Экс-министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов на форуме «100% Татарстан» рассказал, как засуха 2010 года заставила республику разработать новую систему земледелия, благодаря которой РТ обязана иметь как минимум 5 млн т зерна ежегодно. Действующий министр Марат Зяббаров провел экспертную дискуссию о современном потребителе свежего продукта. О трансформации труда на селе, переезде 19 тыс. городских семей в деревню и выходе фермеров на онлайн-полки — в репортаже «БИЗНЕС Online».
На полях форума «100% Татарстан» сегодня главенствующей темой стало сельское хозяйство
«Особенность сельского хозяйства: сегодня еще рано, а завтра уже может быть поздно»
На полях форума «100% Татарстан» сегодня главенствующей темой стало сельское хозяйство. Большое интервью вице-спикера Госсовета РТ Марата Ахметова поначалу удивило неожиданной «полилингвальностью», но пользы от него не было никакой: какой бы язык ни настраивал в проигрывателе пользователь, поверх него все равно шел перевод на татарский. Гости в чате инновацию не оценили, но вскоре неисправность устранили.
О чем же говорил бывший министр сельского хозяйства РТ спустя год после назначения на новую высокую должность? Для начала он обратился к истории. За время его работы (а это 44 года!) времена в сельском хозяйстве бывали разные. Майский пленум ЦК КПСС 1982 года, например, принял продовольственную программу СССР на 1982–1990 годы. «Тогда государство вложилось в сельское хозяйство, повернулось к нему лицом», — вспоминал Ахметов. Однако с развалом СССР отношение к сельскому хозяйству стало «бросовым», многие российские производители начали терять терять запас прочности, обороты снижались, устаревали основные фонды. В итоге многие аграрии обанкротились, а земли стали забрасывать. Окончательно добил селян оставивший их без работы указ Ельцина о роспуске колхозов.
В такой ситуации, напомнил Ахметов, Татарстан выбрал политику «мягкого вхождения в рынок», и, даже когда стоимость барреля нефти в 1990-е опускалась до $8, республика под руководством Минтимера Шаймиева все равно держала сельское хозяйство в приоритете. Когда же цены на нефть пошли вверх, федеральная власть уже включила другую логику.
«На федеральном уровне случались разговоры, что если валюта будет, то все купим за рубежом. Продукция начала прибывать из Европы, и нам приходилось выживать в таких условиях, ставить задачу оставаться конкурентоспособными», — вспоминал экс-министр. Так появились такие компании, как «Красный Восток», «Ак Барс», «Агроинвест», «Камский Бекон», «Челны-Бройлер». «Это была необходимость, иначе с нами произошло бы то же самое, что и с нашими соседями, где землю бросали сотнями гектаров», — рассказал Ахметов. В результате опыт Татарстана стал распространяться, и различные институты поддержки сельского хозяйства появились по всей стране.
Но конкурентоспособность не дается даром, она требует своевременной модернизации техники. «Особенность сельского хозяйства такова, что сегодня еще рано, а завтра уже поздно может быть», — отметил Ахметов. Именно поэтому появилась президентская программа по модернизации сельского хозяйства, по которой малым формам сельского хозяйства выделят из бюджета 2,5 млрд рублей (за какой срок, не уточняется).
Марат Ахметов: «Особенность сельского хозяйства такова, что сегодня еще рано, а завтра уже поздно может быть»
«Диспаритет цен присутствовал всегда, но лучшие годы были только при СССР»
Благодаря таким мерам поддержки Татарстану удается работать на опережение в сельском хозяйстве, отметил зампредседателя парламента РТ. В пример Ахметов привел производство молока: в РТ производится 2 млн т данной продукции в год, что обеспечивает 7% российского потребления. Отрасль остается «козырной картой» республики, тем более что все молоко перерабатывается в пределах РТ. «Каждый год вводится два–три десятка совершенно новых высокотехнологичных молочных комплексов, что делает продукцию конкурентоспособной и высокодоходной», — рассказал Ахметов.
Спикер отметил, что так было не всегда: даже в его годы работы министром сотни ферм в Татарстане работали вручную и доили «на ведро». Но за последние 10 лет отношение к сельскому хозяйству кардинально изменилось, и теперь на него уже перестают смотреть «как на черную дыру или серую безобразную жизнь».
«Все зависит от того, кто стоит у руля», — подытожил Ахметов, отметив роль менеджмента в успехах республики. Если хозяин рачителен, то даже при росте стоимости ГСМ можно оставаться конкурентоспособным, уверен экс-министр, но все же не удержался от ностальгии. «Диспаритет цен присутствовал всегда, но лучшие годы были только при СССР, когда электроэнергия стоила копейку, видимо, просто для учета, а дизельное топливо — 4 копейки, бензин даже дешевле. Тогда на килограмм зерна можно было закупать 2 литра солярки. Сегодня надо отдать минимум 4 килограмма зерна на 1 литр топлива», — привел пример Ахметов.
«Но я не плачу, — оптимистично добавил он. — Жесткий рынок очень серьезно воспитывает в части того, чтобы быть рачительным организатором производства. А где уж объективно невыносимо — там ручное управление процессами, не зря же у нас появилась система льготного дизтоплива». Также есть программы субсидирования затрат по удобрениям, племенному скоту, элитным семенам, сельхозтехнике.
Внедрение новых технологий дает свои плоды и в растениеводстве. С 2001 по 2009 год Татарстан собирал более 5 млн т зерна в год. Подкосила республику засуха 2010 года, после которой удачные и засушливые годы стали чередоваться. Однако это только подстегнуло к внедрению новых ресурсо- и влагосберегающих технологий, сказал Ахметов: было разработано более 10 сортов засухо- и болезнеустойчивых культур. В результате создана новая система земледелия Татарстана, которая дает 5 млн т зерна даже в среднеблагоприятных условиях.
«Сегодня многие сельхозпредприятия собирают урожай в 50 и более центнеров с гектара, сегодня-завтра будет уже 4 миллиона тонн зерна, и это еще не конец уборки, — заметил Ахметов. — Я очень надеюсь, если погода продержится благоприятной для проведения уборки, то не исключено, что к 100-летию нашей республики [получится] очень серьезный уже подарок от аграриев РТ. Я очень хочу, чтобы они преодолели планку в 6 миллионов татарстанского зерна. Это было бы суперподарком к юбилею Татарстана — как раз та цифра, которая достойна имени самой республики. Республика Татарстан не имеет права быть в середняках!»
А вот оставить людей на селе, пожалуй, труднее, чем растить хлеб и получать молоко. Ахметов признал, что остановить миграцию в города невозможно, села не смогут составить конкуренцию Нижнекамску, Альметьевску и Набережным Челнам, не говоря уже о Казани. Но можно замедлить данный процесс. Для этого, по словам экс-министра, нужно «масштабно развернуть процесс строительства жилья» на селе, чтобы оно стало доступным каждому, а также повышать производительность труда. «Чтобы ту работу, которую сегодня делают двое, завтра или через год мог сделать один человек, а оплату двоих работников сегодняшнего дня выплачивать тому одному», — объяснил чиновник.
Кроме того, в республике уже действует 50 президентских программ, которые работают в том числе для села. «Любая деревня заимела три-четыре программы налицо: или там появился фельдшерско-акушерский пункт, или новые детские сады, или новые школы или спортивные площадки. Да, лучше Казани сделать невозможно, но есть люди, которые преданы своей судьбе на селе, они даже не соревнуются за комфортные условия, им нравится жить и работать здесь», — сказал Ахметов и напомнил: за последние три года 19 тыс. татарстанских семей переехало из городов в села. Так что если государство продолжит создавать на селе рабочие места, то баланс между городом и деревней однажды может быть достигнут.
«Сегодня многие сельхозпредприятия собирают урожай в 50 и более центнеров с гектара, сегодня-завтра будет уже 4 миллиона тонн зерна, и это еще не конец уборки»
«10 лет назад мы не задумывались о вреде колы»
Сразу после интервью с экс-министром сельского хозяйства республики в рамках форума прошла панельная дискуссия с участием действующего министра — Марата Зяббарова, а также всей «пищевой цепочки» производителей, переработчиков пищевой продукции и сетей реализации. Обозначенная тема — «Современный потребитель и цепочки реализации сельскохозяйственной продукции». Модератором пригласили фермера, главу КФХ Алену Белоглазову.
Зяббаров начал с того, что Татарстан в избытке производит такие продукты, как молоко, мясо, сахарный песок, куриные яйца, подсолнечное масло, хлеб и прочую продукцию. Так что себя обеспечиваем, а многими товарами еще и успешно кормим соседей. «Но наша основная цель — сделать так, чтобы максимально сырье, которое у себя производим, переработать у себя, чтобы добавленная стоимость оставалась в регионе», — говорит министр.
Марат Зяббаров: «Но наша основная цель — сделать так, чтобы максимально сырье, которое у себя производим, переработать у себя, чтобы добавленная стоимость оставалась в регионе»
Но важно не только произвести, но и продать продукцию. Белоглазова считает, что в Татарстане наблюдается «недостаток покупателей», из-за чего местный «продукт недооценен». «Пандемия свои коррективы внесла — сейчас фермеры активно реализуют свой товар через онлайн-торговлю. Когда многие торговые центры и магазины закрылись, доставка возросла в 4–5 раз, и предприимчивые фермеры, которые организовали работы в этом периоде, доставку развивают», — заметил Зяббаров.
Министр уверен, что большие перспективы также за кооперацией фермеров, потому что «с 100 килограммами картофеля в торговую сеть не зайдешь»: большим магазинам нужны большие объемы, стабильное качество и упаковка.
Депутат Госдумы РФ от Татарстана Айрат Фаррахов «как врач» заметил, что свежие продукты с короткими сроками хранения (без антибиотиков, консервантов и заменителей) всегда полезнее тех, что могут храниться годами, но важно сделать такие товары максимально доступными для потребителей. «Подвижность и правильное питание — ключевые факторы долголетия, а у нас максимум 55 лет здорового образа жизни у людей», — сетует специалист. Питание в РФ «далеко не в первой двадцатке лидеров в мире» — каждый второй взрослый и каждый четвертый ребенок страдает от ожирения.
По мнению Фаррахова, нужно скорее пересматривать потребительскую корзину (долгие годы она не менялась и не устраивает уже ни экономистов, ни медицинских работников), с тем чтобы в нее вошло больше полезных продуктов, и пропагандировать здоровое питание, чтобы подать пример взрослым и детям.
Гендиректор АО «Агросила» Светлана Барсукова отметила на рынке фреш-продукции неприятную для производителей тенденцию: хотя объемы выручки растут, средняя стоимость молока и мяса птицы падает, что снижает маржу. «Такая тенденция не первый год — потребитель хочет иметь качественные товары по невысокой цене», — заключает Барсукова. Она также уверена, что нужны государственные программы, которые станут прививать правильные пищевые привычки у детей. «Если родители пьют по два стакана кефира в день, то и ребенок с большой долей вероятности будет так делать», — рассуждает предприниматель.
«Я вижу, как меняется отношение к натуральным, здоровым продуктам. Это все идет из семьи. Если 10 лет назад мы не задумывались о вреде колы, то сейчас, когда у тебя появились детишки, размышляешь не только о том, что даешь ребенку, но и о том, что есть самому», — поддержала выступающую Белоглазова.
На полках магазинов сети «Ашан» доля локальных производителей в Татарстане составляет 80% по хлебу и 50% — по молоку и молочной продукции
«Нас интересует овощная продукция, маринады, соленья, баранина, деликатесы из конины»
Представитель «Ашан Ритейл Россия» Валентина Михайлова заверила, что торговая сеть активно привлекает локальных производителей. На полках магазинов сети доля таких товаров в Татарстане составляет 80% по хлебу и 50% — по молоку и молочной продукции. По мясу картина не столь красивая — у «Ашана» свой завод в Тамбове, так что мясо и колбаска в большом количестве идут к нам оттуда.
Важный момент, на который обратили внимание представители торговых сетей, — вхождение в сеть в Татарстане для многих поставщиков одновременно становится и входными воротами в торговую сеть по всему Поволжскому округу и даже РФ. Многие производители — «Азбука сыра», «Агросила», ЗМК — также производят для «Ашана» продукцию, реализуемую под собственной торговой маркой сети, а это тоже дополнительные объемы, и немалые.
«Огромное внимание уделяем фермерской продукции. Планируем создать коллаборацию с фермерами — дать им возможность торговать у нас своими товарами», — заявила Михайлова. Белоглазова радостно заметила, что ее КФХ — единственное из РТ, что представлено в данной торговой сети. «Нас интересует овощная продукция, маринады, соленья, баранина, деликатесы из конины, мясо птицы, индейки, кролика, живая рыба — все, что производится здесь и в течение суток поставляется в магазин», — призвала к сотрудничеству представительница сети «Ашан».
Представитель Ozon.ru в Татарстане отметил огромный рост интернет-торговли во время «коронакризиса»
Представитель ООО «Интернет решения» (Ozon.ru) в Татарстане Рустем Касимов отметил огромный рост интернет-торговли во время «коронакризиса» (более 250% за первое полугодие 2020-го в РТ). Специалист говорит, что в планах площадки развиваться в сторону доставки фреш-продукции — срочная и сверхсрочная доставка скоропортящихся пищевых продуктов сейчас обкатывается в Москве, но вскоре может дойти и до Татарстана. «Наша полка не ограничена физическими объемами, мы можем продавать неограниченный ассортимент в неограниченном объеме», — говорит Касимов.
Представитель торговой сети «ВкусВилл» Нурлан Жумабаев рассказал, что его торговая сеть не просто тщательно отбирает поставщиков в регионах (например, татарстанский камамбер теперь зашел во всю федеральную сеть), но еще и меняет их в лучшую сторону. Сначала группа технологов отбирает годную для сети продукцию, а затем группа аудита выезжает на предприятия, чтобы посмотреть, все ли технологические процессы соблюдаются. Представители сети также могут попросить убрать из продукта неполезные, на их взгляд, добавки, как итог — товары становятся более качественными.
Подводя итоги, участники панельной дискуссии сошлись во мнении, что продукция Made in Tatarstan имеет все шансы занять полки магазинов не только в РФ, но и за рубежом. В то же время Барсукова заметила, что вкусы людей зависят от региона — например, в Татарстане любят один вид колбасы, а в Краснодарском крае — другой, это нужно учитывать.
Зяббаров порадовался, что кооперация в Татарстане уже делает большие успехи — фермеры научились объединять усилия, закупать, упаковывать свою продукцию (любые виды фасовки и упаковки) и поставлять ее потребителям: в школы, детские сады, госучреждения и т. д. Государство же оказывает им посильную финансовую поддержку.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 106
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.