Фанис Нигаматуллин: «Потребление яйца в Татарстане — порядка  1 миллиарда 200 тысяч яиц  из расчета  308 штук на человека в год, такое же, кстати, как и в Европе. И 25 процентов этого рынка  занимаем мы» Фанис Нигаматуллин: «Потребление яйца в Татарстане — порядка 1 миллиарда 200 тысяч яиц из расчета 308 штук на человека в год, такое же, кстати, как и в Европе. И 25 процентов этого рынка занимаем мы» Фото предоставлено птицефабрикой «Яратель»

«КОНКУРИРОВАТЬ ПРИХОДИТСЯ С 250 ФАБРИКАМИ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ»

— Фанис Гильмуллович, первый вопрос: как фабрика пережила карантинный период?

— Несмотря на определенные трудности, в целом мы сохранили рабочий режим. Технология в яичном производстве разрабатывается минимум на год, и, соответственно, под эту технологию закупается и подготавливается молодняк птицы. Да и птице нельзя сказать: «Пока не несись, у нас карантин, потом два яйца за раз снесешь вместо одного». Поэтому существенно снизить или увеличить в течение месяца объемы производства и продаж не получится.

— Какой сегмент рынка сегодня занимает «Яратель»? И кто ваши основные конкуренты?

— Начну с того, что птицефабрика «Яратель» является одной из самых крупных по производству яйца в Татарстане и входит в десятку крупнейших в РФ. А всего в нашей стране насчитывается свыше 250 яичных птицефабрик. Общий валовый сбор в стране — около 45 миллиардов яиц в год. Если считать, что яйцо — быстропортящийся продукт и весь объем производства этого года реализуется в том же году, то вот она, емкость рынка яиц в РФ, — те же 45 миллиардов штук. Что касается конкуренции: рынок яйца открыт и любой желающий может участвовать в тендерах, которые проводят торговые сети. То есть любая фабрика может участвовать в торгах, проводимых сетью, несмотря на ее местонахождение, и привезти яйцо в любой регион. Поэтому все 250 фабрик потенциально являются нашими конкурентами.

Птицефабрика Яратель является одной из самых крупных по производству яйца в Татарстане и входит в десятку крупнейших в РФ.  А всего в нашей стране  насчитывается свыше 250 яичных птицефабрик «Птицефабрика «Яратель» является одной из самых крупных по производству яйца в Татарстане и входит в десятку крупнейших в РФ. А всего в нашей стране насчитывается свыше 250 яичных птицефабрик» Фото предоставлено птицефабрикой «Яратель»

— Вы отметили, что потребление яйца в РФ — 45 миллиардов штук в год, а в Татарстане? Сколько вы реализуете внутри республики, в регионах?

— Потребление яйца в Татарстане — порядка 1 миллиарда 200 тысяч яиц из расчета 308 штук на человека в год, такое же, кстати, как и в Европе. И 25 процентов этого рынка занимаем мы. Так что около 200–240 миллионов штук яиц в год поставляем на прилавки магазинов республики. Всего же фабрика выпускает 800 миллионов яиц в год.

Конечно, хотелось бы больше реализовывать у нас, тем более что фабрика имеет возможность доставить свежее яйцо до полки магазина в течение суток с момента его снесения. Иногда знакомые звонят, задают вопрос: почему ваш продукт есть не во всех магазинах Казани? Но здесь все на свои места расставляет рынок: иногда выгоднее увезти яйцо в Москву, чем поставить в магазин своего же города. Рисковать экономикой предприятия мы тоже не можем, за нами коллектив. Поэтому география продаж у нас достаточно обширна: от Москвы и Санкт-Петербурга до Астрахани.

— Насколько сложно входить в федеральные сети за пределами РТ?

— Еще лет 7 назад фабрика работала только через так называемых перекупщиков — 95 процентов продукции реализовывалось через них. С 2013 года проделана огромная работа по заключению прямых договоров с торговыми сетями, по созданию и продвижению бренда. Было приобретено оборудование для производства фасовки в мелкоштучной таре, а до 2012-го производство было налажено только на 30-штучную упаковку, которую сети мало принимали. Конечно, на первоначальном этапе было сложно — очень много времени уходило на то, чтобы просто дозвониться и добиться того, чтобы нас приняли и включили в свою матрицу.  Сегодня около 70 процентов продукции реализуется в торговых сетях, 30 процентов — это дилеры, производственные предприятия: пекарни, кондитерские, хлебозаводы. С сетями интересно работать, потому что они мотивируют нас на развитие бизнеса.

Птицефабрика «Яратель» производит в сутки 2,3 миллиона штук яиц, что составляет более 800 миллионов штук в год «Птицефабрика «Яратель» производит в сутки 2,3 миллиона штук яиц, что составляет более 800 миллионов штук в год» Фото: Сергей Елагин

КАК ВНУТРИ ФАБРИКИ ПОСТРОИЛИ ЕЩЕ ОДНУ — ЗА 580 МИЛЛИОНОВ

— Фабрика «Яратель» уже 8 лет находится в составе Холдинговой компании «Ак Барс», расскажите, что собой сегодня представляет предприятие?

— Птицефабрика «Яратель» производит в сутки 2,3 миллиона штук яиц, что составляет более 800 миллионов штук в год. Объем производства позволяет покрыть более 60 процентов потребности Республики Татарстан в курином яйце. Мощности в настоящее время полностью загружены, общее поголовье — 3,4 миллиона голов птицы, из них 2,5 миллиона — несушки и 900 тысяч голов молодняка.

Технологическая цепочка заключается в следующем. Мы закупаем суточных цыплят, которые затем в течение четырех месяцев выращиваются в отдельных птичниках в зоне молодняка. Потом их переводят в промышленные блоки, где они в течение 14–15 месяцев несут яйца. В настоящее время практически все процессы автоматизированы. Например, кормление, поение, регулирование микроклимата и освещения в птичниках происходят в автоматическом режиме. Задача — создать такие условия содержания птицы, чтобы максимально использовать ее генетический потенциал.

— Поговорим об инвестициях: сколько средств было вложено материнской компанией за весь период существования фабрики «Яратель»? На что были потрачены средства?

— В 2012 году, когда фабрика была продана с торгов Холдинговой компании «Ак Барс», она представляла собой не очень привлекательный актив с многочисленными долгами, в том числе по налогам и заработной плате. Начатая программа реконструкции блоков находилась в замороженном состоянии. И по многим параметрам — применяемым технологиям, затратам и прочим вещам — птицефабрика была в числе отстающих.

И в первый год, тогда директором являлся многоопытный антикризисный менеджер Хисматуллин Ришат Сахапович, были проведены расчеты и выработана стратегия развития фабрики. Общий объем инвестиций за 8 лет составил около 2 миллиардов рублей, бо́льшая часть из которых на сегодняшний день уже окупилась. Произведена реконструкция двух блоков содержания молодняка. У нас была достаточно затратная котельная, поэтому приняли решение о переводе всех зданий птицефабрики на индивидуальное отопление.

Особо хотелось бы отметить строительство утепленной галереи протяженностью свыше 1,5 километра, внутри которой по транспортерам движется яйцо. Приобретена современная сортировальная машина «Моба», которая позволяет в автоматическом режиме отбраковывать битое и грязное яйцо, производит взвешивание, определяет категорийность яйца и помещает его в потребительскую упаковку. Поэтому первый, кто дотрагивается до продукта руками, — это покупатель. Уникальность данного проекта состоит в том, что движением транспортеров, управлением точками сбора яйца, а их у нас свыше  2,8 тысячи, занимается искусственный интеллект.

В 2018 году введен в эксплуатацию блок промышленного стада на 600 тысяч птице-мест, приобретена еще одна сортировальная машина — в этот проект было инвестировано 580 миллионов рублей. Если учитывать, что на средней фабрике в РФ содержится около 500 тысяч голов, то можно сказать, что внутри комплекса за полгода построена еще одна полноценная фабрика. В результате объем производства увеличился на 30 процентов. В целом с 2012-го объем производства вырос почти в 2 раза: с 497 миллионов яиц в год до 800 миллионов.

— С какими экономическими и финансовыми показателям фабрика завершила 2019-й? Есть ли приближенное понимание, с какими результатами подойдете к концу текущего года?

— В 2019-м выручка составила 3,7 миллиарда рублей с НДС при рентабельности продаж около 10 процентов. В 2020-м планируем аналогичные результаты. Последние 2–3 года мы идем ровно по всем показателям.

— Сколько сегодня сотрудников работают на фабрике?

— Сейчас на предприятии трудятся 424 человека. Причем это оптимальный показатель в отрасли: на одного сотрудника у нас приходится выработка порядка 2 миллионов штук яиц в год. Основной производственный персонал — это птичницы и операторы, которые отвечают за содержание птицы и эксплуатацию оборудования, а также упаковщицы, в обязанности которых входит формирование коробов с продукцией для последующей отправки покупателям. В среднем люди получают 32 тысячи рублей — это медианная зарплата.

Мы не кормим птицу кормами животного происхождения, только растительными и высокого качества «Мы не кормим птицу кормами животного происхождения, только растительными и высокого качества» Фото предоставлено птицефабрикой «Яратель»

СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА НА ЯЙЦО — 100 РУБЛЕЙ ЗА ДЕСЯТОК

— Некоторые эксперты утверждают, что в себестоимости яйца порядка 40 процентов занимает импортная составляющая: витамины, премиксы, племенное поголовье. Как сказалась на вашем производстве девальвация рубля?

— Мы живем не в вакууме, и нас это тоже коснулось. Но здесь нужно понимать: есть прямое влияние девальвации, а есть — косвенное. В первом случае дорожают запчасти на оборудование, комплектующие к нему, упаковка, премиксы и витамины — это все у нас импортное. Но доля таких затрат не превышает 15 процентов от полной себестоимости продукции. Косвенно, возможно, это влияние и больше. Например, из-за роста курса валюты привлекательным становится экспорт зерновых, тем самым на внутреннем рынке цена на зерно тоже растет. К тому же, вероятно, у производителей зерновых имеется и собственная импортная составляющая. Если все это учитывать, то, наверное, эксперты и правы: 40 процентов может и быть. Но тут есть и другой момент: девальвация рубля и рост затрат не всегда сопоставимы с ростом цен на нашу продукцию.

— Как формируется стоимость на полке магазина?

— Цена определяется рыночной конъюнктурой и складывается исходя из баланса спроса и предложения. Есть три основных механизма определения цены на яйцо между продавцом и покупателем. Первые два в основном используются при поставках в крупные сети, а последний — при реализации оптовым покупателям на договорных отношениях. Если речь о торговых сетях — то это биржа. Сети каждую неделю проводят торги, и, кто дешевле цену даст, тот и поставит продукцию на полку. Никому не интересно, из чего складывается наша себестоимость. Главное — низкая цена. Во втором случае стоимость устанавливает покупатель, а поставщик либо ее принимает и поставляет по этой цене, либо отказывается от поставки.

Кроме того, стоимость зависит от того, насколько загружены складские мощности птицефабрик. Яйцо — скоропортящийся продукт, его долго держать нельзя. И тот, у кого большие складские комплексы, начинает «валить» рынок. Мы для себя приняли такую политику: держать остатки не более двухсуточного объема производства. Если в сутки мы выпускаем 2 миллиона яиц, то товарных запасов может быть максимум 4 миллиона. И это критичный остаток, который бывает после Нового года, пока никто еще не проснулся, и в майские праздники, когда люди массово уезжают отдыхать. Так что на склад мы не работаем.

— А из чего складывается себестоимость яйца?

— В себестоимости нашего яйца 65 процентов составляют корма, они у нас дорогой рецептуры. Мы не кормим птицу кормами животного происхождения, только растительными и высокого качества. Как уже было отмечено, товар биржевой, цена подвержена как общему сезонному колебанию, так и прочим рыночным факторам. Рост затрат на производство не всегда сопровождается ростом цен на продукцию. В таких условиях выживают лишь наиболее эффективные предприятия.

Один наш коллега подсчитал, что если сравнить цены на хлеб, молоко и яйца периода СССР и настоящего времени, то получается, что стоимость десятка яиц должна составлять сейчас более 100 рублей! И это справедливая цена на сегодня.

В действительности же стоимость продукта, на производство которого необходим колоссальный труд  специалистов самого разного профиля, уже много лет практически постоянна. Поэтому яйцо остается незаслуженно дешевым и при этом одним из самых полезных завтраков, обедов и ужинов.

Для достижения качества скорлупы используем каспийскую ракушку, которую привозим вагонами из Дагестана, также добавляем в рацион известняк «Для достижения качества скорлупы используем каспийскую ракушку, которую привозим вагонами из Дагестана, также добавляем в рацион известняк» Фото предоставлено птицефабрикой «Яратель»

 «ЯЙЦО — ЭТО ПРОДУКТ, НЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИДУМАННЫЙ»

— Кстати, о генетическом потенциале — в России до сих пор не производят родительское поголовье птицы, генетических лабораторий у нас попросту нет. Ранее ваша фабрика приобретала суточных цыплят в Германии и Англии — кроссы немецких и английских птиц. Сейчас вы также работаете с данными производителями?

— Действительно, сегодня существует проблема отечественных кроссов, генетические лаборатории — серьезный бизнес, на который нужны колоссальные средства и специалисты высокого уровня. И я не берусь оценивать перспективы развития данного направления в России. Мы сейчас содержим птицу немецкого кросса Ломан ЛСЛ. Пробовали разные кроссы, но поняли, что именно эта птица нам подходит больше всего: по качеству яйца, хорошей сохранности птицы. Мы поменяли подходы в этом направлении: раньше закупали непосредственно родительское стадо за рубежом и сами получали суточного цыпленка для промышленной несушки. Но наши цеха родительского стада не соответствовали ветеринарно-санитарным условиям и появлялись определенные проблемы, а дальше это сказывалось и на потомстве.

Поэтому мы скооперировались с другой крупной птицефабрикой, которая имеет соответствующие условия для содержания родительских стад и закупает его большее количество, тем самым получая эффект масштаба на стоимости цыпленка. Экономически мы посчитали, что выгоднее по такой форме работать, чем производить суточного цыпленка самим. Сейчас фура — цыплятовоз — 2 раза в неделю приезжает из инкубатора прямо к нам, так работаем уже четвертый год.

— А эти цыплята, которых вы привозите в суточном возрасте, не могут быть родителями другого потомства?

— Нет. Ведь если, к примеру, мой прадед играл на баяне, это же не значит,  что и у меня на 100 процентов будут такие же способности. Генетика — очень наукоемкое производство, в котором все точно выверено.

— Вы отметили, что особое внимание на фабрике уделяется кормлению птицы — из чего состоит ее рацион?

 — Мы содержим птицу в общей сложности 19–20 месяцев и очень серьезно относимся к ее питанию. Если витамины, то проверенных заводов, которые изготавливают в том числе продукты для людей. Рацион составляется на каждую возрастную группу по показателям, рекомендованным для этого кросса. Основа рациона — зернобобовые культуры: пшеница, ячмень, горох, кукуруза, также присутствует подсолнечное масло, подсолнечный и соевый шроты. Для достижения качества скорлупы используем каспийскую ракушку, которую привозим вагонами из Дагестана, также добавляем в рацион известняк. Корма производят для нас комбикормовые заводы, входящие в структуру Холдинга «Ак Барс», из культур, выращенных на полях его агрофирм.

Яйцо — это продукт, не человеком придуманный, он создан Всевышним или природой (кому как нравится). И птица — живой организм, и что-то чужеродное в питании использовать не получится, она моментально реагирует: либо снижением яйценоскости, либо ухудшением здоровья.

«Яратель» — это первый бренд, который мы вывели на рынок в 2015 году. Бренд полюбился татарстанцам и потребителям далеко за пределами нашей республики «Яратель» — это первый бренд, который мы вывели на рынок в 2015 году. Бренд полюбился татарстанцам и потребителям далеко за пределами нашей республики» Фото: Сергей Елагин

ПОЯВИТСЯ ЛИ «ЯРАТЕЛЬКА» ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ?

— С самого начала создания бренда «Яратель» вы стали выпускать яйцо стандарта халяль: в чем его отличие от обычного яйца?

— Для халяль мы собираем яйцо только от молодой птицы в возрасте 5–8 месяцев, в рационе которой повышенное содержание кукурузы. При этом, по стандарту халяль, яйцо не должно содержать кровяных примесей и быть абсолютно чистым, тогда как для обычного яйца допускается до 7 процентов загрязнений по площади скорлупы. Такое яйцо — чистое внутри и снаружи — полностью отсортировывает искусственный интеллект автоматизированной линии.

— Поговорим о ваших брендах. Вы значительно расширили линейку своей продукции, у вас есть премиальные и эконом-сегменты продукции — расскажите об этом подробнее.

— «Яратель» — это первый бренд, который мы вывели на рынок в 2015 году. Бренд полюбился татарстанцам и потребителям далеко за пределами нашей республики. Остальные — эконом-сегмент, с которым мы выходим на биржу, у нас сегодня 35 видов производимой продукции. Если говорить о премиум-сегменте, то год назад мы выпустили новый бренд — Grande Ferme: крупные яйца весом свыше 75 граммов, из одного яйца можно целую яичницу приготовить. Это не массовый сегмент, эксклюзив, который продается по достаточно высокой цене в таре на 6 штук. Но своего клиента Grande Ferme нашел.

— Не планируете новые бренды?

— Была задумка выпускать яйцо для наших самых маленьких потребителей — яйцо второй категории «Ярателька».

Нужно отметить, что птицеводство на сегодняшний день — это высокотехнологичное производство с большой долей автоматизированных процессов, своевременное внедрение которых является одним из факторов успеха «Нужно отметить, что птицеводство на сегодняшний день — это высокотехнологичное производство с большой долей автоматизированных процессов, своевременное внедрение которых является одним из факторов успеха» Фото предоставлено птицефабрикой «Яратель»

 — А почему вторая категория? Разве она не хуже первой и отборной?

— Вторая категория яйца — самая полезная. Это яйцо от молодой птицы, которая только начинает нестись. Пока мы изучаем спрос.

— Какие планы у фабрики? Не думаете увеличивать производство? Может, рассматриваете новые направления бизнеса?

— Мы всегда смотрим вперед: финансовые прогнозы составляем на пять лет. Основная задача — масштабный переход на «цифру» во всех бизнес-процессах.

Второе — изначально рассматривали увеличить производство до 1 миллиарда яиц в год. А это фактически еще одна фабрика. Сейчас изучаем, насколько имеется такая необходимость. Разрабатываем интересное направление по мелкоштучной фасовке — закупаем оборудование под это. В Европе, к примеру, есть фасовка и по два яйца. Изучаем рынок глубокой переработки яйца — это уже может быть экспортным продуктом. Например, яичный меланж, порошок, яйцо в асептической упаковке с длительным сроком хранения.

— Несколько слов о переработке отходов: недавно на сайте минэкологии РТ был анонсирован проект по производству органических удобрений, начатый на вашей площадке. Можете рассказать об этом проекте?

— Да, действительно, мы утвердили программу переработки куриного помета в органические удобрения, в соответствии с которой предусмотрены инвестиционные вложения на сумму 186 миллионов рублей. Основной акцент в проекте сосредоточен на использовании технологии активного компостирования, которая нашла свое успешное применение во всех передовых странах Европы, таких как Австрия, Германия, Нидерланды, Франция.

Уже сегодня на площадке производятся пусконаладочные работы ворошителя буртов TracTurn 3.7 австрийской компании Compost Systems, известной во всем мире как яркий сторонник органически выращенной продукции. Надеемся, что более чем полувековой опыт данной компании в реализации подобных проектов позволит нам в кратчайшие сроки получить желаемые результаты.

«Когда у тебя есть лучшие кадры, есть понимаемый вектор развития и самые современные технологии, то вполне реально создавать и развивать успешный бизнес» «Когда у тебя есть лучшие кадры, понимаемый вектор развития и самые современные технологии, то вполне реально создавать и развивать успешный бизнес» Фото предоставлено птицефабрикой «Яратель»

 — Вы 8 лет работаете на фабрике и уже 4 года ее возглавляете. Как вы думаете, в чем состоит успех предприятия?

 Для успешного развития бизнеса есть несколько составляющих.

Такие как объективная оценка текущей ситуации, правильно выстроенная стратегия развития на 5–10 лет и планомерная ее реализация на каждом этапе хозяйственной деятельности.

Нужно отметить, что птицеводство на сегодняшний день — это высокотехнологичное производство с большой долей автоматизированных процессов, своевременное внедрение которых является одним из факторов успеха.

Конкурентное преимущество любого предприятия — это наличие персонала, готового творить, желающего каждый день что-то улучшать, восприимчивого к новым идеям.

Когда у тебя есть лучшие кадры, понимаемый вектор развития и современные технологии, то вполне реально создавать и развивать успешный бизнес.