Выручка группы «КАМАЗ» в первом полугодии 2020-го выросла на 9% до 85 млрд рублей, причем заметно увеличились продажи как грузовиков, так и автобусов. Отчетность отделяет от финансов основной группы убытки дочерней ОАТ, которой Сергея Когогина и Ко «нагрузили» ранее, как бы намекая, что без такого «прицепа» результат мог быть и лучше. На самом КАМАЗе говорят о грамотном маркетинге и расширении модельного ряда, а эксперты «БИЗНЕС Online» не исключают пока невидимого вклада гособоронзаказа.
Выручка КАМАЗа от производства и реализации грузовиков подскочила на 14%, или на 9,7 млрд, до 78,8 млрд рублей. А вот доходы ОАТ упали на 31%, или на 2,6 млрд, до 5,9 млрд деревянных
САМ ВЫЕХАЛ, А ЗА ОАТ НЕ ДОСМОТРЕЛ?
Крупнейшие предприятия РТ подводят итоги коронавирусного первого полугодия. Консолидированная выручка группы «КАМАЗ» выросла на 9% до 84,8 млрд рублей год к году в январе – июне 2020-го, согласно опубликованной отчетности автопроизводителя со товарищи по МСФО. Причитающаяся акционерам прибыль за 6 месяцев составила 368 млн рублей против убытка 2,66 млрд за аналогичный период предыдущего года (АППГ). Неужели ситуация переломлена к лучшему? Возможно, но не все так просто.
Одной из особенностей нынешней отчетности стало разделение показателей основного конгломерата и группы компаний «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), которую прицепили к челнинскому автогиганту в начале 2018 года. На тот момент у большинства предприятий ОАТ финансы пели романсы, и, судя по цифрам, под крылом КАМАЗа они не особо-то улучшились. В любом случае камазовские финансисты решили не смешивать показатели в кучу: котлеты отдельно, мухи отдельно.
В цифрах выглядит это так: выручка КАМАЗа от производства и реализации грузовиков подскочила на 14%, или на 9,7 млрд, до 78,8 млрд рублей, а вот доходы ОАТ упали на 31%, или на 2,6 млрд, до 5,9 млрд деревянных. При этом до вычета расходов по финансовым операциям основное направление в первом полугодии 2020-го заработало почти 3,5 млрд рублей чистыми против едва не полумиллиардного убытка в АППГ. А вот ОАТ как раз потерял 597 млн, хотя год назад вышел в плюс на 91 млн рублей. Складывается впечатление, что две группы сработали как сообщающиеся сосуды или же для КАМАЗа у владельцев и топ-менеджеров сил хватило, а вот ОАТ остался «недосмотренным ребенком».
К слову, в пользу посредственного состояния дел на ОАТ говорит провал производства именно по комплектующим: с 8,1 млрд до 5,6 миллиарда. Не лучше шли дела и у металлургов: снижение с 1,4 млрд до 0,9 млрд рублей.
Похоже, набирающая обороты «мусорная» реформа продолжила раскручивать камазовский маховик
КАМАЗ ДЕРЖИТ ТЕМП ВТОРОГО ПОЛУГОДИЯ 2019-го. СОБЯНИН ПОМОГАЕТ КОГОГИНУ С АВТОБУСАМИ
Зато продажи грузовиков подскочили на 6,5 млрд до 48,7 млрд рублей. Как говорится, мелочь, а приятно, что и экспортные поступления выросли на 1,75 млрд до 6 млрд рублей. Напомним, что КАМАЗ значительно расширил свою продуктовую линейку и в 2019-м теснил конкурентов как в сегменте тягачей, так и по самосвальной технике. Похоже, набирающая обороты «мусорная» реформа продолжила раскручивать камазовский маховик. Также на руку челнинцам мог сыграть плавающий курс рубля, сделавший менее доступной для россиян импортную технику, стоимость которой рассчитана в твердой валюте.
Что касается автобусов, то поступления от их продаж выросли на 3,9 млрд до 11,6 млрд рублей, в чем решающую роль очевидно сыграли заказы от московской мэрии, возглавляемой Сергеем Собяниным. Как известно, в ноябре 2018-го КАМАЗ выиграл столичный тендер на поставку 655 автобусов для нужд «Мосгортранса». В прошлом году компания передала столице 440 единиц, еще 215 было передано в январе – апреле 2020-го. Добавим, что в 2018–2019-м челнинцы поставили москвичам 200 электробусов, а в январе 2020-го заключили третий контракт на поставку еще 200 — данный договор стал самым крупным в истории компании. Предполагается, что техника будет поставлена в период с 1 июля по 30 ноября 2020 года, вся она собирается на дочернем НЕФАЗе. Но далеко не факт, что этим все завершится. На днях тот же Собянин, чья неприязнь к столичным троллейбусам широко известна, объявил о грядущем геноциде «рогатых», после которого в Златоглавой останется один-единственный троллейбусный маршрут. Ну а свято место, как известно, пусто не бывает.
Что характерно, меры по борьбе с коронавирусной инфекцией не отразились на темпах выполнения заказа — вся продукция была отгружена в полном объеме в оговоренный срок. Авторы отчетности группы «КАМАЗ» подчеркивают, что значительных простоев или сбоев в цепочках поставок не зафиксировано и вообще, ГК лишь понесла дополнительные расходы, связанные со средствами индивидуальной защиты. Т. е., по официальной версии, дела идут просто отлично, какие бы слухи о перебоях с комплектующими и массовых заражениях на КАМАЗе ни циркулировали в Набережных Челнах.
Из прочих финансовых достижений отметим, что объем процентов к выплате у ГК сократился на 700 млн до 3,5 млрд рублей.
На фоне позитивной динамики продаж с выходом на прибыль совет директоров и правление подняли себе выплаты на 34%, или 18 млн, до 71 млн рублей.
Что касается автобусов, то поступления от их продаж выросли на 3,9 млрд до 11,6 млрд рублей, в чем решающую роль, очевидно, сыграли заказы от московской мэрии, возглавляемой Сергеем Собяниным.
ПОЧЕМУ В НЕЗАВИСИМОЙ СТАТИСТИКЕ ПАДЕНИЕ ПРОДАЖ, А У КАМАЗА — РОСТ?
Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев выдвинул свою версию, почему производственные данные автогиганта расходятся с независимой статистикой. Как ранее сообщалось, КАМАЗ в первом полугодии увеличил производство машкомплектов на 11,8%, в то же время агентство «Автостат» зарегистрировало снижение продаж грузовиков «КАМАЗ» в первой половине года на 8,2% по сравнению с первой половиной 2019-го (на фоне общего снижения рынка грузовой техники в РФ на 11,4%).
«Возможно, это лишь видимая часть рынка, — говорит эксперт. — В статистику вряд ли попадают поставки по оборонному заказу. Также в нее пока могли не попасть продажи по лизинговым программам. Например, известно, что „ВТБ Лизинг“ обеспечивает поставку для нужд „Почты России“ 116 единиц техники производства КАМАЗа (седельные тягачи, изотермические фургоны и изотермические полуприцепы). Кроме того, могло сказаться увеличение цен в связи с обновлением модельного ряда: в этом году начались продажи нового магистрального тягача „КАМАЗ-54901“, флагмана совместной с Daimler AG линейки К-5».
Калачев также отмечает активность автогиганта на рынке пассажирского транспорта, и одной лишь поставкой электробусов дело не ограничивается. «По данным СПАРК, в конце 2019-го КАМАЗ заключил контракт на 11 миллиардов рублей с ГУП „Мосгортранс“ на поставку с последующим сервисным обслуживанием и ремонтом в течение 15 лет 200 городских электробусов. А в мае был заключен контракт с „Гортрансом“ Республики Башкортостан на 470 миллионов рублей на поставку 50 автобусов большого класса до конца 2020 года», — указывает аналитик «Финама».
«Господдержка автопроизводителей для преодоления последствий пандемии также должна обеспечить предприятие заказами в этом и следующем году, поскольку правительство распорядилось перенести на более ранние сроки закупку техники по нацпроектам», — резюмирует Калачев.
Олег Афанасьев: ««Продажи удалось увеличить в первую очередь за счет правильной маркетинговой политики в условиях пандемии и повышения эффективности системы продаж компании»
ОАТ ПОСТРАДАЛА ИЗ-ЗА ЛЕГКОВОГО СЕГМЕНТА
В свою очередь руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев пояснил «БИЗНЕС Online» ряд принципиальных моментов. В частности, мы спросили его, за счет каких факторов (заказов на какие конкретные модели от каких именно клиентов) получилось поднять продажи грузовой техники.
«Продажи удалось увеличить в первую очередь за счет правильной маркетинговой политики в условиях пандемии и повышения эффективности системы продаж компании. Также повлияло выведение на рынок новой техники поколения К4 и К5, которая стала замещать технику иностранного производства в тех сегментах, где ранее „КАМАЗ“ не был существенно представлен. Нельзя не отметить роль федеральных и региональных органов власти в условиях „коронакризиса“. И если федеральная поддержка в виде опережающих закупок и субсидий в первом полугодии не успела оказать существенную помощь отрасли — всю полноту этой поддержки мы видим сейчас, когда фиксируется повышенный спрос на технику, — то помощь региональных властей, которые разрешили работать дилерским центрам и не остановили продажи и сервис, мы считаем очень важной», — сообщил Афанасьев.
Что касается позитивного влияния «мусорной» реформы на показатели КАМАЗа, пресс-секретарь ПАО заметил, что такое влияние реформа оказала в прошлом году, а «сейчас мы не фиксируем существенного роста продаж мусоровозов».
Но чем все же обусловлен провал поступлений и убыток ОАТ? Перераспределял ли КАМАЗ активы и потоки между основной группой и дочерней по сравнению с 2019-м или же элементарно упал спрос на комплектующие?
«Ситуация в ОАТ напрямую зависит от положения в легковой отрасли. В первом полугодии в данном сегменте падение продаж и производства достигало в некоторые месяцы 70 процентов. Это, конечно, не могло не повлиять на показатели группы „ОАТ“, основным потребителем продукции которой является АвтоВАЗ. Однако сейчас в отрасли наблюдается отложенный спрос, что позволяет с оптимизмом смотреть на ситуацию в ОАТ по итогам года», — заключил Афанасьев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.