшибательные темы найти…

Как, почему удалось редактору Андрею Гаврилову создать необыкновенную, легкую, творческую, раскованную атмосферу - кстати, в газете горкома КПСС - сразу же, с первых дней работы редакции, с первых ее журналистов. Фотокор Фарид Губаев до сих пор слегка задается, что его-то Андрей Петрович принял на работу в «ВК» вторым - после себя самого - раньше всех других, о чем вспоминал и в субботу на встрече…

«ДА ОНА НЕ КУСАЕТСЯ!»

Но ведь и сам Гаврилов, хоть и пришел на пост редактора из казанского ГК компартии, был человеком творческим, интеллигентным, выпускником «музыкалки» по классу виолончели, влюбленным в музыку (Элтон Джон, Рихард Вагнер - десятки грампластинок были дома у АП!)… Не случайно в редакции на всех тогдашних вечерах пели, а Сережа Федотов вообще сочинил потрясающе остроумные песни о «Вечерке». На нынешнем субботнем вечере кое-что он тоже спел, а если забывал слова, коллеги подсказывали…

Но в редакции не только работали и пели. Здесь еще то и дело встречали разных гостей - порой из горкома, порой из цирка. Первые приходили с руководящими указаниями, вторые приводили своих зверей. И был случай, когда из редакторского кабинета отпустили погулять - «да она не кусается!» - черную пантеру (ее Рая Щербакова, которая блестяще писала про цирк, пригласила), и четвероногая гостья свободно шлялась по вечеркинскому коридору…

Впрочем, по коридорам «ВК» также проходили гости газеты - Василий Аксенов, Евгений Евтушенко, Эдуард Трескин, президент союза частных теле- и радиокомпаний Германии Петер Шолль-Латура…

Такая атмосфера, наверное, и подталкивала, заставляла все время что-то необыкновенное придумывать. Не только газету выпускать такую, которую просто расхватывали казанцы, но и организовывать всевозможные интереснейшие дела - то День чая, то фестиваль классической музыки, то «Джазовый перекресток», то вечера «В гостях у «Вечерки», за билетами на которые чуть ли не драка была…

КАК «ВЕЧЕРКА» МОСТ РАЗВЕЛА

Известный в самых широких кругах Казани - и в узких кругах Германии, где теперь живет, фотокор Владимир Зотов, прославившийся не только великолепными снимками, но и остроумными розыгрышами, на встречу явился с портретом АП на груди и… самодельной медалью. Зотов с Губаевым и напомнили (а чего напоминать-то - все собравшиеся и так знают!), как «Вечерка» развела мост на ленинской дамбе. На первое апреля. Сообщила, что вот, дескать, в этот день, в такой-то час: ждите…

Посмотреть развод моста собралась толпа, в которую затесались даже высокопоставленные начальники. Наверное, именно из-за них так трясли потом в горкоме Андрея Петровича. Но - поздно! Традиция была заложена… И каждое первое апреля с тех пор в Казани, с подачи «ВК», происходило очередное чудо. И, не поверите, но всегда находились сначала желающие на него посмотреть, а потом - очевидцы(!)…

Кстати, обо всем этом и о многом другом вечеркинцы рассказали в книге «Он был редактором от Бога», которая вышла - опять же усилиями вечеркинцев, прежде всего Артема Карапетяна, - еще в 2002 году…

МЫ ТЕПЕРЬ ПРО ВСЕ МОГЁМ ПИСАТЬ, КРИТИКУЕМ, РАЗДУВАЯ ЩЕКИ...

А потом наступила перестройка. И Гаврилов совсем распоясался. О чем и вспоминали на встрече в субботу. Газета первая - не то, что в городе, а стране! - поднимала запретные до того темы, например, опубликовала репортаж из камеры смертника, а потом давала репортажи из всех тогдашних горячих точек страны. И это «Вечерка» билась против строительства биохимзавода под Казанью - иначе все мы сейчас дышали бы невероятной дрянью. И это «Вечерка» выступала категорически против строительства, спаси Аллах, Татарской атомной станции… И это «Вечерка» стояла за демократию: «Вся власть советам, а не парткомам!»…

Между прочим, запретное слово «трущобы» (не было трущоб в СССР!) первым появилось, конечно же, в «Вечерке»… И привычный тогда лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» первым из своей газеты выкинул - без огласки - Гаврилов. В горкоме сначала и не заметили: кому такое в голову придет? А потом там был коллективный обморок…

Нет, вовсе не случайно Андрея Петровича в Казани избрали народным депутатом СССР, несмотря на все мыслимые и немыслимые партийные рогатки (знакомая картина, не правда ли?).

К слову, АП поддерживал перестройку не только в стране, но и в редакции, где разогнал отделы и «освободил» журналистов от опеки их завов. Федотов среагировал мгновенно: «Дернулся под люстрой и затих / заместитель, снятый не по делу. / Ели кашу в зале для простых / восемь безутешных завотделов»… Ах, да, не все же знают, что тогда в издательстве были два столовки - для газетных начальников и для простых журналистов…

…Андрей Петрович умер рано-рано утром 28 сентября 1991 года.

Он выдержал тяжелые (чуть не каждый день в горком вызывали - за журналистов, которые писали без оглядки на высокие должности и которых АП всегда защищал, заслонял собой), но захватывающие перестроечные годы. Выдержал съезды народных депутатов, где, как признавался вечеркинцам, было так трудно остаться сидеть, когда почти все вокруг вскакивали и затопывали, захлопывали академика Андрея Сахарова… Выдержал ГКЧП, когда «Вечерке» назначили сразу двух (одного, посчитали, мало!) цензоров, а газета все равно ухитрилась высказать свое мнение о перевороте…

А потом сердце Андрея Петровича не выдержало.

Собирая коллег на встречу, вечеркинцы не стали ее назначать на 28 сентября - слишком тяжелый день. Собрались в преддверии дня рождения любимого редактора. Сегодня, 17 октября, ему бы исполнилось 69 лет.